Файл: Реология в процессах и аппаратах химической технологии [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве исследуемых смазочных материалов применя­ лись образцы экспериментальных смазок ВНИИНП, которые можно было разделить на две большие группы:

а) литиевые смазки на основе сложных эфиров; б) смазки на кремнийорганической основе.

Общее количество исследуемых образцов превышает 20, однако в данной работе представлены результаты исследова­ ния— 10 образцов.

 

 

Рис. 3. Зависимость минимальной тол­

Рис. 2. Зависимость

минималь­

щины слоя смазки от эффективной

вязкости до появления несовершенно­

ной толщины слоя

смазки от

го жидкостного трения.

времени.

 

 

 

Реологические свойства образцов пластичных смазок, ис­ следованных в данной работе, приведены в таблице 1.

На рисунке 2 представлены зависимости минимальной тол­ щины слоя смазочного материала от времени. Толщина слоя смазки в начальный момент времени различается для испыту­ емых образцов. Скорость уменьшения толщины слоя смазки есть также величина переменная. Толщина слоя смазки через 60 минут после начала эксперимента для группы смазок (В-260, В-281, В-243, 92мЗ) выравнивается, что может быть обусловлено близкими по величине значениями эффективной вязкости. Смазки с большей эффективной вязкостью дают слой более значительной толщины.

Зависимость минимальной толщины слоя смазки от эффек­ тивной вязкости при градиенте скорости сдвига D = 100 сек-1 представлена на рисунке 3. По характеру расположения экс­ периментальных точек можно заключить, что с увеличением эффективной вязкости минимальная толщина слоя смазки уве­ личивается. Смазки с высокой вязкостью обладают наиболь­ шей минимальной толщиной смазочного слоя. Например, о«- тол = 600, обладающий эффективной вязкостью 79,4 н.сек/м2 при t = 50°C и D = 100 сек-1, создает в подшипнике смазочный

132


слой с минимальной толщиной 20 микрон 'после 60 минут ра­ боты с удельной нагрузкой р = 2,66 кГ/см2.

На рисунке 4 представлены зависим ости пути несовершен­ ного жидкостного трения от времени для различных образцов смазок. По характеру расположения экспериментальных точек можно сделать вывод о возрастании пути несовершенного жидкостного трения е возрастанием времени для всех смазок. Однако величина пути несовершенного жидкостного трения и

Рис. 4. Зависимость пути несовершенного жидкостного трения от времени.

скорость ее увеличения для каждой из смазок различаются между собой, что можно объяснить различием физико-хими­ ческих свойств основы и наполнителей смазок, а также раз­ личием эффективной вязкости и пределов прочности. В данной серии экспериментов лучшим образцом оказался В-260, кото­ рый имел минимальный путь несовершенного жидкостного трения и устойчивую минимальную толщину слоя смазки. Кроме того, скорость увеличения пути несовершенного жидко­ стного трения у этого образца меньше, чем у других исследо­ ванных образцов.

На рисунке 5 'представлена зависимость пути несовершен­ ного жидкостного трения от эффективной вязкости. По харак­ теру расположения экспериментальных точек можно сделать вывод о том, что пути несовершенного жидкостного трения уменьшаются с увеличением эффективной вязкости. Можно предположить, что при данной удельной нагрузке на подшип­ ник и данном градиенте скорости сдвига -в работающем под-

133

шиннике, а также при данной температуре существует неко­ торое критическое значение эффективной вязкости, выше ко­ торого несовершенное жидкостное трение в подшипнике прак­ тически не наблюдается.

ВЫВОДЫ

1. В данной работе качественно оцениваются полученные экспериментальные данные, так как для рассмотрения работо­ способности смазочного слоя в подшипнике необходимо учи­ тывать еще многие параметры, влияющие на толщину смазоч­ ного слоя и путь несовершенного трения.

2. Созданный экспериментальный стенд позволяет количе­ ственно оценивать толщину слоя смазки по периметру под­ шипника и путь несовершенного жидкостного трения, что яв­ ляется весьма важным для исследования работы реальных подшипников скольжения и сравнения работоспособности раз­ личных смазочных материалов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Караваев Ю. В., Нгуен Ань-Туан, Тябин Н. В. «Новый метод иссле дования пластических смазок в подшипнике скольжения». Тезисы доклада

134


I Всероссийской конференции

«Контактная гидродинамика». Куйбышев,

1972.

