Файл: Молдустанов, Т. Специализация промышленного производства Киргизии и развитие ее экономических связей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ввозе из других республик решающая роль принадлежит железнодорожному транспорту.
Быстрое экономическое развитие республики за по следние годы обусловило не только увеличение грузо потоков, но существенно 'изменило их состав и население республики. При этом обращает на себя внимание то
обстоятельство, что темпы роста |
вывоза из Киргизии, |
в физическом весе, за последнее |
десятилетие (I960— |
1970 гг.) уменьшились. Так, если Киргизия в 1960 г. за пределы республики вывозила в объеме 3,88 млн. т гру зов, то в 1970 г. он уменьшился на 37,0 тыс. г и составил 3,51 млн. т. Это в основном связано с сокращением по ставок в другие республики грузоемкой продукции, в частности продукции горнодобывающей отрасли про мышленности.
С другой стороны, в последние годы, в связи с раз витием обрабатывающей промышленности на базе мест ного сырья, стали вывозить промышленную продукцию вместо сельскохозяйственного сырья, тогда как раньше, из-за недостаточности мощностей перерабатывающей промышленности, из республики вывозили сельскохо зяйственное сырье (шерсть немытую, хлопок-волокно, кожсырье и т. д.)\
Возникновение в Киргизии новых отраслей мате риального производства (машиностроения, деревообра батывающей промышленности и др.) в то же время спо собствует возрастанию ввоза в республику некоторых видов сырья, основных и вспомогательных материалов, оборудования и готовых изделий. Подъем материального уровня жизни народа вызывает, наряду с ростом про дукции местных отраслей промышленности, увеличение ввоза в республику разнообразного ассортимента това ров широкого потребления и продовольствия.
Чем больше развивается общественное разделение труда и производственная специализация республики, тем интенсивнее растет грузообмен между другими союзными республиками и экономическими районами, как в части средств производства, так и в части пред метов потребления.
В результате постоянного процесса интенсификации грузообмена в республике он увеличился примерно в 1,5 раза. К 1970 г. удельный вес ввоза и вывоза в грузообмене составил соответственно 74,2% и 25,8%.
119
Таблица 18
Динамика ввоза и вывоза Киргизской ССР за 1960—1970 гг. (тыс. г )1
|
I960 г. |
1965 г. |
1970 г. |
В ы в о з |
3,88 |
3,64 |
3,51 |
В в о з |
5,26 |
7,74 |
10,08 |
О б щ и й о б о р о т |
9,14 |
11,38 |
13,59 |
В 1960— 1970 гг. среднегодовой темп прироста про мышленной продукции составил 11,8%, среднегодовой темп прироста ввоза — 6,75%, а вывоз уменьшился. Сле довательно, грузообмен республики возрастал более или менее пропорционально увеличению ее промышленного производства.
При анализе экономических связей республики осо бый интерес представляют сложившиеся устойчивые эко номические связи, имеющие значительный удельный вес в общем объеме вывоза и ввоза и связанные с большими затратами.
Очень большой интерес представляют угля изучения прогрессивных тенденций и современного состояния меж районных экономических связей, специализации разви тия хозяйства республики межотраслевой баланс произ водства и распределение продукции. Межотраслевой баланс производства и распределение продукции позво ляют определить общий объем экономических связей рес публики с другими республиками, соотношение между ввозом и вывозом продукции, отраслевую структуру и удельный вес межрайонных экономических связей как в целом, так и по отдельным отраслям и видам про дукции.
Рассматривая состав ввоза и вывоза с точки зрения производственно-отраслевой структуры, мы видим, что основную их часть составляла промышленная продукция, на долю которой в 1966 г. приходилось 81,8% вывоза
п94,6% ввоза (табл. 19).1
1Транспорт и связь СССР. Статистический справочник. М., нздво «Статистика», 1972 г,, стр. 44—46.
