Файл: Шумский, Д. Л. Герой социалистического труда Н. П. Барабашов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

переписываться с ним. Вот одно из его пи­ сем :

«Дорогой Николай Павлович! Давно не получал от Вас весточки. Скучаем без пи­ сем и без Вас. Считаю, что Вам надо пере­ езжать в Кзыл-О рду обязательно, причем не позднее 15 августа. Материальные усло­ вия здесь суровые, но жить можно. Кварти­ ру подыщем вместе. Врачи говорят, что климат Кзыл-Орды полезен для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и ту­ беркулезом . Ж дем Вас с нетерпением. При­ вет Вашей семье. Сазонов».

В Объединенном университете А . В. Са­ зонов выполнял обязанности проректора.

Поедем?

Конечно, поедем ,— ответила Вера А р ­

сеньевна.

Николай Павлович обратился в райком партии с просьбой снять его с партийного учета.

Оставайтесь здесь.

Но меня вызывает мой руководитель!

Снимать с учета не будем ,— наотрез отказались в райкоме.

Ведь Николай Павлович стоил хорошего десятка учителей, а их в Щ учьем не хватало.

Как же быть? Барабашов стал списывать­ ся с Кзыл-Ордой. Администрация универси­ тета настаивала на его немедленном при­ бытии в свой вуз. Райком партии вынужден был отпустить ученого, и Николай Павлович вместе с женой и дочерью переезжает в Кзыл-О рду. Там он сразу же становится за­ ведующим кафедрой физики и астрономии.

76

В этом городе находился и педагогический институт, где харьковский астроном начал читать теоретическую механику.

По разным фронтовым дорогам разбро­ сала война учеников Барабашова, ушли добровольцами на фронт и многие студен­ ты университета. Но и в трудных условиях эвакуации ученый сумел найти энтузиастов,

готовых

посвятить

себя астрономической

науке.

 

 

пришла

в универ­

...Валентина Ф едорец

ситет в

Кзыл-О рде

из

госпиталя,

где она

работала медсестрой. До этого училась в Полтавском пединституте, мечтала стать преподавателем математики. Слушая жи­ вые, интересные лекции Николая Павловича по астрономии, Валентина стала подумы­ вать о том, не ошиблась ли она в выборе профессии. М ожет быть, ее призвание во­ все не математика, а астрономия?

Николай Павлович не случайно поручил Валентине отъюстировать рефрактор. Он чутьем педагога и ученого угадал в ней бу­ дущ его астронома. До этого девушка никогда ничего подобного не делала, но задание выполнила хорошо.

Затем совместно с профессором заня­ лась работой, связанной с изучением рас­ сеивания света в земной атмосфере.

Успешно окончив университет, В. Ф ед о ­ рец поступила в аспирантуру. Николай Пав­ лович дал ей интересную и перспективную тем у: «Ф отометрическое исследование лун­ ной поверхности». Исследования в этой об­ ласти были начаты Н. П. Барабашовым, как

77


известно, еще до Октябрьской революции и принесли ему всемирную известность. Ва­ лентине предстояло продолжить то, что на­ чал ее профессор.

Накапливается большое количество очень ценного материала. Аспирантура затягивае­ тся — хотелось как можно лучше его обра­

ботать. В итоге

появляется составленный

В. А . Ф едорец

фотометрический каталог

деталей лунной поверхности. Он широко используется и в настоящее время не толь­ ко Харьковской, но и другими обсервато­ риями страны. На его основании и был вы­ веден закон отражения, соответствующий фотометрически средней лунной поверх­ ности. Последующая обработка каталога

позволила

получить

более достоверные

данные и сделать заключение о

ф отом ет­

рических особенностях

отдельных

участков

лунной поверхности.

защитила

диссерта­

Валентина

Ф едорец

цию. Результатами ее работы заинтере­ совались не только советские, но и зару­ бежные ученые. И вот тогда Валентина Александровна получила письмо от одного американского астронома, в котором он высоко оценил ее исследования и выразил надежду лично познакомиться и обменятося мнениями. Письмо начиналось словами:

«Уважаемый мистер Ф едорец!» Ему и в голову не пришло, что такое се­

рьезное исследование могла провести жен­ щина.

Наступила весна 1942 года. К этому вре­ мени обстановка на фронтах значительно

78

изменилась. Гитлеровский план «Барбарос­ са» — молниеносной войны — провалился. Под Москвой «непобедимые» войска не­ мецкой армии были не только остановлены, но и отброшены назад. Горечь отступления уступила место торжеству победы. Николай Павлович активно выступает по местному радио, ведет политическую пропаганду, рассказывает о том , как перебазированная промышленность наращивает выпуск ору­

жия, как растет в армии умение

воевать.

В тылу жилось нелегко, но когда прихо­

дилось заводить с

Николаем

Павловичем

разговор о личных

трудностях,

он говорил

о них очень скупо:

«Бывало и холодно, бы­

вало и голодно, как и у всех...» И тут же все сводил к шутке. Однажды рассказал, как хозяйский петух упал в колодец. Вера Ар­ сеньевна посоветовала продать его на ба­ заре.

— Да ну, вряд ли кто его купит,— отве­ тила хозяйка и отдала петуха Барабашовым.

Несколько дней они пировали и мечтали, чтобы почаще падали в колодец петухи и куры. Такой пир случался не часто. В обыч­ ные дни на обеденный стол подавался борщ, приготовленный из зерен и трав, ко­ торые неизвестно где умудрялась собрать Вера Арсеньевна.

В другой раз вспомнил, как со своим хо­ рошим приятелем химиком А . Т. Давыдо­ вым раздобыли колосники.

