ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
прессовки листов сердечников или коллектор ных пластин; ослабление крепления полюсов к станине; сползание проволочных бандажей; расшатывание пальцев щеткодержателей; на рушение регулировки давления щеток на кол лектор; трещины в подшипниковых щитах или станине; погнутость или поломка вала. Эти неполадки устраняют в механическом и сле сарном отделениях электроремонтного цеха.
К электрическим неисправностям относят ся; междувитковые замыкания; обрывы в об мотках; пробой изоляции на корпус, старение изоляции; распайка соединений обмотки с коллектором; неправильные соединения кату шек в фазах. Эти неисправности ликвидируют в обмоточном отделении электроремонтного цеха.
Рассмотрим электрические неисправности асинхронных двигателей, синхронных машин и машин постоянного тока. Многие из них можно устранить при дефектировке, не разбирая ма шины, на месте ее установки.
Неисправности асинхронных двигателей
Двигатель при включении в сеть не вра щается. Причиной этой неисправности может быть отсутствие тока в одной из фаз трехфаз ной сети, от которой питается двигатель. Это можно обнаружить, проверив вольтметром напряжение между линейными проводами. Тока может не быть потому, что перегорел плавкий предохранитель или образовался раз рыв цепи в пусковом аппарате.
Двигатель вращается вхолостую, но при нагрузке останавливается. Причиной является или пониженное напряжение в сети, или не
166
правильное соединение фаз обмотки в звезду вместо треугольника. Если обмотка соединена в треугольник, то вероятно имеется обрыв в цепи одной из фаз обмотки статора.
Двигатель имеет пониженую скорость вра щения. Это может быть при пониженном на пряжении в сети или при повышенном сопро тивлении обмотки ротора. Повышенное сопро тивление в роторах, залитых алюминием, бы вает при обрыве одного или нескольких стерж ней, а в фазных роторах — при распайке хомутиков или плохом контакте между щетка ми и контактными кольцами. Причиной пони женной скорости вращения может быть и неисправность пускового реостата.
Двигатель гудит и не развивает номиналь ной скорости вращения. Причина заключается в том, что одна из фаз обмотки статора «пере вернута», т. е. конец и начало фазы поменя лись местами. Обычно это бывает у двигате
лей с шестью |
выводами от обмотки |
статора. |
||||||
Для проверки и исправления |
схемы разъеди |
|||||||
няют |
все шесть |
концов. Затем контрольной |
||||||
лампой определяют по |
два вывода от каждой |
|||||||
фазы. |
После этого соединяют последователь |
|||||||
но любые две |
фазы обмот |
|
|
|||||
ки и подводят |
|
к ним пони |
|
|
||||
женное |
напряжение |
пере |
|
|
||||
менного |
тока, |
|
а к третьей |
|
|
|||
фазе |
присоединяют |
вольт |
|
|
||||
метр (рис. 56). |
Если были |
|
|
|||||
соединены |
разноименные |
|
|
|||||
(начало |
и конец) выводы |
|
|
|||||
фаз, то в третьей |
фазе вольт |
Рис. |
56. Схема |
|||||
метр |
покажет напряжение, |
|||||||
|
марки |
|||||||
близкое к напряжению, под- |
проверки□ |
|||||||
ровки выводов |
167
веденному от сети. Если же соединены однои менные выводы фаз, то вольтметр не покажет
напряжения.
Определив одноименные выводы двух фаз, переходят к определению выводов третьей фа зы. Для этого берут одну из фаз, которые бы ли соединены последовательно, и соединяют ее с третьей фазой, а к оставшейся фазе при соединяют вольтметр. При отсутствии вольт метра можно пользоваться контрольной лам пой. После определения начал и концов всех трех фаз их соединяют в зависимости от на пряжения сети.
Если после проверки и исправления в цепи статора неисправность не устраняется, то при чина в цепи ротора или в неисправности самой обмотки статора
Асинхронный двигатель с фазным ротором начинает вращаться даже при разомкнутой цепи ротора. Причиной может быть междувитковое замыкание в обмотке роторов или замыкание между контактными кольцами вследствие загрязнения их проводящей пылью от щеток.
