Файл: Молдустанов, Т. Специализация промышленного производства Киргизии и развитие ее экономических связей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
бителяыи его являлись воинские части, железные дороги, промышленные предприятия. Добыча угля на шахтах Киргизии из года в год увеличивалась и достигла в 1916 г. самого высокого уровня — около 80000 г 1.
Большие расходы на транспортировку угля к местам потребления — в гор. Ташкент и Ходжент— заставили арендаторов заняться в 1907 г. прокладкой узкоколейной железнодорожной линии, которая была построена между Дрогомировым (ныне Пролетарская) и Сулюктой
(25 км)12.
Несмотря па имеющиеся крупные запасы из-за отда ленности рынков сбыта и отсутствия транспортных сетей угольная промышленность не могла получить дальней шего развития.
Кроме угля и нефти, в сравнительно значительных размерах вывозилась продукция легкой и пищевой про мышленности. Из Южной Киргизии ежегодно вывози лось примерно 80—96 т коконов в сыром виде на сумму до 75 тыс. руб.3
Киргизия привлекала иностранные монополии как источник дешевого сырья. Отсюда за границу вывози лись полезные ископаемые, лесные богатства, продукция сельскохозяйственного производства. В 1908 г. из Юж ной Киргизии было экспортировано 400 т озокерита, а в 1909 г,— 240 т.4 Кроме того, иностранцы вывозили оре ховое дерево (наплыв) для мебельной промышленности.
Зарождающаяся промышленность дореволюционной Киргизии нуждалась в оборудовании и машинах. Этот спрос покрывался в значительной мере за счет импорт ных поставок. Так, для шахт большую часть оборудова ния шахтовладельцы вынуждены были закупать за гра ницей.
В начале XX в. в Киргизию начал проникать иност ранный капитал. Он расчистил путь к эксплуатации при родных богатств, захвату рынка и подчинил себе многие стороны местной хозяйственной жизни. Иностранные капиталисты прежде всего пытались подчинить себе добывающую промышленность. Они получили право
1Б. Ш. Чормонов, Л. Ф. Сидоров Промышленный прогресс в Киргизской ССР. Киргосиздат, Фрунзе, 1963 г., стр. 32.
2Там же, стр. 33.
3Там же, стр. 46.
4Там же, стр. 45.
79
на эксплуатацию лесного хозяйства (ореховый лес на юге) и обрабатывающей промышленности. Используя лесные богатства Киргизии, иностранные капиталисты мало заботились о рациональном хозяйствовании. Вкла дывая капитал в горнодобывающую промышленность и отрасли по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, иностранные капиталисты придерживались своей традиционной политики — их интересовало только полу чение максимальной прибыли.
Процесс территориального разделения труда проте кал медленно. Ввоз в Киргизию был представлен глав ным образом товарами широкого потребления (бакалей ными, галантерейными, мануфактурными и др.), а также оборудованием для вновь возникающих предприятий.
Киргизия вывозила в другие районы страны продук цию горнодобывающей промышленности — уголь, нефть, кроме того, зерно, хлопок, табак, а также продукцию животноводства. В конце XIX и в начале XX вв. Пишпекский уезд с г. Пишпеком считался одним из важней ших рынков Средней Азии. Так, только в 1898 г. из г. Пишпека было вывезено в различные города Средней Азии и Казахстана 700 тыс. пудов пшеницы, 455 тыс. пу дов риса и т. д. Стоимость товарной продукции земледе лия в Киргизии в 1914 г. составила 12846 тыс. золотых рублей, или 13% стоимости валовой продукции*. Товар ность производства сельскохозяйственной продукции со ставила в 1914 г.: пшеница— 13%, рис — 78%, масляничные культуры — 77%, табак — 77%, овощные и дру гие огородные культуры — 21%, фрукты — 77%12.
Развитие товарного земледелия имело большое со циально-экономическое значение. Как указывал В. И. Ле нин, «специализация земледелия вызывает обмен между различными хозяйствами, между различными земледель ческими продуктами»3. Поэтому возникновение товар ного земледелия не только расширило внутренний рынок, но и обусловило превращение натурального кочевого скотоводства в товарное, а товарное — в капиталистиче ское.
