ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
В зависимости от ходовой части, машины бывают самоходные, полуприцепные, прицеп ные и стационарные.
В последнее время все более расширяется область применения самоходных машин. Такие машины состоят из базовой машины и обычно сменного навесного или прицепного рабочего оборудования. В качестве базовой машины ис пользуют тракторы общего назначения, спе циальные тягачи и автомашины, а также колес ные тягачи (рис. 29) и самоходные шасси, аг регированные из унифицированных узлов.
Рис. 29. Машины, которые могут быть построены на базе одноосных и двухосных колесных тягачей
а —одноосные |
тягачи; |
б —двухосные |
тягачи; |
/ — скрепер; |
||||
2 —«струг; |
3 — землевоз |
с задней разгрузкой; |
4 — грейдер- |
|||||
элеватор; |
5 — каток; |
6 — битумовоз; 7 — кран |
стреловой не- |
|||||
поворотный; |
8 — цементовоз; |
9 — бульдозер; 10 — погрузчик |
||||||
универсальный фронтальный; |
И — скреперный |
толкач; |
12 — |
|||||
погрузчик с задней |
разгрузкой; 13 — древорез; |
14 — корчева |
||||||
тель; 15 — плужный |
снегоочиститель; |
16 — роторный |
снего |
|||||
|
|
|
|
очиститель |
|
|
|
Понятие о типаже. В связи с расширяющей ся номенклатурой машин важно выбрать такую машину, которая больше соответствует усло виям работы. В то же время необходимо огра
92
ничить номенклатуру машин минимально необ ходимым рядом, чтобы увеличить серийность выпуска и обеспечить не только их производ ство, но и рациональную эксплуатацию, обслу живание и ремонт. Для этого разрабатывается типаж машин. Необходимость разработки и введения типажа диктуется также необходи мостью планировать очередность и техничес кое развитие машин.
Главным параметром типажа является по казатель, определяющий эксплуатационную ха рактеристику машин, например производи тельность, масса, мощность, нагрузка на ось, реже могут служить емкость, грузоподъем ность, рабочие скорости и т. д.
Для некоторых машин, например для вскрышных и отвальных экскаваторов, конвей еров и землесосов, к главным параметрам от носится и показатель, уточняющий производи тельность, например наибольшее расстояние перемещения машины по горизонтали и высоте.
2. СИЛОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Все строительные машины по силовому обо рудованию могут быть разделены на две груп пы: машины, работающие от собственной энер гетической установки, и машины, использую щие энергию, подведенную извне.
К первому типу относятся машины с двига телями внутреннего сгорания, ко второму — машины с электрическими двигателями.
Для передвижных машин малой и средней мощности (экскаваторы, бульдозеры, скрепе ры), как правило, применяют двигатели внут
93
реннего сгорания, преимущественно дизели. В строительных машинах, предназначенных для стационарного использования, можно приме нять все виды силового оборудования, однако предпочтение следует отдать электрическому приводу, характеризующемуся высокой на дежностью и экономичностью, постоянной го товностью к работе, возможностью сравнитель но просто осуществить многомоторный привод, большим разнообразием типоразмеров обору дования, а также сравнительно просто осуще ствляемым дистанционным управлением.
По количеству силовых установок на маши не различают одномоторный и многомоторный привод. Одномоторный привод используют как в простых машинах, так и в достаточно слож ных (экскаваторах).
Применение одномоторного привода з сложных машинах обычно является вынужден ным. Одномоторный привод не позволяет рав номерно использовать мощность двигателя в течение рабочего цикла. Многомоторный при вод избавлен от этого недостатка, так как каж дый механизм имеет свой индивидуальный дви гатель, который подобран с учетом режима работы.
Многомоторный привод обеспечивает плав ность работы и не требует сложной трансмис сии.
Для привода строительных -машин приме няют электропривод, привод от двигателя внутреннего сгорания, гидравлический и пнев матический приводы.
Электропривод. В зависимоти от характера питающего тока применяют электродвигатели переменного и постоянного тока.
Наиболее часто встречаются одномоторные
94
электроприводы трехфазного переменного то ка частотой 50 гц. Обычно в них используют асинхронные электродвигатели, имеющие в за висимости от номинальной мощности коротко замкнутый ротор (при мощности до 10 кет) или ротор с контактными кольцами (при мощ ности до 100—150 кет).
Общепромышленные асинхронные двигате ли получили наибольшее распространение изза простоты устройства. Их применяют в ма шинах и механизмах с длительно-непрерывным режимом работы (транспортеры, питатели, сортировщики и др.).
Для привода машин с повторно-кратко временным режимом работы (строительные краны, экскаваторы) применяют специальные крановые асинхронные двигатели, позволяю щие регулировать в некоторых пределах чис ло оборотов за счет увеличения обмоток ста тора.
На башенных кранах, как правило, приме няют многомоторный электропривод перемен ного тока с использованием асинхронных и крановых двигателей.
Для регулирования числа оборотов широко применяют электродвигатели постоянного то ка, однако сложность устройства и отсутствие широко разветвленных сетей постоянного тока затрудняют их применение. Обычно их исполь зуют в многомоторных приводах крупных эк скаваторов. В таком случае питание каждого из двигателей осуществляется от отдельного генератора постоянного тока, смонтированного на самой машине (привод по системе генера тор двигатель).