1120
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 19 |
Структура вывоза и |
ввоза |
продукции |
Киргизской |
ССР |
|||
(по материалам отчетного межотраслевого баланса производства |
|||||||
и распределения продукции за 1066 г., |
в % к итогу)'1 |
||||||
|
В и д ы п р о д у к ц и и |
|
|
В ы в о з |
В в о з |
||
|
|
п р о д у к ц и и |
п р о д у к ц и и |
||||
|
|
|
|
|
|||
Продукция черной |
металлургии |
|
_ |
6,3 |
|||
Продукция цветной металлургии |
|
3,1 |
1,7 |
||||
Топливная промышленность |
|
|
4,4 |
8,4 |
|||
в том |
числе: |
|
|
|
|
3,9 |
3,4 |
уголь |
|
и теплоэпсргия |
|||||
электроэнергия |
0,6 |
0,2 |
|||||
Машиностроение и |
металлообработка |
18,2 |
2 1 ,2 |
||||
Химическая промышленность |
и цел- |
0,1 |
6,9 |
||||
Лесная, |
деревообрабатывающая |
— |
7,5 |
||||
люлозно-бумажная промышленность |
|||||||
Промстройматериалы |
|
|
1,0 |
3,0 |
|||
Стекольная и |
фарфоро-фаянсовая про- |
|
|
||||
мышленность |
|
|
|
|
0,1 |
0,8 |
|
Легкая промышленность |
|
|
24,6 |
2 1 ,8 |
|||
в том |
числе: |
текстильной |
промышлен- |
21,0 |
16,2 |
||
продукты |
|||||||
ности |
|
|
|
|
1,8 |
2,2 |
|
швейные изделия |
меховой п |
||||||
продукты |
кожевенной, |
|
|
||||
обувной |
промышленности |
|
1,8 |
3,2 |
|||
Пищевая |
промышленность |
|
|
28,9 |
14,0 |
втом числе:
продукты мясо-молочной лромыш-
ленности |
сахарной |
|
3,7 |
2,1 |
|
продукты |
промышлен- |
1,2 |
|||
ности |
|
|
10,7 |
||
мука и крупа, хлеб, хлебобулочные, |
|
||||
макаронные изделия, |
кондитерские |
2,7 |
|||
изделия |
|
|
0,3 |
||
продукты прочих отраслей пищевой |
|
||||
промышленности |
|
14,1 |
8,0 |
||
Прочие |
отрасли |
промышленности |
0,6 |
3,0 |
|
Итого промышленность |
|
81,8 |
94,6 |
||
Продукция сельского хозяйства |
18,2 |
5,4 |
|||
в том |
числе: |
|
|
2.6 |
4,8 |
продукты растениеводства |
|||||
продукты животноводства |
15,6 |
0,6 |
|||
Прочие |
отрасли материального |
пронз- |
|
||
водства |
|
|
0,1 |
0,2 |
|
|
В с е г о |
|
|
100 |
100 |
1 Межотраслевые связи и пропорции народного хозяйства Кирзии. Изд-во «Кыргызстан», Фрунзе, 1972 г., стр. 120.
121
Поскольку легкая промышленность республики яв ляется традиционной отраслью, в последний период для нее характерны наращивание объемов производства в существующих отраслях, их техническое переоснаще ние, совершенствование специализации и структуры вы пускаемых изделий, а также создание условий для вы работки более качественных товаров широкого ассорти мента. Ускоренное развитие этих отраслей значительно улучшило структуру легкой промышленности. Стало воз можным покрытие внутриреспубликанских потребностей по многим видам изделий за счет местного производства. Сократились нерациональные перевозки многих видов сырья и готовой продукции. В результате этих структур ных сдвигов изменилась роль легкой промышленности в межрайонном производстве.
По отчетным межотраслевым балансам за 1966 г., разработанным ЦСУ Киргизской ССР, составленным в денежном виде на основе данных о валовой продукции отраслей материального производства, в структуре эконо мических связей промышленности имеется несколько таких отраслей, которые играют в экономических связях главную роль. Так, в вывозе из республики преобладает продукция машиностроения, легкой и пищевой промыш ленности, на долю которых в общей сложности прихо дится свыше 70% общего вывоза продукции из респуб лики.
