Файл: Шульц, Е. Ф. Индуктивные приборы контроля размеров в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ми. На рис. 62, б показана эквивалентная схема моста. Сопротивления Ri и R2 активных потерь датчика и до бавочной индуктивности складываются из сопротивле ний активных потерь в железе и омических сопротивле ний обмоток. Величина сопротивления R i активных по терь датчика изменяется при изменении воздушного зазора и при изменении температуры. Из общей темпе ратурной погрешности датчика значительная доля па дает на изменение величины активных потерь.
На рис. 63 изображена топографическая диаграмма моста. Отрезок, соединяющий потенциальные точки с и
d, характеризует модуль и фазу выходного |
напряжения |
||||
моста. Так как сопротивления X l2 , ^ |
и ^ |
постоянны, |
|||
точка d будет неподвижна. |
Положение |
точки с будет |
|||
изменяться при изменении X |
и Ri. При изменении ве |
||||
личины одного из сопротивлений, входящих |
в мост, |
||||
точка с может перемещаться |
по дуге |
окружности [25]. |
|||
Если принять равновесное состояние моста |
в |
качестве |
|||
исходного, траекторией точки с при изменении R\ будет |
|||||
окружность Q, проходящая через точку |
d u e |
центром |
|||
в точке q. |
траекторией точки |
с |
будет ок |
||
При изменении X l, |
|||||
ружность Р с центром |
в точке Р, также |
проходящая |
через точку d. Касательные М и N к этим окружностям, проведенные через точку d, будут перпендикулярны друг к другу.
95
При изменении воздушного зазора величина Ri и изменяются одновременно:
/?1= Т О ; x Ll = f"(6),
где б — длина воздушного зазора.
При этом точка с будет перемещаться по траектории, отражающей зависимости Ri и X l, от б. На топогра фической диаграмме эта траектория изображена кривой
ST, которая |
построена |
по характеристике реального |
||||||
датчика. Так как |
величины Ri |
и Хц |
при |
постоянстве |
||||
температуры однозначно зависят от б, кривая ST прой |
||||||||
дет через точку d. |
Если |
касательные М |
и N принять |
|||||
в качестве осей координат, то выходное |
напряжение |
|||||||
при нарушении равновесия моста |
можно представить в |
|||||||
виде проекций на эти оси. |
моста |
может |
нарушаться |
|||||
Состояние |
равновесия |
|||||||
в двух |
случаях: при изменении |
величины |
воздушного |
|||||
зазора |
в процессе |
измерения |
и при |
изменении темпе |
ратуры обмотки и сердечника датчика. В первом случае точка с смещается по кривой ST, во втором— по дуге окружности Q. Рассматривая второй случай, можно заметить, что проекция выходного напряжения на ось М при изменении температуры датчика будет иметь весьма малую величину. Если применить указатель, реагирую щий только на проекцию вектора выходного напряжения на ось М, то влияние температуры на точность измере ния перемещения будет значительно ослаблено.
В качестве такого указателя может быть применена одна из схем (см. гл. I, п. 3), реализующих функцию
/co = kldx COS(p,
где / ср — сила тока через рамку прибора;
0 Х— комплексное значение напряжения измеряе мого сигнала;
Ф — угол сдвига фаз между напряжением сигна ла 0 Хи опорным напряжением 0 У.
Обычно для получения максимальной чувствитель
ности указателя угол сдвига фаз ф между 0 Х и 11у уста навливается таким, чтобы он был равен нулю или я при небольших смещениях якоря датчика в ту и другую сторону от состояния равновесия моста. В этом случае на указатель действует как изменение индуктивности, так и изменение активного сопротивления, возникающее
96
при перемещении якоря датчика. На топографической
диаграмме направление вектора Uy должно в этом слу чае совпадать с направлением касательной к ST.
Установка такого фазового сдвига рациональна только с точки зрения получения максимальной чувстви тельности. Для получения минимальной температурной
погрешности направление вектора Uy должно совпадать с направлением оси М, т. е. угол ср должен быть равен углу Ф проекции вектора выходного напряжения на ось М. В этом случае указатель реагирует только на изменение индуктивности датчика и почти нечувствителен к изме нению его активного сопротивления.
Из этого следует, что действующая крутизна преоб разования датчика, отнесенная к току в рамке указа теля, уменьшится и составит
Sy = S0coscp,
где S0 — крутизна преобразования датчика с примене нием амплитудного указателя.
Это уменьшение может быть скомпенсировано при менением более чувствительного указателя или увели чением коэффициента усиления усилителя напряжения
сигнала 0 Х.
Необходимо заметить, что стрелочный указатель реагирует только на индуктивную составляющую век тора выходного напряжения, а усилитель и фазочув ствительная схема на модуль этого вектора. Это озна чает, что динамический диапазон усилителя должен быть расширен до величины
COS ф
где Uо — максимальное неискаженное напряжение на выходе усилителя с амплитудным указателем.
