Файл: Молдустанов, Т. Специализация промышленного производства Киргизии и развитие ее экономических связей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вся сложная совокупность и многообразие производ­ ственного обмена между отраслями народного хозяйства и союзными республиками концентрируется в грузообо­ роте транспорта, являющемся, по определению К. Марк­ са, «...продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения»1.

Межреспубликанский обмен выражает сумму много­ численных конкретных производственных связей, скла­ дывающихся между различными отраслями народного хозяйства, союзными республиками, между предприя- тиями-поставщиками и предприятиями-потребителями.

Комплексное развитие народного хозяйства союзных республик не означает создание замкнутого, изолирован­ ного хозяйства и ослабление межреспубликанского об­ мена, а наоборот, позволяет полнее использовать при­ родные ресурсы, способствует установлению более ра­ циональных экономических связей в народном хозяйстве. Это требует максимального использования имеющихся экономических ресурсов страны для обеспечения разви­ вающихся межреспубликанских и внутриреспубликанских связей.

При высоких темпах расширенного социалистиче­ ского воспроизводства экономические связи в народном

Таблица 10

Темпы роста промышленной и сельскохозяйственной продукции и межрайонные перевозки грузов железнодорожным транспортом Киргизской ССР (% )2

Темпы роста валовой продукции про­ мышленности

Темпы роста валовой продукции сель­ ского хозяйства

Темпы роста межреспубликанской пе­ ревозки грузов железнодорожным транспортом1

I960 г.

1963 г.

1970 г.

1 0 0

167

308

1 0 0

129

158

1 0 0

1 1 0 ,6

140,0

1 К. М а р к с

и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т.

24,

стр. 171.

2 Народное хозяйство Киргизской ССР

в 1972 г. Статистический

ежегодник, Фрунзе, 1973 г., стр. 8.

 

сборника «Транспорт

3 Рассчитана

по данным статистического

и связь СССР». М., 1972 г., стр. 44—51.

86


хозяйстве, как показывает анализ, не остаются постоян­ ными, они подвергаются не только значительным количе­ ственным изменениям во времени, но и в пространстве (направлении), отражая происходящие сдвиги в разме­ щении производительных сил, углублении процесса об­ щественного разделения труда, непрерывном увеличении количества выделяющихся отраслей в народном хозяй­ стве, возрастающих межотраслевых производственных связях, которые, в свою очередь, сопровождаются изме­ нениями межреспубликанских экономических связей и находят свое выражение в грузопотоках транспорта.

Как видно из табл. 10, при возрастании валовой про­ дукции промышленности в 1970 г., по сравнению с 1960 г., в 3,1 раза и валовой продукции сельского хозяй­

ства— сколо 1,6

раза,

межреспубликанский обмен гру­

зов железнодорожным

транспортом республики

возрос

в 1,4 раза, при этом 74,3% приходится

на долю

ввоза

из других республик страны.

экономических

Динамичность

межреспубликанских

связей при высоких темпах расширенного социалистиче­ ского воспроизводства предполагает настоятельную не­ обходимость установления относительно устойчивых про­ изводственных связей между предприятиями страны, рассчитанных на возможно более длительный период.

Анализ грузообмена между союзными республиками дает возможность вскрыть недостатки в размещении про­ изводительных сил и возникающие в процессе экономи­ ческого развития частичные диспропорции в развитии взаимосвязанных между собой отраслей всего народного хозяйства и союзных республик и наметить пути их лик­ видации.

Экономика Киргизской ССР является органической частью экономики всей страны, поэтому для определения выпуска в республике необходимой продукции прини­ маются во внимание потребности и возможности народ­ ного хозяйства страны в целом, ограниченность ресурсов республики и возможности ввоза продукции из других республик и экономических районов страны.

Развитие научно-технического прогресса, совершен­ ствование производства, материалов, технологических процессов, оборудования создают предпосылки для не­ прерывного разделения труда на предприятии и в от­ дельных видах производства. Это в свою очередь подго-

87


тавлнвает реальные условия для дробления старых отраслей, отмежевания от них новых, самостоятельных.

Такое прогрессирующее разделение труда предпола­ гает в качестве своего необходимого дополнения обмен деятельностью между отдельными предприятиями, от­ раслями, который восстанавливает единство разобщен­ ных по месту и времени производственных процессов.

