ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
состоит из шестеренного насоса 1, распреде лителя 3 золотникового типа с предохрани тельным клапаном, гидромотора механизма поворотного отвала 2, гидроцилиндров: подъ-
Рис. 31. Схема гидропривода автолрейдера
ема отвала 8, выноса отвала относительно тя говой рамы 6, выноса тяговой рамы 7, ци линдра подъема навесного оборудования 5, наклона колес 9, поворота колес 10, гидравли ческого рулевого механизма 4 и масляного бака 11.
Гидропривод получает все большее распро странение в строительном и дорожном маши ностроении. Гидроприводом оснащают буль дозеры, скреперы, автогрейдеры, экскаваторы с ковшами небольшой емкости и другие стро ительные машины..
Пневматический привод, использующий энергию сжатого воздуха, применяют в свае
100
бойных паровоздушных молотах и пневма тических инструментах. Широко применяют пневмоприводы в системах строительных ма шин.
На рис. 32 приведена схема пневматиче ского управления одноковшового универсаль ного экскаватора.
В систему управления экскаватора входит воздушный компрессор 1, приводимый в дви жение коленчатым валом основного двигате ля. Засасываемый из атмосферы воздух через фильтр поступает во всасывающую камеру 2 первой ступени компрессора, где и сжимается до 2 ат. Через холодильник 3 воздух проходит в масло-влагоотделитель 4, на котором уста новлены предохранительный клапан 5 и ма нометр 6. Из маело-влагоотделителя воздух поступает во всасывающую камеру 7 второй ступени компрессора. Здесь воздух сжимается до 7 ат и по воздухопроводу попадает в ре сивер (воздухосборник) 8. При прохождении через ресивер изменяются направление и ско рость движения воздуха, а также снижается его температура и происходит более полное выделение частиц масла и влаги. Ресивер со единен с датчиком регулярного давления 9 и сервомеханизмом 10, предназначенным для переключения компрессора на холостой ход при значительном повышении давления. На первой секции ресивера установлены мано метр 19 и предохранительный клапан 20.
Сжатый воздух из последней секции реси вера поступает по трубопроводу в распреде литель 11 пульта управления, на котором ус тановлен манометр 18, показывающий давле ние во второй ступени компрессора. Золотники
101
12 пульта соединены воздухопроводами с пневматическими камерами 13, 14, 15 меха-
Рлс. 32. Схема пневмоуправления одноковшового экскаватора
низмов экскаваторов. Включение механизмов экскаватора производится рукоятками 16 на
102
пульте управления или педалями 17, которые открывают золотники, и воздух поступает в пневмокамеры -соответствующего механизма. Переводом рукоятки в нейтральное положение производится включение механизма.
Достоинством пневмопровода системы уп равления строительных машин является боль шая плавность включения механизмов; основ ным недостатком — низкий коэффициент по лезного действия.
Конструктивная схема экскаватора емко стью 0,15 мг. При выполнении мелких рассре доточенных работ в строительстве наиболее распространенным механизмом является экс каватор. Конструктивная схема экскаватора емкостью 0,15 мг дана на рис. 33.
Экскаваторное оборудование |
выполнено |
навесным на колесном тракторе |
«Беларусь* |
типа МТЗ-5Л или МТЗ-5М. Одновременно на
тракторе установлен бульдозерный |
отвал. В |
экскаваторе этого типа сочетаются |
качества |
двух машин: землеройной (экскаватор) и зем леройно-транспортный (бульдозер).
На колесном тракторе 1 установлена ос новная рама 2, на которой размещается обо рудование экскаватора. В передней части трак тора установлено дышло 3 'бульдозера.
Основная рама прикреплена в передней своей части к продольным балкам, на которых установлен дизель. Хвостовую часть рамы кре пят дуговыми болтами специальной формы к полуосям трактора. Дышло бульдозера кре пят к продольным балкам дизеля.
Экскаватор состоит из опорно-поворотной колонки 4 с шарнирно присоединенной стрел-
103
о
кой 5, на которой пальцем 10 закреплена ру коять 6 с ковшом 7.
