Файл: Молдустанов, Т. Специализация промышленного производства Киргизии и развитие ее экономических связей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бителяыи его являлись воинские части, железные дороги, промышленные предприятия. Добыча угля на шахтах Киргизии из года в год увеличивалась и достигла в 1916 г. самого высокого уровня — около 80000 г 1.

Большие расходы на транспортировку угля к местам потребления — в гор. Ташкент и Ходжент— заставили арендаторов заняться в 1907 г. прокладкой узкоколейной железнодорожной линии, которая была построена между Дрогомировым (ныне Пролетарская) и Сулюктой

(25 км)12.

Несмотря па имеющиеся крупные запасы из-за отда­ ленности рынков сбыта и отсутствия транспортных сетей угольная промышленность не могла получить дальней­ шего развития.

Кроме угля и нефти, в сравнительно значительных размерах вывозилась продукция легкой и пищевой про­ мышленности. Из Южной Киргизии ежегодно вывози­ лось примерно 80—96 т коконов в сыром виде на сумму до 75 тыс. руб.3

Киргизия привлекала иностранные монополии как источник дешевого сырья. Отсюда за границу вывози­ лись полезные ископаемые, лесные богатства, продукция сельскохозяйственного производства. В 1908 г. из Юж­ ной Киргизии было экспортировано 400 т озокерита, а в 1909 г,— 240 т.4 Кроме того, иностранцы вывозили оре­ ховое дерево (наплыв) для мебельной промышленности.

Зарождающаяся промышленность дореволюционной Киргизии нуждалась в оборудовании и машинах. Этот спрос покрывался в значительной мере за счет импорт­ ных поставок. Так, для шахт большую часть оборудова­ ния шахтовладельцы вынуждены были закупать за гра­ ницей.

В начале XX в. в Киргизию начал проникать иност­ ранный капитал. Он расчистил путь к эксплуатации при­ родных богатств, захвату рынка и подчинил себе многие стороны местной хозяйственной жизни. Иностранные капиталисты прежде всего пытались подчинить себе добывающую промышленность. Они получили право

1Б. Ш. Чормонов, Л. Ф. Сидоров Промышленный прогресс в Киргизской ССР. Киргосиздат, Фрунзе, 1963 г., стр. 32.

2Там же, стр. 33.

3Там же, стр. 46.

4Там же, стр. 45.

79


на эксплуатацию лесного хозяйства (ореховый лес на юге) и обрабатывающей промышленности. Используя лесные богатства Киргизии, иностранные капиталисты мало заботились о рациональном хозяйствовании. Вкла­ дывая капитал в горнодобывающую промышленность и отрасли по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, иностранные капиталисты придерживались своей традиционной политики — их интересовало только полу­ чение максимальной прибыли.

Процесс территориального разделения труда проте­ кал медленно. Ввоз в Киргизию был представлен глав­ ным образом товарами широкого потребления (бакалей­ ными, галантерейными, мануфактурными и др.), а также оборудованием для вновь возникающих предприятий.

Киргизия вывозила в другие районы страны продук­ цию горнодобывающей промышленности — уголь, нефть, кроме того, зерно, хлопок, табак, а также продукцию животноводства. В конце XIX и в начале XX вв. Пишпекский уезд с г. Пишпеком считался одним из важней­ ших рынков Средней Азии. Так, только в 1898 г. из г. Пишпека было вывезено в различные города Средней Азии и Казахстана 700 тыс. пудов пшеницы, 455 тыс. пу­ дов риса и т. д. Стоимость товарной продукции земледе­ лия в Киргизии в 1914 г. составила 12846 тыс. золотых рублей, или 13% стоимости валовой продукции*. Товар­ ность производства сельскохозяйственной продукции со­ ставила в 1914 г.: пшеница— 13%, рис — 78%, масляничные культуры — 77%, табак — 77%, овощные и дру­ гие огородные культуры — 21%, фрукты — 77%12.

Развитие товарного земледелия имело большое со­ циально-экономическое значение. Как указывал В. И. Ле­ нин, «специализация земледелия вызывает обмен между различными хозяйствами, между различными земледель­ ческими продуктами»3. Поэтому возникновение товар­ ного земледелия не только расширило внутренний рынок, но и обусловило превращение натурального кочевого скотоводства в товарное, а товарное — в капиталистиче­ ское.

