Файл: Молдустанов, Т. Специализация промышленного производства Киргизии и развитие ее экономических связей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пости сборного железобетона, по сравнению со многими другими отраслями, должны быть весьма ограничены.

Рассматривая проблему размещения промышленности сборного железобетона в разрезе районов и областей, следует отметить, что территориальные перевозки изде­ лий, вызванные не столько несоответствием уровня раз­ вития производства потребностям капитального■строи­ тельства, сколько серьезными недостатками в планиро­ вании поставок, ведомственной разобщенностью произ­ водства.

Ведомственная разобщенность производства, чрезмер­ ная концентрация сборного железобетона и крупные недостатки в материально-техническом снабжении по­ рождают нерациональные перевозки внутри республики. Так, в г. Фрунзе сконцентрировано около 56% производ­ ства сборных железобетонных изделий республики, от­ сюда они отправляются на восток и запад Северной Киргизии.

В перспективе все эти нерациональные связи могут быть устранены путем упорядочения планирования по­ ставок и рационального размещения этой продукции. На производство 1 ж3 сборных железобетонных изделий рас­ ходуется в среднем 300—350 кг цемента, 75— 100 кг ар­ матурной стали, 2200 кг гравия и песка и примерно 70— 75 кг вспомогательных материалов. Как мы видим, на долю нерудных материалов приходится более 80—82% общего веса потребляемого сырья (на единицу продук­ ции). В полной себестоимости 1 ж3 сборных железобе­ тонных изделий фактические транспортные расходы на доставку нерудных материалов составляют примерно 12— 15%.

Следует отметить, что, по сравнению с нерудными ма­ териалами, цемент и арматурная сталь отличаются сравнительной транспортабельностью. Отсюда ясно, что основным резервом снижения себестоимости сборных железобетонных изделий за счет сырьевых материалов является сокращение транспортных расходов на доставку гравия и песка.

Например, себестоимость производства 1 ж3 железо­ бетонных изделий на различных предприятиях, размещен­ ных в различных районах, составляла: завод железобе­ тонных изделий № 1 г. Фрунзе — 44,42 руб. за 1 ж3, КПП Чуйпромстрой — 66,81, Ошский завод железобетон­

100

ных изделий № 4 — 48,61 (Министерство строительства), Джалал-Абадский комбинат строительных деталей (Ми­ нистерство сельского строительства) — 44,99 руб. за 1 м3 и т. д.

Как видно, при приближении к местам потребления, где имеется достаточное количество сырья, приведенные затраты единицы продукции будут обходиться дешевле, чем ввоз готовой продукции на расстояние 100— 150 км. Поэтому установление наиболее эффективных внутриреспубликанских производственных связей предприятий сборного железобетона с потребителями изделий и по­ ставщиками сырьевых материалов является важнейшей задачей перспективного развития и размещения промыш­ ленности сборного железобетона.

Тесные производственные связи налажены между хлопкоочистительными заводами и Кара-Суйским масло­ экстракционным заводом. Последний ежегодно перераба­ тывает 80— 100 тыс. т хлопковых семян, а выработанное хлопковое масло (19—20 тыс. т) потребляется в других отраслях пищевой промышленности и для технических целей.

Таким образом, развитие внутриреспубликанских свя­ зей определяет характер размещения производства на территории Киргизии и его специализацию.

Киргизия 'имеет экономические связи и со всеми союзными республиками, из которых основными являют­ ся республики Средней Азии, Казахстан и РСФСР (осо­ бенно Западная и Восточная Сибирь, Урал, Поволжье и Центр). На их долю приходится свыше 96% общего грузообмена. По объему поставляемых в Киргизию грузов ведущее место занимает Казахстан, на долю которого в 1970 г. приходилось свыше 46,9% (уголь, черные метал­ лы, нефтепродукты, строительные материалы, хлебные грузы, минеральные удобрения). Наиболее тесную связь с Казахстаном имеет Северная Киргизия.

Второе место в экономических связях Киргизии за­ нимает РСФСР — 34,8% от общего завоза грузов. Из Западной и Восточной Сибири завозятся лесные грузы, кузнецкий каменный уголь, химические и минеральные удобрения, черные металлы, машины и нефтяные грузы.

Машины и технологическое оборудование, станки и точные приборы, автомашины, авторезина, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, разные кондитерские изделия,

101


обувь, культтовары и многое другое поступает в респуб­ лику из Центра Российской Федерации.

С Украины завозят черные металлы, автомашины, хлебные грузы, сахар-рафинад, кондитерские изделия.

Из Белоруссии — тракторы, автомашины, радиотехни­ ческое оборудование, бумагу. Из Прибалтийских респуб­

лик— радиотехническое

оборудование, рыбу,

рыбопро­

дукты, текстильные изделия.