К верхней части поворотной колонки 4 шарнирно прикреплен гидроцилиндр 8, с по мощью которого производится изменение вы лета стрелы экскаватора (подъем или. опуска ние стрелы).
На стреле 5 шарнирно закреплены два гидроцилиндра 9, их штоки шарнирно связа ны с верхним концом рукоятки 6 и заставляют ее совершать маятниковое движение отно сительно оси шарнира 10.
При выдвижении штоков гидроцилиндров 9 ковш приближается к стреле, а при втягива нии—удаляется и может занять крайнее, наи более удаленное положение.
На верхнем конце рукояти 6 в проушинах шарнирно закреплен гидроцилиндр 11, шток которого наружным концом шарнирно связан с днищем ковша 7; при выдвинутом положении закрывает его и удерживает, а при втянутом при работе прямой лопатой открывает. При работе обратной лопатой, которая показана на рассматриваемой конструктивной схеме экскаватора, днище экскаватора не открыва ется.
Для разгрузки'конструкций трактора от усилий, возникающих при работе экскаватора, предусмотрены два опорных башмака 12, при водимые в действие гидроцилиндра’ми 13, ко торые шарнирно соединены как с опорными башмаками, так и с основной рамой трактора.
В передней части трактора шарнирно уста новлен гидроцилиндр 14, управляющий отва лом 15 бульдозера, шарнирно связанного со штоком. При выдвижении штока отвал своими ножами врезается в грунт под напором, созда
105
ваемом гидроцилиндром. Глубину резания ре гулируют величиной хода штока. 'При разрав нивании грунта или для приведения экскавато ра в транспортное положение шток втягивает ся, и происходит выглубление отвала.
Рабочий орган экскаватора и отвал бульдо зера приводятся в действие тоже гидравличе ским приводом.
Управление экскаватором осуществляется с двух пультов. При работе бульдозером и в транспортном положении управление осущест вляется тракторными рычагами и рычагом включения бульдозера. При работе эскаватором управление осуществляется рычагами рас пределительных коробок. Управление с обоих пультов осуществляется одним машинистом поочередно с одноместного поворотного сиде ния 16.
Для установки экскаваторного оборудова ния серийный трактор несколько изменен: ко лея передних колес увеличена до 1500 мм, а задних —до 1600 мм.
Установленные на экскаваторе аксиальноплунжерные насосы (рис. 34) имеют различ ные скорости вращения. Один насос, установ ленный на первой ступени редуктора (правый), вращается со скоростью 665 об/мин; второй, приводимый во вращение через вторую ступень редуктора (левый), — со скоростью
1500 об/мин.
В насосе к корпусу 1 на болтах прикреплен корпус блока цилиндров 2, закрытый крыш кой 3. В корпусе на шарикоподшипниках уста новлен приводной вал 4 с фланцем.
Шатуны поршней 5 шаровыми головками завальцованы во фланцевой части приводного вала. На втором шаровом конце каждого из
106
и
Рис. 34. Аксиально-плунжерный насос
107
семи шатунов укреплены поршни. Поршни вхо дят в блок цилиндров 6, который насажен на шарикоподшипнике на ось 7. Пружина 8 обеспечивает плотное соприкосновение блока цилиндров с распределителем 9, который в свою очередь плотно прижат к крышке 3. Для предотвращения проворачивания распредели тель застопорен штифтом 17.
Вращение блоку цилиндров от приводного вала передается с помощью кардана 10. В пе редней крышке 11 корпуса насоса поставлено манжетное уплотнение 12, чтобы предотвра тить попадание рабочей жидкости в редуктор привода.
Так как оси блока цилиндров и приводного вала расположены под углом, поршни блока цилиндров при вращении совершают возврат но-поступательное движение. Длина хода поршней зависит от угла наклона. В рассмат риваемом насосе этот угол равен 30°.
Каждый поршень блока цилиндров за один оборот блока совершает один двойной ход. Крайнее правое положение попавшего в разрез поршня 5 соответствует началу вса сывания, а крайнее левое — началу нагнета ния.