1 Г. Д. Джаманкулова. Социально-экономические преобразова ния и пути дальнейшего развития Киргизии. Изд-во «Кыргызстан»,
Фрунзе, 1969 г., стр. 16.
2История Киргизии, ч. I, 1963 г., стр. 84.
3В. И. Л е н и н. ПСС, т. 3, стр. 39.
80
С другой стороны, возрос спрос населения на сред ства производства, ибо «при помощи старинных «кресть янских» орудий, построек и пр. и пр. ни мелкий, ни круп ный сельский предприниматель не может вести нового, торгового земледелия»1. В 1904 г. Верненский казенный склад продал сельхозорудий на сумму 24870 руб., а в
1905 г. — на 42621 руб.12
С районами Туркестанского края и Россией Киргизия вела торговлю скотом, шерстью, кожами и кишками. Так, вывоз различных видов скота из Киргизии в 1914 г. составил 579,8 тыс. голов, кожсырья — 586,2 тыс. штук, шерсти — 68,3 тыс. пудов, кишок — 725,3 тыс. пудов, в общей сумме 6121 тыс. руб.3.
Таким образом, сельское хозяйство Киргизии стало приобщаться к внутреннему рынку капиталистической России. Товарность валовой продукции животноводства в 1914 г. составила 44%, в том числе молока — 9%, масла и сала — 77%, шерсти и конского волоса — 56%, сырой кожи — 65%, кишок — 65%4.
Таким образом, небольшие объемы товарооборота, потребительская структура ввоза и отсутствие в составе общего товарооборота крупных статей индустриального характера являются ярким показателем низкого уровня развития производительных сил дореволюционной Кир гизии.
После Октябрьской социалистической революции эко номические связи между другими районами стали фор мироваться на основе социалистических производствен ных отношений. Изменившись по социальной сущности, межрайонные экономические связи в то же время со храняют относительную устойчивость по форме проявле ния. Для углубления специализации, для рационализа ции территориальной структуры связей необходим дли тельный срок, который зависит не только от уровня раз вития данного района, но и от уровня развития и спе циализации других районов и от экономических возмож ностей страны.
1 В. И. Л е н и н. ПСС, т. 3, стр. 39.
2История Киргизии, ч. 1, 1963 г., стр. 381.
3ЦГА Киргизской ССР, ф. 20, оп. 5, д. 1.
4Краткий обзор советского строительства и народного хозяйства
Киргизии. Материалы к докладу исполкома А. О.— 3-й сессии ВЦИКа РСФСР XII созыва. Фрунзе, 1927.
61— 2504 |
81 |
В первые годы Советской власти экономические свя ли Киргизии определялись той специализацией, которую ома имела в составе Туркестанского края. Резко сказы валась зависимость экономики Киргизии от ввоза при почти полном отсутствии продукции для вывоза. Не имея своей промышленности и развитых товарных отраслей сельского хозяйства, Киргизия не могла противопоста вить ввозу мануфактуры, сахара, инвентаря и т. д. вы воз своей продукции.
Процесс втягивания киргизского хозяйства во все союзную орбиту стал протекать намного быстрее со строительством железной дороги. В 1924 г. между горо дами Аулиэ-Атой—Пишпеком была построена железная дорога и включена в железнодорожную сеть Советского Союза. Строительство этой дороги имело огромное зна чение для всей Средней Азии, так как этот путь способ ствовал снабжению хлопковых районов дешевым семиреченским хлебом, мясом и впоследствии сахаром.
В 1932 г. эта дорога была доведена до Токмака и да лее до Быстровки. Тем самым Чуйская долина была втя нута в общехозяйственный оборот страны. С проведе нием этой дороги Северная Киргизия была втянута в об щесоюзную сеть страны.
Таблица 9
к.
