Файл: Совершенствование ремонтного производства по хранению и переработке зерна обзорная информация..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По своему содержанию централизация изготовления деталей, уз­ лов и частей для ремонта оборудования выходит за пределы орга­ низации ремонтного производства. Ее следует рассматривать как часть общей проблемы углубления специализации производства и кооперирования в отрасли. В этой связи все детали, сборочные еди­ ницы, заменяемые при ремонте, можно разбить на три группы:

изделия, поставляемые машиностроительным заводам по коопе­ рации (.подшипники качения, резинотехнические и электротехниче­ ские изделия, цепи, метизы и т. п.);

изделия, изготовляемые машиностроительными заводами для производства собственной продукции;

уникальные либо нетранспортабельные изделия.

Снабжение ремонтного производства изделиями первой и второй групп должно осуществляться централизованно либо (Специализи­ рованными заводами системы (отрасли); 'Обеспечение '.изделиями третьей группы должны взять на себя специализированные ремонт­ ные предприятия отрасли.

Оперативность выполнения централизованного ремонта будет максимальной при организации обезличенного ремонта с использо­ ванием обменного фонда, который должен состоять из определен­ ного количества отдельных узлов и транспортабельного обо­ рудования, находящегося на ремонтных предприятиях.

Организация такого фонда требует решения следующих вопро­ сов:

определение номенклатуры узлов и оборудования, входящих в обменный фонд:

установление объема обменного фонда по типоразмерам; изыскание формы организационно-технической процедуры обме­

на ремонтируемых узлов и оборудования на исправное; установление источников создания такого фонда; совмещение типовой модернизации оборудования с .восстановле­

нием обменного фонда.

Решение, первого вопроса зависит от количества подлежащего ремонту оборудования, степени унификации, преемственности и по­ вторяемости. Так как обезличенный ремонт вызывает омертвление основных фондов, то экономически целесообразно создавать обмен­ ный фонд только для однотипного массового оборудования.

Из технологического оборудования можно выделить: по зерно­ очистительным сепараторам — ситовые кузова, ситоочистительные и приводные механизмы; по триерам —• диски, шнеки, редукторы и цепные передачи; по вальцО'Вым станкам — гидравлические или ме­ ханические автоматы, механизмы для регулирования зазора, межвалковые передачи; по рассевам и ситовеечным машинам — при­ водные механизмы, ситовые рамки, ситоочистители.

Целесообразно иметь обменный фонд на зернопогрузчики типа кшп, отдельные номера вентиляторов, элементы гидросистемы ав­ томобилеразгрузчиков и д-р.

По электрическим машинам рационально создание обменного фонда для асинхронных электродвигателей (единая серия А, АО, А2, А02 и ее модификации в основном мощностью до 10 кет), неко­

35


торых видов пусковой аппаратуры и силовых трансформаторов об­ щего .назначения мощностью до 1000 ква.

Средний объем обменного фонда по определенной номенклатуре оборудования зависит от его количества в конкретном районе и ре­ гулярном поступлении заявок на ремонтное предприятие и может быть определен по формуле:

 

Qh = I

Qrт. р

 

 

 

 

 

 

 

I

т. р

 

 

где QT,p

(шт.) — количество оборудования данного

типоразмера,

 

ремонтируемого в течение определенного перио­

tT.'p

да t (час);

 

 

 

(час) — период времени, через который происходит обмен

 

оборудования

данного типоразмера

(либо меж­

 

ремонтный период);

оборудования данной

 

b — количество типоразмеров

 

номенклатуры (b = 1, 2,

Ь).

 

Суммарный средний объем обменного фонда QcyM по всей но­ менклатуре оборудования, подлежащей обмену, равен:

QcyM = 2 ( Q h, + Q n a “ Г • • • Qm),

где Он, , Qh, , ••• Qhi [шт]— средние объемы обменного фонда пэ соответствующей номенклатуре оборудования.

В реальных условиях трудно обеспечить по разным причинам равномерный и ритмичный завоз в ремонт соответствующих типо­ размеров, оборудования и, следовательно, установить объем обмен­ ного фонда по приведенной "формуле. Это объясняется рядом при­ чин. Например, в результате того, что графики планово-предупреди­ тельного ремонта оборудования составляются предприятиями при­ менительно к особенностям конкретного производства, возникает неравномерное распределение объема ремонтных работ для ремонт­ ного предприятия (РСУ, мехмастерской) <в течение планового .пе­ риода. Кроме того, фактический завоз оборудования будет часто не совпадать с плановым из-за аварийного вывода оборудования в ре­ монт. Возможны различные нарушения в работе самого ремонт­ ного предприятия (нерегулярные поставки материалов, деталей и узлов пс кооперации, несвоевременная подача транспорта для пере­ возок оборудования внутри производственного объединения и г. д.). Все это приведет к увеличению объемов обменного фонда с целью избежать дефицитных ситуаций.

