Файл: Шумский, Д. Л. Герой социалистического труда Н. П. Барабашов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по 16 часов в сутки. Не выходил на рабо­ ту только тогда, когда не мог подняться с постели. В то время рослый и крупный Барабашов весил всего ... 58 килограммов.

Николая Павловича оперировали. Диаг­ ноз: гнойный плеврит. И это при туберкуле­ зе легких! А он все шутит, вспоминает, как в Сан-Ремо его спасали от чахотки и, не по­ пав в плевру, дважды прокололи печень, как в 1927 году, оперируя гнойный аппенди­ цит, хирург искал... язву. Четыре месяца в больнице, и все четыре месяца Николай Павлович, несмотря на строжайшие запре­

ты

врачей, работает над

книгой о разви­

тии

космогонических и

космологических

представлений, начиная с легенд древности

и

кончая стройными

материалистическими

гипотезами выдающихся

советских ученых

В.

Г.

Фесенкова,

В.

А .

Амбарцумяна,

О . Ю . Ш мидта.

книге

современные

 

Автор

приводит в

данные о строении Вселенной, разоблачая идеалистические спекуляции в этой области некоторых зарубежных ученых. Изложение космогонических гипотез и основных тео­ рий об эволюции звезд и звездных систем Барабашов сопровождает критическими за­ мечаниями и оценкой их научной и фило­ софской значимости. Книга вызвала боль­ шой интерес. Она и сейчас помогает чита­ телю разобраться в сложных философских проблемах современной космогонии.

Прошло два года — и снова тяжелая опе­ рация на легких с частичным удалением ре­ бер. В это трудное время Николай Павлови­

92

ча выдвигают кандидатом в академики АН УС С Р . В ответ на это радостное известие он собственной рукой нарисовал на себя шарж: Барабашов обвешан трубками и бу­ тылками, прилаженными к отверстиям для удаления гноя. И подпись: «Кандидат в ака­

демики». Этот рисунок сохранился

и

по­

ныне.

 

 

 

Академии

наук

Действительным членом

УССР Барабашов был избран в 1948

году.

До полного

выздоровления

еще

далеко, а

ученый

уже

вновь

окунается

в

бурную

жизнь

университета,

продолжает

заведы-

вать кафедрой астрономии

и осуществляет

руководство обсерваторией. С привязанной бутылкой Николай Павлович ходил на лек­ ции (после операции остался незаживаю­ щий свищ), выполнял общественные пору­ чения. Любовь к жизни, к большой науке помогала переносить непрекращающиеся боли, побеждала все невзгоды.

Восстановление обсерватории продолжа­ лось. Тяжело было с рабочей силой, строи­ тельными материалами. Осведомившись однажды о делах на обсерватории, секре­ тарь Харьковского горкома партии А. И. Смирнов пообещал кое-чем помочь. В Харькове должны были провести городское соревнование каменщиков на скорость кладки. И это соревнование организовали...

на астрономической обсерватории. Сорев­ нуясь, каменщики возводили башню, выпол­ нив большой объем работ. Достраивали, правда, башню другие строители.

А операции следовали одна за другой.

93


Третья, четвертая, потом пятая... Рана оста­ лась незаживающей.

Каждый день жена Николая Павловича делала перевязки, уколы. За это время Ве­ ра Арсеньевна уже стала настоящей меди­ цинской сестрой.

— Так жить,— иронизировал Николай Павлович,— довольно противно. К этому нужно привыкнуть. Рана все время болит. Когда меня очень допекает, я куда-нибудь ухожу, чтобы меня никто не видел, отругаюсь, как следует, и снова возвращаюсь. Если бы только одна эта болячка! Я себя здоровым чувствую тогда, когда иной— больным. Наука — вот что дает мне силы жить!

