Файл: Марочкин, В. Н. Прочность фрикционного контакта учеб. пособие по расчету узлов трения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
оптимальной исходной шероховатости и направлении следов механической обработки поверхностей.
Исследования показали, что при незначительной исходной шероховатости па сопряженных поверхностях рекомендуется взаимно перпендикулярное расположение следов механиче ской обработки поверхностей, а при грубой исходной шерохо ватости — направление следов обработки целесообразно вы бирать параллельное направлению относительного движения сопряженных деталей.
То же наблюдается и при качении. Изменение качества об работки желобов колец шарикоподшипников с 8-го до 12-го класса чистоты значительно повышает долговечность работы поверхностей трения.
Понятие об эксплуатационной шероховатости показывает, что шероховатость зубьев должна быть меньшей у колеса, чем у шестерни. Объясняется это тем, что зубья шестерни ча ще взаимодействуют, чем зубья колеса, так как диаметр шес терни меньше, чем диаметр колеса. Поэтому приработка у зубьев шестерни идет более интенсивно, и для зубьев поверх ность может быть более грубой.
Волнистость поверхности. Роль волнистости па долговеч ность сопряженных трущихся поверхностен весьма слож ная — в одних случаях она оказывает благоприятное влия ние, в других — ухудшает условия эксплуатации машин.
Положительная роль волнистости сказывается в том, что она способствует удержанию смазки во впадинах и поддер живает этим мягкий режим трения. Однако тут же волнис тость оказывает и отрицательное влияние. Наличие волнисто сти уменьшает площадь фактического контакта поверхности и, следовательно, увеличивает величину контактных давлений, осложняя процесс трения.
• В условиях качения волнистость ухудшает условия работы поверхностей трения. Например, в кулачковых механизмах она способствует появлению вибраций и действию ударных нагрузок, расшатывающих механизм.
То же наблюдается и при работе зубчатых колес: волнис тость на поверхностях зубьев вызывает неравномерное по ве личине действие передаваемого усилия за время одного обо рота.
Монтаоіс конструкции. Неправильная сборка сопряженных деталей ухудшает условия контактирования поверхностей. Этим может быть вызвано нарушение режимов процесса тре ния. Тот же эффект уменьшения долговечности работы узлов
112
трения наблюдается и при несоблюдении размеров деталей. Например, отклонение в размерах колеса вызывает нежела тельное проскальзывание при его перекатывании под нагруз кой по другому колесу либо по какому-нибудь неподвижному телу (например, рельсу).
II. Обработка поверхностей трения
а) Термохимическая обработка
Рассмотрим четыре основных вида термохимической об работки поверхностей; 1) цементация, 2) азотирование, 3) ци анирование, 4) хромирование.
Цементация — процесс насыщения поверхностного слоя (глубиной до 2 мм (малоуглеродистой стали) с содержанием углерода до 0,3 %:) углеродом с целью увеличения его твердо сти после термической обработки. При цементации вследствие неравномерного нагрева структурных составляющих в поверх ностном слое возникают остаточные напряжения сжатия. Под поверхностный слой от этих напряжений испытывает растя жение.
При наложении изгибных (в зубчатых передачах), кру тильных (у валов) напряжений, эпюра исходных напряжений изменяется. Напряжения сжатия в поверхностном слое уве личиваются по абсолютной величине, а напряжение от растя жения в подповерхностном слое — уменьшаются.
Аналогичные явления происходят и на поверхности тре ния. Под действием дополнительной касательной нагрузки, приложенной к поверхности, напряжения сжатия в деформи рованной контактной зоне увеличиваются, а па некоторой глу- -бнпе — напряжения от растяжения уменьшаются. Если проч ность материала при сжатии выше, чем прочность при растя жении, то снижение максимума растягивающих напряжений на некоторой глубине поверхностного слоя повышает устало стную прочность фрикционного узла. В этом случае цемента ция поверхности является желательной.
Азотирование — процесс насыщения поверхностного слоя азотом, позволяющий значительно повысить его твердость и улучшить термическую стойкость при воздействии высоких температур. Азотированию подвергаются детали, работающие при действии циклических нагрузок и в условиях высоких температур и возможного действия агрессивной среды. Изно состойкость таких азотированных деталей повышается в не
8, Зак. 8041 |
113 |
сколько раз. Особенно ценно азотирование, когда нужно .пре дохранить фасонное изделие от коррозии, где процесс гальва низации является весьма трудоемким и ненадежным.
