Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
1.2. Общие понятия и содержание объективной оценки работников
Объективная оценка работников, занятых в сфере управления социалистическим производством, основыва ется на решении четырех основных вопросов, перечис ленных в введении: 1) установление объективных кри териев оценки управленческого персонала, 2) нахожде ние факторов, конкретизирующих каждый из критериев, 3) выявление методов, количественно выражающих каждый из факторов и их общую совокупность, 4) оп тимизация процедуры оценки.
С первых лет социалистического строительства в на шей стране эти вопросы считались первостепенными при подборе кадров. В частности, в приказе Наркома РКИ
СССР В. В. Куйбышева «О задачах управления по улучшению государственного аппарата» указывалось на необходимость изучения материалов по подбору ра ботников на основании признаков, определяющих спо собности к каждой профессии, и рационального их ис пользования. А в тезисах отдела административной тех ники НК РКИ СССР «О функциональном построении административного управления» (1926 г.) подчеркива лось, что личный состав не может подбираться индиви дуально тем или другим начальником. Мы уже близки к тому, чтобы иметь ряд объективных признаков клас сификации работников. Номенклатура, характеристика должностей' и аттестационная система дадут, наконец, возможность подбора работников по их действительной квалификации.
Последующая практика отечественной промышлен ности решила большинство из этих вопросов. Например, были разработаны номенклатуры должностей админи стративно-управленческого персонала (с 1967 г. — Еди ная номенклатура должностей служащих); в 1969 г. издан квалификационный справочник должностей слу жащих; начиная с 1969 г. введены периодические атте стации руководящих, инженерно-технических работни ков и служащих, занятых в научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаци ях и научно-исследовательских подразделениях вузов, а с 1974 г. — на предприятиях и в организациях про мышленности, строительства, сельского хозяйства, а
12
также транспорта и связи. И все же целый ряд вопро сов оценки деловых качеств работников еще по настоя щему не решен.
Систематизация подхода к оценке работников пред полагает прежде всего четкие определения и, соответст венно, введение специальной терминологии. Выше уже упоминались такие определения, как критерии деловой оценки и факторы деловойоценки. Критерии деловой оценки представляют собой основные требования, ко торым должен отвечать работник. Факторы деловой оценки — это конкретные деловые качества, характери зующие (расшифровывающие) основные требования.
Понятие «критерии» как основные требования, предъ являемые к работникам, стало употребляться лишь в не которых последних работах, посвященных деловой оцен ке. В системах М. Сорокина и Я- Кийса (1923—1924 гг.) основные требования назывались соответственно «приз наками» и «качествами», в разработках А. Албера они назывались «свойствами», в методике А. А. Годунова и П. С. Емшина — группами качеств, в квалификационном справочнике должностей служащих — требованиями. Анализ различных терминов, используемых для опреде ления признаков (отличительных черт) объектов н явле ний, произведенный в книге К. И. Дубровского [25], приводит к выводу, что наиболее приемлемым в этом случае является термин «критерии», которые автор по нимает как признаки, определяющие «одну из специфи ческих сторон деятельности организации, и интеграция которых обеспечивает успех разработки».
Очевидно, что такое определение полностью примени мо и для характеристики основных признаков деятельно
сти индивида. В этом |
качестве оно |
употребляется |
в |
||
разработках Г. |
Завалея, |
' а также |
Л. С. Бляхмана, |
||
Б. Г. Сочилина |
и О. |
И. |
Шкаратана; |
Б. Д. Лебин |
и |
М. Н. Перфильев вводят понятие «критерии оценки де ловых и политических качеств работников» как состав ной элемент в структуре принципов подбора и расстанов ки кадров.
Однако критерии оценки выражают лишь общие тре бования к работникам, они нуждаются в конкретизации. Например, говоря о квалификации как одном из крите риев оценки, необходимо расшифровать, что понимается под этим требованием, т. е. показать определенные ус
13
ловия его действия. Такой конкретизацией критериев яв ляются факторы деловой оценки. Конкретизируя каждый из критериев, факторы оценки объединяются в группы. Таким образом, критерии представляют собой группы близких по значению факторов.
В. И. Ленин рекомендовал оценивать руководителей с учетом четырех групп факторов: политических качеств, знании в области объекта руководства, добросовестности и других качеств характера, административных способ ностей [4; 164].