Для определения реального объема обменного фонда ремонтное предприятие должно заблаговременно получать от потребителей го­ довой заказ на проведение ремонтных работ' с указанием содержа­ ния объема и сроков ремонта оборудования для составления сводно­ го годового плана поступления оборудования в ремонт.

Обменные пункты целесообразно располагать вблизи потребите­ лей — в областных центрах, а отдельные филиалы — в районах. Обмен капитально отремонтированного оборудования осуществля­

36


ют филиалы, а головное предприятие, как правило, производит ре­ монт оборудования п направляет его в филиал. Эти перевозки осу-' щестзляются автотранспортом по «челночному» маршруту.

Доставка оборудования в ремонт на головное предприятие и филиалы от близлежащих предприятий может осуществляться дво­ яко: или самими заказчиками, или ремонтным объединением. Во втором случае, когда автомашина ремонтного предприятия (голов­ ного или его филиала) будет объезжать по определенному маршру­ ту обслуживаемые предприятия, значительно уменьшится стои­ мость перевозок; при этом возможно одновременно осуществлять и обмен оборудования, в первую очередь электродвигателей (напо­ добие системы развозки газа). Координацию движения оборудова­ ния внутри ремонтного объединения и связь с заказчиками целесо­ образно поручить специальной диспетчерской службе.

В настоящее время Техническое управление и Центр по науч­ ной организации труда и управлению производством при методиче­ ском участии ОТИПЛ им. М. В. Ломоносова совместно с Казахским филиалом В.НИИЗ проводят работу по определению уровня надеж­ ности некоторых основных видов мельничных и элеваторных ма­ шин в процессе эксплуатационных и ускоренных испытаний, разра­ ботке проектов типовой модернизации.

Н.а Алма-Атинском им. XXIV съезда КПСС комбинате хлебопро­ дуктов создан кабинет надежности и ремонтного производства, ко­ торый становится первым отраслевым звеном по распространению передового опыта, пропаганде прогрессивных методов ,и средств ве­ дения ремонтных работ, ознакомлению работников системы с дей­ ствующей нормативно-технической документацией в области на­ дежности, технического обслуживания и ремонта.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ХЛЕБОПРИЕМНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Первые работы по организации ремонта оборудования были на­ чаты на пороге .первого пятнлетпего плана, когда период восстанов­ ления социалистической промышленности был завершен. В это вре­ мя большое внимание стали уделять вопросам организации произ­ водства, сохранения основных фондов и более эффективного исполь­ зования оборудования, в связи с чем появился интерес к деятель­ ности ремонтных служб и были выдвинуты предложения го улучше'- нию организации ремонтного хозяйства на предприятиях, сводящие­ ся к следующему: ремонт должен постоянно поддерживать обору­ дование в работоспособном состоянии; ремонт оборудования на предприятии есть самостоятельное производство, «продающее» свою продукцию цехам; постановка ремонтного производства долж­ на основываться на мерах планово-предупредительного и принуди­ тельного характера.

Впервые было указано, что важнейшей основой повышения уровня организации ремонтного дела являются принудительный пе­ риодический осмотр оборудования и плановые текущие и капиталь-

37


т'ыс ремонты. Нормативный расход запасных частей предлагалось назначать, исходя из сроков службы деталей и механизмов; при этом заменяемые детали в зависимости от долговечности подразде­ ляли на группы. Однако промышленность не располагала данными ■о сроках службы деталей весьма разнообразного парка оборудова­ ния, и поэтому не представлялось возможным -осуществлять заказ запасных частей на основе данных о сроках службы деталей. Отсю­ да и не привилась система организации планового ремонта обору­ дования на основе планирования изготовления запасных частей.

В тридцатые годы довольно .широко вошла система планирова­ ния ремонтных работ по результатам технических осмотров обо­ рудования. Особенностью системы послеосмотровых ремонтов яв­ лялось тс, что предлагалось планировать не ремонты, а осмотры технического состояния оборудования для составления предвари­ тельных ведомостей дефектов определения момента вывода обору­ дования на ремонт и установления вида последнего. Эта система ремонта имеет два важных преимущества: во-первых, ремонту пред­ шествует стадия подготовки; во-вторых, оборудование обеспечи­ вается своевременным ремонтом.

