Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шины изготовляют с усиленными уплотнения­ ми крышек, а выступающий конец вала про­ пускают через специальный сальник. Водоза­ щищенные машины применяют главным об­ разом для судовых установок.

Взрывобезопасная машина может проти­ востоять взрыву накопившихся внутри ,нее га­ зов и не допускать при этом воспламенения взрывчатых или горючих газов в окружающей среде. Наружную оболочку таких машин ис­ пытывают до сборки их на плотность и проч­ ность избыточным гидравлическим давлением до 8 атм. Взрывобезопасные машины приме­ няют в угольных шахтах, в атмосфере кото­ рых содержится метан, и на некоторых пред­ приятиях химической промышленности.

Герметическая машина — это такая

ма­

шина, у которой все отверстия закрыты

на­

столько плотно, что при определенном наруж­ ном давлении исключается всякое сообщение между внутренним пространством машины и газовой средой или жидкостью, окружающей машину извне. Таким образом, герметическая

машина может работать, даже будучи

погру­

женной в воду.

 

 

 

 

Асинхронные двигатели являются

самыми

распространенными в

диапазоне

мощностей

0,6—100 кет. В 1951 г.

разрозненные

 

серии

асинхронных двигателей были заменены

еди­

ной серией, причем число типоразмеров

дви­

гателей сократилось с 179 до 17.

(Серией на­

зывается ряд машин возрастающей

мощно­

сти одного и того же назначения.)

 

 

 

Двигатели единой серии основного испол­ нения выпускают брызгозащищенными (А) и закрытыми обдуваемыми (АО). Серия постро­ ена на семи габаритах от третьего до девятого.

159



Двигатели 'нулевого, первого и второго габа­ ритов составляют серию микродвигателей.

Асинхронные двигатели с 'короткозамкну­ тым ротором просты по устройству и обслужи­ ванию, поэтому они являются основным ис­ полнением в сериях двигателей общего при­ менения. Но в некоторых специальных случа­ ях требуются двигатели, которые допускают регулировку скорости и вращающего момента.

Регулировать работу асинхронного двига­ теля можно введением реостата в цепь стато­ ра или в цепь ротора. Первый способ регули­ ровки неудобен тем, что при введении реоста­ та в цепь статора понижается напряжение на его зажимах и квадратично снижается мо­ мент двигателя. Введение реостата в цепь ро­ тора ведет к увеличению пускового момента. В этих случаях применяют двигатели АК. с фазной обмоткой ротора и контактными коль­ цами.

Для остановки двигателя нажимают кноп­ ку «стоп» магнитного пускателя, которая раз­ рывает цепь катушки. При этом якорь отходит от сердечника, главные контакты разрывают­ ся, и двигатель отключается от сети. Отклю­ чить двигатель от сети могут и контакты теп­ лового реле при перегрузке двигателя или ко­ ротком замыкании. В тепловом реле поме­ щается биметаллическая пластинка, которая при 'нагревании изгибается и отключает дви­ гатель.

Тепловая защита имеет значительное преи­ мущество перед плавкими вставками. Если вы­

брать плавкую вставку по номинальному

го­

ну двигателя, то она перегорит при

первом

же пуске, так как пусковой ток двигателя

с

короткозамкнутым ротором достигает

6 -8 -

160

кратного значения номинального тока. Если же выбрать вставку по пусковому току, го она не защитит двигатель от перегрузок.

Наиболее совершенными пускателями яв­ ляются магнитные пускатели (ПА), они вы­ держивают до 10 млн. механических включе­ ний и до 2 млн. электрических.

3. РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

. Эксплуатация электрических машин — это содержание их в исправном состоянии, преду­ преждение и устранение мелких неисправно­ стей и восстановление машин, вышедших из строя. Основной задачей эксплуатации элек­ трических машин является уменьшение коли­ чества выходов машин из строя. Устранение аварий значительно повышает технико-эконо­ мические показатели предприятия и повыша­ ет производительность труда.

Чем раньше обнаружена причина неисправ­ ности электрической машины, тем легче ее устранить. Приведем несколько примеров.

1. При' увеличении зазора подшипников скольжения вследствие износа вкладышей их заменяют или перезаливают. Если же не за­ метить вовремя увеличения зазора, то ротор может начать задевать статор. Это приведет к повреждению сердечников и обмотки, что может потребовать капитального ремонта.

2. Разматывание бандажей или обрыв их отдельных проволок исправляют перемоткой бандажей. Если же не сделать этого вовремя, то. обмотка выскочит из пазов и потребуется капитальный ремонт машины.

3. Ослабление крепления полюсов на рото­ ре синхронного генератора, обнаруженное

6 Зак. 753

161

 


своевременно, устраняют подтягиванием и законтриванием крепящих болтов. Если же этого не сделать, то при вращении ротора полюса будут задевать за статор и машина может полностью выйти из строя.

