Файл: Совершенствование ремонтного производства по хранению и переработке зерна обзорная информация..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
В настоящее время органы Госстандарта СССР разрабатывают систему, регламентирующую техническое обслуживание и ремонт [2, 3]. В -свете этой системы должны пересматриваться и отрасле вые подходы к организации ремонтного производства с учетом пер спектив развития отрасли и конкретных условий работы предприя тий. Например, следует учитывать особенности предприятий с не прерывным производственным циклом (мельничные и комбикормо вые заводы) и с прерывным циклом (элеваторно-складские пред приятия). Характер этих предприятий обусловливает технологиче скую важность отдельных видов машин и возможность их вывода без коренного изменения производственного процесса. В этом на правлении ОТИПП им. М. В. Ломоносова и Техническое управле ние Минзага Казахской ССР проводят определенные работы. Кро ме того, очевидно, что ремонтный цикл, его структура и объемы ра бот должны назначаться ,в зависимости от «возраста» оборудования и -с учетом степени интенсивного и ,экстенсивного его использова ния.
Отраслевой принцип системы ППР должен четко базироваться не на послеосмотровом ремонте, а на планово-периодических выво дах машин на ремонтно-восстановительные воздействия. Это наи более'прогрессивный подход, особенно в условиях непрерывно-по точного технологического процесса, чтоиллюстрирует опыт Ленин градского мелькомбината им. С. М. Кирова. Однако введение тако го ремонта требует разработки комплекса нормативно-технологи ческой документации; в этом плане следует отметить актуальность работ Центра по научной организации труда и управления произ водством Минзага Казахской ССР по созданию типовых норм вре мени на ремонт отраслевого оборудования.
При разработке системы ППР следует рассмотреть соотношение объемов капитальных и текущих ремонтов' и технического обслужи вания, определив основные направления использования амортизаци онного фонда для реновации и модернизации, имея в виду ускоре ние темпов замены оборудования в связи с техническим прогрессом..
Увеличение темпов замены морально износившегося оборудова ния потребует некоторого увеличения доли затрат на техническое обслуживание и текущие ремонты в общей себестоимости продук ции. Однако это будет компенсировано сокращением ущерба от плановых простоев для капитальных ремонтов и .предотвращения аварийных, остановок.
Для повышения качества труда обслуживающего и ремонтного персонала и четкой регламентации технического и ремонтно-профи лактического обслуживания большую помощь должны оказывать, материалы, представляемые заводами-изготовителями в эксплуата ционной и ремонтной документации согласно ЕСКД ПО, 11]. Осо бое внимание должно быть уделено вопросам ремонтопригодности оборудования согласно ГОСТ 19152—72 [3]. В этой связи машино испытательные станции должны в программу испытаний включать анализ ремонтопригодности конструкции, условия технического ди агностирования машин, их разборки и сборки.
В качестве нормативно-технического документа при планирова нии и проведении ремонтных работ служит инструкция [9], регла ментирующая классификацию ремонта по отдельным видам (нор мативы 4, 8, 9, 10, 14); ориентировочную периодичность .между ос мотрами и ремонтами оборудования (нормативы 5, 11, 15), по ко торым могут быть назначены ремонтный цикл, межосмотровые и межремонтные периоды; перечень и нормы запаса сменных деталей и сборочных единиц (нормативы 6, 12, 17) и режим смазки обору дования.
Ниже приведены для примера выдержки из указанных норма тивов (табл. 16; 17; 18; 19).