По данным межотраслевого баланса (1966 г.), в структуре ввоза на долю продукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности приходится около 60%. Для ввоза продукции машиностроения и металло обработки характерен широкий круг номенклатуры и ее ассортимента. Автомобили, тракторы, сельскохозяйст венные машины и запасные части к ним составляют бо лее 30% всей ввозимой продукции отрасли, удельный вес электротехнической промышленности около 10%, ра диоэлектронной промышленности составляет 7%. До вольно большой удельный вес занимает также продук ция станкостроительной и инструментальной промышлен ности — около 7% и т. д.1
Ввоз продукции широкого потребления охватывает1
1 Межотраслевые связи и пропорции народного хозяйства Кир гизии. Изд-во «Кыргызстан», Фрунзе, 1972 г., стр. 119.
122
большой круг наименований. Так, ввозятся различные виды продукции текстильной отрасли промышленности — хлопчатобумажные ткани, шерстяные ткани, кожаная и резиновая обувь. Среди них самый большой удельный вес занимают шерстяные изделия (20% ввоза), основное место принадлежит мытой шерсти и готовым тканям. Так, в 1968 г. предприятия республики перерабатывали около 2 тыс. т привозной шерсти. Но такой обмен яв ляется нерациональным, т. к. республика обладает соб ственными значительными мощностями по ее производ ству.
Рассматривая состав вывоза и ввоза с точки зрения производственно-отраслевой структуры, мы видим, что основная часть его промышленная продукция, на долю которой в 1966 г. приходилось 81,8% вывоза и 94,6% ввоза.
Доля сельскохозяйственной продукции в товарообме не республики была довольно большая и равнялась 18,2% по вывозу и — 5,4% по ввозу. Наибольший удель ный вес сельскохозяйственной продукции по вывозу при ходится на долю продукции животноводства— (15,6%). Это отражает общую тенденцию недостаточности разви тия мощностей перерабатывающих отраслей промыш ленности.
Необходимо отметить, что со времени составления межотраслевого баланса прошло уже 8 лет и в настоя щее время удельный вес валовой продукции подотраслей промышленности даже внутри машиностроения и метал лообработки по сравнению с 1965— 1966 гг. резко ме няется. В настоящее время по валовой продукции веду щее место занимает автомобилестроение, электротехни ческая промышленность, станкостроительная и инстру ментальная, приборостроение и сельскохозяйственное машиностроение.
На наш взгляд, необходимо систематически разраба тывать отчетные, плановые и перспективные балансы вы воза и ввоза по союзным республикам и такие же свод ные балансы по стране в целом. Трудно переоценить эко номическое значение учета и планирования производ ственных связей как по отдельным республикам, так и по стране в целом. Организация учета и контроля над производственными связями, устранение в плановом по рядке экономически неоправданных перевозок сущест
123
венно уменьшили бы транспортные расходы, потери при транспортировке грузов, сократили время их доставки, позволили сократить парк транспортных средств.
Наличие баланса вывоза и ввоза по союзной респуб лике, ясность представления о продуктивной и террито риальной структуре экономических связей, расстоянии завоза некоторых видов продукции, предназначенных для промышленной переработки, явились бы убедитель ными доводами при решении вопроса о рациональном размещении и специализации на ее территории необхо димых производств. Улучшилось бы планирование мате риально-технического снабжения, работы транспорта, так как были бы известны объемы и направления всех грузопотоков,' повысился бы уровень обоснования проек тов нового строительства транспортных путей, сооруже ний, складских емкостей и хранилищ и т. д.
Поскольку отсутствует такой баланс, за исключением 1966 г., нам приходится пользоваться в основном транспортной статистикой, характеризующей межрайонные транспортно-экономические связи республики.