Неисправности синхронных машин
Генератор дает низкое напряжение при хо лостом ходе. Сначала проверяют скбрость вращения генератора тахометром. Если ско,- рость вращения соответствует синхронной, то причиной является неисправность возбудите ля. Проверяют напряжение на зажимах воз будителя. Затем проверяют, нет ли обрыва в цепи, соединяющей зажимы возбудителя с обмоткой генератора. Если неисправностей ни
168
где не обнаружено, |
то значит неправильно |
|
соединена обмотка статора генератора. |
||
Генератор дает |
низкое напряжение при |
|
нагрузке. |
Очевидно |
включена нагрузка, об |
ладающая |
большой |
индуктивностью. Прове |
ряют коэффициент мощности. Причиной паде ния напряжения может быть также снижение
скорости вращения.
При нагрузке генератора напряжения в фа зах неодинаковые. Причиной может быть не симметричная нагрузка фаз или распайки сое динений фаз обмотки статора.
Двигатель медленно разворачивается. При чиной может быть низкое напряжение питаю щей сети или обрывы стержней в пусковой короткозамкнутой обмотке, которая помеща ется в полюсных наконечниках двигателя.
Двигатель не достигает синхронной скоро сти вращения. Причиной может быть слиш ком большая механическая нагрузка на валу двигателя или неисправность пусковой обмот ки двигателя.
Двигатель при нагрузке снижает скорость вращения. Причинами могут быть чрезмерная нагрузка, превышающая максимальный вра щающий момент двигателя, или недостаточ ный ток возбуждения, а также снижение на пряжения сети. Если это не так, то причиной является неисправность обмотки ротора дви-
' гателя.
Машина сильно вибрирует. Если вибрация наблюдается в генераторном режиме при ра зомкнутой цепи возбуждения, то причина за ключается в нарушении балансировки ротора. Если же вибрация имеется только при вклю ченной цепи ротора, то причиной служит за мыкание витков в одной из катушек ротора,
7 Зак. 753 |
169 |
вследствие чего нарушается магнитная сим метрия. Если вибрация появляется периоди чески, это указывает на так называемые блуждающие замыкания витков в катушке ро тора, которые то появляются, то пропадают.
Пусковая обмотка двигателя или успокои тельная обмотка генератора сильно нагрева ются. Это может быть при частых выпадениях машины из синхронизма (снижение скорости вращения) или при распайке соединений стержней обмотки с замыкающими кольцами.
Ремонт магнитных пускателей
При проведении планово-предупредитель ного ремонта магнитных пускателей их осмат ривают, монтируют, проверяют работу пуска теля после установки .и устраняют возникаю щие при работе, неисправности. Безотказная работа пускателя является условием надеж ной работы управляемого электродвигателя. При неисправностях магнитного пускателя, например системы тепловой защиты, электро
двигатель |
может выйти |
из строя |
и для его |
|
восстановления придется |
делать капитальный |
|||
ремонт и заменять статорную обмотку. |
||||
Работа |
магнитного |
пускателя |
происходит |
|
в трудных условиях. |
Каждое включение со |
провождается сильным ударом магнитной сис темы, а таких включений много, поэтому маг нитные пускатели требуют тщательного ухода и наблюдения за их работой.
Перед монтажом магнитного пускателя, имеющего кожух, снимают крышку кожуха и очищают пускатель от пыли. Если пускатель защищенного исполнения, пробивают по име ющимся кольцевым патрубкам кожуха отвер
170
стия для прохода проводов. В кожухе пыле водозащитного пускателя выбивают заглушки
сальников.
Затем расклинивают магнитную систему и протирают полюсы сердечника и якоря. Нажи мая рукой на якорь пускателя, установленно го в рабочем положении, убеждаются в сво бодном ходе подвижных частей; после отпу скания руки якорь свободно возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины.
