Файл: Шумский, Д. Л. Герой социалистического труда Н. П. Барабашов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

хозника. Белореченцы окружили гостей за­ ботой. Все чувствовали себя, как дома. Но пребывание астрономов у гостеприимных станичников было омрачено печальной ве­ стью о смерти великого пролетарского пи­ сателя Алексея Максимовича Горького. Прямо на наблюдательной площадке был установлен микрофон, и Барабашов высту­ пил по местному радио с речью, посвящен­ ной памяти писателя.

Экспедиции Харьковской обсерватории наблюдали полное солнечное затмение в 1952 г. — в г. Чиили Казахской СССР, а в 1954 г.— в г. Кобеляки Полтавской области.

Кобеляки 30 июня. Здесь собрались все научные сотрудники обсерватории во главе с Барабашовым и большая группа харьков­ ских студентов. Я в это время работал кор­ респондентом «Правды» и жил в Полтаве. Как же не побывать на месте такого инте­ ресного события! В Кобеляках и состоялось мое первое знакомство с Барабашовым. Он охотно согласился дать интервью. Я узнал, что наблюдение велось на нескольких ин­ струментах, в том числе на шестикамерном короткофокусном коронографе, который специально для этой цели был сконструиро­ ван на обсерватории.

На многочисленных снимках отсняли внешнюю корону Солнца и ее спектр. Ко­ рону снимали с инфракрасным, красным, желтым, зеленым и фиолетовым свето­ фильтрами с экспозициями от половины до полутора секунд. Николай Павлович, ору­ дуя фотоснайпером, получил тогда 14

5 *

67

снимков короны на цветной пленке. Цен­ ность добытого материала заключалась в том, что удаленные от края Солнца части короны, или, как говорят, внешнюю коро­ ну, можно наблюдать только во время пол­ ных солнечных затмений.

В настоящее время для исследований Солнца применяются все более сложные и совершенные средства. Наступила космиче­ ская эра, и изучение космических тел, в том числе и Солнца, ведется с помощью аппа­ ратуры, посылаемой на космических аппа­ ратах и космических кораблях.

Особую актуальность и практическое значение приобрела и Служ ба Солнца. Ведь теперь она призвана своевременно предостеречь космонавтов, совершающих длительные полеты, от опасности, которая может возникнуть при появлении на Солн­ це так называемых «вспышек».

Много труда и энергии вложил Николай Павлович в то, чтобы создать в обсервато­ рии коллектив людей, горячо преданных науке. Ядром колектива, цементирующей его силой были коммунисты. Небезынтерес­ ны в этой связи свидетельства людей, много времени работавших рядом с ученым.

Один из самых близких учеников Нико­ лая Павловича кандидат физико-математи­ ческих наук Виталий Харитонович Плужни­ ков, когда зашла речь о его учителе, при­ помнил такую деталь: в начале тридцатых годов среди коллектива астрономической обсерватории не было ни одного коммуни­ ста. И Барабашов ведет в парткоме речь о

68


Плужникове и Сластенове, просит напра­ вить их в обсерваторию.

Почему именно их?

Они — коммунисты.

Поддержим вас в ректорате,— по­

обещали в парткоме.

Так в обсерватории образовалось пар­ тийное ядро. Уж е сам по себе этот факт примечательный. Он как нельзя лучше ха­ рактеризует беспартийного в то время уче­ ного, его заботу о судьбе общего дела. А в мае 1940 года Барабашов вступил в ряды КП СС. Это было большим событием в его жизни. Общественной деятельности, воспи­ танию молодых кадров он отдает еще больше сил и энергии.

Напряженные будни обсерватории по­ глощали значительную часть и духовных, и физических сил. По совету врачей Николай Павлович постоянно выезжает летом с се­ мьей на отдых к Азовскому морю. Места

там замечательные!

А воздух для легочни­

к а — целебнейший:

морской и степной.

Очень полюбилась

станица Новониколаев­

ская, что в сорока километрах от Мариупо­

ля (теперь Ж данова). Он

ездил

туда

лет

десять подряд. Снимал у

рыбаков

домик

метрах в 20— 30 от моря. Рыбаки,

забросив

свои сети, варили уху и обращались

к

уче­

ному с неизменной просьбой:

— Скажи лекцию.

