Файл: Молдустанов, Т. Специализация промышленного производства Киргизии и развитие ее экономических связей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Вся сложная совокупность и многообразие производ ственного обмена между отраслями народного хозяйства и союзными республиками концентрируется в грузообо роте транспорта, являющемся, по определению К. Марк са, «...продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения»1.
Межреспубликанский обмен выражает сумму много численных конкретных производственных связей, скла дывающихся между различными отраслями народного хозяйства, союзными республиками, между предприя- тиями-поставщиками и предприятиями-потребителями.
Комплексное развитие народного хозяйства союзных республик не означает создание замкнутого, изолирован ного хозяйства и ослабление межреспубликанского об мена, а наоборот, позволяет полнее использовать при родные ресурсы, способствует установлению более ра циональных экономических связей в народном хозяйстве. Это требует максимального использования имеющихся экономических ресурсов страны для обеспечения разви вающихся межреспубликанских и внутриреспубликанских связей.
При высоких темпах расширенного социалистиче ского воспроизводства экономические связи в народном
Таблица 10
Темпы роста промышленной и сельскохозяйственной продукции и межрайонные перевозки грузов железнодорожным транспортом Киргизской ССР (% )2
Темпы роста валовой продукции про мышленности
Темпы роста валовой продукции сель ского хозяйства
Темпы роста межреспубликанской пе ревозки грузов железнодорожным транспортом1
I960 г. |
1963 г. |
1970 г. |
1 0 0 |
167 |
308 |
1 0 0 |
129 |
158 |
1 0 0 |
1 1 0 ,6 |
140,0 |
1 К. М а р к с |
и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. |
24, |
стр. 171. |
2 Народное хозяйство Киргизской ССР |
в 1972 г. Статистический |
||
ежегодник, Фрунзе, 1973 г., стр. 8. |
|
сборника «Транспорт |
|
3 Рассчитана |
по данным статистического |
и связь СССР». М., 1972 г., стр. 44—51.
86
хозяйстве, как показывает анализ, не остаются постоян ными, они подвергаются не только значительным количе ственным изменениям во времени, но и в пространстве (направлении), отражая происходящие сдвиги в разме щении производительных сил, углублении процесса об щественного разделения труда, непрерывном увеличении количества выделяющихся отраслей в народном хозяй стве, возрастающих межотраслевых производственных связях, которые, в свою очередь, сопровождаются изме нениями межреспубликанских экономических связей и находят свое выражение в грузопотоках транспорта.
Как видно из табл. 10, при возрастании валовой про дукции промышленности в 1970 г., по сравнению с 1960 г., в 3,1 раза и валовой продукции сельского хозяй
ства— сколо 1,6 |
раза, |
межреспубликанский обмен гру |
||
зов железнодорожным |
транспортом республики |
возрос |
||
в 1,4 раза, при этом 74,3% приходится |
на долю |
ввоза |
||
из других республик страны. |
экономических |
|||
Динамичность |
межреспубликанских |
связей при высоких темпах расширенного социалистиче ского воспроизводства предполагает настоятельную не обходимость установления относительно устойчивых про изводственных связей между предприятиями страны, рассчитанных на возможно более длительный период.
Анализ грузообмена между союзными республиками дает возможность вскрыть недостатки в размещении про изводительных сил и возникающие в процессе экономи ческого развития частичные диспропорции в развитии взаимосвязанных между собой отраслей всего народного хозяйства и союзных республик и наметить пути их лик видации.
Экономика Киргизской ССР является органической частью экономики всей страны, поэтому для определения выпуска в республике необходимой продукции прини маются во внимание потребности и возможности народ ного хозяйства страны в целом, ограниченность ресурсов республики и возможности ввоза продукции из других республик и экономических районов страны.
Развитие научно-технического прогресса, совершен ствование производства, материалов, технологических процессов, оборудования создают предпосылки для не прерывного разделения труда на предприятии и в от дельных видах производства. Это в свою очередь подго-
87
тавлнвает реальные условия для дробления старых отраслей, отмежевания от них новых, самостоятельных.
Такое прогрессирующее разделение труда предпола гает в качестве своего необходимого дополнения обмен деятельностью между отдельными предприятиями, от раслями, который восстанавливает единство разобщен ных по месту и времени производственных процессов.
