Файл: Совершенствование ремонтного производства по хранению и переработке зерна обзорная информация..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время органы Госстандарта СССР разрабатывают систему, регламентирующую техническое обслуживание и ремонт [2, 3]. В -свете этой системы должны пересматриваться и отрасле­ вые подходы к организации ремонтного производства с учетом пер­ спектив развития отрасли и конкретных условий работы предприя­ тий. Например, следует учитывать особенности предприятий с не­ прерывным производственным циклом (мельничные и комбикормо­ вые заводы) и с прерывным циклом (элеваторно-складские пред­ приятия). Характер этих предприятий обусловливает технологиче­ скую важность отдельных видов машин и возможность их вывода без коренного изменения производственного процесса. В этом на­ правлении ОТИПП им. М. В. Ломоносова и Техническое управле­ ние Минзага Казахской ССР проводят определенные работы. Кро­ ме того, очевидно, что ремонтный цикл, его структура и объемы ра­ бот должны назначаться ,в зависимости от «возраста» оборудования и -с учетом степени интенсивного и ,экстенсивного его использова­ ния.

Отраслевой принцип системы ППР должен четко базироваться не на послеосмотровом ремонте, а на планово-периодических выво­ дах машин на ремонтно-восстановительные воздействия. Это наи­ более'прогрессивный подход, особенно в условиях непрерывно-по­ точного технологического процесса, чтоиллюстрирует опыт Ленин­ градского мелькомбината им. С. М. Кирова. Однако введение тако­ го ремонта требует разработки комплекса нормативно-технологи­ ческой документации; в этом плане следует отметить актуальность работ Центра по научной организации труда и управления произ­ водством Минзага Казахской ССР по созданию типовых норм вре­ мени на ремонт отраслевого оборудования.

При разработке системы ППР следует рассмотреть соотношение объемов капитальных и текущих ремонтов' и технического обслужи­ вания, определив основные направления использования амортизаци­ онного фонда для реновации и модернизации, имея в виду ускоре­ ние темпов замены оборудования в связи с техническим прогрессом..

Увеличение темпов замены морально износившегося оборудова­ ния потребует некоторого увеличения доли затрат на техническое обслуживание и текущие ремонты в общей себестоимости продук­ ции. Однако это будет компенсировано сокращением ущерба от плановых простоев для капитальных ремонтов и .предотвращения аварийных, остановок.

Для повышения качества труда обслуживающего и ремонтного персонала и четкой регламентации технического и ремонтно-профи­ лактического обслуживания большую помощь должны оказывать, материалы, представляемые заводами-изготовителями в эксплуата­ ционной и ремонтной документации согласно ЕСКД ПО, 11]. Осо­ бое внимание должно быть уделено вопросам ремонтопригодности оборудования согласно ГОСТ 19152—72 [3]. В этой связи машино­ испытательные станции должны в программу испытаний включать анализ ремонтопригодности конструкции, условия технического ди­ агностирования машин, их разборки и сборки.


В качестве нормативно-технического документа при планирова­ нии и проведении ремонтных работ служит инструкция [9], регла­ ментирующая классификацию ремонта по отдельным видам (нор­ мативы 4, 8, 9, 10, 14); ориентировочную периодичность .между ос­ мотрами и ремонтами оборудования (нормативы 5, 11, 15), по ко­ торым могут быть назначены ремонтный цикл, межосмотровые и межремонтные периоды; перечень и нормы запаса сменных деталей и сборочных единиц (нормативы 6, 12, 17) и режим смазки обору­ дования.

Ниже приведены для примера выдержки из указанных норма­ тивов (табл. 16; 17; 18; 19).

Таблица 16

Норматив 4 «Классификация ремонта гидравлического автомобилеразгрузчика»

Текущий ремонт с частичной разборкой

Капитальный

ремонт с полной

разборкой

машины

 

 

 

 

машины

 

Разборка, промывка и сборка гидро-

Ремонт

и замена гидродомкратов

домкратов

 

Удаление царапин

штоков

гидродом­

Замена или добавка сальниковых на­

бивок штоков гидродомкратов

 

кратов путем шлифовки

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 17

Норматив 5 «Периодичность между осмотрами и ремонтами оборудования»

 

 

Период

между

Период между

Наименование

оборудования

 

осмотрами

 

ремонтами

 

 

 

 

 

 

 

при

нап­

при

нор­

текущим

капиталь­

 

ряженной

мальной

ным

 

 

работе

работе

 

 

Стационарный ленточный транспортер .