Положение всасывания и нагнетания согла совано с расположением отверстия 13 относи тельно пазов 14 и 15 распределителя 9. В про цессе всасывания отверстие 13 блока цилинд ров находится против пазов 14 распределите ля, соединенных со всасывающим клапаном. При нагнетании то же отверстие 13 оказывает ся против пазов 15, соединенных с каналом на гнетания. Аналогично работают остальные шесть поршней. Рабочая жидкость, просачи вающаяся из рабочей плоскости насоса в не
108
рабочую, отводится в бак через дренажное от верстие 16.
В качестве рабочей жидкости гидроприво да экскаватора применяют минеральное масло следующих сортов:
индустриальное «12» |
(веретенное) — для |
|
работы при температуре окружающей |
среды |
|
от +40 до —25°С; |
|
тем |
трансформаторное — для работы при |
||
пературе окружающего |
воздуха от + |
5 до |
—40°С. |
|
|
Все гидравлические цилиндры, кроме ци линдров поворотного механизма, являются ци линдрами двойного действия. Во время движе ния штока одна полость цилиндра соединяется с нагнетательной, а другая — со сливной маги стралью. Цилиндры поворотного механизма отличаются от остальных. Рабочая жидкость поступает только в одну их полость, вторая же полость сообщается с атмосферой через сапун.
Цилиндр двойного действия состоит из трубы, штока с поршнем, передней и задней крышек, угловых штуцеров и уплотнений. Зда ние крышки всех цилиндров, кроме цилиндра бульдозера, глухие, в хвостовой части имеют проушину с запрессованной стальной закален ной втулкой для шарнирного соединения ци линдра.
Шток каждого из цилиндров стрелы, ру кояти, ковша и механизма поворота выполнен пустотелым из обрезка трубы, в которую вва рен хвостовик с проушиной. Остальные штоки выполнены сплошными. На свободном хвосто вике насажен поршень с двумя манжетами, закрепленный гайкой и стопорной шайбой.
Рабочее оборудование экскаватора с гид
109
равлическим приводом состоит из трубчатой стрелы, трубчатой рукояти и унифицированно го ковша прямой и обратной лопат с откид ным днищем и четырьмя зубьями.
Бульдозерный отвал выполнен сварным. Передняя стенка отвала — криволинейной формы. Задняя стенка, ребра и нижний лист образуют жесткую коробчатую конструкцию. На нижней части передней стенки отвала на болтах с потайными головками установлены нолей. Толкающая рама выполняется из швел леров или труб. С одной стороны к ней кре пится отвал, а второй ее конец пальцами шар нирно закреплен в передней части рамы экска ватора. В транспортном положении отвал бульдозера крепится специальным пальцем, соединяющим кронштейн с шарнирной план кой.
Экскаватор может копать обратной лопатой траншеи и небольшие котлованы с максималь ной глубиной 2,2 м.
При работе прямой лопатой экскаватор имеет наибольшую высоту копания 1,6 м.
4. БЕЗНАСОСНЫЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Безнасосные системы управления просты по конструкции, действуют по принципусооб щающихся сосудов, обладают большой чувст вительностью, применяют для маломощных машин. Давление в сети создается мускульным усилием оператора.
Простейшая схема безнасосного гидравли ческого управления показана на рис. 35.
При нажатии на педаль 1 рабочая жид кость, находящаяся в цилиндре-датчике 2, че*
ПО
рез трубопровод 4 вытесняется в рабочий ци линдр 5, поршень которого обычно связан с исполнительным механизмом. Пополняется ра бочая жидкость из -бачка 3.
Рис. 35. Схема безнасосного гидравлического управ ления
Жидкость сжимается -незначительно, увели чения объема жестких и гибких трубопроводов при повышении в них давления почти не проис ходит, поэтому при гидравлическом управле нии усилия передаются лучше по сравнению с другими видами управлений (рычажным, пневматическим) при одинаковых ходах педа ли или рычага управления.
Вследствие этого безмасосное гидравличе ское управление относится к числу быстродей ствующих.
По данным исследований, время нараста ния момента для случая мгновенного приложе
111