1 Г. Д. Джаманкулова. Социально-экономические преобразова­ ния и пути дальнейшего развития Киргизии. Изд-во «Кыргызстан»,

Фрунзе, 1969 г., стр. 16.

2История Киргизии, ч. I, 1963 г., стр. 84.

3В. И. Л е н и н. ПСС, т. 3, стр. 39.

80

С другой стороны, возрос спрос населения на сред­ ства производства, ибо «при помощи старинных «кресть­ янских» орудий, построек и пр. и пр. ни мелкий, ни круп­ ный сельский предприниматель не может вести нового, торгового земледелия»1. В 1904 г. Верненский казенный склад продал сельхозорудий на сумму 24870 руб., а в

1905 г. — на 42621 руб.12

С районами Туркестанского края и Россией Киргизия вела торговлю скотом, шерстью, кожами и кишками. Так, вывоз различных видов скота из Киргизии в 1914 г. составил 579,8 тыс. голов, кожсырья — 586,2 тыс. штук, шерсти — 68,3 тыс. пудов, кишок — 725,3 тыс. пудов, в общей сумме 6121 тыс. руб.3.

Таким образом, сельское хозяйство Киргизии стало приобщаться к внутреннему рынку капиталистической России. Товарность валовой продукции животноводства в 1914 г. составила 44%, в том числе молока — 9%, масла и сала — 77%, шерсти и конского волоса — 56%, сырой кожи — 65%, кишок — 65%4.

Таким образом, небольшие объемы товарооборота, потребительская структура ввоза и отсутствие в составе общего товарооборота крупных статей индустриального характера являются ярким показателем низкого уровня развития производительных сил дореволюционной Кир­ гизии.

После Октябрьской социалистической революции эко­ номические связи между другими районами стали фор­ мироваться на основе социалистических производствен­ ных отношений. Изменившись по социальной сущности, межрайонные экономические связи в то же время со­ храняют относительную устойчивость по форме проявле­ ния. Для углубления специализации, для рационализа­ ции территориальной структуры связей необходим дли­ тельный срок, который зависит не только от уровня раз­ вития данного района, но и от уровня развития и спе­ циализации других районов и от экономических возмож­ ностей страны.

1 В. И. Л е н и н. ПСС, т. 3, стр. 39.

2История Киргизии, ч. 1, 1963 г., стр. 381.

3ЦГА Киргизской ССР, ф. 20, оп. 5, д. 1.

4Краткий обзор советского строительства и народного хозяйства

Киргизии. Материалы к докладу исполкома А. О.— 3-й сессии ВЦИКа РСФСР XII созыва. Фрунзе, 1927.

61— 2504

81


В первые годы Советской власти экономические свя­ ли Киргизии определялись той специализацией, которую ома имела в составе Туркестанского края. Резко сказы­ валась зависимость экономики Киргизии от ввоза при почти полном отсутствии продукции для вывоза. Не имея своей промышленности и развитых товарных отраслей сельского хозяйства, Киргизия не могла противопоста­ вить ввозу мануфактуры, сахара, инвентаря и т. д. вы­ воз своей продукции.

Процесс втягивания киргизского хозяйства во все­ союзную орбиту стал протекать намного быстрее со строительством железной дороги. В 1924 г. между горо­ дами Аулиэ-Атой—Пишпеком была построена железная дорога и включена в железнодорожную сеть Советского Союза. Строительство этой дороги имело огромное зна­ чение для всей Средней Азии, так как этот путь способ­ ствовал снабжению хлопковых районов дешевым семиреченским хлебом, мясом и впоследствии сахаром.

В 1932 г. эта дорога была доведена до Токмака и да­ лее до Быстровки. Тем самым Чуйская долина была втя­ нута в общехозяйственный оборот страны. С проведе­ нием этой дороги Северная Киргизия была втянута в об­ щесоюзную сеть страны.

Таблица 9

к.

