Файл: Шумский, Д. Л. Герой социалистического труда Н. П. Барабашов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ивыделили первые ассигнования. Это было

в1936 году. А вот начать до войны строи­ тельство так и не удалось по разным при­ чинам. А тем временем Николай Павлович приступил к организации на обсерватории современных исследований Солнца. Ведь Солнце не только динамический центр сол­ нечной системы, вокруг которого обраща­

ются планеты, но оно является и энергети­ ческим источником, во многом определяю ­ щим процессы, протекающие в атмосферах планет. Коротковолновое излучение Солнца оказывает значительное влияние на верх­ ние слои земной атмосферы , от состояния ионизации которых зависит распростране­ ние радиоволн.

Для проведения исследований солнечной

активности требовался

специальный

при­

б о р — спектрогелиоскоп,

с помощью

кото­

рого можно изучать монохроматическое из­ лучение верхних слоев солнечной атм осф е­ ры, так называемой хромосферы . В те годы такие приборы наша оптическая промыш­ ленность не выпускала. Впервые спектроге­ лиоскоп был сконструирован американским ученым Хэллом . Эта конструкция обладала рядом существенных недостатков. Да и для приобретения этого прибора ,за рубежом требовалась валюта.

Николай Павлович решает: сделаем сами, будет свой отечественный спектрогелио­ скоп. Он пытается заказать чертежи нового инструмента.

— Конечно, сделаем ,— отвечают специа­ листы.

58

А сколько это будет стоить?

Не менее 80 тысяч рублей.

Где взять такие деньги? Барабашов обра­ щается в Министерство просвещения, Гос­ план Украины. Там посочувствовали, но от­ ветили, что помочь, к сожалению, не могут.

Николай Павлович пишет письмо своему другу в Ленинград — оптику Николаю Ге­ оргиевичу Пономареву. Вскоре приходит ответ:

«Приеду в Харьков, а тогда подумаем вместе».

И приехал.

Два месяца готовили чертежи. Вера Ар­ сеньевна занималась их копировкой, пере­ носила на кальку, снимала синьки. О бщ ее руководство изготовлением спектрогелиоскопа, его установку и юстировку взял на себя Николай Павлович. В мастерской об­ серватории работал замечательный механик Александр Станиславович Салыгин. Он-то и сделал самые ответственные механические части. Остальное же было поручено Инсти­ туту мер и измерительных приборов. Во время сборки инструмента большую по­ мощь оказал А . Т. Чекирда — один из пер­ вых учеников Барабашова, кандидат физи­ ко-математических наук, планетовед.

Все трудились с невиданным энтузиаз­ мом. Сложнейшая работа была закончена раньше, чем предполагалось,— спектрогелиоскоп в 1935 году начал уже действовать. За изготовление уникального инструмента своими силами и средствами Наркомпрос Украины премировал Барабашова.

59


Отечественная конструкция спектрогелиоскопа, который был назван «Солнечной машиной», оказалась по своим качествам значительно лучше американских приборов, которые приобрели для Ташкентской и Пулковской обсерваторий. Харьковский спектрогелиоскоп и в настоящ ее время в строю . Он совершенствовался и модерни­ зировался— в частности, был приспособлен для получения фотографических изображе­ ний Солнца в лучах водорода и в лучах ионизированного кальция.

Создание спектрогелиоскопа — это боль­ шой успех Николая Павловича как конст­ руктора оптических приборов.

А ведь все началось с маленькой астро­ номической трубы . Барабашов смастерил ее из стекла для очков. Потом были прими­ тивный (но достаточно удобный) фотом етр, индикатометр для изучения отражения све­ та от различных образцов земных горных пород — все это дало возможность впо­ следствии подойти к решению вопроса о строении лунной поверхности.

За первым маленьким телескопом после­ довали семь телескопов зеркальных. Один из них с зеркалом в 270 мм действует в об­ серватории и поныне. Многие из работ по исследованию планет были выполнены именно на нем. На этом телескопе наблю­ дался Марс во время великого противосто­ яния в 1956 г. Каждый инструмент потребо­ вал огромного и напряженного труда.