Отправление и прибытие грузов по железным дорогам Киргизской ССР (в тыс. г )1
|
|
1928 |
Г. |
1932 |
г. |
|
|
|
i | |
отпоавлено |
прибыло |
|
Виды грузов |
S S |
прибыло |
||
|
05 |
|
|
|
|
|
|
<4 |
|
|
|
|
|
с. о |
|
|
|
|
|
С X |
|
|
|
|
|
|
|
: |
|
Каменный уголь |
0 , 8 |
|
3 7 6 , 0 |
4 0 , 4 |
|
Нефтепродукты |
|
|
2 , 9 |
2 6 , 0 |
|
Машины — всякие |
|
|
1 , 3 |
7 , 0 |
|
Стройматериалы |
|
1 ,4 |
9 , 3 |
4 0 , 5 |
|
Хлопок — всего |
1 0 , 0 |
2 1 , 3 |
|
|
|
в т. ч. волокно |
6 , 0 |
- |
9 , 8 |
— |
|
сырец |
4 , 0 |
- |
1 1 , 5 |
— |
|
Лесные |
грузы |
— |
6 , 0 |
2 , 7 |
6 0 , 7 |
Хлебные |
грузы |
— |
1 3 , 8 |
2 8 , 4 |
2 8 , 8 |
Сахарная свекла |
____ |
._ |
2 2 , 4 |
1 2 , 4 |
|
В с е г о |
3 8 , 1 |
4 9 , 5 6 0 3 , 0 3 4 9 , 0 |
1935 г.
|
|
| ; |
отправ лено |
прибыло |
|
|
|
! J |
8 0 7 |
, 0 |
1 0 4 , 3 |
0 , 4 |
2 8 , 3 |
|
0 , 9 |
6 , 7 |
|
3 3 |
, 7 |
5 0 , 7 |
2 7 |
, 0 |
|
1 0 |
, 3 |
— |
1 6 |
, 7 |
— |
1 |
,1 |
9 1 , 0 |
1 2 2 |
, 4 |
4 4 , 4 |
8 9 , 1 |
1 3 5 , 2 |
1 2 5 1 , 8 8 2 6 , 7
1 ЦГА Киргизской ССР, ф. 105, оп. 3, д. 343.
82
Ha lore Киргизии в период бурного развития народ ного хозяйства единственная железнодорожная линия Андижан—Джалал-Абад не могла обеспечить потребно сти народного хозяйства в межрайонных экономических связях. В 1928 г. была построена линия Кувасай — Кы- зыл-Кия, в 1930 г.— Карасу — Ош, в 1932 г.— ДжалалАбад— Кок-Янгак, в 1935 г.— Уч-кургаи — Таш-Кумыр. Это позволило резко поднять разработку угля и тем са мым превратить Южную Киргизию в кочегарку Средней Азии.
Осуществление в Советской Киргизии процесса со циалистической индустриализации и возникновение но вых отраслей промышленности и сельского хозяйства создали условия для бурного роста грузооборота.
Как видно из табл. 9, основные грузоперевозки рез ко изменились, в общем количестве грузооборота увели чился удельный вес угля, хлебных грузов, строительных материалов. Появились новые виды грузов, такие как сахарная свекла и т. д. Вывоз продукции ограничивался
вто время поставкой только в республики Средней Азии. Построенная на территории Киргизии в конце 20-х и
всередине 30-х годов железная дорога открыла здесь широкий ход социализму и социалистическим формам хозяйствования. Новые транспортные условия вызвали
к жизни и новые отрасли промышленности. Добыча и обработка полезных ископаемых с каждым годом увели чивалась. В 1932 г. валовая продукция промышленности увеличилась в 2,8 раза против 1913 г. Возникли новые угольные копи, хлопкоочистительные предприятия, пред приятия пищевой промышленности и т. д. В результате углубления и расширения территориального разделения труда Киргизия получила более широкие возможности для развития своих производительных сил.
С расширением территориального разделения труда
связаны |
качественные изменения ввоза. В завозимой |
в 1932 и |
1935 гг. продукции заметный удельный вес ста |
ла занимать продукция нефтяной, лесной промышлен ности, машиностроения и стройматериалы.