К факторам оценки кадров на практике относят, как правило, политические и деловые или деловые и личные качества работников. Однако к ним необходимо добав лять, например, такие факторы, как сложность и трудо емкость выполняемых работ, которые не могут быть уч тены ни деловыми, ни политическими, ни личностными качествами. Вот почему следует разделять факторы на основные и учитываемые. К последним должны быть от несены, скажем, личные качества работников. Такое де ление необходимо в связи с многообразием задач дело вой оценки, ведь каждая конкретная задача требует определенных групп факторов. (Например, для матери ального стимулирования деятельности работников доста точно знать только их деловые качества, а подбор и расстановка кадров требуют учета всей совокупности факторов.)
Факторы деловой оценки каждого работника могут быть количественно выражены с помощью различных ме тодов оценки. Количественная оценка факторов показы вает конкретную степень соответствия работника тому или иному критерию оценки и их общей совокупности.
П. А. Папулов [42] делит все методы оценки по их целевому назначению на две группы: прогностические и практические. С таким делением можно согласиться, но при условии, что оно исходит не из целевого назначения (поскольку цель у всех методов одна — выявить уровень деловых качеств работника), а из принципов подхода к этой цели. К прогностическим относятся методы, позво ляющие построить модель-гипотезу о будущей деятель ности оцениваемого кандидата, а к практическим — ме тоды, которые дают возможность практически подтвер дить или опровергнуть модель-гипотезу. Кроме того, с точки зрения конечной цели (результата оценки) мето
14
ды оценки делятся на три большие группы: описатель ные (или качественные) методы, дающие описательную характеристику без четкой количественной оценки; коли чественные методы, позволяющие получить определен ную числовую оценку работников; комбинированные ме тоды (промежуточная группа), позволяющие на базе первоначальных описательных характеристик иметь в конечном счете их числовую оценку.
В результате применения количественных и комбини рованных методов оценки вырабатываются так называе мые показатели оценки..Понятие «показатели» в данном случае означает конкретное математическое выражение факторов деловой оценки в виде баллов, коэффициентов, занятых мест, порядковых номеров или каких-либо дру гих математических величин. На основе отдельных (част ных) показателей, характеризующих каждый фактор, определяются общие показатели оценки. Они представ ляют собой совокупность частных показателей, т. е. сум му баллов, средний балл, общий коэффициент, сумму за нятых мест и т. д.
Общий показатель оценки — итог определенного рас чета. Это понятие следует четко отделять от понятия «результаты оценки», которое является следствием всего процесса оценки и включает в себя не только итоги рас чета показателей, но и выводы, предложения, а также конкретные мероприятия по подбору, перестановке, оп лате труда, стимулированию, санкционированию или
переподготовке работников, произведенные по этим рас четам.
Учитывая сказанное, методологическую схему оценки работников можно вкратце представить следующим об разом: исходя из ленинских требований к управленчес кому персоналу и в зависимости от задач оценки уста навливаются критерии оценки специалистов и руководи телем, которые расшифровываются (конкретизируются) в соответствующих факторах оценки и оцениваются с помощью количественных или комбинированных мето дов системой частных и общих показателей оценки, являющихся основой для ее конечных результатов.
Б. Д. Лебин и М. Н. Перфильев вводят в терминоло гию по вопросам подбора и оценки кадров, помимо кри териев оценки, еще и такие понятия, как «процедура оценки» и «субъект оценки». Процедурой оценки назван
15
определенный последовательный порядок соотнесения деловых п политических качеств работников с установ ленными критериями оценки и решения вопроса об их назначении (или избрании) на тот пли иной пост, долж ность, перемещении п увольнении (или отозвании). Про цедура оценки складывается из трех этапов: 1) изучения качеств работников, проводимого в соответствии с уста новленными критериями и факторами, 2) процесса оцен ки, т. е. расчета показателей оценки и 3) принятия ре шения по результатам расчета показателей деловой оцен ки, т. е. получения результатов деловой оценки. Субъект оценки — это лицо, группа лиц пли орган, которым пре доставлено право производить процедуру оценки работ ников. На практике это обычно или руководитель пред приятия (организации), пли руководители структурных подразделений предприятия (организации), или группа таких руководителей и представителей общественных ор ганизаций (партийной, профсоюзной, комсомольской), или, наконец, группа так называемых экспертов, т. е. высококвалифицированных специалистов и представите лей общественных организаций.