0,5

 

5

13

24

Винтовой транспортер . . . . ...............

0,5

 

5

12

24

Скребковый самоподаватель ...................

0,5

5

12

24

 

 

 

 

 

 

Таблица 18

Норматив 6 «Перечень и нормы запаса сменных деталей и узлов сепаратора»

 

 

 

Количест­

Ориентировочный

Наименование машин, узлов

 

 

запас,

шт.

 

во в одной

 

 

 

и деталей

 

маши­

на

одну

на группу

 

 

 

не, шт.

 

 

 

 

 

машину

машин в

 

 

 

 

 

 

 

5 шт.

 

I. С еп ар а тор

 

 

 

 

Эксцентриковый колебатель .......................

 

1

 

 

1

2

Шарикоподшипник

эксцентрикового вала

1

 

 

1

2

46


Таблица 10

Норматив 7 «Режим смазки триера дискового»

Места смазки

Ре д у к т о р :

червяк . . ..........................

Червячмое колесо ...................

Количест­

Вид смазочного ма­

Сроки

во мест

териала

смазки

смазки

 

 

4

Масло 45 (машинное С),

-1 раз

1

ГОСТ 1707—51, или

в 6 месяцев

 

смазка ЦИАТИМ-208.

 

В типовых нормах .времени на ремонт [4] приведена методика расчета норм времени и даны нормативы для расчета трудозатрат на ремонт отдельных видов оборудования. Эти нормы могут быть в отдельных случаях привязаны к конкретным условиям производства. В качестве .примера в табл. 20 приведены типовые нормы времени на ремонт вальцового станка ЗМ 250 X 1000.

Таблица 20

 

 

 

Норма времени в чел.-час

Состав работы

Разряд

на единицу

 

 

работы

(узел,

де­

на машину

 

 

 

 

таль,

ком­

 

 

 

 

 

 

 

 

плект)

 

 

1. Подготовка к ремонту

 

 

 

 

 

Очистить внутри и снаружи .вальцовый ста-

1

 

 

 

2,74

нож от продукта и м асла ...........................

 

 

 

 

11. Разборка на узлы и детали

 

 

 

 

 

Открепить и снять «.ер|Хнюю и .нижнюю двер­

2

0,03

 

0,12

ку станка .....................................................

приводного

 

Открепить и снять .ограждение

2

0,06

 

0,12

шкива рабочих валков..............................

 

 

В качестве нормативно-технического

обеспечения ремонтного

производства могут быть

использованы

и ведомственные

нормы

времени на ремонт [12].

 

 

производства

 

важное

Для эффективного ведения ремонтного

 

значение имеет снабжение запасными частями.

 

 

 

В настоящее .время многое уже делается

в этом направлении,

завершается разработка норм расхода запасных частей.[9]. Эффективность ремонтных работ во многом зависит от уровня

технической подготовки к ним., которая предусматривает-следую­ щее:

обеспечение комплектной ремонтной документацией в соответ­ ствии с ГОСТ 2.602—68 (чертежи изнашиваемых деталей и сбо­ рочных единиц, руководства по ремонту, .содержащие общие пра­ вила и указания для технически и экономически целесообразного ремонта). Руководство по ремонту должно содержать сведения о

47


предельных размерах, допусках, излосах и других технических, характеристиках деталей и изделий, а также по технологии ремонта и механизации ручных работ, оснащению приспособлениями и подъемно-транспортнььми средствами. В состав технологической ос­ настки должны быть включены универсальные приспособления, применяемые при изготовлении деталей в ремонтном производстве; приспособления, механизирующие и облегчающие труд слесарейремонтников, и контрольно-измерительный инструмент. Целесооб­ разно широкое использование приспособлений, изготовляемых цент­ рализованно на заводах технологической оснастки (контрольных оп­ равок, регулировочных и поверочных плит и т. д.), а также приме­ нение универсальных сборных приспособлений (УОП), которые со­ бираются из нормализованных взаимозаменяемых деталей — базо­ вых, опорных, установочных и направляющих;

планирование ремонтных работ, их трудоемкости, потребности а материалах, последовательности выполнения ремонтных операций и возможного фронта их проведения, обеспечивающего минимальные простои оборудования, а также все виды затрат на ремонтные ра­ боты;

