Файл: Шумский, Д. Л. Герой социалистического труда Н. П. Барабашов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ловича, начиная с первых дней Советской власти. Уже в 1919 году он — член местно го комитета профсою за университета. Не однократно избирается депутатом город ского и областного Советов депутатов тру дящ ихся, в руководящие партийные органы города и области. Дважды избирают харь ковского ученого депутатом Верховного Совета СССР. Никогда никто не слышал от него: «Не могу, нет времени». Все отмеча ют его чуткость, сердечность.
У ограды астрономической обсерватории на скамеечке сидят двое мужчин и ста рушка.
— Такого порядка нет в нашей стране, чтобы председатель артели позволял себе беззаконие,— говорит мужчина в синей куртке.— Товарищи советуют: «Иди, доби вай ся!»— «А куда идти?» — «Ясное дело, к депутату».— Когда его выбирали, я голос за него отдал, но вот лично знакомиться не приходилось.
—Добьешься, он поможет.
—Добью сь, надо дум ать,— соглашается мужчина в синей куртке.— Только вот какое недоумение... Выступал он у нас, Барабашов. О звездах, о небе рассказывал. Уж больно он к звездам близок. Все Луна, Марс. Человек всю жизнь на небо смотрит,
атут дело земное. Поймет ли? ,
— Да что ты, м илы й !— удивленно |
гово |
рит старуш ка.— Он на звезды смотрит, |
а по |
земле ходит. Сколько я побегала, пока до думалась к нему обратиться. Запутали в райсобесе мою пенсию. Так Николай Павло
100
вич туда позвонил, поговорил и все сделал.
Врайсобесе еще передо мной извинялись...
—Второй раз в депутаты Верховного Со вета выбрали — знать не даром! — с уваже нием вставил третий собеседник.
Много подобных разговоров подслушали харьковские журналисты и рассказали о них
впечати. Как тут не вспомнить об одном звонке, раздававшемся в кабинете акаде мика? Было это во время полета первого
советского спутника Земли. Его кабинет был превращен в своего рода наблюдательную станцию. Возле мощного радиоприемника сидел сам академик. Здесь находились его помощники — студенты, члены астрономи ческого кружка. Ш ел прием и запись на пленку сигналов, которые посылал в эфир радиопередатчик необычного разведчика космоса.
Вдруг сигналы усилились. Это значило, что спутник приближается к Харькову. Ни колай Павлович вслушивался в них так вни мательно, как только может слушать музы кант захватывающую мелодию . Мыслями в этот момент он был где-то «там», в космо се, на далеких путях самой молодой из «планет». Но вот в кабинете послышался резкий телефонный звонок. Тогда он был очень некстати, очевидно, поэтому один из студентов быстро поднялся и решительно направился к телефону.
—Скажу, что вы заняты, хорошо?
—Ни в коем сл уч ае !— Николай Павло вич подошел к письменному столу и снял
трубку.
101
— Да, Барабашов слушает. Да, да. Вот несчастье... Я вас действительно не знаю, но разве это имеет какое-то значение? Вы об ратились ко мне не как к Барабашову, а как к депутату Верховного Совета... Не беспо койтесь, совсем не обременяете. Сейчас позвоню в больницу и договорюсь.
— Вот ведь какая беда!— обратился ака демик уже к своим помощникам.— Тяжело заболел мальчик. Кто знает, может, ему на Марс лететь придется. В больницу его не берут... Вы продолжайте записи сигналов, а я попробую с главным врачом переговорить.
И возвратился Николай Павлович к ра диоприемнику только тогда, когда сообщил матери больного, что мальчика в больницу берут немедленно и что машина за ним вы ехала.
Выступая перед избирателями Киевского района Харькова, Николай Павлович сказал:
— Товарищи высказали много хороших слов в мой адрес. Но я не отношу это толь ко на свой счет. Если бы я не жил в Совет ской стране, если бы меня не воспитала Коммунистическая партия, если бы мне не давала сил моя Родина, разве сделал бы я хоть десятую долю того, что сделал! Хоро шо и радостно жить в нашей стране! Я толь ко выполняю свой долг перед Родиной, пар тией, народом.
К депутату обращались сотни людей. О д них волновала задержка с проводкой газа, другим нужен был ремонт жилья, третьи ставили вопросы об озеленении улиц горо да. Были и такие, что шли к депутату за со
102
ветом в семейных делах. Как бы ни был за* гружен ученый, какие бы неотложные дела его ни ждали, он всегда находил время для встреч с избирателями.
Как депутат, Николай Павлович всегда регулярно устраивал приемы посетителей,— каждый четверг. Пожаловались однажды работники «Укрэнергочермета»: «Хотим по строить жилой д о м — много наших людей не имеет квартир, а министерство денег не отпускает...». Депутат обращается к минист ру. Вскоре на текущий счет этой организа ции переводится около миллиона рублей.
За восемь лет у него побывали многие сотни людей, написаны сотни ответов на по лученные письма,
Письма, письма... Коль мы уж коснулись корреспонденции академика, то скажем, что она шла к нему со всего света. Это де ловая, лаконичная переписка астрономов — неутомимых часовых Солнца и планет, ден но и нощно несущих службу, открывающих тайны Вселенной. И вот в таких пакетах, где цифр больше, чем букв, нет-нет да и мельк нет теплая весточка, сердечное письмо, хо рошее доброе слово, обращенное к чело веку, чья душевная красота вызывает сим патии не только советских, но и зарубежных друзей.