С увеличением производственного потребления меня
лась территориальная |
структура |
экономических |
свя |
зей— стала расти в |
межрайонном |
обмене доля |
цент |
ральных районов страны (азиатская часть страны нахо дилась еще на низком уровне развития). Экономика
6* |
83 |
Киргизии стала развиваться в тесном контакте с сопре дельными районами страны. Создание крупных промыш ленных предприятий в республиках Средней Азии нуж далось в обеспечении топливом и энергией, потребность в которых увеличивалась с каждым годом.
Индустриализация и реконструкция сельского хозяй ства республик Средней Азии сделали угольную про мышленность Киргизии одной из ведущих отраслей рес публики и поставщиком энергетического угля для нужд народного хозяйства экономического района. Особенно после 1940 г., в связи с организацией в Киргизии крупно го промышленного производства и развитием строитель ства, увеличилось отправление и прибытие грузов произ водственного назначения: каменного угля, нефтепро дуктов, лесных грузов, строительных материалов. Удель ный вес указанных видов грузов в 1940 г. в отправлении составлял не более чем 59%, а в прибытии — 55,3%, тогда как в 1970 г. удельный вес этих же грузов в отправ лении составил 71,7%, а в прибытии — 71,2%.
Такому быстрому росту грузооборота на железнодо рожном транспорте Киргизии способствовало:
во-первых, развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства общесоюзного значения, отгружаю щих свою продукцию в различные районы страны и на экспорт. Имеются в виду отрасли хозяйства, по которым Киргизия специализируется в межрайонном и общесоюз ном масштабе. В тяжелой промышленности к этой груп пе относятся отрасли, производящие цветные металлы, уголь, продукцию машиностроения и др.; в пищевой про мышленности— сахар, продукция животноводства, вино, табак и табачные изделия, а из отраслей легкой про мышленности — шерсть натуральная, хлопок-волокно, ткани и др.
Во-первых, развитие отраслей промышленности и ного хозяйства Киргизии в продуктах производственного назначения, непроизводящихся в республике или произ водящихся в недостаточном количестве. К числу этих изделий относятся: каменный уголь, нефтепродукты, хи мические и минеральные удобрения, черный металл, лес ные грузы, строительные материалы, машины и обору дование и т. д. Из продукции потребительского назна чения в наибольшем количестве завозятся хлебные гру
84
зы, сахар прессованный, кондитерские изделия, ткани обувь, бумага и т. д.
Особенно быстрый рост вывоза и ввоза промышлен ной продукции наблюдается после 50-х годов. К сере дине и особенно к концу 50-х годов в межрайонном грузообмене темпы роста вывоза стали развиваться стабилизированнее, чем темпы роста ввоза продукции. Это признак вступления в новый этап формирования произ водственных комплексов, характерной чертой которого является возникновение межотраслевых производств, бо лее комплексное использование местных сырьевых ре сурсов. Так, если Киргизия до 1955 г. имела активное сальдо межреспубликанских грузообменов с использова нием железнодорожного транспорта, то после указанного года разрыв между ввозом и вывозом грузов становится все большим в связи с развитием топливноматериалоем ких отраслей на привозном сырье и топливе, а также оборудования и строительных материалов.
В последние годы наибольшая часть промышленной продукции Киргизии, особенно массовые виды грузов, потребляемых в пределах Средней Азии, была исполь зована самой республикой. В целом, как показал меж отраслевой баланс производства за 1966 г., вывоз за пределы республик составлял около 40% валового про изводства промышленной продукции Киргизии, при этом по удельному весу в стоимости товарной продукции попрежнему на первом месте находятся отрасли пищевой и легкой промышленности. Правда, в тяжелой промыш ленности обращает внимание возросший за последние го ды вывоз изделий машиностроения и металлообработки.
Внешние экономические условия формирования спе циализации республики во многом определяются состоя нием и развитием территориально-экономических связей, их объемом, направлением и характером обмена. Меж республиканский обмен необходимо понимать как фак тор, влияющий на весь процесс общественного воспроиз водства. Союзные республики используют не только местные, но и привозные ресурсы и в свою очередь вы возят часть произведенной ими продукции. Поэтому внешние условия развития промышленности первона чально могут быть обусловлены ролью межреспубликан ского обмена в формировании и использовании экономи ческих ресурсов в республике.
85