— Астрономические трубы ,— говорил Николай Павлович,— основа всех инстру­

60

ментов, предназначенных для наблюдения небесных светил. Главная их задача — рас­ ширить возможности человеческого глаза. Они способны направлять в него значитель­ но больше света, чем пропускает зрачок, увеличивая тем самым световой поток от небесного тела. Можно иметь и достаточно большой масштаб изображения, что позво­ ляет фотографировать детали, недоступные невооруженному глазу.

Объективы и зеркала значительных раз­ меров стоили, да и сейчас стоят, очень до­

рого. И приобрести

их

довольно

трудно.

Николай

Павлович

шлифовал зеркала

сам,

и сделал

их достаточно

много.

Один

из

стеклянных дисков

крепил четырьмя

винта­

ми, ввинченными в обычные пробки,

к

бо­

чонку, наполненному песком, а ко второму приклеивал смолой небольшой деревянный кружок с ручкой. На нижний диск насыпал порошок карборунда или наждака. Когда после шлифовки в верхнем диске получа­ лось углубление, он принимался за поли­

ровку зеркала,

а затем серебрение. Зам е­

тим, что позже

Барабашов сконструировал

специальную машину, с помощью которой получал зеркала до 300 мм.

Ручная шлифовка оптики требует неверо­ ятного труда, точности и чутья. Но так про­

сто

не

представишь, что это

за труд,

что

это

за

точность и что это за

чутье!

И не

каждому известно, что самодельные прибо­ ры порой ценятся в обсерваториях выше, чем серийные.

Каждая вещь, сделанная своими руками,

61


каждая удача радовала и вдохновляла уче­ ного. Но были и огорчения, выводившие из равновесия, огорчения, запомнившиеся на всю жизнь. Так, два или три года кропотли­ во трудился Николай Павлович над созда­ нием 14-дюймового зеркала. Работа бли­ зилась к завершению. При взгляде на свое детищ е приятно билось сердце. Уж е строил радужные планы о том , как лучше устано­ вить зеркало на телескопе. Но случилась беда: при погружении в ванну оно тресну­ ло... Пришлось начинать все сначала.

Большую помощь в работе ученому ока­ зывал известный физик, профессор физикотехнического института А . К. Вальтер. Мно­ голетняя дружба связывала Николая Павло­ вича с Антоном Карловичем. Успех одного был успехом и другого. Неудача одного — общей бедой. Когда разбилось стекло, Ан­ тон Карлович не просто сочувствовал дру­ гу, но помог ему возобновить работы. Сколько раз он в своей лаборатории испы­ тывал образцы пород, необходимые Барабашову для его экспериментов. Когда Барабашову надо было выяснить, каким об­ разом могут меняться горные породы под действием солнечного корпускулярного из­ лучения, то в физико-техническом институте при содействии Вальтера были поставлены эксперименты по облучению образцов в ускорителях протонными пучками. А когда коллегам из физико-технического института во главе с А . К. Вальтером удалось выпол­ нить уникальный эксперимент по расщепле­ нию ядра атома лития, Барабашов радовал­

62

ся потрясающей победе

советской

науки —

в советской стране была

сделана заявка на

«большой» атом, и сделана

в Харькове —

его другом Вальтером.

 

 

 

БЕЗ ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ

 

 

Вклад Николая Павловича Барабашова в

исследование

физических

свойств

лунной

поверхности

и физического

планетоведения

вообще был настолько велик, что в 1936 го­ ду ему присваивают звание доктора физи­ ко-математических наук без защиты дис­ сертации по совокупности опубликованных научных работ. Его труды и открытия стали

хорошо

известны

и за пределами

нашей

страны, многие из них

переведены

на ино­

странные

языки.

Это

был итог

многолет­

ней научной работы,

начало которой

он

положил

еще на

студенческой

скамье

в

1918 году, сделав первое открытие о при­ роде лунной поверхности.

1936 год был «солнечным годом» — аст­ рономы готовились к серьезной работе: на­ блюдению полного солнечного затмения, которое, по подсчетам, должно было про­ изойти 19 июня. Подготовка к нему нача­ лась года за два. Все делалось для того, чтобы на должном научном уровне про­ вести фотометрические исследования внут­ ренней и средней короны в фотографиче­ ских лучах и через светофильтры , пропуска­ ющие инфракрасную , красную, зеленую и ультрафиолетовую области излучения Солнца.