Отправление и прибытие грузов по железным дорогам Киргизской ССР (в тыс. г )1

 

 

1928

Г.

1932

г.

 

 

 

i |

отпоавлено

прибыло

 

Виды грузов

S S

прибыло

 

05

 

 

 

 

 

<4

 

 

 

 

 

с. о

 

 

 

 

 

С X

 

 

 

 

 

 

 

:

 

Каменный уголь

0 , 8

 

3 7 6 , 0

4 0 , 4

Нефтепродукты

 

 

2 , 9

2 6 , 0

Машины — всякие

 

 

1 , 3

7 , 0

Стройматериалы

 

1 ,4

9 , 3

4 0 , 5

Хлопок — всего

1 0 , 0

2 1 , 3

 

 

в т. ч. волокно

6 , 0

-

9 , 8

сырец

4 , 0

-

1 1 , 5

Лесные

грузы

6 , 0

2 , 7

6 0 , 7

Хлебные

грузы

1 3 , 8

2 8 , 4

2 8 , 8

Сахарная свекла

____

._

2 2 , 4

1 2 , 4

В с е г о

3 8 , 1

4 9 , 5 6 0 3 , 0 3 4 9 , 0

1935 г.

 

 

| ;

отправ ­ лено

прибыло

 

 

! J

8 0 7

, 0

1 0 4 , 3

0 , 4

2 8 , 3

0 , 9

6 , 7

3 3

, 7

5 0 , 7

2 7

, 0

 

1 0

, 3

1 6

, 7

1

,1

9 1 , 0

1 2 2

, 4

4 4 , 4

8 9 , 1

1 3 5 , 2

1 2 5 1 , 8 8 2 6 , 7

1 ЦГА Киргизской ССР, ф. 105, оп. 3, д. 343.

82


Ha lore Киргизии в период бурного развития народ­ ного хозяйства единственная железнодорожная линия Андижан—Джалал-Абад не могла обеспечить потребно­ сти народного хозяйства в межрайонных экономических связях. В 1928 г. была построена линия Кувасай — Кы- зыл-Кия, в 1930 г.— Карасу — Ош, в 1932 г.— ДжалалАбад— Кок-Янгак, в 1935 г.— Уч-кургаи — Таш-Кумыр. Это позволило резко поднять разработку угля и тем са­ мым превратить Южную Киргизию в кочегарку Средней Азии.

Осуществление в Советской Киргизии процесса со­ циалистической индустриализации и возникновение но­ вых отраслей промышленности и сельского хозяйства создали условия для бурного роста грузооборота.

Как видно из табл. 9, основные грузоперевозки рез­ ко изменились, в общем количестве грузооборота увели­ чился удельный вес угля, хлебных грузов, строительных материалов. Появились новые виды грузов, такие как сахарная свекла и т. д. Вывоз продукции ограничивался

вто время поставкой только в республики Средней Азии. Построенная на территории Киргизии в конце 20-х и

всередине 30-х годов железная дорога открыла здесь широкий ход социализму и социалистическим формам хозяйствования. Новые транспортные условия вызвали

к жизни и новые отрасли промышленности. Добыча и обработка полезных ископаемых с каждым годом увели­ чивалась. В 1932 г. валовая продукция промышленности увеличилась в 2,8 раза против 1913 г. Возникли новые угольные копи, хлопкоочистительные предприятия, пред­ приятия пищевой промышленности и т. д. В результате углубления и расширения территориального разделения труда Киргизия получила более широкие возможности для развития своих производительных сил.

С расширением территориального разделения труда

связаны

качественные изменения ввоза. В завозимой

в 1932 и

1935 гг. продукции заметный удельный вес ста­

ла занимать продукция нефтяной, лесной промышлен­ ности, машиностроения и стройматериалы.

С увеличением производственного потребления меня­

лась территориальная

структура

экономических

свя­

зей— стала расти в

межрайонном

обмене доля

цент­

ральных районов страны (азиатская часть страны нахо­ дилась еще на низком уровне развития). Экономика

6*

83


Киргизии стала развиваться в тесном контакте с сопре­ дельными районами страны. Создание крупных промыш­ ленных предприятий в республиках Средней Азии нуж­ далось в обеспечении топливом и энергией, потребность в которых увеличивалась с каждым годом.