Характеристика фазочувствительной схемы должна быть линейной для высоких входных напряжений.
Методика наладки схемы проста. Мост уравновеши вается по осциллографу, включенному на его выход до полного баланса первой гармоники. На экране осцилло графа, в котором усилитель напряжения вертикального отклонения имеет большую чувствительность, баланс первой гармоники хорошо виден. Затем надо увеличить активное сопротивление плеча с индуктивным датчиком
4 З а к а з 802 |
%7 |
на величину, составляющую 0,5—0,75 ожидаемого при ращения активного сопротивления датчика под дей ствием температуры. Регулировкой фазы добиваются нулевых показаний указателя.
Все построения топографической диаграммы выпол нены для равновесного состояния моста и показывают возможность уменьшения температурного ухода нуле вой точки прибора. Однако нетрудно показать, что отрегулированная по предложенной методике схема будет в значительной мере защищена от температурной погрешности и при показаниях прибора, отличных от
Р и с. 64. Г р а ф и к и з а в и си м о с т и т е м п е р а т у р н о й п о г р е ш н о ст и д а т ч и к а о т ф а з о в о г о сд в и г а
нуля. |
Действительно, взяв |
на кривой |
ST точку Т |
(рис. |
63), соответствующую |
предельным |
показаниям |
прибора, и проведя дугу Q' с центром в точке q', най дем, что касательная N' к этой дуге, проведенная через точку Т, будет почти параллельна касательной N. Отклонение от параллельности будет тем .меньше, чем меньше относительное изменение полного сопротивле ния датчика. Так как в подавляющем большинстве случаев относительное изменение полного сопротивле ния датчика не превышает 10— 15%, отклонение от па раллельности касательных N и N' не превысит 5—7°
Графики, показанные на рис. 64, иллюстрируют ре зультаты, достигнутые с помощью метода установки фазы. Кривая / показывает отклонение стрелки при регулировке фазы, обеспечивающей максимальную чув ствительность, т. е. при угле ср, равном нулю или л; кривая 2 — при угле ср, равном углу ф>.
98
3. ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
Измерительное устройство (рис. 65) предназначено для измерения валов диаметром от 10 до ПО мм. Ин дуктивный датчик 4 закреплен на подвижной рамке 7 Рамка перемещается по линейке 5, на которой нанесена шкала с ценой деления 1 мм. Для плавного перемеще ния и точной настройки на заданный зазор применяется устройство микрометрической подачи 3. Линейка с по
мощью кронштейна 6 закреплена на приборе ввода. Положение линейки с датчиками относительно детали может изменяться микровинтом 1. Настройка измери тельного устройства на заданный размер сводится к установлению определенного зазора между датчиком и эталоном. Эталонная деталь закрепляется в центрах. Измерительное устройство с датчиками, разведенными на заведомо больший размер, подводится к эталону, Освобождаются стопорные винты 2, и подвижная рам ка 7 с закрепленным на пей датчиком 4 плавно подво дится к эталону до касания. Устройством микрометри ческой подачи 3 устанавливается необходимый зазор, величина которого отсчитывается по нониусу.
После установки зазора зажимаются стопорные винты 2 и прибор готов к работе.
4* eg
4. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА
При активном контроле шлицевых валов измеритель ным устройством с бесконтактным индуктивным датчи ком на выходе моста переменного тока во всех случаях последовательно появляется сигнал помехи (от впади ны) и сигнал измерения (от зуба). Амплитуда сигнала помехи во много раз больше амплитуды наибольшего сигнала измерения, а фаза обратна фазе напряжения измерения.
Р и с. 66 . С х е м а а м п л и т у д н о го п р е о б р а з о в а т е л я с е м к о с т н о й п а м я т ь ю
Схема, обеспечивающая исключение сигнала поме хи, представлена на рис. 66. Она имеет фазочувстви тельный выпрямитель и амплитудный преобразователь с емкостной памятью. Фаза напряжения управления вы бирается так, что сигнал помехи на выходе выпрямителя имеет положительную полярность, а сигнал измерения отрицательную. Открывая триод 77, измерительный сиг нал заряжает конденсатор памяти СЗ до амплитудного значения. Во время действия сигнала помехи триод 77 закрыт и конденсатор СЗ разряжается через входное
сопротивление |
эмиттерного |
повторителя на триоде Т2 |
||
и резистор R6. |
Постоянная |
времени |
разряда |
конденса |
тора СЗ должна быть выбрана такой, |
чтобы |
он успевал |
следить за изменением напряжения на выпрямителе в со ответствии с величиной припуска при любой скорости его изменения. Постоянная времени заряда этого конденса тора должна обеспечивать минимальную погрешность
амплитудного преобразователя |
при контроле |
валов |
|
с большим числом шлицев. |
автоматической |
врезной |
|
Зная |
величину наибольшей |
||
подачи, |
при которой может заканчиваться процесс шли- |
100