Файл: Совершенствование ремонтного производства по хранению и переработке зерна обзорная информация..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
непрерывно-поточный технологический процесс, причем струк турно-однородный (на мукомольно-крупяных предприятиях) пли структурно переменный (на комбикормовых заводах), либо диск ретно-], оточный с изменчивой структурой в зависимости от свойств зерновой массы (на заготовительных предприятиях);
сезонность и краткосрочность использования некоторых видовоборудования (на заготовительных предприятиях) (рис. 12);
Рис. 12. Динамика заготовок зерна по отдельным областям республики в 1973 г.
рассредоточенность предприятий на большой территории рес публики;
зависимость режима эксплуатации оборудования и свойств об рабатываемых продуктов от метеорологических условий'и особенно стей сельскохозяйственного производства;
высокий уровень комплексной механизации производственного процесса, широкая перспектива его автоматизации и внедрения ав томатизированных систем управления технологическим процессом и предприятием в целом (АСУ—АСУП);
определенные трудности в комплектовании ремонтных подразде лений квалифицированными кадрами.
40
Согласно ГОСТ 183.22—73 под системой технического обслужи вания и ремонта понимают комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, преду смотренных нормативной документацией. При этом техническое об служивание предусматривает комплекс работ для поддержания ис правности или только работоспособности оборудования при подго товке и 'использовании, а ремонт-комплекс работ для устранения неисправности и .восстановления работоспособности.
Системой технического обслуживания и ремонтов предусматри вается осуществление нескольких видов обслуживания и ремонта машин, которые различаются между собой периодичностью прове дения, содержанием работ и применяемыми при этом техническими средствами. Периодичность и содержание каждого вида обслужи вания и ремонта находят в результате оптимизации всей системы планово-предупредительного ремонта (ППР).
•Система ППР в зависимости от назначения и режима использо вания машин может быть построена по календарном) принципу, когда профилактические мероприятия проводятся через определен ные промежутки времени, .по значению .наработки либопо сме шанному принципу.
Планово-предупредительный ремонт снижает эксплуатационные издержки; это видно из рассмотрения двух видов организации ре монта оборудования.
В первом случае оборудование эксплуатируется так, что его ре монт производится только по потребности — ремонт обусловлен по ломкой какого-либо элемента машины. Тогда ресурс каждого эле мента будет исчерпан полностью, а эксплуатационные расходы Иъ, отнесенные к единице времени работы оборудования, составят:
Зр + з п
где Зр — затраты, связанные с аварийным ремонтом (.стоимость заменяем ого элемента, разборка, сборка и наладка обо рудования);
3'п — (материальный ущерб (в денежном выражении) из-за остановки производственного процесса вследствие по ломки;
ТСя — средний срок службы элемента, определяющего продол жительность работы оборудования.
- Во втором случае при поддержании работоспособности оборудо вания на основе системы ППР машина будет останавливаться для ремонта через определенное число часов эксплуатации. Тоща сред
ний срок службы элемента будет составлять tcl!, при этом £сл < |
Тсл. |
В этом случае затраты на замену элемента также составят Зр, |
но |
остальные расходы, обусловленные выходом из строя оборудования из-за поломок деталей, будут иметь место только в том случае,_ес-
лн поломка детали произойдет до истечения периода времени tZjl,
41
предусмотренного структурой и длительностью ремонтного цикла. Следовательно, при ПНР эксплуатационные издержки, отнесенные к единице времени работы оборудования, составят:
|
Иэ. п = |
5 р -f [1 Р (Сл) ] З п + |
С?ппр (Сл) |
|
|
|
?сл |
|
|
где |
[1 — Р( tC]l)] — вероятность отказа |
элемента |
за интервал |
|
|
|
времени; |
|
|
|
^сл! ^ппр(Сл) — затраты на П,ПР данного элемента п ущерб |
|||
|
|
от простоя оборудования в связи с его про |
||
|
|
ведением. |
|
|
|
Следовательно, ППР целесосбразен при |
> 1. |
|
|
|
Итак, при системе |
|
Иэп |
ремонта пре |
|
планоьо-предупредительного |
дупреждается прогрессирующий износ оборудования и тем самым резко снижается вероятность случайного выхода его из строя и
возможность нарушения нормального хода производственного про цесса.
