Файл: Шумский, Д. Л. Герой социалистического труда Н. П. Барабашов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

во время оккупации. Для обсерватории это были трудновосполнимые потери.

Острой болью отзывались в сердце Ни­ колая Павловича тяжелые известия о гибе­ ли воспитанников, друзей и товарищей.

На фронтах войны еще гремели сраже­ ния, а харьковчане уже налаживали нор­ мальную жизнь, поднимали свой родной город из руин и пепла.

В этот трудный период Барабашова на­ значают на ответственный пост — ректором университета.

Отступая из города, фашисты нанесли огромный ущерб одному из старейших уни­ верситетов страны: были разграблены кни­ гохранилища и музеи, богатые коллекции и лаборатории. Ежедневно ректор сталкивал­ ся со множеством, казалось, неразрешимых вопросов. Но его деловитость и кипучая энергия брали верх. Выступая на многочис­ ленных собраниях, Николай Павлович при­ зывал общественность города содейство­ вать возрождению университета. И пламен­ ное слово ректора-коммуниста услышали коллективы многих предприятий города, за­ явив о своей готовности помочь универси­ тету.

Ректор был инициатором и душой бесчис­ ленных субботников и воскресников, во время которых преподаватели и студенты расчищали завалы, подносили кирпич и лес, приспосабливали помещения для занятий в зимних условиях. Вот когда пригодились Николаю Павловичу его навыки завхоза об­

84

серватории. Заказаны стулья и столы. А пока (не останавливать же занятия!) студенты слу­ шают лекции стоя. Барабашов приходит в университет в семь утра, а уходит поздним вечером.

Из эвакуации возвращаются преподавате­ ли. Одними из первых приехали в Харьков И. М. Поляков, И. Н. Буланкин, А. Т. Давы­ дов. И каждому сразу же вручали ключи от квартиры. Преподавателей ждали несколько десятков квартир. На их дверях мелом было написано: «Занято университетом».

Сотрудница университета Мария Петров­ на Ж укова доверительно призналась Барабашову:

-— Знаете, Николай Павлович, нашим пре­ подавателям многие завидуют. Приехали медики, а квартир им не подготовили, ссы­ лаясь на то, что война еще идет, город раз­ рушен. И вдруг узнают, что университет своих обеспечил жильем в первый же день прибытия. Что там было! Устроили своему «начальству» такой разнос, держись!

Николай Павлович улыбнулся:

— И правильно сделали.

Энергичная Мария Петровна в числе дру­ гих входила в комиссию, представители ко­ торой ходили по домам и брали на учет уцелевшие, пустые квартиры. Больше всего преподавателей поселилось в Доме специ­ алистов. Заняли весь шестой подъезд. Уни­ верситет же размещ ался в нескольких по­ мещениях: в старом наполовину разбитом здании университета (сейчас Украинский за­ очный политехнический институт), в поме-

8$


щениях по Совнаркомовской, 15, и Тринклера, 6 (последнее пришлось арендовать у ин­ ститута профзаболеваний).

Химический корпус разбит, физический тоже. Восстанавливали их по частям. Зара­ ботала типография университета. Стали вы­ ходить и научные работы — плоды самоот­ верженного труда сотрудников университе­ та в условиях эвакуации.

Партийная организация поначалу насчиты­ вала всего 15 коммунистов. Секретарем ее избрали Илью Михайловича Полякова. Он во всем помогал ректору. Учеба, воспита­ ние, строительство...

Но если бы только эти заботы!

— Николай Павлович! Смож ем ли мы чем-нибудь помочь семье доцента Слюсарского?

Позже задавались подобные вопросы о семье доцента Семененко, о многих других семьях, кормильцы которых все еще были на фронте. Жена и дети Семененко в тяж е­ лом 1941 году ушли из города пешком, а с вступлением наших частей возвратились до­ мой. Средств к существованию нет. В таком

же, если

не худш ем , положении оказалась

и

семья

Слю сарского. Ее приютили где-то

на

Ж уравлевке. В комнатушке —>- одна

кро­

вать. Д е т и — в обносках. Мальчик лет

деся­

ти-двенадцати прикован к постели. Холод­

но. Голодно.

Николай Павло­

— Что будем делать,

вич? — спрашивает все та

же Мария Пет­

ровна, у которой тогда было не менее два­ дцати поручений по партийной линии.

86

— Сегодня обсудим с Поляковым. По­ мощь мы должны оказать, обязаны...

В кабинете р екто р а — чугунная печка. Ни­ колай Павлович нагнулся к ней, чтобы под­ бросить щепок, и увидел что-то под шка­ ф ом . Извлек. Вроде бы журнал, в который записывают студентов. Но в нем оказались самые разные записи, сделанные фашист­ скими приспешниками во время оккупации. Наткнулся на фамилию Соболева Дмитрия Николаевича, профессора геологии. Он от­ казался от работы на своей каф едре и был разжалован в... дворники.

— Родной ты

мой, Дмитрий Николае­

вич! — невольно

воскликнул Барабашов, и

перед его глазами предстал «Д ед Мороз» со своей белой бородой. Вспомнилась и его маленькая жена — Анна Николаевна — по­ стоянный спутник мужа на заседаниях уче­ ного совета университета. Он еще до войны плохо слышал. Вот и брал с собой жену. Позднее, когда объявился «дореволюцион­ ный владелец» дома, фашисты выселили профессора на улицу.

Найденные под шкафом записки как нельзя лучше раскрывали души людей...