Объем вывоза основных видов продуктов из Кирги зии в 1975 г. должен увеличиться, за исключением хлоп ка-волокна и натуральной шерсти, в связке производст венным потреблением большей части которых на месте, поставки их будут уменьшаться; на уровне 1970 г. бу дет сохраняться вывоз по углю.
Общая тенденция — постоянный рост межреспубли канских экономических связей, о чем говорят абсолют ные показатели роста перевозок грузов между сопря женными республиками и районами. Но так как объем грузов по сумме отправления и прибытия растет быстры ми темпами, то относительные показатели роста межрес публиканских перевозок Среднеазиатскими республика ми, наоборот, уменьшаются.
Так, с 1960 г. по 1970 г. вывоз грузов в этих респуб ликах уменьшился с 2,7 млн. г до 1,7 млн. г. Это объяс няется тем, что в каждой республике Среднеазиатского экономического района исторически сложились самостоя тельные экономические связи, а также и дублированием ассортимента в производстве некоторых видов продук ции, отсутствием четкой промышленной специализации республик. Так, в экономическом районе три республи ки— Киргизия, Узбекистан и Таджикистан — специали
124
зируются на производстве различных видов кабелей, по этому имеет место дублирование этих видов производства.
Таблица 20
Структура вывоза и ввоза железнодорожным транспортом по основным видам грузов (в % к итогу)1
|
I960 |
г. |
1965 |
Г. |
1970 г. |
|
|
ВЫВОЗ |
ВВОЗ |
ВЫВОЗ |
ВВОЗ |
ВЫВОЗ |
ВВОЗ |
В сего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
втом числе:
каменный уголь 52,6 21,4 45,4 21,0 40,6 16,1
нефтепродукты |
— |
11,7 |
— |
14,5 |
— |
17,2 |
лесные грузы |
— |
20,4 |
— |
14,3 |
— |
13,1 |
черная металлургия |
— |
4,0 |
— |
4,5 |
— |
4,7 |
цемент |
0,7 |
5,3 |
0,5 |
3,2 |
0,7 |
2,0 |
хлебные грузы |
1,0 |
2,8 |
1,1 |
4,8 |
1,6 |
3,8 |
химические и минераль |
__ |
3,2 |
__ |
4,5 |
|
4,6 |
ные удобрения |
____ |
|||||
ХЛ ОПОК -ВОЛОКН О |
1,9 |
— |
1,8 |
— |
1 , 8 |
— |
масло растительное |
0,3 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
0,4 |
0,2 |
консервы всякие |
0,5 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
0,5 |
0,3 |
мясо и сало |
0,3 |
— |
0,4 |
— |
0,2 |
0,1 |
сахар |
2,1 |
0,8 |
2,4 |
0,5 |
3,8 |
1,2 |
Прочие |
40,6 |
30,1 |
52,4 |
32,4 |
50,4 |
36,7 |
Как видно из данных табл. 18, |
по указанным видам |
грузов имеют место устойчивые межрайонные экономи ческие связи. Тем не менее за период 1960— 1970 гг. в структуре вывоза и ввоза произошли изменения.
За пределы республики было поставлено около 60,0% произведенного угля, 33,1% электроэнергии, 100% нефти сырой и 1,3% природного газа (1970 г.).
Доля нефтегрузов в последние два года увеличилась, а доля лесных грузов уменьшилась. В настоящее время завоз рудостойки и крепежа резко сократился: в 1970 г. по сравнению с 1960 г. — на 40% в связи с сокращением добычи угля шахтным способом.1
1Транспорт и связь СССР. Статистический сборник, М., 1972 г.,
стр. 44—46.
9—2504 |
125 |
Изменения в структуре грузообмена за указанный пе риод отражают тот факт, что развитие промышленности Киргизии идет в направлении преимущественного роста производства средств производства.
В структуре ввоза значительный удельный вес зани мает, как видно из данных, каменный уголь, нефтепро дукты, лесные грузы, минеральные удобрения, т. е. те отрасли, которые или вообще отсутствуют в республике или характеризуются незначительным объемом произ водства.