4. Мелкий ремонт зажимов производят месте установки машин. Если же асинхронный двигатель работает в режиме двухфазного* включения, то может сгореть обмотка статора.

Из приведенных примеров ясно, что задачей обслуживания и ремонта электрических ма­ шин является не только устранение поломок, происшедших при авариях, но главным обра­ зом предупреждение этих аварий.

На основе практики эксплуатации электро­ установок на предприятиях различных отрас­ лей промышленности сложился так называе­ мый планово-предупредительный ремонт. Под этим понимают определенную систему работ по поддержанию электрических машин и дру­ гих элементов электроустановок в нормальном, состоянии. Планово-предупредительный ре­ монт электрических машин заключается в следующем: плановый осмотр; текущий ремонт; капитальный ремонт.

Под плановым осмотром понимают осмотр электрических машин без разборки. При та­ ких осмотрах устраняют мелкие неполадки и выявляют необходимость ремонта отдельных деталей или целых узлов.

Текущий ремонт заключается в устранении неисправностей, выявленных при плановых осмотрах. Текущий ремонт обычно сопровож­ дается разборкой электрической машины, при которой чистят, выверяют или заменяют изно­ сившиеся детали и узлы. Текущий ремонт — основной вид ремонта, посредством которого

162

машины должны поддерживаться в работо­ способном состоянии.

Капитальный ремонт производят при пол­ ной или частичной изношенности основных элементов электрических машин, а также после аварий. Сроки между капитальными ремонтами можно значительно удлинить путем правильной организации и своевременного проведения текущих ремонтов. В объем капи­ тального ремонта входят полная разборка машины, замена всех изношенных узлов и деталей и полное или частичное обновление основных элементов.

В качестве примера рассмотрим содержа­ ние планового осмотра, текущего и капиталь­ ного ремонта асинхронных двигателей.

Плановый осмотр

Снятие плавких вставок с предохранителей, чтобы двигатель нельзя было включить под напряжение.

Осмотр крепления двигателя.

Проверка плотности посадки шкива или

шестерни и установление степени износа зубьев.

Проверка затяжки крепящих болтов на крышках.

t Осмотр щеткоподъемного механизма и про­ верка одновременности опускания всех щеток на кольца (у двигателей с фазным ротором).

, Проверка уровня и сорта масла, а также

вращение смазочных колец в подшипниках скольжения.

Осмотр доступных частей обмотки ротора

и проверка отсутствия задевания ротора за статор.

3* Зак. 753

16?


Осмотр лобовых частей обмотки статора.. Проверка плотности контактов проводов,

подводящих ток.

Проверка исправности заземления станины. Проверка воздушного зазора щупом. Полная чистка доступных частей двигателя.

Текущий ремонт

Разборка двигателя.

Обтирка статора и ротора и продувка вен­ тиляционных каналов.

Покрытие обмоток лаком.

Промывка подшипников, а в случае изно­ са — замена их.

Сборка двигателя.

Проверка воздушного зазора, гелях с фазным ротором.

Измерение сопротивления изоляции обмот­ ки статора.

Объем работ значительно расширяется, ес­ ли после разборки двигателя и контрольных испытаний выявляется необходимость замены роторных бандажей, отдельных катушек рото­ ра или статора, необходимость перепрессовки или замены изношенных контактных колец, замены изношенных щеткодержателей, изно­ шенных деталей механизма подъема щеток и замыкания контактных колец, необходимость восстановления балансировки ротора,заварки трещин на станине или подшипниковых щитах.

Капитальный ремонт

В зависимости от результатов плановогоосмотра или характера происшедшей аварии

164

в капитальный ремонт может включаться сле­ дующее:

полная замена обмотки статора; полная замена обмотки ротора; замена поломанного вала; перешихтовка магнитных сердечников; замена станины;

замена подшипниковых щитов и подшип­ ников;

замена контактных колец и щеткодержате­ лей (в двигателях с фазным ротором).

4. ПОДГОТОВКА МАШИН К РЕМОНТУ

Для определения объема ремонта электри­ ческой машины устанавливают характер ее неисправностей. Неисправности электрических машин разделяют на внешние и внутренние.

Прежде чем разбирать машину, проверяют, не лежит ли причина неисправности вне ее. Если же причина неисправности заключена внутри машины, то ее разбирают и определя­ ют характер неисправности.

К внешним неисправностям относятся: обрыв одного или нескольких проводов, сое­ диняющих машину с сетью, или неправильное их соединение; перегорание плавкой вставки предохранителя; неисправности аппаратуры пуска или управления; пониженное или повы­ шенное напряжение питающей сети; перегруз­ ка машины, ухудшение вентиляции; высокая температура окружающей среды.

Внутренние неисправности электрических машин, так же как и внешние, могут быть механическими и электрическими.

К механическим неисправностям относятся:

нарушение работы подшипников, ослабление

165