с

реснублп-

Весьма многообразны

связи Киргизии

•ками Средней Азии, куда поставляется

уголь (около

2 млн. г), сырая нефть, природный газ, станки, сельско­ хозяйственные машины, запасные части к ним, продук­ ция легкой и пищевой промышленности и т. д.

Болес 38,1% общего вывоза грузов направляется в Узбекистан, при этом па долю каменного угля прихо­ дится около 76%. В Таджикскую и Туркменскую ССР Киргизия отправляет уголь, сахар и продукцию живот­ новодства.

На втором месте по вывозу грузов из Киргизии стоит Казахстан, куда вывозятся каменный уголь, строитель­ ные материалы, сахар, свинцовые концентраты, нату­ ральная шерсть, кожсырье и др.

В РСФСР вывозится продукция животноводства, цветной металлургии, ртуть, сурьма, различные машины и приборы, продукция легкой и пищевой промышлен­ ности.

На основе специализации и кооперирования производ­ ства углубляются межрайонные экономические связи, особенно в области машиностроения. Уровень современ­ ного производства и технических достижений требует, чтобы в конечном цикле готовой продукции машинострое­ ния сотрудничали десятки и даже сотни предприятий.

Специализация предприятий машиностроения по вы­ пуску продукции в относительно узкой номенклатуре обусловливает появление широкой сети поставщиков в разных районах страны. Поэтому единственно правиль­ ным и объективным методом анализа межреспубликан­ ских экономических связей машиностроения с множест­ вом его отраслей, глубиной специализации, широтой ком­ бинирования и обильной номенклатурой продукции яв­ ляется анализ этих связей в масштабе всей страны, при обязательном учете складывающегося разделения труда

102


Станки металлережущие

Кузнечно-прессов. машины

Тали электрнческие

Электр.-двиг. мощ­ ностью о г 0,25

до 100 к ет

Авт. и полусвт. линии для ма­ шин

Стеклолакоткань

Электролампы освет.

Провода: голые

Таблица 13

Балансовая оценка и производство важнейших видов продукции машиностроительной промышленности Киргизии в 1965 г., 1970 г., 1972 г.1

 

 

 

 

 

 

 

1970

г.

 

I

 

 

 

Един.

 

Вывоз

С.

..

 

 

 

ё •*'

 

 

 

.Удвес рееп/в . .тотр%

!!З М .

 

-Прво

Вывоз

Потр.

во-Пр

Вывоз

Потр.

 

 

Пр-во

М

“ а а .

" i d

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шт.

2549

2335

214

8,4

2112

2112

1990

1965

25

1,3

 

 

 

шт.

586

579

7

1,2

826

790

36

4,4

804

800

4

0,5

 

 

тыс.

шт.

11,1

10,9

0,2

2,0

14,0

13,8

0,2

1,3

14,2

14,0

0,2

1,4

 

 

тыс. шт.

173,7

80,9

92,8

53,4

133,8

115,0

18,8

14,0

137,8 117,8

20,0

15,5

 

шт.

33

31

2

6,0

141

133

8,0

5,6

155

145

10,0

6,4

 

 

7,0

МЛН.

-W

6,4

0,6

8,6

8,0

7,8

0,2

2,5

8,2

8,0

0,2

2,4

 

 

 

 

 

112,1

105,0

7,1

6,3

248,2

236,5

11,7

4,7

г

 

3434

2894

 

540

15,7

4991 4342,4

648,6

13,0

5209 4495,2 713,8

Ц ,7

 

 

 


устано­ вочные

эмалевые

Пресс-подбор­ щики

Запчасти к с.-х. машинам

Автомобили гру­ зов. (самосва­ лы)

Боковые прицепы к мотоциклам

Насосы погружи. артезиан.

Стиральные ма­ шины

Продолжение таблицы 13

 

 

 

1 9 6 5

г.

 

 

1970

г

 

 

1 9 7 2

г.

 

Еедин.

с

CQ

Е

сев.дУ1 .респ/в %.ртоп

е

а

Е

.Удсев .псер/в %.ртоп

Е

СО

Е

вес.Уд .респ/в %.потр

изм.

о

со

 

 

С

со

 

 

О

СО

 

 

 

 

0

О

C L

 

0

О

 

 

О

&

 

 

 

 

0

h

 

0

Н

 

0

 

 

 

6 .

3

О

 

с.

3

 

О.

0

Н

 

 

 

 

 

 

 

3

О

 

к

м

56900

56700

200

0 ,4

91959

79079

12880

14,0

99155

86676

12478

12,6

т

251

226

25

9 ,9

3599 3288,8

2 9 9 ,2

8 ,3

4653 4243,5

409,5

8 ,8

 

 

тыс.

руб.

7 ,0

6 ,8

0 ,2

2 ,9

15,8

15,1

0 ,7

4 ,4

2 0 ,8

2 0 ,3

0 ,5

2 ,4

 

 

 

 

тыс.

