Файл: Шульц, Е. Ф. Индуктивные приборы контроля размеров в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
На величину Ls оказывает влияние расположение ка тушки относительно сердечника и близко расположенные электропроводящие и ферромагнитные массы.
Из приведенных рассуждений вытекает, что компо ненты полного электрического сопротивления катушки датчика имеют выраженную функциональную зависи мость от t°, U, f. Поэтому в состоянии равновесия моста с дифференциальным датчиком при среднем положении якоря последнего должно быть не только равенство
вида R1 = /?2 |
и |
X , = Х2, |
где |
R{ = г, + |
гс, и Х ,= |
= со(L + Ls), |
но |
и равенство |
отдельных |
компонент R |
|
и X: |
|
|
|
|
|
|
|
Г\ = Г2, |
Lx= L2, |
(23) |
|
|
|
rc{ = fcir |
Lst = LSi. |
||
|
|
|
При наличии этого равенства можно сказать, что датчик обладает симметрией и при условии одинакового
воздействия внешних факторов на обе его половины за щищен от воздействия последних.
На рис. 67 показан чертеж датчика для особо точных измерений общего применения типа АНИТИМ3578. На примере конструкции этого датчика и технологии его изготовления покажем, каким путем можно достичь симметрии его половин.
Датчик состоит из корпуса 4, в котором гайками 5 и 10 закреплены чашечные магнитопроводы 12, в которых находятся катушки 8. Якорь 9 укреплен на стержне 7, который подвешен на плоских фасонных пружинах 6. Ход стержня ограничен упором 2. Полость датчика гер метизирована резиновой мембраной 11 и прокладкой 14.
107
Выводы проводов выполнены через герметичные стек лянные изоляторы 15. Измерительное усилие создается пружиной 3. Корпус 4 вставлен в гильзу 13, закреплен гайкой 1. Наружный диаметр гильзы унифицирован под общепринятый стандарт.
В настоящей работе не приводится электрический и конструктивный расчет датчика, так как этот вопрос хорошо освещен в литературе [15, 23, 25].
Известно [25], что полная мощность датчика не зави сит от числа витков. При наличии трансформатора, со гласующего сопротивление датчика с сопротивлением нагрузки, диаметр провода и число витков катушки вы бирается из следующих соображений. Активное сопро тивление катушки датчика содержит две компоненты: омическое сопротивление провода г и сопротивление ак тивных потерь в сердечнике гс. Уменьшение диаметра провода и увеличение числа витков приводит к возраста нию роли г в общем активном сопротивлении катушки. При намотке катушек на пластмассовые каркасы раз брос омических сопротивлений некоторых экземпляров составляет 3—5%. Следовательно, абсолютная величина разброса омических сопротивлений с уменьшением диа метра провода будет возрастать, а его влияние на тем пературную погрешность датчика увеличиваться. Но с ростом диаметра провода у малогабаритных датчиков заметно уменьшается коэффициент заполнения катуш ки. Для датчиков малых и средних габаритных размеров рекомендуется применять провод диаметром от 0,1 до 0,2 мм. При серийном производстве датчиков для особо
точных измерений |
необходимо осуществлять |
подбор |
|
пар катушек |
с наименьшей разностью омического со |
||
противления. |
В этом |
случае разность омических |
сопро |
тивлений катушек датчика не должна превышать 0,1 Ом. В остальных случаях допустима разность 1 Ом.
Равенства гс, ~ гс, и L\ — Ь2 при среднем положе нии якоря датчика могут быть достигнуты путем зада ния технологических допусков на размеры сердечников. Допуски устанавливаются на все наружные и внутрен
ние диаметры, биение торцов относительно оси и т. д. |
|
На магнитные свойства сердечника сильное |
влияние |
оказывает поверхностный наклеп, возникающий |
в про |
цессе механической обработки. Для улучшения и вырав нивания магнитных свойств сердечников их необходимо подвергать отжигу в безокислительной среде.
108
Достигаемая с помощью указанных мер степень сим метрии, оказывается достаточной для датчиков с по грешностью измерения ±0,5 мкм. Для особо точных датчиков с погрешностью ±0,05 мкм необходимо подби рать пары катушек с разностью индуктивностей не бо
лее 0,5% |
от |
значения |
индуктивности. Индуктивность |
||||
измеряется со |
вставленной |
в |
магнитопровод |
катушкой |
|||
' без якоря. |
индуктивность катушек содержит |
индуктив |
|||||
Общая |
|||||||
ность |
рассеивания Ls. |
Нарушение равенства Ls, = |
|||||
= Ls2 |
приводит к тому, |
что |
равенство индуктивных |
составляющих полного сопротивления катушек, пред
ставляющих собой сумму L + Ls, |
будет достигаться |
при неравенстве индуктивностей Д |
и L% обусловленных |
потоком в сердечнике. Так как при этом якорь датчика не будет находиться в среднем положении, равенству индуктивных составляющих не будет соответствовать равенство активных составляющих полного сопротивле ния катушек. От этого на выходе моста появится квад ратурная составляющая, от которой зависит минималь ное напряжение разбаланса. Состояние полного равно весия моста по первой гармонике в этом случае будет достигнуто путем введения переменного активного со-
f противления, о чем уже говорилось в гл. I.
