Файл: Совершенствование ремонтного производства по хранению и переработке зерна обзорная информация..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

непрерывно-поточный технологический процесс, причем струк­ турно-однородный (на мукомольно-крупяных предприятиях) пли структурно переменный (на комбикормовых заводах), либо диск­ ретно-], оточный с изменчивой структурой в зависимости от свойств зерновой массы (на заготовительных предприятиях);

сезонность и краткосрочность использования некоторых видовоборудования (на заготовительных предприятиях) (рис. 12);

Рис. 12. Динамика заготовок зерна по отдельным областям республики в 1973 г.

рассредоточенность предприятий на большой территории рес­ публики;

зависимость режима эксплуатации оборудования и свойств об­ рабатываемых продуктов от метеорологических условий'и особенно­ стей сельскохозяйственного производства;

высокий уровень комплексной механизации производственного процесса, широкая перспектива его автоматизации и внедрения ав­ томатизированных систем управления технологическим процессом и предприятием в целом (АСУ—АСУП);

определенные трудности в комплектовании ремонтных подразде­ лений квалифицированными кадрами.

40


Согласно ГОСТ 183.22—73 под системой технического обслужи­ вания и ремонта понимают комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, преду­ смотренных нормативной документацией. При этом техническое об­ служивание предусматривает комплекс работ для поддержания ис­ правности или только работоспособности оборудования при подго­ товке и 'использовании, а ремонт-комплекс работ для устранения неисправности и .восстановления работоспособности.

Системой технического обслуживания и ремонтов предусматри­ вается осуществление нескольких видов обслуживания и ремонта машин, которые различаются между собой периодичностью прове­ дения, содержанием работ и применяемыми при этом техническими средствами. Периодичность и содержание каждого вида обслужи­ вания и ремонта находят в результате оптимизации всей системы планово-предупредительного ремонта (ППР).

•Система ППР в зависимости от назначения и режима использо­ вания машин может быть построена по календарном) принципу, когда профилактические мероприятия проводятся через определен­ ные промежутки времени, .по значению .наработки либопо сме­ шанному принципу.

Планово-предупредительный ремонт снижает эксплуатационные издержки; это видно из рассмотрения двух видов организации ре­ монта оборудования.

В первом случае оборудование эксплуатируется так, что его ре­ монт производится только по потребности — ремонт обусловлен по­ ломкой какого-либо элемента машины. Тогда ресурс каждого эле­ мента будет исчерпан полностью, а эксплуатационные расходы Иъ, отнесенные к единице времени работы оборудования, составят:

Зр + з п

где Зр — затраты, связанные с аварийным ремонтом (.стоимость заменяем ого элемента, разборка, сборка и наладка обо­ рудования);

3'п — (материальный ущерб (в денежном выражении) из-за остановки производственного процесса вследствие по­ ломки;

ТСя — средний срок службы элемента, определяющего продол­ жительность работы оборудования.

- Во втором случае при поддержании работоспособности оборудо­ вания на основе системы ППР машина будет останавливаться для ремонта через определенное число часов эксплуатации. Тоща сред­

ний срок службы элемента будет составлять tcl!, при этом £сл <

Тсл.

В этом случае затраты на замену элемента также составят Зр,

но

остальные расходы, обусловленные выходом из строя оборудования из-за поломок деталей, будут иметь место только в том случае,_ес-

лн поломка детали произойдет до истечения периода времени tZjl,

41


предусмотренного структурой и длительностью ремонтного цикла. Следовательно, при ПНР эксплуатационные издержки, отнесенные к единице времени работы оборудования, составят:

 

Иэ. п =

5 р -f [1 Р (Сл) ] З п +

С?ппр (Сл)

 

 

 

?сл

 

 

где

[1 — Р( tC]l)] — вероятность отказа

элемента

за интервал

 

 

времени;

 

 

 

^сл! ^ппр(Сл) — затраты на П,ПР данного элемента п ущерб

 

 

от простоя оборудования в связи с его про­

 

 

ведением.

 

 

 

Следовательно, ППР целесосбразен при

> 1.

 

 

Итак, при системе

 

Иэп

ремонта пре­

 

планоьо-предупредительного

дупреждается прогрессирующий износ оборудования и тем самым резко снижается вероятность случайного выхода его из строя и

возможность нарушения нормального хода производственного про­ цесса.

Одной из основных предпосылок системы ППР является пред­ положение о том, что на нормально функционирующем предприя­ тии для одной и той же группы оборудования, эксплуатируемого в практически неизменных условиях, объемы .и содержание работы по техническому обслуживанию и ремонтам зависят от наработки оборудования. Отсюда следует, что при периодическом выполнении !ремонтн|о-1проф.ила!КГГ1че|СК|Их воздействий объемы ■одноименных работ по техническому обслуживанию и ремонту примерно стаби­ лизируются.

Технико-экономическими показателями системы ППР являются ремонтный цикл, длительность и структура межремонтных и межосмотровых периодов.

Все ремонты, которым подвергается оборудование на протяже­ нии срока его эксплуатации, могут быть разбиты на два основных, вида: текущие ремонты — с целью замены и восстановления срав­ нительно небольшого числа отдельных частей и их регулировки, и капитальный ремонт,, завершающий ремонтный цикл, при котором выполняется комплекс работ, связанных с полной разборкой маши­ ны, заменой или восстановлением изношенных деталей, почти пол­ ным восстановлением ресурса.

■Структура ремонтного цикла определяет последовательность вы­ полнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в пер­ вом либо последующих ремонтных циклах. Эта структура едина для машин одного типа, но эксплуатируемых в различных условиях, хо­ тя и зависит от последних.

