Файл: Марочкин, В. Н. Прочность фрикционного контакта учеб. пособие по расчету узлов трения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
лах трения, где действуют значительные ударные нагрузки. Объясняется это тем, что эта сталь после закалки приобрета ет высокую прочность, значительную вязкость и хорошую из
носостойкость. |
• |
; |
Однако при действии песчаной почвы на проушины звень |
||
ев гусениц эта |
сталь быстро изнашивается, хотя |
действу |
ющие нагрузки |
в этих условиях незначительные. |
Причиной |
низкой износостойкости этой стали в этих условиях является действие коррозии.
То же относится и к фрикционному материалу ретниаксу, применяемому в тяжелонагружеиіных тормозных узлах. Этот материал выдерживает высокие температуры (до 1000°С) и значительные скорости скольжения — до 60 м/сек). Ретинакс имеет в качестве основы фенол-формальденидиую смолу, мо дифицированную канифолью. Наполнителями ретинакса-слу жат барит н асбест с мелкой латунной проволокой. При дей ствии высоких температур латунь размягчается н размазы вается, создавая вместе с продуктами разложения смолы из зернистых соединений (обладающие антизадирными свойст вами) и стойкий фрикционный слой, генерируемый при изна шивании поверхностей.
При действии высоких температур в технике применение находят тугоплавкие металлы и сплавы: молибден, вольфрам, хром, Колумбии, тантал, сплавы на молибденовой, кобальто вой, никелевой основах, сплавы из окиси алюминия, карбитов титана и хрома.
Эти материалы обладают высокими показателями жаро прочности, термической усталости и при отсутствии надежной смазки способны образовывать тонкую и прочную защитную пленку, предохраняющую поверхность трения от схватывания.
В условиях глубокого вакуума или космоса образование пленок затруднено. Эти пленки легко улетучиваются с поверх ности. В таких узлах трения употребляются самосмазывающиеоя материалы или твердые смазки (дисульфид молибде на, графит), сохраняющие смазочные свойства при высоких температурах.
Правила подбора материалов для пары трения
1. Для получения низкого и стабильного коэффициента трения следует сочетать твердый материал с мягким, имею щим температуру рекристаллизации ниже средней темпера туры поверхности трения.
120
2.Высокая износостойкость пары трения достигается хо рошей смазкой прті сочетании двух твердых материалов, обес печивающих надежную приработку поверхностей.
3.Следует избегать применения двух мягких материалов, способствующих возникновению очагов схватывания при пе
регрузках с нежелательными вырыівами материалов из глу бины (Поверхностного слоя.
4. Шире использовать экономическое сочетание в узле трения «пару» металл-пластмасса, значительно облегчающую условие работы фрикционного узла.
5.. Для улучшения условий смазки и обеспечения противо задирных свойств пары трения следует использовать пористые материалы. К этим материалам относятся металлокерамики, полученные путем прессования порошков с последующим их спеканием, пористые чугуны и литые сплавы (типа алькусин).
6. Улучшение условий работы пары трения можно полу чить за счет применения металлических поверхностей со спе циальным углублением для удержания смазки. Такие поверх ности подвергаются предварительной обработке электролити ческими способами либо накатанные специальными формами. Возможно также для улучшения работы узла трения приме нение различных прерывистых поверхностей, типа шаброван ных.
II. Влияние смазки на работу фрикционного узла
1. Общие замечания
Смазка на поверхностях необходима как для улучшения развивающегося сопротивления при трении и повышения из носостойкости поверхностных слоев, так и для предохранения изделий от коррозии, от перегревания фрикционного узла и смягчения действия переменных нагрузок [17].
Исследования показывают, что действие смазки уменьша ет потери при трении в десятки раз, и износостойкость иногда повышается еще больше — в сотни раз.
Роль смазки в повышении коррозионной стойкости изде лий заключается в том, что она предохраняет поверхностные слои от схватывания и глубинных взрывов интервала.
Предохранение поверхностей трения от перегрева при на личии смазки вызвано ее высокой теплоемкостью. Например, теплоемкость машинного масли в 4 раза выше, чем теплоем кость металлов.
121
Смазочные материалы могут быть как жидкими (масло, вода), так и газообразными (воздух) и твердыми (графит, дисульфид молибдена).
2. Выбор смазочного материала
Выбор смазки зависит от многих условий: конструкции уз ла трения, характера протекающего процесса, действия внеш ней среды, условий эксплуатации машины и требований на дежности и долговечности работы фрикционного узда.