Одной из основных предпосылок системы ППР является пред положение о том, что на нормально функционирующем предприя тии для одной и той же группы оборудования, эксплуатируемого в практически неизменных условиях, объемы .и содержание работы по техническому обслуживанию и ремонтам зависят от наработки оборудования. Отсюда следует, что при периодическом выполнении !ремонтн|о-1проф.ила!КГГ1че|СК|Их воздействий объемы ■одноименных работ по техническому обслуживанию и ремонту примерно стаби лизируются.
Технико-экономическими показателями системы ППР являются ремонтный цикл, длительность и структура межремонтных и межосмотровых периодов.
Все ремонты, которым подвергается оборудование на протяже нии срока его эксплуатации, могут быть разбиты на два основных, вида: текущие ремонты — с целью замены и восстановления срав нительно небольшого числа отдельных частей и их регулировки, и капитальный ремонт,, завершающий ремонтный цикл, при котором выполняется комплекс работ, связанных с полной разборкой маши ны, заменой или восстановлением изношенных деталей, почти пол ным восстановлением ресурса.
■Структура ремонтного цикла определяет последовательность вы полнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в пер вом либо последующих ремонтных циклах. Эта структура едина для машин одного типа, но эксплуатируемых в различных условиях, хо тя и зависит от последних.
Ремонтный цикл определяется сроком службы тех основных ме ханизмов и деталей машин, замена или ремонт которых могут быть выполнены во время полной его разборки, а межремонтные перио ды, кратные ремонтному циклу, обусловлены сроками службы быстроизнашивающихея деталей, замена которых при ремонте тре-
42
бует остановки оборудования и не может быть выполнена при тех ническом обслуживании.
Структура ремонтного цикла, являясь одним из наиболее важ ных показателей системы ППР, определяет ряд важнейших норма тивов, необходимых для организации ремонтного производства. Ис ходными данными для построения структуры ремонтного цикла яв ляются сроки службы элементов машин. Чем больше продолжитель ность ремонтного цикла, тем меньше среднегодовые затраты на сменно-запасные части, на обслуживание и ремонт. Однако увели чение срока службы деталей сверх нормального может повысить ве роятность отказов, ускорить развитие повреждений элементов ма шины, понизить технологическую эффективность и т. п. При рацио нальных межосмотровых и межремонтных периодах снижаются за траты на аварийные и плановые ремонты. При этом следует иметь в виду, что только разборка и сборка машины без какого-либо ре монтного воздействия может снизить срок ее службы, так как при этом нарушаются первоначальные посадки л взаимное расположение приработавшихся поверхностей.
Основными критериями оптимальности структуры ремонтного цикла являются: высокая степень надежности машины в межре монтные периоды (отсутствие внезапных отказов); минимальные потери из-за вынужденных и плановых простоев под ремонтом; ми нимальные затраты на восстановление работоспособности машины, отнесенные к полному времени ее работы; обеспечение наиболее полного использования ресурса изнашиваемых деталей.
Трудоемкость ремонтных работ, а следовательно, и продолжи тельность простоев в большей степени зависят от технической под готовки, организации технологии и техники выполнения ремонтных работ. Так, потери рабочего .времени тпр из-за простоев оборудо вания под ремонтом за ремонтный цикл составляют:
|
^пр --- "йж “Ь |
т/ ) |
|
|
i |
где хП1с |
— простой в капитальном ремонте; |
|
xttTi |
— простой в г-том плановом текущем ремонте; |
п ■— количество текущих ремонтов.
Отсюда потери производства из-за простоев машин, в ремонте со кращаются при уменьшении числа ремонтных воздействий в ре монтном цикле.