Ввоз топливных грузов в 1970 г. по сравнению с 1960 г. увеличился в 2,8 раза. За счет ввоза было по крыто более 52% потребности в продукции топливной промышленности, а потребность в нефтепродуктах рес публика покрывает полностью за счет ввоза из других районов страны. Потребность в угле и газе была покры та за счет местного производства соответственно на 49,2% и 61,1%. В силу географических особенностей Се верная Киргизия вынуждена ввозить все виды топлива из других районов страны, энергетический уголь, частич но, — из Южной Киргизии.
Крупнейшими потребителями топлива являются про мышленность, транспорт, сельское хозяйство. Свыше 78,0% топлива было использовано в сфере материаль ного производства, а остальное — в жилищно-коммуналь ном хозяйстве, бытовом обслуживании.
Сравнивая объемы вывоза и ввоза продукции топлив ной промышленности, надо отметить, что ввоз топлива превышает над вывозом. Эго связано с увеличением по требностей народного хозяйства республики. Особенно после сооружения на севере мощной Фрунзенской ТЭЦ, работающей в основном на угле, п, после ввода газопро вода Бухара—Ташкент—Фрунзе, частично — на природ ном газе.
В связи с постоянным ростом мощностей действую щих электростанций в Киргизии стало возможным все больше электроэнергии передавать в соседние респуб лики. Так, если в 1965 г. республика в Узбекистан и Ка захстан отпускала всего лишь 620,7 млн. квт.-ч электро энергии, то в 1970 г .— 1170 млн. квт.-ч, или 33,1% всей выработки. В связи с вводом на полную мощность Фрун зенской ТЭЦ и Токтогульской ГЭС в ближайшей пер спективе станет возможным значительно увеличить пе
126
редачу электроэнергии за пределы республики. К 1975 г. Киргизия сможет поставлять более 2,5 млрд, квт.-ч электроэнергии, т. е. больше примерно в 2 раза. В то же время из других республик Киргизия получает электроэнергию в объеме 439 тыс. квт.-ч.
В связи с расширением в Киргизии машиностроительион и металлообрабатывающей промышленности и капи тального строительства из года в год увеличивается ввоз продукции черной металлургии. Так, поставки черной металлургии для нужд народного хозяйства за десять лет (1960— 1970 гг.) увеличились почти в 2 раза и со ставили 489 тыс. т. Указанная продукция была исполь зована почти исключительно в производственной сфере, в том числе в промышленности — 74% н строитель стве— около 25%. С ростом экономики республики воз растает и потребность в трубах. Современное комму нально-бытовое хозяйство в городах немыслимо без водо- и теплопроводов. Рост капитальных вложений, строи тельство новых и реконструкция старых предприятий, рост жилищного строительства, увеличение выпуска но вых видов продукции вызывает ежегодное увеличение потребления и завоза стальных труб в Киргизию.
В основном завозятся трубы газовые, нефтяные, свар ные больших диаметров, катанные и тянутые, а также чугунные водопроводные трубы. В общей сложности 65% газовых, тянутых труб расходуется в машинострое нии и металлообработке, 27% — в капитальном строи тельстве и 7% направляется на ремонтно-эксплуатацион ные нужды. Наибольший удельный вес в потреблении труб падает на долю автотракторного и сельскохозяйст венного машиностроения. Здесь потребляется свыше 30% металлических труб. В основном трубы расхо дуются на пресс-подборщики, насосы и другие машины. На долю общего машиностроения приходится более 15% стальных труб.
В связи с быстрым развитием в Киргизии машино строения и металлообработки появились новые виды и возросли объемы продукции, вывозимой в другие союз ные республики и на экспорт.
Подавляющая часть машиностроительной продукции, производимой в Киргизии, потребляется в Среднеазиат ских республиках, в небольшом количестве поставляется в другие районы страны.
9* 127