Таблица 16
Норматив 4 «Классификация ремонта гидравлического автомобилеразгрузчика»
Текущий ремонт с частичной разборкой |
Капитальный |
ремонт с полной |
разборкой |
||||
машины |
|
|
|
|
машины |
|
|
Разборка, промывка и сборка гидро- |
Ремонт |
и замена гидродомкратов |
|||||
домкратов |
|
Удаление царапин |
штоков |
гидродом |
|||
Замена или добавка сальниковых на |
|||||||
бивок штоков гидродомкратов |
|
кратов путем шлифовки |
|
||||
|
|
|
|
|
|
Таблица 17 |
|
Норматив 5 «Периодичность между осмотрами и ремонтами оборудования» |
|||||||
|
|
Период |
между |
Период между |
|||
Наименование |
оборудования |
|
осмотрами |
|
ремонтами |
||
|
|
|
|
|
|
||
|
при |
нап |
при |
нор |
текущим |
капиталь |
|
|
ряженной |
мальной |
ным |
||||
|
|
работе |
работе |
|
|
||
Стационарный ленточный транспортер . |
0,5 |
|
5 |
13 |
24 |
||
Винтовой транспортер . . . . ............... |
0,5 |
|
5 |
12 |
24 |
||
Скребковый самоподаватель ................... |
0,5 |
5 |
12 |
24 |
|||
|
|
|
|
|
|
Таблица 18 |
|
Норматив 6 «Перечень и нормы запаса сменных деталей и узлов сепаратора» |
|||||||
|
|
|
Количест |
Ориентировочный |
|||
Наименование машин, узлов |
|
|
запас, |
шт. |
|||
|
во в одной |
|
|
|
|||
и деталей |
|
маши |
на |
одну |
на группу |
||
|
|
|
не, шт. |
||||
|
|
|
|
|
машину |
машин в |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 шт. |
|
I. С еп ар а тор |
|
|
|
|
||
Эксцентриковый колебатель ....................... |
|
1 |
|
|
1 |
2 |
|
Шарикоподшипник |
эксцентрикового вала |
1 |
|
|
1 |
2 |
46
Таблица 10
Норматив 7 «Режим смазки триера дискового»
Места смазки
Ре д у к т о р :
червяк . . ..........................
Червячмое колесо ...................
Количест |
Вид смазочного ма |
Сроки |
во мест |
териала |
смазки |
смазки |
|
|
4 |
Масло 45 (машинное С), |
-1 раз |
1 |
ГОСТ 1707—51, или |
в 6 месяцев |
|
смазка ЦИАТИМ-208. |
|
В типовых нормах .времени на ремонт [4] приведена методика расчета норм времени и даны нормативы для расчета трудозатрат на ремонт отдельных видов оборудования. Эти нормы могут быть в отдельных случаях привязаны к конкретным условиям производства. В качестве .примера в табл. 20 приведены типовые нормы времени на ремонт вальцового станка ЗМ 250 X 1000.
Таблица 20
|
|
|
Норма времени в чел.-час |
||||
Состав работы |
Разряд |
на единицу |
|
|
|||
работы |
(узел, |
де |
на машину |
||||
|
|||||||
|
|
|
таль, |
ком |
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
плект) |
|
|
||
1. Подготовка к ремонту |
|
|
|
|
|
||
Очистить внутри и снаружи .вальцовый ста- |
1 |
|
|
|
2,74 |
||
нож от продукта и м асла ........................... |
|
|
|
|
|||
11. Разборка на узлы и детали |
|
|
|
|
|
||
Открепить и снять «.ер|Хнюю и .нижнюю двер |
2 |
0,03 |
|
0,12 |
|||
ку станка ..................................................... |
приводного |
|
|||||
Открепить и снять .ограждение |
2 |
0,06 |
|
0,12 |
|||
шкива рабочих валков.............................. |
|
|
|||||
В качестве нормативно-технического |
обеспечения ремонтного |
||||||
производства могут быть |
использованы |
и ведомственные |
нормы |
||||
времени на ремонт [12]. |
|
|
производства |
|
важное |
||
Для эффективного ведения ремонтного |
|
||||||
значение имеет снабжение запасными частями. |
|
|
|
||||
В настоящее .время многое уже делается |
в этом направлении, |
завершается разработка норм расхода запасных частей.[9]. Эффективность ремонтных работ во многом зависит от уровня
технической подготовки к ним., которая предусматривает-следую щее:
обеспечение комплектной ремонтной документацией в соответ ствии с ГОСТ 2.602—68 (чертежи изнашиваемых деталей и сбо рочных единиц, руководства по ремонту, .содержащие общие пра вила и указания для технически и экономически целесообразного ремонта). Руководство по ремонту должно содержать сведения о
47
предельных размерах, допусках, излосах и других технических, характеристиках деталей и изделий, а также по технологии ремонта и механизации ручных работ, оснащению приспособлениями и подъемно-транспортнььми средствами. В состав технологической ос настки должны быть включены универсальные приспособления, применяемые при изготовлении деталей в ремонтном производстве; приспособления, механизирующие и облегчающие труд слесарейремонтников, и контрольно-измерительный инструмент. Целесооб разно широкое использование приспособлений, изготовляемых цент рализованно на заводах технологической оснастки (контрольных оп равок, регулировочных и поверочных плит и т. д.), а также приме нение универсальных сборных приспособлений (УОП), которые со бираются из нормализованных взаимозаменяемых деталей — базо вых, опорных, установочных и направляющих;
планирование ремонтных работ, их трудоемкости, потребности а материалах, последовательности выполнения ремонтных операций и возможного фронта их проведения, обеспечивающего минимальные простои оборудования, а также все виды затрат на ремонтные ра боты;
подготовку запасных частей, подлежащих замене, и деталей пос ле их восстановления;
организацию комплексных бригад, которые являются наиболее характерной формой организации технического обслуживания и ре монта оборудования ,на хлебоприемных и -зерноперерабатывающих предприятиях. За комплексными бригадами производственных це хов закрепляются отдельные участки или группы оборудования, по возможности однотипного. Слесарь или бригада слесарей имеет воз можность ежедневно проверять техническое состояние оборудова ния и следить за выполнением правил эксплуатации и ухода об служивающим персоналом. Бригады выполняют различные объемы работ, в одних случаях все операции по техническому обслужива нию и ремонту, в других — только часть.