— Вам пакет из Парижа.— Уж в который раз девушка-почтальон приносит в своей сумке письма, перешагнувшие советский кордон! А это — от французского астроно ма Жан Ш арля Бидо де Лиля. В 1936 году его отец Ж . Бидо де Лиль, тоже астроном,
103
принимал вместе с Барабашовым участие в кавказской экспедиции по наблюдению сол нечного затмения. Прошло много лет. Умер старый Бидо де Лиль, но сын его, со слов отца, знает о харьковском ученом много хорошего. И вот, когда радио Москвы пе редало выступление Барабашова в связи с очередной победой советских покорителей космоса, взялся за перо и Жан Шарль Бидо де Лиль. В пакрте была книга его отца о кавказской экспедиции, иллюстрированная фотоснимками, на которых Николай Павло вич нацгел и себя.
Давно уже у Барабашова был заведен строгий порядок: на каждое письмо сразу же давать исчерпывающий ответ. Часто он диктовал их сам, а есЯи ответ был по его просьбе подготовлен кем-либо из сотруд ников, ученый обязательно знакомился с ним и вносил свои замечания. Люди задают самые разнообразные вопросы. Ж итель Полтавской об лас^ Талан а интересуется за пуском корабля-спутника к Венере. Слесарь Плодухин из Саранска спрашивает об иссле довании обратной стороны Луны. Колхоз ник из поселка Шевченки Харьковского района Яковенко сообщает день и час, ког да он наблюдал на небосводе какое-то све тящ ееся тело.
«Я всегда с восхищением ловлю и прочи тываю ваши содержательные статьи,— пи шет председатель колхоза Резник из Херсонской области.— Возможно, потому что сызмальства интересуюсь астрономией. Из ученых никто больше Вас не выступает
104
так часто в газетах с такими популярными статьями. Не удивляйтесь, что я, председа тель колхоза, вдруг оторвался от земной
колхозной |
идилии — коровников, |
посев |
||
ной — и залетел |
в сф еру |
Вашей |
деятель |
|
ности— в |
космос. |
Когда-то |
в одной газете |
я прочитал, что меж ду Ю питером и Мар сом миллион лет тому назад существовала планета Ф аетон, которая перестала сущ ест вовать в результате страшной катастрофы и разлетелась на куски, образовав пояс ас тероидов. М ожет ли судьба Фаетона кос нуться и нашей Земли в связи с возмож ностью термоядерной войны? С нетерпени ем буду ждать от Вас исчерпывающих отве тов на вопросы, которые меня интересуют».
Инженер-пенсионер Ч13 Комсомольска Ивановской области просит, чтобы ему со общили о движении узлов лунной орбиты и способах перехода от экваториальных ко ординат к горизонтальным. В конце письма он добавляет:
«Удивительное совпадение! Едва я закон чил это письмо, как в сегодняшнем номере «Известий» от 2 июня 1963 года прочел за
метку |
(«Исполняется на «Космовоксе») о |
Вас, о |
Вашем изобретении — электронном |
музыкальном инструменте, о Вашем вто ром, после астрономии, увлечении — музы ке. Широта Ваших интересов, большая лю бовь к искусству побуждают меня от души поздравить Вас и пожелать Вам новых твор ческих успехов во всех занимающих Вас направлениях!»
Среди тех, с кем ученому приходилось
105
вести переписку и беседовать, особым вни манием пользовались юные астрономы. Вот уж кому поистине повезло! Школьник из Лозовского района Харьковской области Валерий Найденов излагает свою гипотезу о происхождении Луны. «Если ты действи тельно интересуешься астрономией,— отве чает ученый,— и хочешь с пользой рабо тать в этой области, то надо хорошо учить ся, обращать особое внимание на матема тику, физику, астрономию».
С детьми, особенно с теми, кто занима ется в астрономических кружках, Николай Павлович мог разговаривать часами. Здесь он находил верный резерв кадров своих бу дущих преемников. Несколько его воспи танников пришло в астрономию из харьков ского Дворца пионеров.
Недавно газета «Комсомольская правда» сообщала об успешной работе на солнеч ной обсерватории, расположенной в глухой, таежной местности вблизи Уссурийска, Э ду арда Суркова и Тани Якубович — воспитан ников кафедры астрономии Харьковского университета, учеников Николая Павловича.
Особенно примечательны письма учени ков Н. П. Барабашова о своем учителе. Вот что, в частности, пишут супруги Лупишко:
«Впервые мы познакомились, с академи ком Н. П. Барабашовым в студенческие го ды. Он читал нам «Звездную астрономию» и «Ф изику планет». Читал живо, увлекатель но. Его лекции — это не пересказ учебни ков. Это, если можно так выразиться, мате риал из жизни, творческой жизни ученого-
106
астронома. Он очень интересный рассказ чик, а его удивительная память просто по ражает.
Зимой, в ненастье, мы ходили слушать лекции прямо домой к Николаю Павловичу. Студенты в квартире академика, конечно, робели и смущались, но Николай Павлович умел как-то незаметно, каким-нибудь во просом, шуткой снять нашу робость, соз дать непринужденную обстановку, а потом уже приступить к чтению лекции... Звонить к Николаю Павловичу можно в любое вре мя. Он всегда готов подсказать, посовето вать, проконсультировать...».
Аспирант В. Гаража о своем учителе пи шет так:
«...Сказать, что Николай Павлович влюб лен в астрономию как науку, это значит ни чего не сказать. Он живет ею и не мыслит себя вне той науки. Для него астрономия — это жизнь, цель всей жизни.
...Интуиция ученого, по-видимому, играет немалую роль, наряду с опытом, в выборе тем для научных исследований. Не случай но еще задолго до начала исследования Луны непосредственно с помощью искус ственных спутников и космических аппара тов, осуществивших мягкую посадку на ее поверхность, основной темой работ Нико лая Павловича является исследование мик рорельефа лунной поверхности и подбор таких образцов земных горных пород, ко торые бы по совокупности известных ха рактеристик более всего походили бы на лунные.
107