Естественно, стоимость ремонта зависит от степени использова ния ресурса каждой детали. Однако последнее может привести к частым выводам машины на аварийный ремонт, регулировку и на ладку, предопределяя тем самым и большой объем разборочно-сбо- рочных работ, обусловленный индивидуальной заменой каждой из ношенной детали. Поэтому система ППР предусматривает не инди видуальную, а групповую замену деталей при плановых ремонтах. В табл. 1Т> приведена примерная группировка части операций при ремонте вальцового станка ЗМ 250 X 1000, приведенных з § 15 [4] и проводимых при осмотрах (ОС), текущем (ТР) и капитальном (КР) ремонтах.
43
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 15 |
|
Вид |
ремонта |
|
|
Вид |
ремонта |
|
№ по по |
ос |
TP |
КР |
№ по по |
ос. |
ТР |
КР |
рядку |
рядку |
||||||
операций |
|
|
|
операций |
|
|
|
в таблице |
|
|
|
в таблице |
|
|
|
§ 15 [41 |
Трудоемкость, чел.-час |
§ 15 [4] |
Трудоемкость, чел.-час |
||||
|
|
||||||
а |
2,74 |
2,74 |
2,74 |
18 |
|
0,66 |
0,66 |
2 |
— |
0,12 |
0,12 |
49 |
|
0,60 |
0,60 |
3 |
0,112 |
0,12 |
0/12 |
20 |
— |
—г |
0/46 |
4 |
— |
0,16 |
0,16 |
21 |
0,18 |
ОД 8 |
0,18 |
5 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
22 |
—г |
|
0,30 |
6 |
— |
— |
0,40 |
23 |
|
0,20 |
0,16 |
7 |
— |
— |
0,44 |
24 |
—* |
0,20 |
|
8 |
— |
— |
0,18 |
25 |
—* |
0,16 |
0/16 |
9 |
— |
— |
0,44 |
26 |
0,06 |
0,06 |
0/06 |
10 |
— |
—, |
0,03 |
27 |
—! |
—- |
0,02 |
41 |
— |
— |
ОД 2 |
28 |
— |
0.16 |
|
12 |
— |
0,04 |
0/04 |
29 |
---J |
|
0,40 |
13 |
— |
---- |
0,10 |
30 |
—» |
—г |
0,20 |
14 |
— |
0,88 |
0,88 |
31 |
---1 |
|
0,16 |
15 |
— |
0,52 |
0,52 |
32 |
---, |
|
0,80 |
16 |
— |
0,20 |
0,20 |
33 |
—* |
|
одо |
17 |
|
0/92 |
0,92 |
|
|
|
|
Очевидно, что при одновременной замене группы деталей, отли чающихся ло ресурсам долговечности, имеет место некоторое не доиспользование ресурсов тех деталей, которые заменяются до на ступления срока их службы, но подобная организация ремонта яв ляется эффективной, если позволяет сократить затраты, связанные с разборочно-сборочными работами, уменьшить ущерб от простоя машины и предотвратить возникновение аварий.
Целесообразно при построении структуры ремонтного цикла все
детали машины разделить на |
какое-то число |
(три, четыре) |
групп |
с близкими сроками службы |
при соблюдении |
кратности |
сроков |
службы между группами. В зависимости от принятого группирова ния деталей предполагается, что первая группа деталей (с мини мальным сроком службы) заменяется или восстанавливается при выполнении каждого ремонтного воздействия, а при каждом после дующем ремонте добавляется новая группа деталей, срок службы которых истекает к этому времени.
Основные положения системы ППР на хлебоприемных и зерно перерабатывающих предприятиях регламентирует специальная ин
струкция [9], которая определяет основные принципы |
организации |
и проведения планово-предупредительного ремонта: |
содержание |
технического обслуживания, текущего и капитального ремонта, ор ганизационно-технической подготовки к ремонту, организацию запа са сменно-запасных частей н ремонтных материалов, систему опла ты труда и порядок приемки-сдачи ремонтных работ, их планиро вание и учет.