Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 24. Управляемые (сцепные) муфты

а — кулачковая раздвижная

муфта; б — механизм включения,

в, г — схема и конструкция

фрикционной однодисковой муфты;

д, е — то же, конусной муфты

82

ностями являются торцовые плоскости дисков, сидящих «а концах соединяемых валов; ко­ нусные, у которых рабочими поверхностями, служат боковые конические поверхности ча­ стей муфты; радиальные муфты — колодочные и ленточные.

Конусные фрикционные муфты (рис. 24,<Э) устроены так: на конце ведущего вала непод­ вижно закрепляется охватываемый конус 1, а на конце ведомого вала —охватывающий ко­ нус 2, который перемещается по призматиче­ ской шпонке. При перемещении конуса 2 вле­

во происходит

соприкосновение

конусов 1 и

2 и при достаточном

нажатии между ними

возникает трение, передающее

вращение от

конуса 1 через

конус 2 ведомому валу.

По условиям работы

муфты бывают сухие,

работающие без смазки, и масляные, работа­ ющие в обильной смазке.

Дисковые фрикционные муфты бывают од­ нодисковые (рис. 24,6) и многодисковые.

Диск 1 муфты закреплен на ведущем ва­ лу, а диск 2 перемещается по призматической шпонке на ведомом валу. Рабочие поверхности дисков обтянуты феррадо; нажатие диска 2 производится рычагом, винтом или пружиной. При нажатии между дисками возникает трение, за счет которого вращение диска 1 передается через диск 2 ведомому валу.

На рис. 24,в дан пример одной из конст­ рукций однодисковой муфты. Диск 5 муфты имеет на торце кольцо 3 из феррадо, которое пружинами 2 сжимается между ступицей 4 и маховиком 1.

Диск 5 приклепан

9

к ступице 6, сидящей

на квадратном конце

вала 8, а маховик 1

укреплен на конце вала 10.

83


Передвигая -влево рычагом 7 ступицу 4 по втулке, валы соединяют, а вправо — разъеди­ няют.

В многодисковых муфтах одна группа дис­ ков связана с ведомым, а другая — с ведущим валом; перемещая диски по одному валу и прижимая их к дискам, соединенным со вто­ рым валом, включают муфту.

Конусная фрикционная муфта имеет сле­ дующее устройство: диск 3, имеющий кониче­ скую поверхность, прижимается пружинами 5 к внутренней конической поверхности диска 1,

84

связанного с ведущим валом. Внешняя кони­ ческая поверхность диска 3 имеет обкладку феродо 2. 'Сила -нажатия регулируется пружи­ нами 5, сидящими на пальцах 4, которые ук­ реплены в диске 9, связанном с диском 3.

Стакан 7 и втулка 8 обеспечивают пра­ вильное взаимное положение (центрирование) дисков 3 и 1. При помощи педали 6 разъеди­ няют диски.

Предохранительные муфты выпускаются нескольких типов. На рис. 25 представлена предохранительная фрикционная муфта с ди­ сками 3 и 4, закрепленными на валах 1 и 5 и кольцом 2, которое прижимается к диску 3

Рис. 26. Муфта переменной жесткости с .радиальным расположением пружин

/ — полумуфта с пазами; 2 — диск; 3 — обод; 4 — болты; 5 — полумуфта; 6 — кольцо уплотнительное; 7 — пакеты пружин; в — кольцо стопорное

болтами так, чтобы .муфта передавала только определенное усилие: если, усилие превысит заданную величину, диск 3 начнет скользить между диском 4 и кольцом 2 и передача уси­ лия прекратится.

Рис. 27. Центробежный дисковый тормоз

1 — вращающиеся

диски; 2, 3 — невращающийся диск; 4

тормозные грузы;

б — регулировочная пружина; б — ведущий

 

вал

Фрикционные муфты обеспечивают плав­ ный пуск ведомого вала, но когда мягкость пуска особенно важна, то применяют муфты переменной жесткости (рис. 26).

86


Фрикционные устройства часто применяют при необходимости мягкого торможения, одно из таких устройств — это центробежный ди­ сковый тормоз (рис. 27).

При увеличении числа оборотов сверх нор­ мального грузы под действием центробежной силы расходятся и через систему рычагов дей­ ствуют на пружину, которая связана с тор­ мозными дисками.

5.ЧЕРТЕЖИ И ЭСКИЗЫ

Взависимости от стадий проектирования чертежи обычно делят на чертежи эскизного

проекта (проектное задание), технического проекта и рабочие чертежи (ГОСТ 5291—60).

Эскизный проект содержит общие основ­ ные данные о форме, устройстве, принципе ра­ боты и характеристике проектируемого объек­ та. На основе утвержденного эскизного про­ екта разрабатывают технический проект, со­ держащий более подробные сведения не толь­ ко об объекте в целом, но и о его отдель­ ных частях или механизмах и их взаимосвя­ зи, а иногда и о наиболее ответственных де­ талях.

