Файл: Молдустанов, Т. Специализация промышленного производства Киргизии и развитие ее экономических связей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рика «40 лет Октября». С 1964 г. она специализируется по пошиву детской верхней одежды. Подавляющая часть продукции предназначена для нужд этих республик. Но в последние годы выпуск детских пальто был организо­ ван и в других республиках Средней Азии и Казахстане и фабрика была вынуждена частично переспециализиро­ ваться по выпуску мужских и женских пальто, плащей и др. Это нарушает специализацию производства швей­ ных изделий и соответственно — рациональное прикреп­ ление поставщиков к потребителям.

Пищевая промышленность республики характери­ зуется развитой структурой. Все ее отрасли в основном используют местное сырье. А это значит, что развитие отраслей пищевой промышленности, формирование структуры и уровень эффективности зависят от направ­ ления и состояния развития сельского хозяйства.

За счет местного производства в Киргизии почти пол­ ностью удовлетворяются потребности по основным ви-

Таблица 15

Вывоз некоторых видов продукции пищевой промышленности

Киргизии

v

 

1

 

Е д и н .

В и д ы п р о д у к ц и и

и зм .

Сахар-пссок

ТЫ С.

т

Вино виноградное

тыс. дал.

Вино плодово-ягодное

 

 

Шампанское

—» -

 

Ликеро-водочные изделия

»

 

Мясо п мясопродукты

ТЫ С.

7

Консервы плодоовощные

туб

 

Масло растительное

тыс.

т

с

Ю

г.

г.

 

1970

1973

 

8

73,3

79,6

126,7

144,0

124

648,7

511,6

264,0

26

- -

133,5

318,4

15

68

97,6

134,1

542

880,7

1283,9

179,7

29,1

21,1

7,6

3,4

539

653,3

820,0

900,0

10,0

10,0

10,0

10,0

112


дам продукции пищевой промышленности. Многие виды пищевой продукции республики участвуют в межрайон­ ном обмене.

Важнейшей статьей вывоза является сахар-песок. Завоз рафинада обусловлен отсутствием его местного производства, и республика ежегодно ввозит около 15— 16 тыс. т этого продукта. Завоз произодится из г. Джам­ була, навстречу вывозу из республики сахара-песка. Затраты на эти условно-встречные перевозки составляют более 50 тыс. руб.

За 13 лет возрос вывоз из Киргизии продукции са­ хара-песка почти в 2 раза. Это стало возможным бла­ годаря увеличению посевных площадей и повышению урожайности фабричной сахарной свеклы.

Винодельческая и ликероводочная промышленность, наряду со снабжением самой республики, часть своей продукции поставляет в другие районы страны. Так, в настоящее время винодельческая промышленность рес­ публики поставляет в другие районы страны 20—30% вина виноградного и плодово-ягодного, свыше 40% шампанского, 10— 15% ликеро-водочных изделий, произ­ водимых в республике. Таким образом, винодельческая и ликеро-водочная промышленность Киргизии характери­ зуется значительными масштабами производства, обус­ ловливающими вывоз существенной части вин и ликеро­ водочных изделий за пределы республики.

Для дальнейшей рационализации экономических свя­ зей большое значение будет иметь изменение структуры народного хозяйства, что скажется на межреспубликан­ ских перевозках, в частности стабилизируется вывоз ка­ менного угля в республики Средней Азии в связи с пе­ рестройкой структуры топливно-энергетического баланса.

В общей сумме расходов на производство и доставку топлива к потребителю значительную долю составят транспортные расходы. Так, по каменному углю и нефте­ продуктам они равны примерно 30—50%1. За последние годы значительно изменилось количество и качество по­ требляемых в республике топливно-энергетических ре­ сурсов, которые позволяют во многом рационализиро­

1 Проблемы экономической эффективности размещения социали­ стического производства в СССР. Изд-во «Наука», 1968 г., стр. 229.

8-2504

113

вать работу транспорта, связанную с перевозками топ­ лива. Увеличение доли нефти и газа в топливном ба­ лансе дает возможность сократить нормы расхода топлива в народном хозяйстве и за счет этого сэконо­ мить большое количество каменного угля. Из сказанного видно, что удельный вес каменного угля в общем потреб­ лении топлива все больше и больше сокращается. Ка­ менный уголь (особенно в Северной Киргизии) в подав­ ляющей части будет заменяться природным газом.

Если удельный вес природного и сжиженного газа в 1960 г. в структуре потребления топливно-энергетиче­ ских ресурсов составлял 2,5%. в 1965 г. он увеличился

до 5,2%. то в

1970 г. — до

13,9%.