Разновидностью электропривода является дизель-электрический привод, состоящий из
95
двигателя внутреннего сгорания и генератора, который вырабатывает электрический ток, пи тающий электродвигатели.
Привод от двигателей внутреннего сгора ния, Двигатели внутреннего сгорания (карбю раторные и дизели) являются одним из основ ных видов привода самоходных строительных машин. Дизели для привода строительных ма шин применяют чаще, чем карбюраторные дви гатели: они, 'более экономичны, их к.п.д. равен 40—50%, тогда как у карбюраторных двигате лей он не превышает 12—13%; расход топлива у дизелей на 40—50% ниже, чем у карбюра торных двигателей.
В двигателях внутреннего сгорания недо пустимы перегрузки, поэтому их следует выби рать из расчета максимальной нагрузки. Что бы облегчить запуск двигателя под нагрузкой и приостановить работу механизмов машины без остановки двигателя, между двигателем и трансмиссией машины устанавливают' фрик ционные или гидравлические муфты.
К недостаткам двигателей внутреннего сго рания относятся невозможность реверсирова ния (изменения направления вращения вала) и изменения величины крутящего момента без применения сложных механизмов реверса и коробок скоростей, а также сравнительно ма лый срок службы даже при квалифицирован ном обслуживании в эксплуатации.
Гидравлический привод в строительных ма шинах применяют для приведения в действие механизмов машин с сообщением им возврат но-поступательного и вращательного движе ния, для включения и выключения отдельных механизмов (фрикционные муфты и тормозные устройства), а также для управления рабочи
96
ми органами машин (отвал бульдозера и авто грейдера, ковш скрепера и т. д.).
Всостав гидравлического привода входят насосы, распределители, трубопроводы, гид равлические цилиндры и гидравлические дви гатели.
Вгидроприводе строительных машин при меняют насосы трех типов: зубчатые (шесте ренные), лопастные и плунжерные. Для управ ления системами гидропривода применяют зо лотниковые, клапанные и крановые распреде лители. Преимущественное распространение получили золотниковые распределители.
Рабочий орган машины, совершающий по ступательное движение, приводится в движе ние .гидравлическим цилиндром, который мо жет обеспечивать только поступательное или возвратно-поступательное движение (в зави симости от этого они называются цилиндрами одинарного или двойного действия).
Вращательное движение рабочего органа на 360° осуществляется гидромотором.
Гидромоторы, как и насосы, бывают зуб чатые (шестеренные), лопастные и плунжер ные (аксиально-плунжерные и радиальноплунжерные).
3. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ НАСОСЫ
Ше с т е р е н н ы й г и д р о н а с о с (рис. 30) состоит из корпуса 1, имеющего всасываю щий 2 и нагнетательный 3 патрубки. В корпусе
4 Зак. 753 |
97 |
вразных направлениях вращаются ведущая 4
иведомая 5 шестерни, имеющие одинаковые модули и равные числа зубьев. При вращении шестерен в направлении, указанном стрелка ми, жидкость, поступающая через патрубок 2,
Рис. 30. С х е м ы гид равлических насосов
а — шестеренный; б —? лопастный; в — аксиаль* но-плунжерный
захватывается зубьями шестерен 4 и 5 и про талкивается по внутренней шлифованной по верхности корпуса к нагнетательному патруб ку 3.
Л о п а с т н ы й г и д р о н а с о с состоит из
98
корпуса 6 со всасывающим 7 и нагнетатель ным 8 патрубками. В корпус запрессован статор 9 овального сечения, в котором враща ется ротор 10, имеющий пазы. В эти пазы сво бодно вставлены лопатки 11. При вращении ротора под действием центробежной силы ло патки перемещаются по пазам к периферии и скользят по внутренней образующей статора.
В торцовых стенках корпуса насоса распо ложены всасывающие 12 и нагнетательные 13 полости. Всасывающие полости соединены между собой всасывающим патрубком 7. При вращении ротора объем плоскостей, заключен ных между двумя соседними лопатками внеш ней образующей ротора и внутренней образу ющей статора, оказывается различным, так как лопатки, выдвигаются на величину от ми нимальной до максимальной.
При увеличении объема плоскостей проис ходит всасывание жидкости; при сокращении длины выступающей части лопаток жидкость нагнетается через патрубок 8. За один оборот ротора каждая лопатка дважды проталкива ет жидкость через нагнетательный патрубок. Такие насосы называются насосами двойного действия. Они создают в гидросистеме давле ние до 140 кГ/см2.
Плунжерные насосы выпускают в различ ном исполнении: аксиально-плунжерные, ра диально-плунжерные, поршневые эксцентри ковые с клапанным распределителем.
Аксиально-плунжерный насос создает дав ление в системе до 100 кГ/см2-, радиально поршневой — до 200 кГ/см2 и поршневой экс центриковый — до 50 кГ/см2.
Схема гидравлического привода автогрей дера представлена на рис. 31. Гидросистема
4* Зак. 753 |
99 |