Технический проект служит основанием для разработки рабочих чертежей.

Рабочие чертежи содержат все необходи­ мые данные для изготовления и контроля дета­ лей, сборки отдельных узлов и механизмов и всего объекта в целом. Эти чертежи являются конечной стадией проектирования, а следова­

87

тельно, основной технической документацией производства.

В зависимости от содержания рабочих чертежей их делят на -следующие виды:

деталировочные, содержащие изображе­ ния и необходимые данные для изготовления и контроля;

сборочные, содержащие изображения дета­ лей, групп или узлов и необходимые данные для их оборки и контроля;

общих видов, содержащие внешние виды изделий и их основные характеристики;

габаритные, содержащие упрощенные -изо­ бражения изделий и их габаритные размеры (если эти размеры указаны на чертежах об­ щих видов, то габаритные чертежи не выпол­ няют) ;

монтажные, содержащие упрощенное изо­ бражение изделий и необходимые данные для их установки на месте монтажа;

схемы, в которых изделия, их основные ча­ сти или связь между ними изображены ус­ ловными знаками.

Чертежи выполняют в следующем порядке: сначала общий вид машины, ее узлы и детали вычерчивают карандашом на плотной белой бумаге. Затем на этот чертеж (оригинал) на­ кладывают прозрачную кальку и обводят на ней чертеж тушью. С кальки переснимают на светочувствительную бумагу.

Эскиз отличается от чертежа тем, что на нем деталь, узел или изделие изображают без

соблюдения масштаба. Эскизы,

как

правило,

чертят от руки без применения

чертежных

принадлежностей (рис. 28).

 

все дан-

Однако на эскизе должны быть

88


кые, необходимые для изготовления и контро­ ля детали или сборки узла, изделия, указан­ ные в соответствии с общими требованиями

Рис. 28. Эскиз детали

выполнения чертежей. Эскизы удобно выпол­ нять на миллиметровке или бумаге в клетку.

К эскизам приходится прибегать в двух случаях: при изготовлении в одном экземпля­ ре деталей опытной конструкции машины или приспособления или при снятии эскизов с на­ туры.

Снятие эскизов с натуры может потребо­ ваться для изготовления новой детали вместо поломанной или составления альбома запас­ ных частей машины, на которые нет рабочих чертежей.

При эскизировании сначала чертят на бума­ ге форму детали в требуемом каличестве про­ екций, затем при помощи измерительных ин­ струментов замеряют отдельные части детали и наносят размеры на эскиз. Если производит­ ся эскизирование двух или нескольких сопря­ гаемых деталей, то сопрягаемые размеры дол­ жны быть согласованы так, чтобы номиналь­ ные размеры были одинаковы, а допуски на из­ готовление обеспечивали требуемую по услови­ ям конструкции посадку.

89


Г л а в а IV

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ

1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

В современном строительстве используют большое количество различных машин, кото­ рые классифицируют по производственному (технологическому) назначению на следующие группы:

1)грузоподъемные;

2)транспортные;

3)погрузочно-разгрузочные;

4)для подготовительных и вспомогатель­

ных работ;

5)землеройные;

6)бурильные;

7)сваебойные;

8)дробильно-сортировочные;

9)смесительные;

10)для транспортирования бетонной смеси

ирастворов;

11) для укладки и уплотнения бетонной смеси;

12) отделочные (ручные).

Каждая из названных групп машин в свою очередь может быть разделена на несколько подгрупп. Например, машины для производ-

90

ства земляных работ могут быть разделены на

три большие подгруппы:

(скреперы,

а) землеройно-транспортные

бульдозеры, автогрейдеры, грейдер-элевато­ ры, струги);

б) землеройные (одноковшовые и много­ ковшовые экскаваторы, землеройно-фрезерные машины, плужно-роторные и шнеко-роторные экскаваторы, планировщики с телескопической поворотной стрелой);

в) оборудование для гидромеханического способа разработки грунта (гидромониторы, землесосы, землесосные снаряды).

Одноковшовые экскаваторы в свою оче­ редь классифицируются по назначению, емкос­ ти ковша, количеству типов рабочего оборудо­ вания, конструкции ходового оборудования, ко­ личеству двигателей и по ряду других при­ знаков.

Каждая строительная машина состоит из следующих элементов:

1)рамы или станины (в сложных машинах, например в экскаваторах, может быть не одна);

2)рабочего оборудования;

3)силового привода;

4)трансмиссии, связывающей привод с ра­ бочим оборудованием;

5)ходового оборудования (у передвижных машин);

6)системы управления, обеспечивающей включение и выключение отдельных механиз­ мов и агрегатов машины.

Машины можно также классифицировать по конструктивным особенностям, по типу ба­ зовой машины, по ходовой части, по системам управления.

91