Введение понятия «субъект оценки» требует соответ ственно, определения и «объекта оценки». Объектом оценки следует считать оцениваемых работников, в дан ном случае работников управленческого персонала.
Процедура оценки должна отвечать определенным принципам оценки. К. таким принципам относятся: объ ективность, заключающаяся в точности ее исходных дан ных и достоверности результатов; оперативность, состоя щая в быстроте, своевременности и регулярности ее проведения; гласность, проявляющаяся в широком озна комлении всех работников с порядком и методами ее проведения и в доведении до сведения всех заинтересо ванных лиц ее результатов; демократизм, выражаю щийся в участии общественности в процедуре оценки; единство требований оценки, т. е. единство критериев, факторов и самой процедуры оценки для всех объектов оценки в той или иной группе управленческого персо нала; простота, четкость и доступность процедуры оцен ки; результативность, т. е. обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам оценки; мак симально возможная механизация и автоматизация процедуры оценки.
16
Как указывают Ф. Д. Ромма и К. П. Уржинский [45], большинство из этих принципов закреплены непо средственно в законодательстве о труде или вытекают из его смысла. Каждый из этих принципов должен обес печиваться определенными правилами и условиями, за ложенными в методику проведения деловой оценки.
Установление сущности и методологических основ де ловой оценки позволяет перейти к рассмотрению первого ее вопроса — системы критериев.
ГОС. ПУБЛИЧНАЯ”
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕС47а
БИБЛИОТЕКА ©ССР
2
Критерии деловой оценки работников в сфере управления производством
Критерии оценки работников, занятых в сфере управления, так же как и сама система уп равления людьми, всегда носят ярко выра женный классовый характер. Они отражают характер господствующих в обществе произ водственных отношений и исходят из интере сов господствующего класса. Господствующие классы каждой общественной формации вы двигали свои требования к управленческому персоналу.
Общим в оценке руководящих кадров во всех досоциалистических формациях являлось одно — обеспечение интересов эксплуататор ского класса, хозяина данного предприятия, данного поместья.
Социализм выдвинул принципиально но вые критерии оценки управленческого персона ла. Они основываются на учете общенародных интересов, на том, как управленческие кадры обеспечивают претворение в жизнь основных лозунгов социализма — «Кто не работает, тот не ест!», «От каждого по способностям, каж дому — по его труду!». В. И. Ленин неодно кратно подчеркивал ведущую роль этих кри териев в оценке работников государственного аппарата, их первенство среди других элемен тов оценки.
Таким образом, критерии оценки управлен ческого персонала не есть что-то застывшее,
18
неизменное во времени. Они меняются в зависимости от конкретных социальных условий.
На уровне требований к управленческому персоналу непосредственно сказывается степень развития произво дительных сил и производственных отношений. Чем вы ше уровень развития общества, тем более развита и си стема требований, предъявляемых к кадрам управления.
Критерии оценки управленческих кадров меняются и в отдельной общественной формации в зависимости от разных этапов ее развития. Поскольку каждая общест венная формация «вызревает» в недрах предшествую щей, то первоначально на оценку ее управленческих кад ров оказывают определенное влияние элементы старых производственных отношений. Это обстоятельство отме чал В. И. Ленин. Он подчеркивал, что всякое новое об щество длительное время использует кадры управления предшествующего общества. Естественно, что это не мо жет не сказываться на системе критериев оценки. Они меняются соответственно изменившимся условиям и но вым задачам общества.
На критерии оценки влияет и неоднородность работ ников управления. Различные группы управленческого персонала выполняют различные функции. Это, однако, не исключает необходимости учета у руководителей их качеств как специалистов, имея в виду ленинское поло жение о том, что «никакая добросовестность, никакая партийная авторитетность не заменит того, что является в данном случае основным, именно: знания дела...» [2, 45, 447]. Отсюда следует, что критерии оценки руково дителей в целом гораздо шире, чем у специалистов и технических исполнителей.
^Среди критериев оценки руководителей разных уров ней управления решающее значение имеют их организа торские качества. Оценка этих качеств до недавнего вре мени затрагивала, как правило, лишь одну сторону деятельности руководителей — технико-экономические показатели работы, достигнутые подчиненными им кол лективами в сравнении с установленными плановыми за даниями. На определенном этапе развития нашего об щественного производства такой подход к оценке руково дителей был правомерен. Он достаточно надежно обеспечивал выполнение каждым производственным зве ном централизованно установленных плановых заданий.
19