Цианирование — процесс одновременного насыщения по верхностного слоя азотом п углеродом.
Процесс цианирования отличается от предыдущих процес сов тем, что позволяет получить большее упрочнение при большей скорости насыщения. Регулированием температуры можно управлять процессом и менять процентное содержание азота и углерода в поверхностном слое. Широкое применение цианирование находит в инструментальной промышленности, где требуется значительное повышение стойкости режущего инструмента из быстрорежущей стали.
Хромирование — процесс насыщения поверхностного слоя деталей хромом. Процесс протекает при очень высоких темпе ратурах (порядка 950—1300°С) путем диффузии хрома и же леза. Поверхностный слой, подвергнутый хромированию, полу чается неоднородным. Нго верхняя зона обильно насыщается карбидами хрома. Затем располагается зона с повышенным содержанием азота н углерода. И на глубине располагается зона с обедненным содержанием углерода по сравнению с промежуточным слоем (сердцевиной). Из этой обедненной зо ны в результате встречной диффузии углерод переходит в промежуточную зону поверхностного слоя, еще больше спо собствуя его насыщению.
Процесс хромирования особенно эффективен для высоко углеродистых сталей. Он доводит твердость поверхностного слоя до 1300 н и выше. Процесс хромирования, хотя и эффек тивный, но широкого применения не находит: насыщенный слой получается очень тонким, а процесс протекает очень мед ленно.
Вид обработки |
Ингредиент |
Материал |
Гдубина Темпера- |
Скорость |
|
слоя |
тура |
в м м / ч а с |
|||
|
|
|
в м м |
в г р а д |
|
Цементация |
Углерод |
Сталь |
0,5-2,5 |
950- |
0,1 |
Азотирование |
Азот |
(до 0,3 96 С) |
0,5-1,0 |
-1000 |
и выше |
Легир. ст. |
500- |
до 0,1' |
|||
Цианирование |
Углерод |
чугуны |
0,03-0,25 |
-800 |
до 0,3 |
Сталь |
800— |
||||
Хромирование |
Хром |
(до 0,496) |
од |
—950 |
до 0,01 |
Сталь |
1000- |
||||
|
|
(0,6 96 С) |
|
-1300 |
|
114
б) Термическая обработка поверхностей (поверхностная закалка)
Поверхностная закалка применяется для образования твердого износостойкого поверхностногослоя у деталей из выеокоуглеродистой стали (с содержанием углерода более 0,6%).
Поверхностная закалка состоит из двух операций: нагре ва до температуры ѲреКр и быстрого охлаждения до нормаль ной температуры.
При закалке происходит уменьшение мартенсита в струк турном составе поверхностного слоя. Многочисленные спосо бы закалки позволяют закаливать поверхностный слой на зна чительную глубину (до нескольких мм).
в) Химическая обработка поверхностей
Никелирование. Никель — фосфорное покрытие, обладая хорошей текучестью и заполняя быстро впадины неровностей, находит применение при желании получить хорошую прирабатываемость изделий. Недостатком покрытия является низ кая сопротивляемость действию циклических нагрузок.
Оксидирование. — процесс образования искусственной ок сидной пленки на поверхности изделия. Эта пленка, обладая низкой твердостью и пористостью, хорошо удерживает смаз ку и предупреждает заедание. В процессе трения из пленки образуются мелкие-абразивы и этим обеспечивается ускорен ная прирабатываемость трущихся поверхностей. Хорошие результаты дает оксидирование на алюминии, образующаяся пленка на его поверхности обладает высокой жаростойкостью (до 1500°С)' и служит для изготовления алюминиевых под шипников с высокими антифрикционными свойствами.
Фосфатирование — процесс образования на поверхностях деталей пленки из нерастворимых фосфорно-кислых солей. Это покрытие более коррозиостойко, чем оксидное, и поэтому находит применение в тех случаях, когда поверхность трения может подвергаться действию щелочных растворов. Фосфо ритное покрытие является хорошей основой для надежного соединения поверхности с твердой дисульфидмолибденовой смазкой.