Благодаря пуску ма­

гистрального

газопровода

Бухара—Фрунзе—Алма-Ата

(до г. Фрунзе пущен уже в конце 1970

г.) улучшилась

структура топливных ресурсов республики*

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

16

Структура потребления топливно-энергетических ресурсов

 

 

Киргизской ССР ( в %

к и т о г у )

 

 

 

 

 

 

I960 г.

1965 г.

1970

г.

 

 

 

 

Ц.

 

 

Потребление топливно-энергетических

100

100

100

 

ресурсов — всего

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

уголь и кокс

 

 

55,5

52,1

41,3

газ природный и сжиженный

 

2,5

5,2

13,9

дрова

 

 

0,8

0,8

0,5

гидроэнергия

 

 

1.7

3,2

2,6

прочие

 

 

39,5

38,5

41,7

В 1970 г. потребление топлива, по сравнению с 1960 г., увеличилось в 2,7 раза. Причем завоз из дру­ гих республик тоже увеличился в 2,7 раза и составил

4153,0

тыс. тут,

а вывоз за

этот период уменьшился на

26,5%

и в 1970

г. составил

1813,5 тыс. тут

(в 1960 г .—

2498,6

тыс. тут). Топливно-энергетический

баланс рес­

публики, особенно Северной Киргизии, в течение послед­

114


них лет становится напряженным, что вызывает необхо­ димость завозить топливо в больших размерах из других районов. В 1970 г. эти перевозки достигли 1607,2 тыс. т угля. В основном ввоз производился из Казахстана (1272,1 тыс. г), Западной Сибири (229,5 тыс. г), Узбе­ кистана (97,9 тыс. т) и Таджикистана (7,7 тыс. г).

За последние годы произошли большие изменения в размещении нефтеперерабатывающей промышленности страны. Построены крупные заводы по переработке нефти в Туркмении, Узбекистане, Казахстане, Западной Сибири. Но все же из-за значительного несоответствия между размерами производства и потреблением отдель­ ных нефтепродуктов в республиках Средней Азии, Казах­ стане и Западной Сибири в Киргизию приходится заво­ зить нефтепродукты из Поволжского экономического района. Около 53% поступило из экономических районов РСФСР, более чем 33,5%— из Узбекистана, 3,2% — из Казахстана, 3,8 — из Туркмении и Азербайджана.

В деле повышения эффективности общественного про­ изводства и совершенствования территориальных тран­ спортно-экономических связей большое значение имеет всемерное использование имеющихся природных ресур­ сов республики. Использование этих ресурсов, в част­ ности, топливно-энергетических, экономически эффектив­ нее, чем ввозить из дальних районов страны. Разрабо­ танные различными проектными и научно-исследователь­ скими организациями данные показывают, что многие имеющиеся ресурсы республики, в частности энергетиче­ ские, являются намного эффективнее, чем завозимые из других районов страны.

Экономически наиболее эффективным видом топлива в Северной Киргизии является узбекский газ (в 1970 г. было ввезено 231 млн. м3). Но самым эффективным топ­ ливом из местных является уголь месторождения Каракече, запасы которого только для открытой добычи со­ ставляют 170 млн. т.

Таким образом, освоение новых топливно-энергетиче­ ских ресурсов будет оказывать определенное влияние на комплексное развитие хозяйства республики и даст воз­ можность отказаться от завоза многих нетранспорта­ бельных грузов, а это усилит роль республики в обще­

союзном разделении труда. Формирование же

новых

перспективных

территориально-произодственных

комп­

8*

115

 


лексов явится важным моментом в дальнейшем совер­ шенствовании эффективной системы экономических свя­ зей внутри республики.

Специализация республики и рационализация меж­ республиканских транспортно-экономических связей мо­ жет явиться экономически эффективной только при ус­ ловии, если себестоимость продукции и издержки на ее перевозки из района производства в районы потребления будут меньшими по сравнению с себестоимостью произ­ водства такой же продукции в районах, потребляю­ щих ее.

В зависимости от степени различий себестоимости производства в районе зоны потребления и величины транспортных издержек будет определяться эффектив­ ность экономических связей. Решение этого вопроса свя­ зано с определением рациональной зоны потребления продукции и экономически предельного расстояния пере­ возок продукции специализированных отраслей района.

3. Структура экономических связей республики

Производство, вывоз и ввоз — три основных показа­ теля, которые наглядно характеризуют место каждой республики в территориальном разделении труда. Вывоз играет важную роль в реализации производимой продук­ ции, обеспечении условий производства в других респуб­ ликах; ввоз — в материально-техническом снабжении всех отраслей производства, в обеспечении потребностей накопления и непроизводительного потребления данной союзной республики.