В условиях общественного разделения труда произ водственные связи республики должны быть двусторон ними: с одной стороны, — это связи по обеспечению своего производства, а с другой, — это связи по реали зации своей конечной продукции.
Роль межреспубликанского обмена в формировании и материально-техническом обеспечении производства Киргизской ССР очень велика. В целом ресурсы респуб лики формируются за счет производства на 76,2 и вво за— на 23,76% и распределяются следующим образом: на потребление — 82,04%, на вывоз— 17,96%'.
Роль продукции различных отраслей народного хо зяйства в формировании межрайонных обменов неодина кова. В межреспубликанском обмене главным образом участвует продукция промышленных отраслей. Ввоз и вывоз промышленной продукции составляют весьма вы сокую долю в формировании и распределении ресурсов. Например, удельный вес промышленной продукции в об щем объеме вывоза составляет свыше 4/5 и соответст венно в общем объеме ввоза — почти 100% (по данным межотраслевого баланса за 1966 г.). Это лишний раз подтверждает индустриальную направленность экономи ки Киргизии.
Интересно отметить теперь, какова степень участия отдельных отраслей республики в формировании струк туры вывоза, с одной стороны, и в каком количествен ном соотношении находится структура ввоза к потреб ности в соответствующих видах продукции, с другой.
Если продукции легкой и пищевой промышленности принадлежит ведущее место в структуре вывоза, то есте ственно предположить, что данные отрасли должны быть и наиболее товарными, т. е. удельный вес вывоза в вало вом производстве должен быть наибольшим.1
1 По данным отчетного межотраслевого |
баланса производства |
н распределения продукции за 1966 г. |
• |
8 8 ;
|
|
|
|
|
|
Таблица I t |
|
Роль вывоза и ввоза основных |
видов продукции |
||||
|
в экономике Киргизии |
(по данным 1966 г., |
в % )‘ |
|||
|
|
|
|
У д е л ь н ы й |
|
|
|
|
|
|
в е с в ы в о з а |
У д е л ь н ы й |
|
|
|
|
|
в а л о в о й |
|
|
|
|
О т р а с л и |
|
|
в е с в в о з а |
|
|
|
|
|
п р о д у к ц и и |
в п о т р е б л е н и и |
|
|
|
|
|
о т р а с л и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Топливная промышленность |
|
82,1 |
|
91,4 |
||
Электроэнергия |
и теплоэисргпя |
|
10,5 |
|
5,2 |
|
Черная металлургия |
|
— |
|
100,0 |
||
Цветная металлургия |
|
89,3 |
|
86,3 |
||
Машиностроение и металлообработка |
61,0 |
|
71,0 |
|||
Химическая промышленность и абразив |
|
|
|
|||
ные слюдяные и углеграфитсвые изде |
14,0 |
|
92,0 |
|||
лия |
|
|
и цел |
|
||
Лесная, деревообрабатывающая |
0,2 |
|
68,0 |
|||
люлозно-бумажная промышленность |
|
|||||
Промстройматериалы |
|
11,0 |
|
54,0 |
||
Стекольная и фарфоро-фаянсовая про |
30,3 |
|
82,0 |
|||
мышленность |
|
|
|
|||
Легкая промышленность |
|
43,4 |
|
48,7 |
||
Продукты текстильной промышленности |
53,0 |
|
55,0 |
|||
Швейные изделия |
|
16,6 |
|
25,3 |
||
Продукты кожевенной, меховой и обув |
30,3 |
|
52,5 |
|||
ной промышленности |
|
|
||||
Пищевая промышленность |
|
32,2 |
|
24,3 |
||
Продукты мясо-молочной промышленно |
17,0 |
|
14,0 |
|||
сти |
сахарной промышленности |
|
||||
Продукты |
62,5 |
|
21,0 |
|||
Мука и крупа, хлеб и хлебобулочные из |
|
|
|
|||
делия, макаронные и кондитерские из |
2,0 |
|
23,0 |
|||
делия |
спиртовой, ликеро-водочной |
|
||||
Продукты |
37,0 |
|
9,0 |
|||
и винодельческой промышленности |
|
|||||
Прочие отрасли |
промышленности |
|
27,1 |
|
72,0 |
|
Итого |
промышленность |
|
38,0 |
|
48,5 |
|
Продукция |
растениеводства |
|
5,3 |
|
12,6 |
|
Продукция |
животноводства |
|
27,6 |
|
2,2 |
|
Сельское хозяйство |
произ |
17,1 |
|
8,0 |
||
Прочие отрасли |
материального |
3,9 |
|
6,9 |
||
водства |
|
|
|
|
||
Вся продукция1 |
|
30,7 |
|
38,5 |
1 Межотраслевые связи и пропорции народного хозяйства Кир гизии. Изд-во «Кыргызстан», Фрунзе, 1972 г., стр. 125.