И Николай Павлович «говорил» лекцию о загадках звездного неба или беседовал на житейские темы. Он всегда возил с собой

69

астрономическую трубу и показывал рыба­ кам кое-какие «диковинки», выступал в клу­ бе. Общительный харьковчанин нравился станичникам. Ф едор Андреевич Морозов —

«дядя

Ф едя» — как-то доверил ему

свою

шхуну,

и Николай Павлович водил

ее от

Новониколаевской до Мариуполя, правда, в его присутствии. Так и научился отлично управлять парусниками. А когда накануне войны за плодотворную научную деятель­ ность Президиум Верховного Совета УССР присвоил Н. П. Барабашову почетное звание заслуженного деятеля науки, он получил от рыбаков одну из самых приятных теле­ грамм.

Поздравляя своего старого друга, они со­ общили, что произвели его в шкиперы.

На отдыхе

Николай Павлович

всегда был

в окружении

ребят — детей

рыбаков. У

местного врача, женщины серьезной, но не очень строгой, был внук. Оставшись как-то наедине с астрономом, мальчик серьезно спросил: «Дядя Коля, как мне научиться ле­ тать?» Совет был дан сразу ж е: «Ты полезь в бабушкин сундук, вытащи оттуда старую юбку, разрежь ее пополам, возьми две пал­ ки, привяжи — и прыгай с сарая». М ожете себе представить, что было тогда харьков­ чанину от бабки! После этого случая он «со­ знался» ребятам : «Меня зовут Черт Ивано­ вич». И тогда авторитет его возрос еще больше. Когда двое мальчуганов спорили, выигрывал тот, кто первым произносил: «Если не веришь, давай спросим Черта Ива­ новича». Из Новониколаевской станицы Ни­


колая Павловича всегда провожала ватага ребят с чемоданчиками в руках. Всем очень хотелось уехать в Харьков и поселиться у знаменитого ученого.

ДАЛЕКО ОТ ХАРЬКОВА

Ученый жил мирным небом. И вдруг вой­ на. Только хлеба стали созревать для убор­ ки, а гитлеровские дивизии наступают уже по всему фронту, угрожаю т жизненно важ­ ным центрам страны. Пустеют заводы, стройки, институты. Ф ормирую тся регуляр­ ные воинские части и дивизии народного ополчения. Уходят на фронт курсанты харь­ ковских военных училищ. Город в постоян­ ных воздушных тревогах. Вся страна живет только одним: остановить наступление вра­ га! Смыслом жизни каждого становится бо­ евой клич: все для фронта, все для победы!

Коммунисты университета обсуждаю т задачи партийной организации в условиях войны. Они обращаются ко всему коллек­ тиву с призывом: со всей ответственностью отнестись к сложившемуся моменту, рабо­ тать сплоченнее, проявлять максимум бди­ тельности. Партийное собрание решило соз­ дать специальные кружки по изучению стрелкового оружия, принять участие в на­ родном ополчении, истребительных бата­ льонах, перестроить учебную и научную ра­ боту в соответствии с требованиями воен­ ного времени.

— В какой же ты кружок запишешься? — спросил Николай Павлович супругу.

71


— В какой ты, в такой и я,— ответила Вера Арсеньевна.

И они одними из первых пришли туда, где овладевали искусством обращения с ог­ нестрельным оружием.

Доцентов А . И. Сластенова и В. X. Плужникова, других научных сотрудников обсер­ ватории мобилизовали в армию, А . Т. Чекирда уходит на фронт добровольцем. Тот, кто остался в университете, вливается в ба­ тальон народного ополчения и команды противовоздушной обороны. Супруги Барабашовы, сдав зачет на «ворошиловского стрелка», тоже записались в народное ополчение.

Городской штаб обороны связал Николая Павловича с военными летчиками. М олодых летчиков часто интересовало, что представ­ ляли собой светящиеся точки, появлявшие­ ся на небе. Были случаи обстрела... звезд. Есть красные звезды , как, например, Анта­

рес,

которые низко

идут

над горизон­

том,

и кажется, будто

это

огонек само­

лета.

К астрономической башне подвели пря­ мой провод. Барабашов и Чекирда (пока не ушел на фронт) дежурили поочередно. Звонили к ним часто:

Что там появилось?

Звезда. Успокаиваются. Но чаще отвечали:

Самолет!

Ив ответ земля содрогалась от раскатов зенитных орудий.