Его ученик, доцент Езерский, сказал мне:

— Если сравнить все то, что написал за последние годы Николай Павлович Барабашов, я имею в виду научные работы — и то, что написали его ученики, работающие на каф едре астрономии университета и обсер­ ватории, то окажется, что он дал больше всех нас вместе взятых. Огромная собран­ ность, целеустремленность, пунктуальность, работоспособность — вот что характеризует Барабашова-ученого.

Ранее при Астрономическом совете Ака­ демии Наук СССР действовали постоянные комиссии по звездам , исследованию Солн­ ца, астрометрии, небесной механике, а вот планетная отсутствовала. Почему? Это не могло не волновать Барабашова.

По инициативе Николая Павловича, его ленинградских коллег В. В. Шаронова и

94

А . В. Маркова планетная комиссия была со­ здана. Харьковский ученый бессменно воз­

главлял ее на протяжении 15

лет.

За это

время комиссия

провела большую

работу

по координации

исследований,

которыми

занимаются планетоведы страны.

по фи­

Первая Всесоюзная конференция

зике планет, на которой была выбрана пла­ нетная комиссия, состоялась в Харькове 21— 23 мая 1949 г. В ее работе приняли уча­ стие представители всех астрономических учреждений, ведущих работы по физике планет, в том числе Главная астрономиче­ ская обсерватория АН СССР в Пулкове, аст­ рономические обсерватории Харьковского, Ленинградского, Киевского и Одесского университетов, астрономический институт им. Ш тернберга, Институт теоретической астрономии АН СССР, Главная астрономи­ ческая обсерватория АН УССР, Геофизиче­ ский институт АН СССР и другие.

Открывая конференцию, Николай Павло­ вич отметил:

«Созыв планетной конференции стал на­ сущной необходимостью в связи с теми успехами, которых добились отдельные со­ ветские обсерватории и астрономы в деле изучения планет нашей солнечной системы. Настало время четко спланировать и коор­ динировать эту работу на будущ ее».

Деятельность планетной комиссии, кото­ рую возглавил Николай Павлович, в даль­ нейшем сыграла значительную роль в коор­ динации планетных исследований, в подго­ товке специалистов в области планетоведе­

95


ния, расширении планетных исследований и вовлечении в эту работу обсерваторий, об­ ладающих крупными инструментами. По инициативе комиссии планетные исследова­ ния стали проводиться в Абастуманской, Крымской, Главной астрономической об­

серватории

АН УССР

и

астрофизическом

институте АН Казахской ССР.

 

Пленумы

планетной

комиссии состоялись

в Харькове

в июне 1953

г.,

марте 1955 г.,

мае 1958 г.

и октябре

1960

г. На этих пле­

нумах рассмотрены и обсуждены многие важные вопросы развития планетных ис­ следований.

Так, еще на пленуме комиссии в 1953 го­ ду Николай Павлович поставил вопрос о не­ обходимости создания специального пла­ нетного института. Этому вопросу был по­ священ доклад Н. П. Барабашова «Задачи планетоведения и организация планетного института». Предложение было поддержано профессорами В. В. Шароновым, А . В. Мар­ ковым, Д . Д . М аксутовым, и пленум принял соответствующие рекомендации. Планетоведы стали издавать свой вестник «Известия комиссии по физике планет», в котором по­ мещались наиболее значительные работы.

Много лет Николай

Павлович возглавлял

Астрономический совет

Академии Наук

УС СР. Он был членом

М еждународного

астрономического союза.

 

Николай Павлович Барабашов был удиви­

тельным человеком.

Наука, общественная

деятельность, борьба с недугом,, казалось, исчерпывали до предела и его силы, и вре-

96


мя, не оставляя места для других увлече­ ний. Но вот вскоре после войны Николай Павлович покупает киноаппарат. Снял доку­ ментальные фильмы о море, о рыбаках. Был и шуточный фильм, сделанный для до­ машних.

...Взлетает ракета, за пультом управления знакомое лицо. Конечно же, это Барабашов. А это сотрудники обсерватории, вы­ скочив во двор, бегают, на что-то показы­ вают:

— Ракета! Ракета!

