Файл: Павлов, Б. В. Диагностика болезней машин. (Как инженеры овладевают языком машин).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
чаются довольно запутанные ситуа
ции. Для формализации процесса рас-
суждений и сведения его к последо вательности стандартных операций,
которые может осуществить не толь
ко человек, но и автоматическое уст
ройство, полезно использовать математическую логику. Логика — это наука, которая разрабатывает правила построения одних утверждений из других. Она изучает формы и законы рассуждений. О существовании таких за
конов знали еще в древнем мире. Строгую систему логики,
которой пользуются и поныне, разработал древнегреческий
философ Аристотель.
Правила логики очень похожи на правила арифметики. И действительно, английскому математику Джону Булю удалось разработать своеобразную алгебру, которую позд
нее назвали математической логикой, или исчислением вы
сказываний. Она выражает логические правила математи
ческими формулами. В настоящее время математическая логика развилась в обширную науку. Это связано с тем, что
она нужна для проектирования электронных вычислитель
ных машин.
С точки зрения логики процесс диагностического рас суждения включает в себя два вида утверждений: выска зывания о наличии симптомов и заключение о состоянии машины. Эти утверждения могут быть истинными или ложными. Истинные утверждения будем обозначать че рез 1, а ложные — 0. Сами высказывания обозначим бук
вами, как это делается в алгебре по отношению к числам.
Высказывания о наличии определенных симптомов у об следуемой машины обозначим буквами х, у, z,.,., а утверж
дения о том или другом ее состоянии — wu w2 ,..., wn. Та
ким образом, переменные величины х, у, г,... и гщ, «,’г,..., wn могут принимать только два значения: 0, когда обозна ченное ими высказывание ложно, и 1, когда оно истинно. Утверждение о том, что машина находится в некотором
71
Включенное положение — истинное высказывание, выключенное — ложное.
состоянии Wi, является функцией высказываний о наблю
дающихся симптомах.
wt = f(x, у, z , ...).
Теперь расскажем о том, как строятся и вычисляются функции указанного вида. Здесь имеется большое сходство с обычной алгеброй. Алгебраические формулы включа
ют в себя несколько стандартных действий над аргумейта-
ми: сложение, умножение, извлечение корня, возведение в степень и т. д. Логические формулы также обозначают
некоторую последовательность элементарных действий, по
этому прежде всего познакомимся с ними.
Л о г и ч е с к о е с л о ж е н и е (дизъюнкция) двух вы
сказываний. Эта операция обозначается так:
жV У = w.
72
Таблица для ее вычисления напоминает таблицу умноже
ния:
0 |
v |
0 = |
0 |
1 |
v |
0 = |
1 |
0 |
v |
1 = |
1 |
1 |
v |
1 = |
1 |
Сложное утверждение, имеющее форму логического сло
жения, ложно только в том случае, если ложны оба состав ляющие его высказывания.
Если обозначить х высказывание выпускной дым трак тора синего цвета, у — данный трактор перерасходует кар терную смазку, w— большой износ маслосъемных колец,
то утверждение х \/ у= и> моягао прочитать так: если вы пускной дым синего цвета или трактор перерасходует кар терную смазку, это означает, что у него изношены масло съемные кольца.
Л о г и ч е с к о е у м н о ж е н и е (конъюнкция) — это
такое сложное утверждение, которое истинно только в од-
Рис. 20. Логическое умножение. Лампочка загорится только тогда, когда будут включены оба переключателя,.
73
ном случае, если истинны оба образующие его высказыва
ния. Логическое умножение обозначается так:
х/\ у = w
иимеет следующую таблицу истинности:
0 л 0 = 0
1 л 0 = 0
0 л 1 = 0
1 л 1 = 1
Логическим умножением будет, например, такое утверж
дение: у трактора поздний впрыск топлива, если он «не тя нет» и выпускной дым черного цвета.
Существует еще несколько логических операций, ис
пользуемых при построении сложных логических функций,
но мы упомянем только о двух, которые часто применяют при разработке логики диагностических приборов.