Впериод ремонта целесообразной формой организации труда ремонтных рабочих является создание специальных бригад по ка питальному :и текущему ремонту.
Вэтом случае вполне достаточно иметь в бригаде одного-двух высококвалифицированных рабочих, а остальной состав может быть укомплектован рабочими более низкой квалификации. Такие спе циализированные бригады целесообразны в тех случаях, когда обеспечена их постоянная загрузка: при подготовке технической ба зы к приемке нового урожая пли при капитальных ремонтах зер ноперерабатывающих предприятий. В этом случае загрузка одного слесаря в специализированной бригаде в 1,8 раза выше, чем в не специализированной.
Проведение ремонта однотипного оборудования специализиро ванными бригадами позволяет оснастить их универсальными и специальными приспособлениями и инструментами, создать условия для применения отработанной технологии ремонта однотипного обо рудования, улучшить использование производственного оборудова ния ремонтных баз и ликвидировать потери рабочего времени.
48
Как показали исследования, в 1973 г. на ряде предприятий Ка захстана средний коэффициент использования оборудования ре монтной базы составляет всего лишь 0,32 при сменности работы 0,97; средний коэффициент использования токарных станков--0,45 при сменности 1,34.
Коэффициент использования оборудования и рабочего времени в значительной степени зависит от квалификации рабочих н возмож ности совмещения функций различных профессий по обслуживанию и ремонту оборудования. Это особенно важно при автоматизации производственных процессов, где непосредственное осуществление технологического процесса производится машиной, но вместе с тем усложняется наладка и обслуживание оборудования. В этой ситуа ции необходим высококвалифицированный персонал, совмещающий в одном лице функции наладчика, эксплуатационника и ремонтника.
Для эффективного обслуживания оборудования следует устано вить четкий регламент — график выполнения профилактических ра- 'бст по каждому оборудованию, в котором указываются оснэзные узлы и.детали, требующие постоянного ухода, виды технического обслуживания и их периодичность и исполнители. В дополнение к графику необходимы инструкционные карты выполнения профилак тических работ, где указывают возможные отказы и неисправности, их причины, объем и порядок выполнения работ по их устранению, применяемые приспособления и инструмент.
Рациональная организация труда ремонтных рабочих в значи тельной степени зависит от совершенствования технического норми рования работ и форм оплаты труда. Применение повременно-пре миальной оплаты труда ремонтных рабочих не исключает нормиро вание труда. Более того, при этой системе ©платы труда необходимо определить объем работ, устанавливать сменные задания, основан ные 'на нормах времени, обслуживания и нормативах численности рабочих.
О состоянии нормирования можно судить по уровню выполнения норм. Если в основном производстве этот уровень составляет ПО— 120%, то в ремонтном — 140—150%, хотя потери рабочего времени в ремонтных службах в несколько раз выше, чем в основном про изводстве. Это объясняется тем, что на выполнение одних и тех же работ, даже на однотипных предприятиях, даются разные нормы времени. Особенно отчетливо это проявляется на предприятиях с различными формами оплаты труда ремонтных слесарей. Так, на Чемолганском хлебоприемном пункте Алма-Атинской области, где оплата труда слесарей по ремонту оборудования производится но сдельной системе, во время подготовки технической базы на одного слесаря приходится 169 ремонтных единиц, в то время как при по временно-премиальной оплате лишь 92,5 единицы. Это указывает на целесообразность применения поэлементного и укрупненного нормирования.
Поэлементное нормирование следует распространить кя все станочные и большую часть слесарных работ по плановым ремон там, трудоемкость которых относительно стабильна и может быть установлена техническим нормированием.
49