сидят жена

В это

время дома за столом

и дочь.

Включен передатчик

и приемник.

Волнуются: нет сигналов. Наконец долго­ жданный сигнал получен. Обрадовались, за­ прыгали...

Выглядывая из ракеты, небесный штурман видит большие звезды , а пролетая Луну — лунный ландшафт. Показывает фокусы в не­ весомости: выливает из бутылки воду. Она превращается в шар.

Зрители в одном из космонавтов узнают помощника Барабашова по обсерватории, кандидата физико-математических наук А. Т. Чекирду.

Выбрали место посадки на Марсе. Видно, как ракета кружит, огибая планету. Посадку произвели в районе каналов. Открывается дверь ракеты. Выходят два космонавта в противогазах. Им неизвестно, какая там атмосфера. Навстречу — чудище с рогами.

Водрузили на Марсе советский ф лаг...

7 1-177

97


— За кйнёо^ёрк 6 нашей обсёрвётйрйИ,^ вспоминал Николай Павлович,— смешно да ­ же сказать, но я получил от университета Почетную грамоту.

... В комнате ученого мне пришлось слы­ шать однажды чарующую музыку. Звуки ли­ лись из небольшого клавишного прибора.

— Я уже вам когда-то говорил,— начал Николай Павлович,— что в 1921 году я при­ сутствовал в Петрограде на съезде обще­ ства любителей мироведения. Тогда нам де­ монстрировал свое изобретение известный физик Термен. Свой прибор он назвал «Терменвокс» — голос Термена.

Участники съезда прослушали в исполне­ нии прибора Термена «Лебедя» Сен-Санса, арию Надира. М узыка настолько меня пора­ зила, что я, приехав в Харьков, тоже решил изготовить такой прибор. И я его изготовил. Получился неплохо. Выступал с ним в уни­ верситетском клубе и в других местах. Д ол­ го к нему не возвращался. А после эвакуа­ ции снова стал им заниматься. Начал строить прибор более совершенный.

В «Терменвоксе» стоит антенна, и вы при­ ближаете к ней руку. В зависимости от того, на каком расстоянии рука находится от ан­ тенны, звук будет выше или ниже. Если рука дальше — звук ниже. Важно попасть на нуж­ ное расстояние. Для этого должен быть аб­ солютный слух с одной стороны, а с дру­ гой — интуиция.

Я стал добиваться такого же звука с по­ мощью клавишей. И добился. Педалями ре­

98

гулировал его силу. Подобные приборы бы­ ли и есть, но многие из них производят на меня весьма неприятное впечатление, напо­

миная

не то

орган, не

то гармонь,

не то

шарманку или аккордеон. А мне

хоте­

лось,

чтобы

это был

чистый, ясный

звук,

приближающийся к человеческому голосу. Конечно, осуществить такой замысел нелег­ ко. Над этим я бился два или три года, пока мне удалось, наконец, подобрать все нуж­ ные сопротивления, лампочки, конденсато­ ры и создать то, что нравится.

В Москве живет моя сестра. В молодости она училась в консерватории по классу ро­ яля. Когда она приезжает, мы с ней играем.

Кое-что я записал

на

пленку. Мы

разучили

«Лебедя» Сен-Санса,

«Жаворонка»

Глинки,

«Эллегию » Масне и другие вещи.

издавал

Первое время звуки, которые

мой инструмент, были настолько

неприят­

ны,

что домашние

убегали. Это было что-

то

страшное. Наконец

вой удалось устра­

нить. Получился

поразительный

эф ф ект.

Соседи стали спрашивать, что это у нас за красивые звуки раздаю тся.

Какая многосторонняя и интересная жизнь! Такая жизнь без любви ко всему окружающему не дается!

ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Вероятно, получился бы очень длинный список, если бы мы задумали перечислить все общественные «нагрузки» Николая Пав­

7’

99