Многие виды межрайонных связей одновременно яв­ ляются межотраслевыми связями. Это относится к та­ ким формам межрайонных связей, которые выходят за рамки внутриотраслевого оборота и выражаются в по­ ставках продукции из одних отраслей в другие.

Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сдвиги в размещении производительных сил внутри территориально-экономических комплексов непре­ рывно усложняются производственными связями между ними. Специализация и кооперация промышленного про­ изводства, специализация отраслей сельского хозяйства непрерывно вносят новые элементы в экономические свя­

116

зи республики, в результате возникновения новых про­ изводств удлиняются расстояния от места производства до места потребления большинства продуктов.

Современные межрайонные экономические связи сло­ жились в результате промышленного роста республики. Существенные изменения в направлении экономических связей, их структура и объемы вносят сдвиги в хозяйст­ венный комплекс республики.

Для развития межрайонных экономических связей немаловажное значение имеет экономико-геграфическое положение республики. Киргизия расположена вдали от крупных промышленных центров Европейской части страны и в стороне от магистральных транспортных пу­ тей. Это несколько затрудняет получение из далеко рас­ положенных районов сырья, полуфабрикатов и готовых изделий и влияет на профиль производства промыш­ ленных предприятий. Географический аспект, несмотря на современные средства связи, все же накладывает оп­ ределенный отпечаток на структуру экономических свя­ зей Киргизии. Это в какой-то степени является факто­ ром, сдерживающим развитие экономики Киргизии, так как обрабатывающие отрасли промышленности в некото­ рых случаях базируются на привозном сырье.

Многие виды сырья и готовой продукции, нужные для народного хозяйства Киргизии, либо отсутствуют, либо в недостаточном количестве развиты в сопредельных рес­ публиках Средней Азии и Казахстане, поэтому прихо­ дится их завозить из республик и экономических райо­ нов, расположенных в 3000—4500 км от Киргизии.

Недостаточность освоения местного сырья, эффектив­ ных топливных и энергетических ресурсов, отсутствие рудных черных металлов и, следовательно, собственной металлургической базы затрудняет развитие ряда отрас­ лей промышленности республики. На особенностях меж­ республиканских экономических связей Киргизии сказы­ вается и сложившаяся структура общесоюзного произ­ водства. Установившиеся связи по кооперированию, специализации ряда отраслей промышленности по перера­ ботке привозного сырья и полуфабрикатов, использова­ ние привозного топлива, а также обратная поставка мно­ гих видов перечисленной продукции в другие республики и экономические районы страны приводят к широким и большим по объему межреспубликанским связям.

117


Развитие межрайонных экономических связей Киргиз­ ской ССР характеризуется данными о ввозе и вывозе грузов железнодорожным транспортом, на долю кото­ рого приходится преобладающая часть межреспубликан­ ских перевозок.

Таблица 17

Динамика межреспубликанских перевозок грузов железнодорожным транспортом (тыс. г)

Годы

Вывоз

Ввоз

Всего

1950

1893,7

1500,0

3393,7

1955

2575,0

2524,0

5099,0

1960

3951,6

5307,3

9258,9

1965

3694,4

7802,2

11496,6

1970

3510,0

10080,0

13590,0

Преобладание в межрайонном обмене ввоза над вы­ возом в значительной степени связано с тем, что во вво­ зе основное место занимают тяжеловесные грузы — ка­ менный уголь, нефтепродукты, металл, лесоматериалы, стройматериалы, минеральные удобрения, хлебопро­ дукты и т. д., тогда как вывоз характеризуют в основном легковесные высокостоимостные изделия обрабатываю­ щей промышленности. Исключение составляют каменный уголь (из Южной Киргизии), стройматериалы (в основ­ ном инертные), некоторые виды продукции, не доведен­ ные до конечного цикла (хлопок-волокно, шерсть нату­ ральная, ферментированный табак) и сельскохозяйствен­ ные продукты (кожсырье, овощи и фрукты), вывозимые в непереработанном виде в другие районы страны. Из продукции потребительского назначения в наибольшем количестве ввозятся в Киргизию хлебные продукты, мас­ ло растительное, сахар-рафинад, ткани, обувь разная, верхняя одежда, бумага и бумажные изделия, парфю­ мерия и галантерейные изделия и др.

Статистика не охватывает всех межреспубликанских связей, так как некоторая часть продукции перевозится другими видами транспорта — автомобильным и воздуш­ ным, но в перевозках грузов за пределы республики и

118