t Индуктивность рассеивания Ls может обусловливать ся магнитными потоками, проходящими по воздуху внутри чашек сердечников и снаружи как по воздуху, так и по конструктивным элементам самого датчика и
частей |
его |
крепления. Для обеспечения равенства |
Ls, = |
Ls2 |
необходимо следующее. Каркасы кату |
шек должны |
быть выполнены с технологическими до |
пусками, которыми обусловливалась бы толщина стенок каркасов, от которой зависит положение катушки отно сительно сердечника и, следовательно, величина Ls. Для устранения влияния окружающих электропрово дящих и ферромагнитных масс необходим эффективный
магнитный экран. В датчике |
роль |
экрана |
выполняет |
стальная гильза 14 (см. рис. |
68) |
с толщиной стенок |
|
3 мм, которая также воспринимает |
усилие |
зажима и |
защищает от деформаций элементы конструкции и сер дечники датчика, делая его нечувствительным к усилиям зажима.
В конструкциях датчиков специальных применений для уменьшения габаритных размеров защитная гильза
109
не используется. В этом случае элемент крепления дат чика должен располагаться относительно последнего’ так, чтобы его воздействие на Ls было одинаковым для обеих катушек. В этих случаях изменение положения датчика и условия зажима оказывают влияние на его электрические данные, что приводит к необходимости выполнения электрической наладки после установки датчика в измерительное устройство.
Описанные выше конструктивные и технологические меры позволяют значительно повысить точность диффе ренциального индуктивного датчика.
2. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИБОР С ДВУМЯ ДАТЧИКАМИ ТИПА АНИТИМ3541
Прибор предназначен для применения как в универ сальных измерительных стойках, так и в специальных приспособлениях. Прибор содержит электронный блок
Р и с . 68. Э л е к т р о н н ы й б л о к п р и б о р а А Н И Т И М 3 5 4 1
типа АНИТИМ3541 и два датчика АНИТИМ3578. Он может служить в качестве нуль-индикатора при работе с эталонами (плитками), он показывает величину и знак отклонения размера детали от размера эталона с точно стью ±1% от предела измерения и благодаря наличию двух датчиков с алгебраическим суммированием пока заний выполняет сравнительные измерения двух дета
лей. Прибор имеет стрелочный |
указатель |
с зеркальной |
|
шкалой |
с тремя пределами |
измерения |
150—0— 150, |
15—0— |
15 и 1,5—0— 1,5 мкм с |
ценой деления шкалы |
|
соответственно 5, 0,5 и 0,05 мкм. |
|
|
ПО
Электронный блок прибора выполнен на лампах. Его блок-схема приведена на рис. 68. Алгебраическое сум мирование показаний датчиков Д1 и Д2 осуществляется схемой суммирования 2. Суммарный сигнал подается на согласующий усилитель СУ, который необходим для согласования суммирующей схемы с низкоомным дели телем напряжения Rl, R2 и R3, который вместе с пере ключателем П обеспечивает изменение пределов изме рения. Далее сигнал усиливается усилителем У, вы прямляется кольцевым фазовым детектором ФД и по дается на стрелочный указатель И. Основные узлы схе мы, в том числе: усилитель, кольцевой фазовый детектор и LC-генератор Г, от которого получают питание изме рительные цепи прибора, описаны в гл. I.
3. ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОТВЕРСТИЙ ТИПА АНИТИМ35101
Измерительное устройство выполнено по двухкон тактной схеме измерения. Измерительные контакты закреплены на концах поворотных рычагов, пропущен ных через середину базовой оправки. Для обеспечения высокой стабильности и точности снятия измерительного импульса, измерительные рычаги устройства жестко закреплены на торснонах, служащих осью поворота. Такая конструкция осей обеспечивает высокую плав ность хода измерительных рычагов при повороте, посто янство положения оси поворота и полностью исключает внешнее трение. Это позволяет резко снизить измери тельное усилие и повысить чувствительность. При изме рении деталь устанавливают на круглую базовую оправку. Такой способ установки детали при измерении обеспечивает удобство пользования в производственных условиях, а также высокую производительность контроля.
Конструкция измерительного устройства АНИТИМ35101 показана на рис. 69. На плите 5 закреплены крон штейны 12 и 16 подвески и базовая оправка 10, арми рованная твердым сплавом. Перемещение измеритель ных наконечников передается на индуктивный датчик 13 и 14 рычагами 3 и 4. Измерительное усилие создается пружинами 6 и регулируется винтами 7. Осями поворота рычагов являются торсионы 9. Рычаги крепятся к торсионам гайками. Положение измерительных рычагов 3 и 4
111