•••«*■

2.Cohn G., Oren I. W. Film-pressure distribution in greaselubricated journal-bearing. Trans ASME, 71, No 5, 1949.

3.Крючков А. В., Тябин H. В. «Реодинамическая теория вязкопласти­

ческой смазки для радиальных подшипников скольжения». Пластичные смазки. Материалы научно-технической конференции. Киев, «Наукова дум­ ка». 1971.

4. Тябин Н. В. «Реодинамическая теория вязкопластической смазки». Труды III Всесоюзной конференции по трению и износу в машиностроении

1960, 3, 134.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

 

 

Ьалашов В. А., Трусов С. А., Шибитов Н. С. Экспериментальные

3

результаты по истечению вязкопластическойсреды

. . .

.

 

Балашов

В. А., Кондакова

Л. А. К вопросу о

методике экспе­

 

риментального

исследования фильтрации

вязких

жидкостей

через

 

зернистый с л о й .....................................................................................

 

 

 

 

9

 

 

Голованчиков А. Б., Мамакова А. А., Трусов С. А., Тябин Н. В.

 

К методике расчета течения реологических сред в ротационном коло­

20

кольном вискозиметре ...............................................................................

 

 

 

 

 

 

Голованчиков А. Б., Трусов С. А., Шибитов Н. С. Гидродинами-

 

мика падающей струи вязкой жидкости.........................................

 

 

 

30

 

 

Гусев В. Б.,

Торнер Р. В.

Нанесение полимерного покрытия на

 

цилиндрическую

оболочку....................................................................

 

 

 

 

37

 

 

Жирнов А. Г., Скробин Ю. Б. Реодинамический анализ процесса

 

нанесения вязкопластической среды на плоские поверхности изделий

 

валковым методом..................................................................................

 

 

 

 

52

 

 

Лепёхин Г. И., Рябчук Г. В., Тябин Н. В., Уклистый А. Е. Тече­

59

ние вязкоупругой среды по поверхности вращающего диска

.

.

Огарев Н. В., Сурганова Т. А. Методика расчета поля скоростей

65

течения жидкости через поперечное сечениецилиндра.

. .

.

 

Огарев Н. В., Сурганова Т. А. Применение потенциальной функ­

70

ции к расчету диаметрального течения внутрицилиндра. . .

.

 

Голованчиков А. Б., Мамаков А. А., Патракова А. Г. Влияние

 

концентрации и неиьютоновских свойств флотационной пульпы на

72

скорости движения газовых пузырьков и частиц минералов.

.

.

Рябчук Г. В., Уклистый А. Е. Растекание вязкой жидкости по

 

поверхности вращающегося диска......................................................

 

 

 

79

 

 

Рябчук Г. В., Уклистый А. Е. Растекание неньютоновской жидко­

 

сти по поверхности вращающегося диска.........................................

 

 

 

84

 

 

Тябин Н. В., Шершнев П. Н. Исследование эластического вос­

 

становления струй резиновых смесей после их истечения из круглых

89

каналов.........................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Тябин Н. В., Шершнев П. Н. Исследование эластического восста­

 

новления струй

резиновых смесей после их истечения

через конфу-

99

з о р ы .........................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Дахин О. X., Шишлянников В. В. Экспериментальное исследова­

 

ние распределения температур по длине и радиусу

канала при

те­

112

чении расплавов полимеров...................................................................................

В. В. Влияние диссипации энергии

Дахин О. X., Шишлянников

118

на разогрев расплавов полимера при течениив круглом канале.

 

.

Дамов А. С., Ремнев В. П., Тябин Н. В., Уютова Э. И. Течение

 

пеньютоновской

жидкости между соосными

конусами

при наличии

123

перепада давления .....................................................................................

 

 

 

 

 

 

Караваев Ю. В., Климов К. И., Нгуен Ань-Туан, Горелик В. М.

 

Экспериментальное исследование поведения пластичных смазочных

130

материалов в зазоре подшипниковскольжения................................................

 

 

 

 

НМ 02544. Подписано к печати 24/IX 1974 г. Формат 60x84Vi6Печ. л. физ. 8,5. Печ. л. уел. 7,9. Тираж, 400. Заказ 154. Цена 1 руб.

Типография изд-ва «Волгоградская правда». Привокзальная площадь.