Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прессовки листов сердечников или коллектор­ ных пластин; ослабление крепления полюсов к станине; сползание проволочных бандажей; расшатывание пальцев щеткодержателей; на­ рушение регулировки давления щеток на кол­ лектор; трещины в подшипниковых щитах или станине; погнутость или поломка вала. Эти неполадки устраняют в механическом и сле­ сарном отделениях электроремонтного цеха.

К электрическим неисправностям относят­ ся; междувитковые замыкания; обрывы в об­ мотках; пробой изоляции на корпус, старение изоляции; распайка соединений обмотки с коллектором; неправильные соединения кату­ шек в фазах. Эти неисправности ликвидируют в обмоточном отделении электроремонтного цеха.

Рассмотрим электрические неисправности асинхронных двигателей, синхронных машин и машин постоянного тока. Многие из них можно устранить при дефектировке, не разбирая ма­ шины, на месте ее установки.

Неисправности асинхронных двигателей

Двигатель при включении в сеть не вра­ щается. Причиной этой неисправности может быть отсутствие тока в одной из фаз трехфаз­ ной сети, от которой питается двигатель. Это можно обнаружить, проверив вольтметром напряжение между линейными проводами. Тока может не быть потому, что перегорел плавкий предохранитель или образовался раз­ рыв цепи в пусковом аппарате.

Двигатель вращается вхолостую, но при нагрузке останавливается. Причиной является или пониженное напряжение в сети, или не­

166

правильное соединение фаз обмотки в звезду вместо треугольника. Если обмотка соединена в треугольник, то вероятно имеется обрыв в цепи одной из фаз обмотки статора.

Двигатель имеет пониженую скорость вра­ щения. Это может быть при пониженном на­ пряжении в сети или при повышенном сопро­ тивлении обмотки ротора. Повышенное сопро­ тивление в роторах, залитых алюминием, бы­ вает при обрыве одного или нескольких стерж­ ней, а в фазных роторах — при распайке хомутиков или плохом контакте между щетка­ ми и контактными кольцами. Причиной пони­ женной скорости вращения может быть и неисправность пускового реостата.

Двигатель гудит и не развивает номиналь­ ной скорости вращения. Причина заключается в том, что одна из фаз обмотки статора «пере­ вернута», т. е. конец и начало фазы поменя­ лись местами. Обычно это бывает у двигате­

лей с шестью

выводами от обмотки

статора.

Для проверки и исправления

схемы разъеди­

няют

все шесть

концов. Затем контрольной

лампой определяют по

два вывода от каждой

фазы.

После этого соединяют последователь­

но любые две

фазы обмот­

 

 

ки и подводят

 

к ним пони­

 

 

женное

напряжение

пере­

 

 

менного

тока,

 

а к третьей

 

 

фазе

присоединяют

вольт­

 

 

метр (рис. 56).

Если были

 

 

соединены

разноименные

 

 

(начало

и конец) выводы

 

 

фаз, то в третьей

фазе вольт­

Рис.

56. Схема

метр

покажет напряжение,

 

марки­

близкое к напряжению, под-

проверки

ровки выводов

167


веденному от сети. Если же соединены однои­ менные выводы фаз, то вольтметр не покажет

напряжения.

Определив одноименные выводы двух фаз, переходят к определению выводов третьей фа­ зы. Для этого берут одну из фаз, которые бы­ ли соединены последовательно, и соединяют ее с третьей фазой, а к оставшейся фазе при­ соединяют вольтметр. При отсутствии вольт­ метра можно пользоваться контрольной лам­ пой. После определения начал и концов всех трех фаз их соединяют в зависимости от на­ пряжения сети.

Если после проверки и исправления в цепи статора неисправность не устраняется, то при­ чина в цепи ротора или в неисправности самой обмотки статора

Асинхронный двигатель с фазным ротором начинает вращаться даже при разомкнутой цепи ротора. Причиной может быть междувитковое замыкание в обмотке роторов или замыкание между контактными кольцами вследствие загрязнения их проводящей пылью от щеток.