Индустриализация и реконструкция сельского хозяй­ ства республик Средней Азии сделали угольную про­ мышленность Киргизии одной из ведущих отраслей рес­ публики и поставщиком энергетического угля для нужд народного хозяйства экономического района. Особенно после 1940 г., в связи с организацией в Киргизии крупно­ го промышленного производства и развитием строитель­ ства, увеличилось отправление и прибытие грузов произ­ водственного назначения: каменного угля, нефтепро­ дуктов, лесных грузов, строительных материалов. Удель­ ный вес указанных видов грузов в 1940 г. в отправлении составлял не более чем 59%, а в прибытии — 55,3%, тогда как в 1970 г. удельный вес этих же грузов в отправ­ лении составил 71,7%, а в прибытии — 71,2%.

Такому быстрому росту грузооборота на железнодо­ рожном транспорте Киргизии способствовало:

во-первых, развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства общесоюзного значения, отгружаю­ щих свою продукцию в различные районы страны и на экспорт. Имеются в виду отрасли хозяйства, по которым Киргизия специализируется в межрайонном и общесоюз­ ном масштабе. В тяжелой промышленности к этой груп­ пе относятся отрасли, производящие цветные металлы, уголь, продукцию машиностроения и др.; в пищевой про­ мышленности— сахар, продукция животноводства, вино, табак и табачные изделия, а из отраслей легкой про­ мышленности — шерсть натуральная, хлопок-волокно, ткани и др.

Во-первых, развитие отраслей промышленности и ного хозяйства Киргизии в продуктах производственного назначения, непроизводящихся в республике или произ­ водящихся в недостаточном количестве. К числу этих изделий относятся: каменный уголь, нефтепродукты, хи­ мические и минеральные удобрения, черный металл, лес­ ные грузы, строительные материалы, машины и обору­ дование и т. д. Из продукции потребительского назна­ чения в наибольшем количестве завозятся хлебные гру­

84

зы, сахар прессованный, кондитерские изделия, ткани обувь, бумага и т. д.

Особенно быстрый рост вывоза и ввоза промышлен­ ной продукции наблюдается после 50-х годов. К сере­ дине и особенно к концу 50-х годов в межрайонном грузообмене темпы роста вывоза стали развиваться стабилизированнее, чем темпы роста ввоза продукции. Это признак вступления в новый этап формирования произ­ водственных комплексов, характерной чертой которого является возникновение межотраслевых производств, бо­ лее комплексное использование местных сырьевых ре­ сурсов. Так, если Киргизия до 1955 г. имела активное сальдо межреспубликанских грузообменов с использова­ нием железнодорожного транспорта, то после указанного года разрыв между ввозом и вывозом грузов становится все большим в связи с развитием топливноматериалоем­ ких отраслей на привозном сырье и топливе, а также оборудования и строительных материалов.

В последние годы наибольшая часть промышленной продукции Киргизии, особенно массовые виды грузов, потребляемых в пределах Средней Азии, была исполь­ зована самой республикой. В целом, как показал меж­ отраслевой баланс производства за 1966 г., вывоз за пределы республик составлял около 40% валового про­ изводства промышленной продукции Киргизии, при этом по удельному весу в стоимости товарной продукции попрежнему на первом месте находятся отрасли пищевой и легкой промышленности. Правда, в тяжелой промыш­ ленности обращает внимание возросший за последние го­ ды вывоз изделий машиностроения и металлообработки.

Внешние экономические условия формирования спе­ циализации республики во многом определяются состоя­ нием и развитием территориально-экономических связей, их объемом, направлением и характером обмена. Меж­ республиканский обмен необходимо понимать как фак­ тор, влияющий на весь процесс общественного воспроиз­ водства. Союзные республики используют не только местные, но и привозные ресурсы и в свою очередь вы­ возят часть произведенной ими продукции. Поэтому внешние условия развития промышленности первона­ чально могут быть обусловлены ролью межреспубликан­ ского обмена в формировании и использовании экономи­ ческих ресурсов в республике.

85