В условиях общественного разделения труда произ­ водственные связи республики должны быть двусторон­ ними: с одной стороны, — это связи по обеспечению своего производства, а с другой, — это связи по реали­ зации своей конечной продукции.

Роль межреспубликанского обмена в формировании и материально-техническом обеспечении производства Киргизской ССР очень велика. В целом ресурсы респуб­ лики формируются за счет производства на 76,2 и вво­ за— на 23,76% и распределяются следующим образом: на потребление — 82,04%, на вывоз— 17,96%'.

Роль продукции различных отраслей народного хо­ зяйства в формировании межрайонных обменов неодина­ кова. В межреспубликанском обмене главным образом участвует продукция промышленных отраслей. Ввоз и вывоз промышленной продукции составляют весьма вы­ сокую долю в формировании и распределении ресурсов. Например, удельный вес промышленной продукции в об­ щем объеме вывоза составляет свыше 4/5 и соответст­ венно в общем объеме ввоза — почти 100% (по данным межотраслевого баланса за 1966 г.). Это лишний раз подтверждает индустриальную направленность экономи­ ки Киргизии.

Интересно отметить теперь, какова степень участия отдельных отраслей республики в формировании струк­ туры вывоза, с одной стороны, и в каком количествен­ ном соотношении находится структура ввоза к потреб­ ности в соответствующих видах продукции, с другой.

Если продукции легкой и пищевой промышленности принадлежит ведущее место в структуре вывоза, то есте­ ственно предположить, что данные отрасли должны быть и наиболее товарными, т. е. удельный вес вывоза в вало­ вом производстве должен быть наибольшим.1

1 По данным отчетного межотраслевого

баланса производства

н распределения продукции за 1966 г.

8 8 ;

 

 

 

 

 

 

Таблица I t

 

Роль вывоза и ввоза основных

видов продукции

 

в экономике Киргизии

(по данным 1966 г.,

в % )‘

 

 

 

 

У д е л ь н ы й

 

 

 

 

 

в е с в ы в о з а

У д е л ь н ы й

 

 

 

 

в а л о в о й

 

 

 

О т р а с л и

 

 

в е с в в о з а

 

 

 

 

п р о д у к ц и и

в п о т р е б л е н и и

 

 

 

 

о т р а с л и

 

 

 

 

 

 

 

Топливная промышленность

 

82,1

 

91,4

Электроэнергия

и теплоэисргпя

 

10,5

 

5,2

Черная металлургия

 

 

100,0

Цветная металлургия

 

89,3

 

86,3

Машиностроение и металлообработка

61,0

 

71,0

Химическая промышленность и абразив­

 

 

 

ные слюдяные и углеграфитсвые изде­

14,0

 

92,0

лия

 

 

и цел­

 

Лесная, деревообрабатывающая

0,2

 

68,0

люлозно-бумажная промышленность

 

Промстройматериалы

 

11,0

 

54,0

Стекольная и фарфоро-фаянсовая про­

30,3

 

82,0

мышленность

 

 

 

Легкая промышленность

 

43,4

 

48,7

Продукты текстильной промышленности

53,0

 

55,0

Швейные изделия

 

16,6

 

25,3

Продукты кожевенной, меховой и обув­

30,3

 

52,5

ной промышленности

 

 

Пищевая промышленность

 

32,2

 

24,3

Продукты мясо-молочной промышленно­

17,0

 

14,0

сти

сахарной промышленности

 

Продукты

62,5

 

21,0

Мука и крупа, хлеб и хлебобулочные из­

 

 

 

делия, макаронные и кондитерские из­

2,0

 

23,0

делия

спиртовой, ликеро-водочной

 

Продукты

37,0

 

9,0

и винодельческой промышленности

 

Прочие отрасли

промышленности

 

27,1

 

72,0

Итого

промышленность

 

38,0

 

48,5

Продукция

растениеводства

 

5,3

 

12,6

Продукция

животноводства

 

27,6

 

2,2

Сельское хозяйство

произ­

17,1

 

8,0

Прочие отрасли

материального

3,9

 

6,9

водства

 

 

 

 

Вся продукция1

 

30,7

 

38,5

1 Межотраслевые связи и пропорции народного хозяйства Кир­ гизии. Изд-во «Кыргызстан», Фрунзе, 1972 г., стр. 125.