В пускателях с тепловой защитой проверя ют соответствие нагревателя теплового реле номинальным данным управляемого электро двигателя, а также установку реле на соответ ствующий ток, учитывая в случае необходи мости поправку на температуру окружающей среды.
Сопротивление изоляции токоведущих ча стей пускателя друг осносительно друга и по отношению к корпусу измеряют мегомметром. Если сопротивление изоляции меньше 1 Мом, пускатель просушивают.
Измеряют величину хода подвижной сис темы пускателя с момента замыкания контак тов до момента замыкания магнитной системы (провал контактов), а также расстояние меж ду подвижными и неподвижными контактами при откинутом якоре (раствор контактов). Ве личины провалов и растворов контактов должны соответствовать указанным в прило женной к магнитному пускателю заводской инструкции.
Проверяют затяжку всех винтов, крепящих детали пускателя. После этого устанавлива ют пускатель на месте работы в предусмот ренном инструкцией положении. Подводку
7* Зак. 753 |
171 |
проводов силовой сети и цепи управления вы полняют в точном соответствии со схемой, приведенной в инструкции. Контактные креп ления надежно затягивают, проходные отвер стия в кожухе после прокладки проводов уп лотняют, а кожух аппарата заземляют. Чтобы убедиться в правильности собранной схемы и четкости работы пускателя, включают его не сколько раз вхолостую. Если пускатель вклю чается нормально, подключают к нему элекродвигатель и снова проверяют работу схемы.
Во время эксплуатации магнитного пуска теля он должен подвергаться периодическим осмотрам не реже одного раза в три месяца. Чтобы избежать поражения электрическим током, перед осмотром пускатель отключают от сети. При осмотрах проверяют затяжку всех винтовых соединений и стирают пыль и грязь с деталей пускателя. Затем проверяют работу и состояние пускателя так же, как перед установкой.
Необходимо своевременно устранять сле дующие возможные неисправности пускателя.
Чрезмерный нагрев катушки пускателя.
Причинами могут быть наличие междувитковых замыканий, повышение напряжения се ти выше 105% номинального, слишком боль шая частота включений. Если две последние причины не имеют места, заменяют неисправ ную катушку пускателя новой, которая всегда должна быть в запасе. Порядок замены ка тушки указан в заводской инструкции.
Чрезмерный нагрев токоведущих частей
может быть при перегрузке пускателя, ослаб лении затяжки контактных соединений или за грязнении контактных поверхностей. Чрезмер ный нагрев главных контактов может быть
172
вызван их недопустимым износом, при кото ром уменьшается провал и сила нажатия кон тактов.
Чтобы пускатель полностью не вышел из строя, изношенные контакты сразу же заменя ют запасными. Ни в коем случае не следует зачищать поверхность контактов напильни ком, так как это еще больше уменьшит провал и силу нажатия контактов. Если на контак тах имеются небольшие обгары, их осторожно зачищают тонкой шкуркой, промывают спир том или ацетоном и протирают чистой сухой тряпкой.
Магнитный пускатель не включается. Это
может быть при обрыве цепи катушки, силь ном загрязнении или окислении контактов кнопки «пуск» или снижении напряжения сети ниже 85% номинального, а также при заеда нии подвижной системы пускателя. Если цепь катушки не оборвана, то пускатель будет сильно гудеть.
Если напряжение сети не ниже 85% номи нального, очищают контакты пусковой кнопки
и устраняют заедание подвижной системы пу скателя.
После отпускания кнопки «пуск» пускатель отключается. Единственной причиной может быть неисправность блока-контакта, шунтиру ющего кнопку «пуск». Контакты осматривают и неисправность устраняют.
После отпускания кнопки «стоп» пуска тель снова самопроизвольно включается. При чинами являются неисправность или сварива ние блоков-контактов, а также слабость воз вратных пружин.
Пускатель включается, но сильно гудит.
Причиной может быть разрыв короткозамкну-
173