подготовку запасных частей, подлежащих замене, и деталей пос­ ле их восстановления;

организацию комплексных бригад, которые являются наиболее характерной формой организации технического обслуживания и ре­ монта оборудования ,на хлебоприемных и -зерноперерабатывающих предприятиях. За комплексными бригадами производственных це­ хов закрепляются отдельные участки или группы оборудования, по возможности однотипного. Слесарь или бригада слесарей имеет воз­ можность ежедневно проверять техническое состояние оборудова­ ния и следить за выполнением правил эксплуатации и ухода об­ служивающим персоналом. Бригады выполняют различные объемы работ, в одних случаях все операции по техническому обслужива­ нию и ремонту, в других — только часть.

Впериод ремонта целесообразной формой организации труда ремонтных рабочих является создание специальных бригад по ка­ питальному :и текущему ремонту.

Вэтом случае вполне достаточно иметь в бригаде одного-двух высококвалифицированных рабочих, а остальной состав может быть укомплектован рабочими более низкой квалификации. Такие спе­ циализированные бригады целесообразны в тех случаях, когда обеспечена их постоянная загрузка: при подготовке технической ба­ зы к приемке нового урожая пли при капитальных ремонтах зер­ ноперерабатывающих предприятий. В этом случае загрузка одного слесаря в специализированной бригаде в 1,8 раза выше, чем в не­ специализированной.

Проведение ремонта однотипного оборудования специализиро­ ванными бригадами позволяет оснастить их универсальными и специальными приспособлениями и инструментами, создать условия для применения отработанной технологии ремонта однотипного обо­ рудования, улучшить использование производственного оборудова­ ния ремонтных баз и ликвидировать потери рабочего времени.

48


Как показали исследования, в 1973 г. на ряде предприятий Ка­ захстана средний коэффициент использования оборудования ре­ монтной базы составляет всего лишь 0,32 при сменности работы 0,97; средний коэффициент использования токарных станков--0,45 при сменности 1,34.

Коэффициент использования оборудования и рабочего времени в значительной степени зависит от квалификации рабочих н возмож­ ности совмещения функций различных профессий по обслуживанию и ремонту оборудования. Это особенно важно при автоматизации производственных процессов, где непосредственное осуществление технологического процесса производится машиной, но вместе с тем усложняется наладка и обслуживание оборудования. В этой ситуа­ ции необходим высококвалифицированный персонал, совмещающий в одном лице функции наладчика, эксплуатационника и ремонтника.

Для эффективного обслуживания оборудования следует устано­ вить четкий регламент — график выполнения профилактических ра- 'бст по каждому оборудованию, в котором указываются оснэзные узлы и.детали, требующие постоянного ухода, виды технического обслуживания и их периодичность и исполнители. В дополнение к графику необходимы инструкционные карты выполнения профилак­ тических работ, где указывают возможные отказы и неисправности, их причины, объем и порядок выполнения работ по их устранению, применяемые приспособления и инструмент.

Рациональная организация труда ремонтных рабочих в значи­ тельной степени зависит от совершенствования технического норми­ рования работ и форм оплаты труда. Применение повременно-пре­ миальной оплаты труда ремонтных рабочих не исключает нормиро­ вание труда. Более того, при этой системе ©платы труда необходимо определить объем работ, устанавливать сменные задания, основан­ ные 'на нормах времени, обслуживания и нормативах численности рабочих.

О состоянии нормирования можно судить по уровню выполнения норм. Если в основном производстве этот уровень составляет ПО— 120%, то в ремонтном — 140—150%, хотя потери рабочего времени в ремонтных службах в несколько раз выше, чем в основном про­ изводстве. Это объясняется тем, что на выполнение одних и тех же работ, даже на однотипных предприятиях, даются разные нормы времени. Особенно отчетливо это проявляется на предприятиях с различными формами оплаты труда ремонтных слесарей. Так, на Чемолганском хлебоприемном пункте Алма-Атинской области, где оплата труда слесарей по ремонту оборудования производится но сдельной системе, во время подготовки технической базы на одного слесаря приходится 169 ремонтных единиц, в то время как при по­ временно-премиальной оплате лишь 92,5 единицы. Это указывает на целесообразность применения поэлементного и укрупненного нормирования.

Поэлементное нормирование следует распространить кя все станочные и большую часть слесарных работ по плановым ремон­ там, трудоемкость которых относительно стабильна и может быть установлена техническим нормированием.

49