Ремонтный цикл определяется сроком службы тех основных ме­ ханизмов и деталей машин, замена или ремонт которых могут быть выполнены во время полной его разборки, а межремонтные перио­ ды, кратные ремонтному циклу, обусловлены сроками службы быстроизнашивающихея деталей, замена которых при ремонте тре-

42


бует остановки оборудования и не может быть выполнена при тех­ ническом обслуживании.

Структура ремонтного цикла, являясь одним из наиболее важ­ ных показателей системы ППР, определяет ряд важнейших норма­ тивов, необходимых для организации ремонтного производства. Ис­ ходными данными для построения структуры ремонтного цикла яв­ ляются сроки службы элементов машин. Чем больше продолжитель­ ность ремонтного цикла, тем меньше среднегодовые затраты на сменно-запасные части, на обслуживание и ремонт. Однако увели­ чение срока службы деталей сверх нормального может повысить ве­ роятность отказов, ускорить развитие повреждений элементов ма­ шины, понизить технологическую эффективность и т. п. При рацио­ нальных межосмотровых и межремонтных периодах снижаются за­ траты на аварийные и плановые ремонты. При этом следует иметь в виду, что только разборка и сборка машины без какого-либо ре­ монтного воздействия может снизить срок ее службы, так как при этом нарушаются первоначальные посадки л взаимное расположение приработавшихся поверхностей.

Основными критериями оптимальности структуры ремонтного цикла являются: высокая степень надежности машины в межре­ монтные периоды (отсутствие внезапных отказов); минимальные потери из-за вынужденных и плановых простоев под ремонтом; ми­ нимальные затраты на восстановление работоспособности машины, отнесенные к полному времени ее работы; обеспечение наиболее полного использования ресурса изнашиваемых деталей.

Трудоемкость ремонтных работ, а следовательно, и продолжи­ тельность простоев в большей степени зависят от технической под­ готовки, организации технологии и техники выполнения ремонтных работ. Так, потери рабочего .времени тпр из-за простоев оборудо­ вания под ремонтом за ремонтный цикл составляют:

 

^пр --- "йж “Ь

т/ )

 

 

i

где хП1с

— простой в капитальном ремонте;

xttTi

— простой в г-том плановом текущем ремонте;

п ■— количество текущих ремонтов.

Отсюда потери производства из-за простоев машин, в ремонте со­ кращаются при уменьшении числа ремонтных воздействий в ре­ монтном цикле.

Естественно, стоимость ремонта зависит от степени использова­ ния ресурса каждой детали. Однако последнее может привести к частым выводам машины на аварийный ремонт, регулировку и на­ ладку, предопределяя тем самым и большой объем разборочно-сбо- рочных работ, обусловленный индивидуальной заменой каждой из­ ношенной детали. Поэтому система ППР предусматривает не инди­ видуальную, а групповую замену деталей при плановых ремонтах. В табл. 1Т> приведена примерная группировка части операций при ремонте вальцового станка ЗМ 250 X 1000, приведенных з § 15 [4] и проводимых при осмотрах (ОС), текущем (ТР) и капитальном (КР) ремонтах.

43


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 15

 

Вид

ремонта

 

 

Вид

ремонта

по по­

ос

TP

КР

по по­

ос.

ТР

КР

рядку

рядку

операций

 

 

 

операций

 

 

 

в таблице

 

 

 

в таблице

 

 

 

§ 15 [41

Трудоемкость, чел.-час

§ 15 [4]

Трудоемкость, чел.-час

 

 

а

2,74

2,74

2,74

18

 

0,66

0,66

2

0,12

0,12

49

 

0,60

0,60

3

0,112

0,12

0/12

20

—г

0/46

4

0,16

0,16

21

0,18

ОД 8

0,18

5

0,16

0,16

0,16

22

—г

 

0,30

6

0,40

23

 

0,20

0,16

7

0,44

24

—*

0,20

8

0,18

25

*

0,16

0/16

9

0,44

26

0,06

0,06

0/06

10

—,

0,03

27

!

—-

0,02

41

ОД 2

28

0.16

12

0,04

0/04

29

---J

 

0,40

13

----

0,10

30

»

—г

0,20

14

0,88

0,88

31

---1

 

0,16

15

0,52

0,52

32

---,

 

0,80

16

0,20

0,20

33

—*

 

одо

17

 

0/92

0,92

 

 

 

 

Очевидно, что при одновременной замене группы деталей, отли­ чающихся ло ресурсам долговечности, имеет место некоторое не­ доиспользование ресурсов тех деталей, которые заменяются до на­ ступления срока их службы, но подобная организация ремонта яв­ ляется эффективной, если позволяет сократить затраты, связанные с разборочно-сборочными работами, уменьшить ущерб от простоя машины и предотвратить возникновение аварий.

Целесообразно при построении структуры ремонтного цикла все

детали машины разделить на

какое-то число

(три, четыре)

групп

с близкими сроками службы

при соблюдении

кратности

сроков

службы между группами. В зависимости от принятого группирова­ ния деталей предполагается, что первая группа деталей (с мини­ мальным сроком службы) заменяется или восстанавливается при выполнении каждого ремонтного воздействия, а при каждом после­ дующем ремонте добавляется новая группа деталей, срок службы которых истекает к этому времени.

Основные положения системы ППР на хлебоприемных и зерно­ перерабатывающих предприятиях регламентирует специальная ин­

струкция [9], которая определяет основные принципы

организации

и проведения планово-предупредительного ремонта:

содержание

технического обслуживания, текущего и капитального ремонта, ор­ ганизационно-технической подготовки к ремонту, организацию запа­ са сменно-запасных частей н ремонтных материалов, систему опла­ ты труда и порядок приемки-сдачи ремонтных работ, их планиро­ вание и учет.