Работы у ректора хватало. Удивляло всех, как умел выходить Николай Павлович из са­ мых неожиданных положений. Был, напри­ мер, такой случай. Одно из первых засе­ даний совета университета прервал вбе­ жавший гражданин:

— Вы тут сидите, а там ворота универси­ тета снимают. Просто хотят украсть,— воз­ мущался неизвестный, размахивая руками.

87


Все заволновались, а Николай Павлович спокойно произнес по-украински:

— Тихо, тихо, шановш товариил, зараз займемося брамою .

И все присутствующие на заседании со­ вета «занялись» воротами.

Трудовой Харьков все шире развертывает восстановительные работы на заводах и фабриках. Залечиваются раны и на универ­ ситетских корпусах, на обсерватории. К ле­ ту 1944 года приведены в порядок 6-дюй- мовый рефрактор с 4-дюймовой астрока­ мерой, пассажный инструмент. К концу года установили спектрогелиоскол и 200-милли­ метровый рефрактор.

Коллектив университета отметил радост­ ное событие: за многолетнюю и плодотвор­ ную деятельность по подготовке молодых кадров ректор университета Н. П. Барабашов награжден орденом Трудового Красно­ го Знамени. И почти одновременно была получена Почетная грамота из Казахстана,

которой Президиум

Верховного

Совета

республики наградил

харьковского ученого

за самоотверженную

работу в дни

Вели­

кой Отечественной войны на казахской земле.

Много было до войны учеников и одарен­ ных студентов у молодого, но уже широко известного ученого. Одни не вернулись с поля боя, но живые возвращались к учите­ лю. Владимир Езерский ушел в армию с третьего курса университета, а теперь предстал перед своим учителем в звании техника-лейтенанта авиации.

88

Если бы вы знали, Николай Павлович, как я соскучился по астрономии!

Постой, постой, ты будешь работать и учиться.

Работать? Где?

На обсерватории.

И Езерский был зачислен лаборантом и продолжал учебу. Через два года закончил астрономическое отделение физико-мате­ матического факультета, получил диплом с отличием. Астрономией Владимир начал ин­ тересоваться еще с пятого класса средней школы. Посещал астрономический кружок при Дворце пионеров, за те м — при обсер­ ватории.

Николай Павлович рекомендует Владими­ ра Езерского кандидатом в аспиранты по каф едре астрономии, отмечая в характе­ ристике, что его дипломная работа — само­ стоятельное научное исследование, пред­ ставляющее большой интерес. И в заключе­ ние: «Из него, несомненно, вырастет хоро­ ший научный работник». И ученик оправдал надежды учителя, став кандидатом наук,

специалистом в

области

физики Луны и

планет.

 

 

 

Николая Павловича

часто

проведывал

возвратившийся

из армии

фронтовик

В. X. Плужников — один

из первых и пре­

даннейших учеников профессора. Много рассказывал о завершающем этапе сраже­ ний за Берлин.

— Надо приступать к своему любимому делу! — Барабашов смотрел на Виталия Ха­

89


ритоновича и радовался, что в его полку — пополнение.

В. X. Плужников — специалист в области астрометрии, занимался точным определе­ нием положений слабых звезд. Это трудо­ емкая и сложная работа, которая осущ ест­ вляется коллективно на ряде обсерваторий.

На Харьковской обсерватории эти иссле­ дования проводили профессора Н. Н. Евдо­ кимов, Б. П. Остащ енко-Кудрявцев, доцент В. А . Михайлов, а теп ер ь — доцент В. X. Плужников и К. Н. Кузьменко. Итогом таких исследований являются каталоги положе­ ний звезд, необходимые для решения мно­ гих практических задач, в том числе и для расчета трасс космических аппаратов. В по­ следние годы большое внимание на обсер­

ваториях уделяется

наблюдениям планет,

что необходимо для

уточнения элементов

их орбит движения, а также совершенство­ вания Службы Времени.

Отвоевав все годы на фронте, Виталий Харитонович мечтал о том дне, когда вер­ нется снова в обсерваторию , но ему еще

долго

пришлось служить в армии. И все-

таки

своего дня он дож дался. Когда вер­

нулся в Харьков, ему сказали:

— Теперь у вас богатый организаторский

опыт, оставляйте-ка вашу обсерваторию.

Я все годы войны и до этой самой ми­

нуты

думал о звездах. К ним и только

к ним я должен вернуться,— отвечал он на многочисленные предложения перейти на другую работу.

Тогда «упрямца» вызвали в Москву и

90

предложили еще более крупный участок работы. И опять был тот же ответ.

Вы, наверное, имеете в Харькове хо­ рошую квартиру? — спросили его.

Да, хорошую ,— ответил Плужников.

Он жил в то время с семьей в одной из комнат студенческого общежития, но глав­ ной «квартирой» была обсерватория.

БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ

Ш ло заседание областного партийного актива. Обсуждали животрепещущие во­ просы восстановления харьковской про­ мышленности, и прежде всего машиностро­ ительных заводов. На активе присутствовал и ректор университета Н. П. Барабашов. Он чувствовал себя плохо, с трудом пришел на заседание. Бледное лицо отливало желтиз­ ной.

Что с вами, Николай Павлович? — об­ ратился к профессору молодой человек, си­ девший рядом.

Не знаю ...— Барабашов наклонил го­

лову.

Так начался приступ.

Николая Павловича отвезли домой, а за­ тем — в больницу.

...Советская Армия уже громит врага в фашистском логове. Приближается долго­ жданный мир. А для Николая Павловича на­ стали дни тяжелых испытаний: он давно чув­ ствовал, что в груди разрастается какая-то опухоль, никому об этом не говорил, делал все, чтобы его болезнь осталась незамечен­ ной для окружающих, продолжал работать

91