Неисправности синхронных машин

Генератор дает низкое напряжение при хо­ лостом ходе. Сначала проверяют скбрость вращения генератора тахометром. Если ско,- рость вращения соответствует синхронной, то причиной является неисправность возбудите­ ля. Проверяют напряжение на зажимах воз­ будителя. Затем проверяют, нет ли обрыва в цепи, соединяющей зажимы возбудителя с обмоткой генератора. Если неисправностей ни­

168

где не обнаружено,

то значит неправильно

соединена обмотка статора генератора.

Генератор дает

низкое напряжение при

нагрузке.

Очевидно

включена нагрузка, об­

ладающая

большой

индуктивностью. Прове­

ряют коэффициент мощности. Причиной паде­ ния напряжения может быть также снижение

скорости вращения.

При нагрузке генератора напряжения в фа­ зах неодинаковые. Причиной может быть не­ симметричная нагрузка фаз или распайки сое­ динений фаз обмотки статора.

Двигатель медленно разворачивается. При­ чиной может быть низкое напряжение питаю­ щей сети или обрывы стержней в пусковой короткозамкнутой обмотке, которая помеща­ ется в полюсных наконечниках двигателя.

Двигатель не достигает синхронной скоро­ сти вращения. Причиной может быть слиш­ ком большая механическая нагрузка на валу двигателя или неисправность пусковой обмот­ ки двигателя.

Двигатель при нагрузке снижает скорость вращения. Причинами могут быть чрезмерная нагрузка, превышающая максимальный вра­ щающий момент двигателя, или недостаточ­ ный ток возбуждения, а также снижение на­ пряжения сети. Если это не так, то причиной является неисправность обмотки ротора дви-

' гателя.

Машина сильно вибрирует. Если вибрация наблюдается в генераторном режиме при ра­ зомкнутой цепи возбуждения, то причина за­ ключается в нарушении балансировки ротора. Если же вибрация имеется только при вклю­ ченной цепи ротора, то причиной служит за­ мыкание витков в одной из катушек ротора,

7 Зак. 753

169



вследствие чего нарушается магнитная сим­ метрия. Если вибрация появляется периоди­ чески, это указывает на так называемые блуждающие замыкания витков в катушке ро­ тора, которые то появляются, то пропадают.

Пусковая обмотка двигателя или успокои­ тельная обмотка генератора сильно нагрева­ ются. Это может быть при частых выпадениях машины из синхронизма (снижение скорости вращения) или при распайке соединений стержней обмотки с замыкающими кольцами.

Ремонт магнитных пускателей

При проведении планово-предупредитель­ ного ремонта магнитных пускателей их осмат­ ривают, монтируют, проверяют работу пуска­ теля после установки .и устраняют возникаю­ щие при работе, неисправности. Безотказная работа пускателя является условием надеж­ ной работы управляемого электродвигателя. При неисправностях магнитного пускателя, например системы тепловой защиты, электро­

двигатель

может выйти

из строя

и для его

восстановления придется

делать капитальный

ремонт и заменять статорную обмотку.

Работа

магнитного

пускателя

происходит

в трудных условиях.

Каждое включение со­

провождается сильным ударом магнитной сис­ темы, а таких включений много, поэтому маг­ нитные пускатели требуют тщательного ухода и наблюдения за их работой.

Перед монтажом магнитного пускателя, имеющего кожух, снимают крышку кожуха и очищают пускатель от пыли. Если пускатель защищенного исполнения, пробивают по име­ ющимся кольцевым патрубкам кожуха отвер­

170

стия для прохода проводов. В кожухе пыле­ водозащитного пускателя выбивают заглушки

сальников.

Затем расклинивают магнитную систему и протирают полюсы сердечника и якоря. Нажи­ мая рукой на якорь пускателя, установленно­ го в рабочем положении, убеждаются в сво­ бодном ходе подвижных частей; после отпу­ скания руки якорь свободно возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины.