Имеются два основных вида смазочного материала: масло и консистентная смазка.
Общая характеристика смазочного масла
П р е и м у щ е с т в а
а) Хорошее охлаждающее действие. б) Высокая стабильность.
в) Чистота.
г) Низкий коэффициент внутреннего трения.
д) Лучшая работоспособность при высоких скоростях и температурах.
е) Возможность фильтрации.
ж) Легкость контроля за состоянием смазки. з) Простота смены масла.
и) Возможность сбора отработанного масла и его регене рация.
Н е д о с т а т к и
а) Возможность утечки.
б) Потребность в сложных уплотнениях. в) Повышенная жароопасность.
Общая характеристика консистентной смазки
П р е и м у щ е с т в а
а) Не загрязняет поверх(ности трения.
б) Хорошая работоспособность при действии ударной и знакопеременной нагрузок.
в) Лучшая работоспособность при низких скоростях и вы соких давлениях.
г) Более мягкая работа поверхностей трения причастых остановках машины.
122
д) Возможность работы при больших зазорах сопряжен ных поверхностен.
е) Хорошо удерживается в корпусах машин.
Н е д о с т а т к и
а) Возможно расслоение, расплавление и вытекание смаз ки, особенно при действии высоких температур.
б) При смене смаізки требуется разборка и промывка отдельных частей машины.
в) Конструктивные возможности подвода смазки ограни чены.
Консистентные смазки применяют в тихоходных, открытых передачах — там, где возможно применение более простой конструкции фрикционной пары. При высоких скоростях скольжения, действии повышенных температур в механизмах и парах, не допускающих разборки, применение консистентной смазки отрдничеио.
3. Смазка в узлах деталей Мишин и кинематических парах
Подшипники скольжения. В подшипниках при малых за зорах и маловязких маслах потери на трение вследствие сла бого нагревания масла незначительные: при больших зазо рах вязкость масла должна быть большой.
Подшипники качения. При выборе смазки исходными па раметрами являются контактное давление и окружная ско рость. С ростом нагрузки вязкость масла должна увеличи ваться, с ростом скорости — уменьшаться. В этом случае пре дупреждается чрезмерное нагревание подшипников. Приме нение противозадирных присадок в подшипниках качения не целесообразно, так как они могут вызвать выкрашивание ра бочих поверхностей.
Зубчатая (червячная) передача. С увеличением скорости передачи движения вязкости масла следует снижать, а с рос том твердости, увеличивающей период приработки деталей, вязкость масла следует повышать.
Цепная передача. Для глушения шума, возникающего при работе цепной передачи, рекомендуется масло повышенной вязкости. Но наличие шарнирных соединений в узлах тре бует, чтобы смазка была текучей и способной заполнить не значительные зазоры в местах сопряжения деталей. Хорошей смазкой для цепной передачи является дисульфид молибдена.
Металлизированные смазки. Для уменьшения сопротивле ния трению и восстановлению чистоты изношенной поверхно
123
сти хорошее действие оказывает смесь из медно-свинцового порошка и смазочного масла.
В такой смеси свинец играет роль твердой омазки, а медь,
'обладая высокой теплопроводностью, может переноситься с одной детали па другую, залечивая при этом рваные места поверхностного слоя. Свинец, как твердая смазка, использует ся и в металлизированной кальциевой консистентной смазке.
Существуют и другие металлизированные смазки—натрие вая или кальциевая смазка в сочетании с порошкообразным цинком или оловом.
Подвод и распределение смазки
Система подвода смазки к рабочим поверхностям . тру щихся деталей является одним из важнейших факторов в обеапеченііи надежности работы узла трения.
Смазочные каналы служат для равномерного распределе ния масла по рабочим поверхностям, принимают участие -в ох лаждении трущихся деталей (когда по ним протекает масло), уменьшают утечки, способствуют удалению твердых инород ных частичек с поверхности трения. Надежность работы сма зочного канала зависит от геометрической формы его сечения. За счет округления канавки можно увеличить прокачивае мость масла более чем на 10%.
Схема подвода смазки к. подшипникам, ползунам, в за цеплениях отличается своим разнообразием. Различают смаз ки картерную, ручную, капельную. Наиболее распространен ной является картерная смазка; окунанием (при умеренных скоростях вращения), фитильная, струйная (в быстроходных передачах и при вертикально расположенных валах). Ручная смазка находит применение в тихоходных (открытых) пере дачах. В тяжелонагруженных передачах употребляют капель ную смазку, обеспечивающую непрерывное смазывание тру щихся поверхностей.