63


Экспедиция, возглавляемая профессором Барабашовым, выезжает в станицу Белоре­

ченскую

Краснодарского

края. В ее соста­

в е — профессора Н.

Н. Евдокимов, Б. П. Ос-

тащ енко-Кудрявцев,

научные

сотрудники —

М. С. Саврон, В.

А .

Михайлов, Б. Е. Се-

мейкин,

аспиранты —

В.

X.

Плужников,

А . И. Сластенов, Л.

И. Ш ингарев, В. Д . ф ур -

дыло, Г. Гаркавенко, механик А . С . Салыгин.

Успех экспедиции зависел от выдержки, спокойствия ее участников и, самое глав­ ное, от хорошей погоды. Как назло, в по­ следние перед затмением дни все небо было затянуто свинцовыми тучами. Регуляр­ ные переклички по радио меж ду экспеди­ циями не обещали ничего хорошего. Свер­ кали молнии, гремел гром, шли проливные дожди. Надежд на ясное утро 19 июня было очень мало. Приняли решение: если погода не прояснится, наблюдения вести с самолета на высоте 6 тысяч метров. Авиа­ торы, прикомандированные к экспедиции, ждали только команды.

18 июня в 7 часов вечера провели пред­ варительную тренировку. Николай Павлович сам принимал участие в этом полете. Воз­ можно, ему и завтра придется штурмовать тучи навстречу Солнцу? А вдруг повезет? Этого никто не знал.

В сообщении о результатах наблюдений ученый так описывает начало и конец за­ тмения:

«Наступило 19 июня. В 4 часа утра все собрались на наблюда-

64


тельной площ адке. Небо в густых тучах. Настроение тревожное. В 5 часов утра на западе появляется голубая лента ясного неба, которая вселяет надежду. Заканчиваются последние приготовления. Голубая лента все расширяется, медленно двигаясь к зениту. До начала за­ тмения остается одна минута, а Солнце еще прячется за краем уходящей полосы туч. Первый кон­ такт проходит за облаками. Однако через минуту, после начала част­ ной фазы , Солнце появляется из-за облаков, и все мы ясно видим, что

оно

слегка выщерблено — затм е­

ние

началось!

Близится наступление второго кон­

такта и полной фазы .

С запада поднимается новая гряда облаков, грозящая закрыть Солнце как раз в момент полной фазы . На­ пряжение достигает крайних пре­ делов. Облака все сгущ аются, но узкий серп Солнца еще виден в не­ большом просвете.

После окончания полной фазы , Солнце начало погружаться в по­ степенно густевшие облака, через которые можно было лишь сле­ дить за ходом последней части за­ тмения. Конец совершенно зате­ рялся в облаках».

Нетрудно представить себе то напряжен­ ное состояние, в каком находились члены

5 1-177

6S

экспедиции. Николай Павлович был, как все­ гда, сдержан, немногословен. Намеченная программа полностью выполнена. Оказана большая помощь иностранным экспедици­ ям — французской и голландской — в вы­ боре площадок для наблюдений и установ­ ке инструментов.

Дня за два до затмения члены харьков­ ской экспедиции встретились с иностранца­ ми. Барабашов выступил перед ними с при­ ветствием. Рассказал о состоянии науки в на­ шей стране, о заботе, которую проявляет государство к научным кадрам, сообщил, что в СССР затмение наблюдают по всей его полосе свыше двадцати пяти экспеди­ ций, что средства для этого отпускаются правительством, стремящимся удовлетво­ рить все нужды науки.

Встреча затянулась, вернулся поздно, уставший. Неожиданно раздался звонок: из отдаленного сельсовета Белореченского ра­ йона просили прочитать лекцию о солнеч­ ном затмении. Спрашивали, нельзя ли что­ бы приехал сам начальник экспедиции — профессор Барабашов. Превозмогая уста­ лость, Николай Павлович тут же начал со­ бираться сам и торопить коллег с выездом. К месту добрались около час§ ночи. Каза­ лось, ни о какой лекции не могло быть и речи. Кто мог ее ждать посреди ночи! Се­ ло, однако, не спало. Все ждали. Ш кола бы­ ла переполнена. И лекцию слушали с ог­ ромным интересом. До самого утра сыпа­ лись вопросы.

Участники экспедиции жили в Д оме кол­

66