Сульфидирование — процесс насыщения поверхностного слоя серой. При сульфидировании шероховатость поверхнос ти увеличивается. Обладая высокой адсорбционной способно стью, сульфидный слой активизирует действие смазочного
8* |
115 |
масла. Обладая меньшей прочностью, чем основной металл, пленка легко отделяется и образует мелкие абразивные час тицы. Эти частицы совместно со смазкой способствуют весьма чистой (до 11 класса чистоты) и ускоренной обработке по верхностей.
III. Покрытие, наплавки, упрочнения поверхностного слоя
Электрѳлитическое хромирование, как технологический способ повышения износостойкости стальных изделий, зани маетведущее место в обработке поверхностей. Объясняется это тем, что хром отличается высокой твердостью, прочностью, сцепления со сталью, химической стойкостью и хорошей теп лопроводностью и теплостойкостью.
Хром, мало изнашиваясь, мало изнашивает и сопряженные
сним поверхности. Недостатком хромового покрытия явля ется невысокая усталостная прочность. Объясняется это тем, что в поверхностном слое хромового покрытия (при его де формировании) возникают растягивающиенапряжения. Хро мовые покрытия рекомендуется применять при работе в паре
сбаббитами, мелкозернистым чугуном, мягкими и среднеза
каленными сталями при наличии смазки и невысоких давле ний.
Железнение — процесс электролитического осаждения же леза на стальных либо чугунных изношенных изделиях. При меняется железнение, как средство наращивания металла при восстановлении размеров изношенных деталей. Процесс железнения весьма экономичный, а скорость наращивания слоя высокая. Для повышения механических свойств наносимого слоя железнение производят в электролитах, содержащих марганец или никель.
Серебрение — процесс осаждения на поверхности изделия серебра с целью предохранения ее от действия кислот, кото рые могут содержаться в маслах. Однако процесс серебрения трудоемкий, так как сцепление с основой недостаточное.
Лужение — процесс покрытия поверхности изделия .оло вом. Используют лужение для ускорения приработки чугун ных и алюминиевых изделий.
Свинцевание — процесс покрытия поверхности изделия свинцом. Применяется свинцевание в тех случаях, когда стре мятся увеличить износостойкость деталей. Повышение изно состойкости поверхности, подвергнутой свинцеваний, объяс няется тем, что образивные частицы, попадая в свинцовый слой, застревают там и не участвуют в разрушении поверхно
116
сти. Недостаткам свинцевания является малая стойкость по верхности коррозионному воздействию кислот.
Индирование применяется для предотвращения поверхно стей от действия кислот. Состоит индирование в нанесении на поверхность свинцово-индиевого покрытия.
Наплавки высоколегированной сталью применяются для восстановления размеров изношенных деталей и для предо хранения поверхностей изделий от действия абразива, корро зии, эрозии, каватации *.
Металлизация напылением. Процесс металлизации напы лением состоит в расплавлении у поверхности металлизатора проволоки из стали либо из цветного металла с последующим распылением его струей сжатого воздуха по поверхности де тали.
Процесс металлизации напылением, будучи весьма деше вой операцией при ремонте и восстановлении размеров дета лей, улучшает антифрикционные свойства поверхностного слоя, но .понижает усталостную прочность изделия.
Фрикционное меднение, бронзирование, латунирование стальных деталей. Фрикционные способы нанесения тонких покрытий на стальные поверхности основаны на использова нии явления схватывания и переноса металлов при трении.
Графитирование. Весьма эффективной добавкой к смазоч ным маслам, значительно улучшающей работу поверхностно го слоя деталей при трении, является коллоидный графит, из мельченный до микронной фракции. Смешанный с минераль ным« маслами коллоидный графит значительно увеличивает скорость растекания масла и способствует весьма эффектив ной приработке поверхностей.
Электроискровое упрочнение. Процесс электроискрового упрочнения поверхностного слоя деталей состоит в импульс ном разряде электрического тока у ее поверхности. При проскакивании искры с поверхности изделия — катода вырыва ются частицы материала; они выбрасываются в окружающую среду. Одновременно с этим с большой интенсивностью про исходит перенос материала с электрода — инструмента — анода на катод.
Протекает процесс с высокими скоростями нагрева с по следующим охлаждением поверхностного слоя. В результате происходит сверхскоростная закалка с формированием «бе лого слоя».
* Для -предохранения -выкрашивания карбидов в наллавный слой добавляют мягкую связующую основу из кобальта.