Пятый день у меня печь не горит.

А что с ней? — спрашивает Давыдов.

Нет колосников.

79


В то время достать колосники было не­ возможно.

— Во дворе пединститута я видел в дува­ не железные скобы. Думаю , что вполне по­ дойдут.— Давыдов уже строил план, как их оттуда изъять.

Ш ел дождь. Как только стемнело, два «злоумышленника» отправились на «дело». При выходе со двора наткнулись на дирек­ тора института, остановились, разговори­ лись, как ни в чем не бывало.

Добытые с приключениями скобы «спас­ ли» не только печь, но и самого профессо­ ра. Спустя два часа Вера Арсеньевна уже подавала на стол приготовленный ужин.

Люди, эвакуированные в глубокий тыл, жили надеждами, радовались каждой но­ вой победе советских войск. Начатая в ноябре 1942 года грандиозная операция на­ ших армий под Сталинградом завершилась 2 февраля 1943 года разгромом окружен­ ной группировки гитлеровцев численностью свыше 300 тысяч человек. Сомкнувшееся вокруг нее в районе Калача «железное кольцо» не удалось прорвать и танковой группировке Манштейна, спешившей на по­ мощь попавшей в окружение 6-.Й армии Па­ улюса.

В августе 1943 года директор эвакуиро­ ванного в Ташкент Харьковского института железнодорожного транспорта А . И. Шендей, беспокоясь о здоровье профессора, прислал в Кзыл-О рду своего гонца с пред­ ложением переехать к ним на работу. Ж из­

80

ненные условия там были получше, и Барабашовы переехали в Ташкент. Сразу же по­ лучили «подъемные»— шесть пайков — и, конечно же, все заболели.

Летом 1943 года наши войска в ожесто­ ченных боях на Курской дуге нанесли но­ вый сокрушительный удар гитлеровским за­ хватчикам и безостановочно погнали врага на запад, освободив город Харьков. В одну

из тех августовских ночей и появился в

квартирке

Барабашовых

почтальон.

— Вам телеграмма из Харькова! Первая!

Всем

семейством

крикнули дружное

«ура».

 

 

Председатель облисполкома Павел Кри-

вень, с которым Барабашов переписывался всю войну, сдержал свое слово — вызвать на работу в Харьков, как только из города будут выбиты гитлеровцы. В телеграмме говорилось: « Н е м е д л е н н о в ы е з ж а й -

те К у п я н с к тчк».

СХарьковом железнодорожное сообщ е­ ние еще не было восстановлено. От Харь­ кова до Купянска — рукой подать.

Шендей, прощаясь с Барабашовым, по­ просил:

— Будешь в Харькове, позаботься, что­ бы здание железнодорожного института никто «не позаимствовал»...

И выписал командировку.

6 1-177

81



РЕКТОР УНИВЕРСИТЕТА

В Харьков семья Барабашова приехала первым поездом, который прошел по толь­ ко что восстановленному мосту. Гостепри­ имный Кривень поселил всех на своей квар­ тире, накормил.

Первая ночь

после возвращения в род­

ном городе...

Естественно, не спалось. У т­

ром Николай Павлович сразу же пошел на обсерваторию . Больно было смотреть на свое детищ е: одни здания были разруш е­ ны, а другие сильно повреждены, требова­ лись большие восстановительные работы. Это тебе не разбитое зеркало для телеско­ па, на шлифовку которого ученый вложил так много собственного напряженного тру­ да. Тут потребуются усилия многих и мно­ гих людей.

Кое-кто из сотрудников обсерватории оставался в оккупированном городе. С бо­ лью и гневом вспоминали они, как фашисты угрожали расправой, если не будут возоб­ новлены наблюдения: «Работай, рус, рабо­ тай...» — и сыпали ругательства то на рус­ ском , то на немецком языке, грозя арес­ том и расстрелом.

Дружно взялись за работу — и те, кто пе­ режил фашистскую оккупацию, и те, кто вернулся в родной город из эвакуации. Д о ­ стали из тайников один из объективов, нача­ ли собирать. А тут, откуда ни возьмись, просвистела шальная пуля — и прямо в объектив... Такие телескопы были только на трех обсерваториях — Ташкентской, Харь-

82

ковской и Пулковской. По просьбе Николая Павловича из Ташкентской обсерватории прислали нужный объектив, к счастью, со­ хранившийся у них.

Пострадали не только башни телескопов, но и павильон меридианного круга. Все де­ монтированные оптические и наиболее от­ ветственные механические части во время оккупации удалось сохранить. И за это пер­ вая благодарность была объявлена сотруд­ нику обсерватории В. А . Михайлову, кото­ рый не только помогал прятать оборудова­ ние, но и охранял его от врага.

Радость побед и горечь утрат в те дни, как родные сестры, шли рядом . С фронта пришлз печальная весть: погиб любимец Барабашова молодой талантливый астрофи­ зик Иван Тимошенко, окончивший физикоматематический факультет университета и посвятивший себя целиком делу изучения планет. Не стало Ляли Убийвовк — студент­ ки 4-го курса астрономического отделения, проявлявшей такой огромный интерес к изучению астрофизики. В годы войны она возглавляла подпольную комсомольскую организацию и была замучена фашистами. «Нескоренжй полтавчанцп» посмертно при­ своено звание Героя Советского Союза, воздвигнут в Полтаве памятник. Боевая сла­ ва о ней разнеслась по всей украинской земле. Погиб в боях за Родину сотрудник обсерватории В. Перцов, расстреляны аст­

рономы

Г. Страшный и

М. Саврон. А . Ю .

Ф адеев

и Д . Раздольский

умерли от голода

6 *

ез