72

А потом на обсерватории установили счетверенный зенитный пулемет. Служ бу нес военный расчет. Солдаты жаловались, что им трудно без приборов поражать вра­ жеские цели: на глаз они не могли точно определить расстояние до них. Николай Павлович сконструировал маленькое при­ способление по типу астрономического микрометра. На первых порах оно оказы­ вало зенитчикам неоценимую услугу, пока не поступили необходимые приборы.

Усталый возвращался Николай Павлович из обсерватории после дежурства. Не все­ гда этот путь домой был безопасным. О д ­ нажды, только вышел из ворот, как из кус­ тов прозвучал выстрел. Пуля просвистела рядом .

Домашние долго не могли прийти в себя от рассказанного. Чтобы успокоить дочь, Барабашов вышел с ней на балкон. (Барабашовы жили тогда в Доме специалистов). И вдруг новая неприятность: с крыши про­ тивоположного дома через всю улицу ктото запустил кирпич. К счастью, кирпич про­ летел мимо балкона и вдребезги разбился о стену. Скорей всего, это было дело рук предателей или немецких лазутчиков.

С приближением фронта встал вопрос об эвакуации города, в том числе и обсерва­ тории.

Времени на сборы дали мало. Когда все уже было уложено, Николай Павлович из наполненного теплыми вещами чемодана без раздумий выбросил грубошерстный свитер и белье. Вместо них он бережно

73


уложил астрономические инструменты. «Распухший» чемодан еле поднял с полу, но все же не вынул из него ни единой линзы.

Уезж ая, профессор

захватил с

собой все,

что можно,

чтобы

в условиях

эвакуации

продолжить

астрономические наблюдения.

Все самое ценное работники обсерватории

спрятали

от врага в подземных тайниках.

В тот

грозный час первостепенной зада­

чей ученого было не только спасти от гит­ леровцев оборудование обсерватории, на­ дежно упрятать его в подземелье, но взять с собой и то необходимое, без чего нельзя возобновить прерванную работу в далеком тылу.

Эшелон, в котором ехали Барабашовы, несколько раз попадал под бомбежку.

Каждого, кто мысленно прощался с род­ ной украинской землей, мучил вопрос:

— Д олог ли будет час разлуки с близким сердцу краем?

Эшелон все дальше и дальше уходил на восток. Показались степи Казахстана. Вспомнилось прочитанное в какой-то кни­ жонке:

«Для ликвидации неграмотности Средней Азии и Казахстана понадобится... 4600 лет».

Ни больше, ни меньше! Как же могуча та власть, которая за очень короткое время сумела неузнаваемо преобразить эти в прошлом отсталые, окраинные районы Рос­ сийской империи!

Барабашов рассчитывал попасть в АлмаАту. Во всех отношениях это идеальное ме­ сто для работы астронома. Мощные гор­

74

ные гряды прикрывают город от пустыни Макла-Макан, знойное дыхание которой не­ сет тончайшую пыль. Ясных дней здесь больше, чем на Кавказе и в Крыму. На тем ­

ном фоне

ночного неба

с большой

конт­

растностью

выделяются

звездные

облака

Млечного Пути.

близ Алма-Аты —

Высокогорный район

очень благоприятное место для астрономи­ ческих наблюдений, особенно для изуче­ ния солнечной короны... Но все получилось не так, как хотелось.

Эшелон остановился в небольшом город­ ке Щ учье, что вблизи Караганды. Рядом — легочный курорт Боровое. Научные работ­ ники университета — биологи И. Н. Буланкин и И. М. Поляков, прибывшие сюда с Барабашовым, не смогли найти для себя работы и уехали в Томский университет, а семья Барабашова осталась в Щ учьем. Николай Павлович стал вести в педагогиче­ ском училище занятия по математике, фи­ зике, заведовал физическим кабинетом. Преподавал еще в средней школе, в 7— 8 классах. Часть своего заработка ученыйпатриот перечислял в фонд обороны стра­ ны. Жилось, как и всем, конечно, тя­ жело.

В то время Харьковский и Киевский уни­ верситеты находились в Кзыл-О рде. Они объединились в один вуз, который стал именоваться Объединенный Украинский го­ сударственный университет. Бывший ректор Харьковского университета А . В. Сазонов разыскал-таки в Щ учьем Барабашова. Стал

75