117
При разряде диссоциируемый атмосферный азот переходит в атомарное состояние и вступает в соединение с железом и легирующими элементами поверхностного слоя. В дальней шем под действием теплового ммиулъеа происходит диффун дирование атомарного азота в глубь детали. Упрочнение изде лия снижает усталостную прочность в связи с появлением остаточныхрастягивающих напряжений. І\ тому же происхо дит и ухудшение чистоты поверхности.
Электроискровой способ упрочнения не требует ни предва рительной, ни последующей термообработки поверхности. И при надлежащей глубине наклепа слон обладает хорошей жаростойкостью. В этом сказывается положительная сторона электроискрового упрочнения изделия. Ликвидировать же сниженную усталостную прочность при электроискровом уп рочнении можно последующей дробеструйной или другой ме ханической обработкой поверхности.
Механическое наклепывание поверхности. Механическое наклепывание изделий (обдувка, дробью, накат), вызывая остаточные напряжения сжатия в поверхностном слое, и улуч шая качество поверхности, повышает его твердость и износо стойкость. Наклепанная поверхность в меньшей степени под вержена схватыванию, чем шлифованная либо точеная по верхности. Однако при абразивном воздействии поверхности наклеп не дает положительного эффекта.
7.3Выбор материалов и смазки для узлов трения
1.Выбор материалов
Различают следующие типы материалов: конструкцион ные, фрикционные, антифрикционные и износостойкие.
Конструкционные материалы обладают высокой прочно стью и жесткостью и опособны воспринимать значительные нагрузки. К таким материалам относятся качественные стали, чугуны. Применение такие материалы находят в тяжелонагружеиных узлах трения (валы, зубчатые колеса, направля ющие для ползунов).
Фрикционные материалы обеспечивают высокое и стабиль ное значение коэффициента трения. К таким материалам от носятся резина, пластмассы, дерево, кожа, асбест, пробка, войлок, металлокерамика и другие. Эти ійаТериалы находят применение в тормозах, фрикционных муфтах.
Антифрикционные материалы способны обеспечивать низ кие значения коэффициентов трения. К таким материалам от-
Ш
носятся баббитовые сплавы. Эти материалы находят приме нение в подшипниках скольжения.
Износостойкие материалы обладают высоким коэффици ентом износостойкости. Это специальным способом упрочнен ные стали, пластики, металлокерамика и другие материалы. Эти материалы находят применение в зубьях ковшей экскава торов, лемехах плугов и т. д.
Выбор материалов в конструкциях сопряженных деталей машин является наиболее сложной задачей при решении про блемы долговечности и надежности работы поверхностей тре ния. Решение этой задачи прежде всего зависит от назначе ния и условий работы узла трения, дефицитности и стоимости материала.
При действии малых нагрузок и наличии небольших ско ростей экономичны при эксплуатации чугуны. При значитель ных нагрузках в связи с возможностями коррозионного изно са чугуны легируют. Таким легированным чугуном является неризитаустенитный чугун с высоким содержанием никеля. Например, в авиационных двигателях, работающих в напря женных условиях, поверхности деталей должны быть износо стойкими. В этих усложненных условиях процесса трения хо рошо работает азотированная сталь.
В коленчатых валах применение находят модифицирован ные чугуны с пластинчатым графитом. Объясняется это тем, что эти чугуны менее чувствительны к воздействиям, вызван ным возможными нарушениями в ' правильности ориентиров ки осевой линии вала.
В станинах токарных станков, где направляющие должны обладать высоким коэффициентом износостойкости и значи тельным сопротивлением заеданию, применение находят хо рошо обрабатываемые чугуны марки СЧ 21-40 или СМ ЗЙ-52.
При действии специальных смазочных жидкостей в узлах трения, как спирто-глицериновая смесь, в амортизационных устройствах шасси самолетов в целях надежности использу ют для буксы бронзу Бр. АЖМЦ в паре со сталью, хотя здесь изнашиваемость и значительная. То же имеет место и в плун жерных парах топливной аппаратуры двигателей, где в це лях надежности применяют пары трения из закаленных ста лей.
На выбор материалов оказывают влияние и условия рабо ты узла трения. Так, сталь Гатфильда (0}2% С и 12% М) на ходит применение при изготовлении крестовины рельсов, зу бьев ковшей экскаваторов и в других тяжелонагруженных уз-
И9