В пускателях с тепловой защитой проверя­ ют соответствие нагревателя теплового реле номинальным данным управляемого электро­ двигателя, а также установку реле на соответ­ ствующий ток, учитывая в случае необходи­ мости поправку на температуру окружающей среды.

Сопротивление изоляции токоведущих ча­ стей пускателя друг осносительно друга и по отношению к корпусу измеряют мегомметром. Если сопротивление изоляции меньше 1 Мом, пускатель просушивают.

Измеряют величину хода подвижной сис­ темы пускателя с момента замыкания контак­ тов до момента замыкания магнитной системы (провал контактов), а также расстояние меж­ ду подвижными и неподвижными контактами при откинутом якоре (раствор контактов). Ве­ личины провалов и растворов контактов должны соответствовать указанным в прило­ женной к магнитному пускателю заводской инструкции.

Проверяют затяжку всех винтов, крепящих детали пускателя. После этого устанавлива­ ют пускатель на месте работы в предусмот­ ренном инструкцией положении. Подводку

7* Зак. 753

171


проводов силовой сети и цепи управления вы­ полняют в точном соответствии со схемой, приведенной в инструкции. Контактные креп­ ления надежно затягивают, проходные отвер­ стия в кожухе после прокладки проводов уп­ лотняют, а кожух аппарата заземляют. Чтобы убедиться в правильности собранной схемы и четкости работы пускателя, включают его не­ сколько раз вхолостую. Если пускатель вклю­ чается нормально, подключают к нему элекродвигатель и снова проверяют работу схемы.

Во время эксплуатации магнитного пуска­ теля он должен подвергаться периодическим осмотрам не реже одного раза в три месяца. Чтобы избежать поражения электрическим током, перед осмотром пускатель отключают от сети. При осмотрах проверяют затяжку всех винтовых соединений и стирают пыль и грязь с деталей пускателя. Затем проверяют работу и состояние пускателя так же, как перед установкой.

Необходимо своевременно устранять сле­ дующие возможные неисправности пускателя.

Чрезмерный нагрев катушки пускателя.

Причинами могут быть наличие междувитковых замыканий, повышение напряжения се­ ти выше 105% номинального, слишком боль­ шая частота включений. Если две последние причины не имеют места, заменяют неисправ­ ную катушку пускателя новой, которая всегда должна быть в запасе. Порядок замены ка­ тушки указан в заводской инструкции.

Чрезмерный нагрев токоведущих частей

может быть при перегрузке пускателя, ослаб­ лении затяжки контактных соединений или за­ грязнении контактных поверхностей. Чрезмер­ ный нагрев главных контактов может быть

172

вызван их недопустимым износом, при кото­ ром уменьшается провал и сила нажатия кон­ тактов.

Чтобы пускатель полностью не вышел из строя, изношенные контакты сразу же заменя­ ют запасными. Ни в коем случае не следует зачищать поверхность контактов напильни­ ком, так как это еще больше уменьшит провал и силу нажатия контактов. Если на контак­ тах имеются небольшие обгары, их осторожно зачищают тонкой шкуркой, промывают спир­ том или ацетоном и протирают чистой сухой тряпкой.

Магнитный пускатель не включается. Это

может быть при обрыве цепи катушки, силь­ ном загрязнении или окислении контактов кнопки «пуск» или снижении напряжения сети ниже 85% номинального, а также при заеда­ нии подвижной системы пускателя. Если цепь катушки не оборвана, то пускатель будет сильно гудеть.

Если напряжение сети не ниже 85% номи­ нального, очищают контакты пусковой кнопки

и устраняют заедание подвижной системы пу­ скателя.

После отпускания кнопки «пуск» пускатель отключается. Единственной причиной может быть неисправность блока-контакта, шунтиру­ ющего кнопку «пуск». Контакты осматривают и неисправность устраняют.

После отпускания кнопки «стоп» пуска­ тель снова самопроизвольно включается. При­ чинами являются неисправность или сварива­ ние блоков-контактов, а также слабость воз­ вратных пружин.

Пускатель включается, но сильно гудит.

Причиной может быть разрыв короткозамкну-

173