4. Конструкции элементов системы смазки (требования)
а) Стекающее масло должно освободиться от воздуха и паров до вступления в круг циркуляции.
б) Сток в бак не должен вызывать возмущения свободной поверхности масла.
в) Слив масла не должен происходить отвесно. В против ном случае подъем пузырьков воздуха затрудняется, что спо собствует ценообразованию.
124
г) Слив масла следует так расположить, чтобы исключить образование застойных зон.
д) Прокладка маслопроводов должна обеспечивать по жарную безопасность.
е) Применение стальных цельнотянутых труб способству ет уменьшению скорости окисления масла.
ж) В циркуляционной системе целесообразно применять фильтрацию масла (например, улавливание частиц износа при помощи магнита).
5.Защита поверхностей трения от загрязнения
идействия паразитных токов
Рабочие поверхности узлов трения, работающие в атмо сфере, в агрессивной, влажной или загрязненной среде, непре рывно могут подвергаться воздействиям мелких абразивов час тиц, окалины, ржавчины, продуктов износа и влаги. Указан ные частицы, попадая на поверхность трения, естественнопо нижают надежность работы его узла. Действие абразива зна чительно может усилиться при .наличии обильной смазки на поверхности трения. В связи с этим при конструировании уз ла трения необходимо предусмотреть надежную защиту по верхности от попадания инородных частиц. Существует мно жество уплотнителей (манжетного типа), предохраняющих подшипниковые узлы от влияния частиц, находящихся в ок ружающей среде.
Детали электрических машин часто находятся под действи ем паразитных (блуждающих) токов, которые могут вызывать местный нагрев поверхности, его вторичную закалку и эро зию. Действие тока может сказываться и на свойствах масла вследствие его электрохимического разложения. Для ослабле ния действия паразитных токов применяют шунтирование по верхностей малым сопротивлением, изолирование узлой тре ния от фундаментной плиты, заземление валов и т. д.
6.Изменение свойств смазки
Впроцессе эксплуатации машины смазка в результате происходящих физико-химических процессов, изменяет свои свойства и стареет.
Потеря смазочных способностей смазки вызывается испа рением легких фракций, засорением продуктами износа и окислами, загрязнением пылью, полимеризацией, конденса цией и распадом масла, окислением. Наиболее опасным явля
125
ется окисление, сильно усиливающееся при действии высокой температуры, влаги и присутствия металлов (медь, железо, бронза, баббит и др.). Окислению способствуют высокие дав ления, контакт с воздухом, смазка окунанием.и вспениванием. Продуктами окисления масла являются спирты, кислоты, смо лы и другие-вещества. В результате окисления масла изменя ется химический состав, увеличивается содержание смолис тых веществ, повышается плотность, температура вспышки, изменяется цвет, приобретая темный оттенок, увеличивается вязкость.
Увеличение вязкости масла, хотя и повышает гидродина мическое действие, является вредным, так как увеличивается внутреннее трение, что приводит к возрастанию температуры и усилению процесса окисления. Очень вредное действие ока зывает жидкость. Обводнение масла ухудшает смазочные действия, способствует корродированию поверхностей, а в зимнее время может приводить к образованию ледяных про бок, отключающих часть машины от системы смазки.
Отложение на деталях и в системе смазки бывает трех ви дов: нагар, лак и шлам. Для нагара характерен черный цвет отложения, структура его различная: плотная, рыхлая, плас тинчатая.
Лак представляет собой тонкий слой темного слегка клей кого вещества, образующегося в результате полимеризации масла, которое увеличивает противозадирные свойства сопря женных поверхностей трения.
Шлам — тестообразное вещество светло-коричневого цве та, состоящее из жидкого масла и нерастворимых в нем смо листых веществ, которые ухудшают действие смазочной систе мы и могут привести к заклиниванию пары трения.
ВОПРОСЫ
/. Приведите конструктивные способы повышения долго вечности узлов трения.
2.Дайте сравнительную характеристику подшипников скольжения и качения.
3.Какие Вы знаете технологические способы повышения долговечности и надежности работы узлов трения?
4.Приведите четыре основных вида термохимической об работки поверхностей трения.
5.Какие Вы знаете виды химической обработки поверх ностей?
126