Практика применения системы послеосмотровых ремонтов дока­ зала, что на небольших предприятиях эта система целесообразна. На крупных предприятиях выявились серьезные недостатки этой системы ремонта: установление вида и срока выполнения ремонта по результатам осмотра вынуждало вносить значителилые измене­ ния в ранее разработанные планы ремонтных работ из-за субъек­ тивного характера оценки результатов технических осмотров. В.свя­ зи с этим доля внеплановых ремонтов была высока. Исходя из это­ го, сформировалось убеждение, что система послеосмотровых ре­ монтов не обеспечивает четкое планирование ремонтных работ, по­ вышение эффективности использования оборудования и качества его ремонта. В этот же период была предложена система плановопредупредительного ремонта, основанная на планировании перио­ дичности выполнения ремонтных воздействий исходя из количест­ ва часов работы оборудования. В 1940 г. система планово-преду­ предительного ремонта ППР была введена на машиностроительных предприятиях. В годы Великой Отечественной войны убедительно были доказаны преимущества системы ППР.

В апреле 1955 г. Советом Министров СССР была утверждена «Единая система планово-предупредительного ремонта и рациональ­ ной экеплуатации технологического оборудования машинострои­ тельных предприятий». В последующие годы содержание единой си­ стемы ППР уточнялось и дополнялось на основе .практики приме­ нения и новых научно-исследовательских разработок.

Эффективность машины в эксплуатации должна определяться не только по ее способности выполнять свое служебное назначение, но и по степени надежности, трудоемкости технического обслужи­ вания и ремонтов, стоимости расходуемых при ремонтах материа­ лов и запасных частей. Для дальнейшего совершенствования ре­ монтного хозяйства очень важна организация сбора и обработки информации о простоях, отказах, наработках, о периодичности гпо-

38


филактичеекпх и ремонтных воздействий, о расходах на содержание оборудования. Научное обобщение этих материалов позволит выявить недостатки в организации -ремонта оборудования и его тех­ ническом обслуживании, внедрить предложения по повышению ка­ чества оборудования, изменению конструкций механизмов, техноло­ гии изготовления, выбору материалов для элементов машин.

В программе КПСС и в Директивах XXIV съезда по девятому пятилетнему плану обращено внимание на значение ремонтного производства л обеспечение запасными -частями, а также на расши­ рение специализированных -мощностей по централизованному ре­ монту оборудования.

Важность проблемы совершенствования ремонтного производ­ ства иллюстрируется -следующими цифрами: ежегодные-затраты на ремонт в стране достигают 15 млрд, руб., до 30% всех эксплуати­ руемых машин находятся в неработоспособном состоянии в связи с их ремонтом, а число рабочих, занятых ремонтными работами, до­ считает 2,5 .млн. человек; на эти цели отвлечено свыше 1 млч. метал­ лорежущих станков.

По всей системе заготовок на ремонт было выделено в I960 г. 101 млн. руб., а в 1971 г. — 201 млн. руб., в том числе на капиталь­ ные — 124 млн. руб. и текущие —177 млн. руб. По системе заготовок Казахстана эти^цифры выглядят так: в\106О г. (было выделено -на ремонты 18,3 млн. руб. (на текущий — 8,4 млн. руб., на капиталь­ ный — 9,9 млн. руб.), а в 1971 г. •— 32,3 млн. руб., в том числе на текущий — 12,5, на капитальный — 19,8 млн. руб.; в 1973 V. — 36,5 млн. руб:, в том числе на текущий —16,1, на капитальный —

20,4 млн. руб.

Ежегодно -около 50% оборудования на хлебоприемных и более одной трети на зерноперерабатывающнх предприятиях подвергают­ ся капитальному ремонту; 90—100% оставшегося оборудования подвергаются текущему ремонту, при этом объем и сложность ре­ монтных работ непрерывно увеличиваются.

Для совершенствования и развития ремонтного производства Министерство заготовок СССР ,и Министерство заготовок Казахской ССР проводят ряд мероприятий: по повышению производственнотехнической мощности ремонтных баз, их центр ализании, специали­ зации и концентрации производства; оснащению ремонтных подраз­ делений современным оборудованием, -инструментом, приспособле­ ниями; введению Типовых технологических -процессов ремонта п их механизации; освоению индустриального производства записных час­ тей; 'совершенствованию организации и (планирования ремонтных ра­ бот; применению эффективных систем -оплаты труда -и морального и материального поощрения за высокое качество ремонта и безаварий­ ную эксплуатацию; проведению эффективных мероприятия по по­ вышению квалификации персонала; внедрению научной организа­ ция труда и улучшению его условий, социальному развитию рабо­ чих коллективов.

На систему технологического обслуживания и ремонта оборудо­ вании предприятий по хранению и переработке зерна, накладывают отпечаток особенности производственного процесса этих предприя­ тий:

39