С о в п а д е н и е в ы с к а з ы в а н и й |
со следующей таб |
|
лицей истинности |
|
|
X |
У |
W |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Н е с о в п а д е н и е |
в ы с к а з ы в а н и й , таблица истин |
|
ности имеет следующий вид: |
|
|
X |
У |
W |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
74
При разработке системы диаг
ностики какого-либо механизма
каждое из его возможных состоя
ний Wi представляют как логиче скую функцию симптомов и сво дят эти функции в таблицу соот
ветствия. Она имеет примерно та-
Каждая строчка таблицы соответствует определенному
состоянию машины, а столбец — симптому. На пересече
нии строки и столбца ставится 1, если данный симптом со ответствует состоянию, в противном случае ставится 0. Каждая строка представляет собой число, записанное в двоичной системе, которое можно считать шифром данного состояния.
При составлении таблицы могут встретиться такие слу
чаи: 1) каждому состоянию соответствует своя, отличная от других, комбинация нулей и единиц; 2) в двух или более строках встречаются одинаковые комбинации; 3) в одном
или нескольких столбцах стоят только 1 и 0. Первый слу
чай соответствует правильно сформулированной задаче
диагностики, когда система симптомов однозначно описы
вает каждое возможное состояние машины. Во втором слу
чае набор симптомов недостаточен, и однозначное опозна ние каждого состояния ^невозможно. В третьем случае не которые симптомы не меняются при изменении состояния
машины, т. е. они не содержат никакой диагностической
информации, и их нужно исключить из перечня симптомов.
Логические операции легко могут быть реализованы с
помощью электрических и электронных схем. Электронные
вычислительные машины и представляют собой систему
элементов, каждый из которых может выполнять одно из
логических действий. Логические переменные, принимаю щие всего два значения — 1 или 0, соответствуют двум со стояниям двухпозиционного переключателя (включен — выключен).
Простейшее диагностическое устройство, основанное на использовании правил математической логики и предназ
наченное для обеспечения объективности диагностического
заключения, было разработано несколько лет назад в
СибИМЭ.
На верхней панели устройства размещены 26 тумблеров
(двухпозиционных переключателей) и 30 прозрачных таб личек с указанием неисправностей, которые встречаются
в гидросистеме трактора. Под каждой табличкой имеется
электрическая лампочка. У каждого тумблера обозначен симптом, т. е. внешний признак работы гидросистемы, сви детельствующий о неисправности. В зависимости от симп томов, обнаруженных у обследуемого агрегата, механик включает те или иные тумблеры. Горящая лампочка ука
зывает на неисправность, соответствующую комбинации
обнаруженных симптомов. Основу прибора составляет ди
одная матрица — дешифратор, в которой закоммутированы связи симптомов с неисправностями, т. е. таблица соответ
ствий, о которой говорилось выше.
Рассмотрим одну какую-либо неисправность и покажем,
как она обнаруживается логическим устройством. Пусть
это будет поломка крестовины запорного клапана гидро системы. Этой неисправности соответствуют следующие симптомы: х — навесное орудие не поднимается, у — под нятое орудие нельзя опустить. Кроме того, наблюдаются
еще такие признаки: z — рукоятка распределителя само-
76
Рис. 21. Схема для обнаружения поломки крестовины запорного клапана гидросистемы.
произвольно возвращается в нейтральное положение; v —
при попытке удержать рукоятку рукой срабатывает пред
охранительный клапан.
Поломку крестовины мы видеть не можем, а движение
навесного орудия при включении гидросистемы происходит на наших глазах. То же самое можно сказать и о других внешних признаках, поэтому они и называются симптома ми. Но даже в случае одной неисправности четыре ее симп тома запоминаются не сразу. Ситуация значительно услож няется, когда приходится иметь дело с тридцатью неис правностями, причем одни и те же симптомы могут
относиться к различным неисправностям, различаются
лишь их комбинации. Логическое устройство и предназна
чено, чтобы облегчить анализ симптомов.
Для указанной выше неисправности и ее симптомов
можно написать логическое соотношение
(x\J у) f\z [\v = w
77
и смоделировать его электриче
ской схемой. Лампочка загорится
и укажет на неисправность только
в том случае, если будут включе
ны тумблеры симптомов х или у,
или оба одновременно, а кроме то
го, тумблеры z и V. В противном случае лампочка гореть
не будет, что означает отсутствие в гидросистеме указан
ной неисправности.