шт.

------

____

____

_

_

 

 

5675

5452

223

4 ,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс.

ш т.

_

 

 

 

12,1

11,9

0 ,2

1,7

15,7

15,5

0 ,2

1,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»

64,1

6 2 ,4

1,7

2 ,7

9 6 ,3

9 4 ,8

1,5

1,6

 

 

 

 

 

 

тыс.

шт.

11,0

1 0 ,9

0 ,1

1 ,0

2 0 ,5

2 0 ,4

0,1

0 ,5

2 4 ,9

24,77

0 ,1 3

0 ,5

 

 

 

 

ты с. ш т.

155,3

100,3

5 5 ,0

36,1

255,2

205,1

50,1

19,6

150,9

110,9

4 0 ,0

2 6 ,4

/ Рас,с™тана на основе статистических ежегодников: «Народное хозяйство Киргизской ССР по годам

19оо, 1970, 1972 гг.».


в области машиностроения в рамках всего социалистиче­ ского лагеря.

Анализ показывает, что производственные мощности машиностроительных предприятий намного выше собст­ венных потребностей. Поэтому большинство отраслей машиностроения республики подавляющую часть своей продукции вывозит в другие республики и только меньшая часть остается для собственных нужд (см.

табл. 13).

Как видно из табл. 13,80—90% выпускаемых изде­ лий вывозится за пределы республики. В республике остается около 16% электродвигателей переменного тока мощностью до 100 кет, около 7% автоматических и по­ луавтоматических линий для машиностроения, около 5% кузнечно-прессовых машин, около 1,4% талей электриче­ ских, 2,4% пресс-подборщиков и т. д. Так, например, в 1972 г. из произведенных 20,8 тыс. штук пресс-под­ борщиков 470 штук было оставлено республике, а ос­ тальное количество было вывезено в другие республики

ирайоны страны, а также на экспорт.

Вто же время Киргизия значительную часть своей потребности удовлетворяет за счет ввоза продукции ма­ шиностроения из других районов страны. Однако как высокая доля вывоза, так и высокая доля поставок еще не свидетельствуют об экономической эффективности специализации машиностроительных предприятий в рес­ публике. Небольшая потребность в большинстве видов продукции машиностроения в республике даже в мас­ штабе Среднеазиатского экономического района (где оседает на нужды района 5—20% продукции республи­ канского производства) не обеспечивает предпосылок для создания здесь крупных предприятий с узкой специа­ лизацией. Поэтому неизбежен вывоз значительной части произведенной продукции за пределы республики и даже Среднеазиатского экономического района на дальние рас­ стояния, что связано с существенными транспортными затратами.

Вто же время развитие производств, выпускающих продукцию широкой номенклатуры в незначительных объемах, рассчитанную на удовлетворение потребностей Киргизии и сопредельных республик Средней Азии, Ка­ захстана, неизбежно вызывает повышение себестоимости

105

производимой продукции, которая не позволяет приме­ нять специальное и автоматическое оборудование, в ре­

зультате чего производительность труда

будет в 2,5—

3 раза ниже, а себестоимость на 20—25%

выше, чем на

автоматизированных предприятиях.

 

В Киргизии имеются большие резервы для совершен­ ствования машиностроительного комплекса. Республика в перспективе будет крупным районом по производству различных приборов, вычислительной техники, электро­ технических и электронных приборов, станков, инстру­ мента. Основными потребителями этих видов продукции будут в основном республики Средней Азии, Казах­ стан, районы Сибири, а также Европейская часть страны.

Важными перспективными отраслями Киргизии яв­ ляются автомобильная промышленность, сельскохозяйст­ венное машиностроение. В перспективе мощность завода сельскохозяйственного машиностроения будет 35— 40 тыс. штук пресс-подборщиков. Такое массовое произ­ водство в большой степени скажется не только на эф­ фективном производстве, но и на межреспубликанских связях.

Основой специализации республик является народно­ хозяйственная экономическая эффeктивнoqть размеще­ ния и развития тех или иных отраслей или отдельных видов промышленного производства. Важнейший показа­ тель, характеризующий эффективность специализации республики, — это приведенные затраты на производство продукции в районах его потребления. Специализация республики по производству машиностроительной про­ дукции экономически эффективна, если приведенные за­ траты на ее продукцию в совокупности у всех потреби­ телей будут наименьшими по сравнению с другими райо­ нами.

Однако при анализе эффективности сложившейся специализации республики показатель приведенных затрат на продукцию у потребителей практически трудно определить, к тому же это осложняется отсутствием в дру­ гих районах дублирующих предприятий и отраслей. К таким предприятиям относится в республике сельско­ хозяйственный завод им. Фрунзе, не имеющий дубли­ рующих предприятий в других районах страны.

106