89
Как видно из табл. 11, в действительности товарность этих двух видов отраслей — легкой и. пищевой промыш ленности ■— не очень высока. Товарность таких отраслей, как цветная, топливная, а также продукции машино строения намного выше. Это объясняется тем, что объемы производства продукции легкой и пищевой про мышленности и сельского хозяйства настолько превы шают объем производства всех остальных отраслей, что даже сравнительно невысокая их товарность обеспечи вает им наибольший удельный вес в общем объеме вы воза. Но при условии ускоренного развития отраслей с высоким уровнем товарности их вклад в общий объем вывоза будет все более ощутим. В целом, как показы вают приведенные в табл. 11 данные, вывоз составляет около 31% валового производства, в том числе товар ность промышленной продукции — 38,0%> сельскохозяй ственной— более 17%.
Из всей промышленной продукции самую высокую товарность имеет продукция топливной промышленности. Вся добываемая в республике нефть по нефтепроводу вывозится в Узбекистан. Значительная часть производи мого угля (более 2,3 млн. т в 1970 г.) также постав ляется в республики Средней Азии и Южный Казахстан. Продукции машиностроения и металлообработки выво зится свыше 60%, легкой промышленности — более 43% и пищевой — более 32% от соответствующих объемов производства.
Особенно велика роль ввоза промышленной продук ции и сырья перерабатывающей промышленности для экономики Киргизской ССР, в частности ввоза продук ции таких отраслей, как черная металлургия, химиче ская промышленность, лесная, деревообрабатывающая и бумажная, продукция машиностроения и др. Ввоз этой продукции на 70— 100% покрывает потребности народ ного хозяйства республики в соответствующих видах продукции.
Роль ввоза в формировании ресурсов производствен ного и личного потребления огромна. Потребность в про мышленных изделиях почти наполовину покрывается (48,5%) за счет завоза из других районов страны. Зави симость республики от межреспубликанского завоза сельскохозяйственной продукции составляет в пределах 8% потребности соответствующей продукции. Анализи
90
руя роль межреспубликанского ввоза в удовлетворении республиканских потребностей, следует отметить значе ние продукции машиностроения, легкой и пищевой про мышленности, несмотря на то, что эти отрасли являются наиболее развитыми в республике. Эго позволяет с наибольшей эффективностью удовлетворять как собст венные потребности, так и потребности других районов или республик.
Разумеется, за короткий срок не может быть достиг нут достаточно большой уровень освоения природных ресурсов Киргизии. На современном этапе хозяйствен ного развития Киргизской ССР для решения общегосу дарственных проблем использования природных ресур сов и ускоренного развития ее экономики в целом нуж ны связи по ввозу, носящие характер взаимопомощи. Республика должна опереться на промышленные базы других экономических районов и республик страны. По этому указанное превышение ввоза над вывозом может сохраниться еще длительное время.
Так, например, в настоящее время в строительстве Токтогульской ГЭС участвуют все экономические районы и республики страны. Ежегодно на строительные пло щадки ГЭС поступают несколько десятков тысяч тонн различных видов грузов — цемент, лес, различная арма тура, оборудование, автомашины и др. со всех концов страны.
Подчеркивая объективность превышения межрайон ного ввоза над вывозом, мы тем самым признаем, что пассивное или активное сальдо не может быть крите рием оценки эффективности специализации республики. По этому поводу профессор А. Е. Пробст правильно от мечает, что район, отличающийся высокими темпами развития экономики, благодаря более высокой произво дительности труда, может иметь пассивное сальдо.
Известно, что интенсивное расширенное воспроизвод ство связано с новым строительством, отвлекающим от непосредственного производства значительные средства,
и |
требует |
привлечения накоплений, |
образовавшихся |
не |
только |
внутри данного района, |
но и за его пре |
делами. Поэтому необходимость учета этапности разви тия района указывает, что в ряде мест специализация не может быть осуществлена иначе как через организа цию массового ввоза товаров. Исходя из этого, на опре-
М