Логическое устройство, описанное выше, в некоторой степени имитирует процесс постановки диагноза опытным
механиком. А поскольку его проектировали специалисты,
хорошо представляющие связь симптомов с неисправностя ми, то возможность логической ошибки при анализе симп
томов здесь сведена к нулю. И вместе с тем это устройство не гарантирует от ошибок в диагнозе, поскольку обнару жение симптомов возложено на органы чувств оператора, а их острота и объективность не безупречны.
Более совершенную систему разработали американские специалисты. Она предназначена для диагностики неис
правностей силового агрегата танка (двигателя, трансмис
сии, системы охлаждения). Основу системы составляет
универсальная электронная вычислительная машина, ко
торая анализирует симптомы и указывает на неисправ ность в обследуемом объекте. Но задача обнаружения симп томов и их оценки здесь возложена не на человека, а на специальные датчики, которых в системе более 60. Перед обследованием танка датчики устанавливают в различных точках машины, а их сигналы через усилители и специаль
ные преобразователи подаются непосредственно в вычис
лительное устройство, которое их тщательно анализирует.
Анализ проводится по правилам математической логики,
для чего в память вычислительной машины заранее вво дится таблица соответствия неисправностей различным
комбинациям симптомов, вроде той, что приведена на стра нице 75. Конечно, возможности вычислительной машины
78
значительно шире простого логического
устройства, поэтому в ее задачу, кроме
анализа симптомов, входит также
управление режимом обследуемого дви
гателя. Диагноз проводится’ на несколь
ких скоростных и нагрузочных режи мах, затем результаты автоматически
сопоставляются и, если в них нет противоречий, вычисли
тельная машина печатает диагноз двигателя на специаль ной карточке. Кроме выявленных неисправностей, в ней также приводится инструкция по ремонту и указываются номера деталей, подлежащие замене.
По чувствительности и объективностидатчики, конеч
но, превосходят органы чувств человека. Но почему их так
много в американской системе? Дело в том, что танковый
двигатель — очень сложный механизм, состоящий из боль
шого числа деталей, и каждая из них может оказаться неисправной. Все датчики нужны для того, чтобы получить о двигателе как можно больше информации. Здесь учиты вается основной закон диагностики, о котором мы расска жем дальше и который требует согласования количества информации, содержащейся в симптомах, с величиной не определенности состояния машины. Чаще всего этот закон выступает в виде требования, чтобы число независимых параметров используемого диагностического сигнала было не меньше числа параметров, которыми определяется со стояние машины.
Каждый датчик американской системы диагностики вы
дает один параметр сигнала, например среднюю темпера туру охлаждающей жидкости, или среднее давление в сис теме смазки, или среднюю скорость поступления воздуха в карбюратор и т. д. Так много датчиков потребовалось для того, чтобы получить нужное число параметров сигнала, которых должно быть не меньше числа параметров, опре деляющих состояние танкового двигателя. Известны сис
79
темы диагностики, используемые в авиации, которые на
считывают сотни датчиков.
Но неужели использование многих десятков или даже
сотен датчиков для диагностирования более или менее
сложной машины неизбежно? Ведь такая перспектива бу
дет мало отличаться от того, что мы говорили о груде диа гностических приспособлений, каждое из которых исполь
зуется для обследования только одного элемента машины.
Основной закон диагностики
Несовершенство органов чувств человека, его склон
ность нарушать законы логики при рассуждении давно
беспокоят специалистов по диагностике и заставляют их делать попытки заменить человека чуткими и беспристра стными приборами. Естественно, что «слухачи» были вы браны первыми для такой замены, поскольку прослушива ние машины — основная диагностическая операция и в ус
ловиях эксплуатации, и при заводском контроле готовых
изделий.
Машины во время работы всегда шумят, и шум этот,
как правило, — признак их несовершенства. Неточность из
готовления деталей, их износ, погрешности сборки — все приводит к увеличению интенсивности ударных взаимо действий в кинематических парах и, как следствие, к воз растанию колебаний и шума машины. Замечено, чем боль ше в машине дефектов, тем выше уровень ее шума. По этому идея прибора, который должен прийти на смену
«слухачам», напрашивается сама собой. Этот прибор дол-
ятен показывать интенсивность шума, а его шкала должна
быть откалибрована в единицах, которыми измеряют де
фекты деталей и кинематических пар.
Прибор для измерения уровня шума изобретать не нуж
но, он давно существует и называется шумомером. Чем громче шум, тем больше отклоняется стрелка прибора. Вот
80