89



Как видно из табл. 11, в действительности товарность этих двух видов отраслей — легкой и. пищевой промыш­ ленности ■— не очень высока. Товарность таких отраслей, как цветная, топливная, а также продукции машино­ строения намного выше. Это объясняется тем, что объемы производства продукции легкой и пищевой про­ мышленности и сельского хозяйства настолько превы­ шают объем производства всех остальных отраслей, что даже сравнительно невысокая их товарность обеспечи­ вает им наибольший удельный вес в общем объеме вы­ воза. Но при условии ускоренного развития отраслей с высоким уровнем товарности их вклад в общий объем вывоза будет все более ощутим. В целом, как показы­ вают приведенные в табл. 11 данные, вывоз составляет около 31% валового производства, в том числе товар­ ность промышленной продукции — 38,0%> сельскохозяй­ ственной— более 17%.

Из всей промышленной продукции самую высокую товарность имеет продукция топливной промышленности. Вся добываемая в республике нефть по нефтепроводу вывозится в Узбекистан. Значительная часть производи­ мого угля (более 2,3 млн. т в 1970 г.) также постав­ ляется в республики Средней Азии и Южный Казахстан. Продукции машиностроения и металлообработки выво­ зится свыше 60%, легкой промышленности — более 43% и пищевой — более 32% от соответствующих объемов производства.

Особенно велика роль ввоза промышленной продук­ ции и сырья перерабатывающей промышленности для экономики Киргизской ССР, в частности ввоза продук­ ции таких отраслей, как черная металлургия, химиче­ ская промышленность, лесная, деревообрабатывающая и бумажная, продукция машиностроения и др. Ввоз этой продукции на 70— 100% покрывает потребности народ­ ного хозяйства республики в соответствующих видах продукции.

Роль ввоза в формировании ресурсов производствен­ ного и личного потребления огромна. Потребность в про­ мышленных изделиях почти наполовину покрывается (48,5%) за счет завоза из других районов страны. Зави­ симость республики от межреспубликанского завоза сельскохозяйственной продукции составляет в пределах 8% потребности соответствующей продукции. Анализи­

90

руя роль межреспубликанского ввоза в удовлетворении республиканских потребностей, следует отметить значе­ ние продукции машиностроения, легкой и пищевой про­ мышленности, несмотря на то, что эти отрасли являются наиболее развитыми в республике. Эго позволяет с наибольшей эффективностью удовлетворять как собст­ венные потребности, так и потребности других районов или республик.

Разумеется, за короткий срок не может быть достиг­ нут достаточно большой уровень освоения природных ресурсов Киргизии. На современном этапе хозяйствен­ ного развития Киргизской ССР для решения общегосу­ дарственных проблем использования природных ресур­ сов и ускоренного развития ее экономики в целом нуж­ ны связи по ввозу, носящие характер взаимопомощи. Республика должна опереться на промышленные базы других экономических районов и республик страны. По­ этому указанное превышение ввоза над вывозом может сохраниться еще длительное время.

Так, например, в настоящее время в строительстве Токтогульской ГЭС участвуют все экономические районы и республики страны. Ежегодно на строительные пло­ щадки ГЭС поступают несколько десятков тысяч тонн различных видов грузов — цемент, лес, различная арма­ тура, оборудование, автомашины и др. со всех концов страны.

Подчеркивая объективность превышения межрайон­ ного ввоза над вывозом, мы тем самым признаем, что пассивное или активное сальдо не может быть крите­ рием оценки эффективности специализации республики. По этому поводу профессор А. Е. Пробст правильно от­ мечает, что район, отличающийся высокими темпами развития экономики, благодаря более высокой произво­ дительности труда, может иметь пассивное сальдо.

Известно, что интенсивное расширенное воспроизвод­ ство связано с новым строительством, отвлекающим от непосредственного производства значительные средства,

и

требует

привлечения накоплений,

образовавшихся

не

только

внутри данного района,

но и за его пре­

делами. Поэтому необходимость учета этапности разви­ тия района указывает, что в ряде мест специализация не может быть осуществлена иначе как через организа­ цию массового ввоза товаров. Исходя из этого, на опре-

М