Файл: Мамонтов, В. Г. Содержание пути на участках автоблокировки и электрической тяги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принимают работы по приварке стыковых соедини­ телей при плановых ремонтах и текущем содержании дорожный мастер околотка, при постройке новых линий,

электрификации

или оборудовании их автоблокиров­

кой —комиссия

с участием представителей дистанции

пути и строительной организации. При приемке прове­ ряют правильность расположения и плотность прилега­ ния манжет соединителей к рельсу, а также качество и площадь сварного шва, правильность его наложения. При обнаружении оплавления медного троса и попада­ ния меди в сварной шов соединитель бракуют. Его от­ рывают, место приварки зачищают до полного удаления меди, а затем соединитель приваривают вновь.

В настоящее время на некоторых дорогах испыты­ вают в эксплуатационных условиях стыковые соедини­ тели новых конструкций, предназначенные как для при­ варки к головкам незакаленных рельсов, так и к по­ дошвам закаленных. Эти соединители разработаны с учетом устранения недостатков существующих типов соединителей.

Г Л А В А V

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПУТЕВЫХ РАБОТ НА УЧАСТКАХ

С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГОЙ И АВТОБЛОКИРОВКОЙ

Безопасность работников путевого хозяйства, обслу­ живающих участки пути с электрической тягой поездов,,

а также

оборудованных

автоблокировкой, зависит,

в первую

очередь, от знания и соблюдения

ими правил

и инструкций по технике

безопасности и

правильной

эксплуатации устройств рельсовых цепей.

 

Нарушение правил техники безопасности может при­

вести к поражению электрическим током.

Поражение

может быть вызвано непосредственным прикосновением или недопустимым приближением к частям устройств, постоянно находящимся под напряжением или оказав­ шимся под напряжением при повреждении электриче­ ской изоляции.

Характер поражения током и последствия зависят от величины и рода тока, от пути его протекания через ор­ ганизм, продолжительности воздействия, а также от ус­ ловий поражения и индивидуального состояния челове­ ка. Сопротивление организма человека имеет широкие пределы от 500—4000 Ом до нескольких десятков ты­ сяч Ом и зависит от состояния кожи, размера поверхно­ сти, характера соприкосновения и других факторов.

Величина напряжения сама по себе не может слу­ жить критерием опасности поражения, она лишь опре­ деляет величину тока поражения. Опасным вне помеще­ ния принято считать напряжение в 36 В, что касается величины тока, то опасным для жизни является ток, примерно, в 100 мА.

На величину тока поражения влияют различные ус­ ловия, такие, как наличие влажности, состояние обуви, проводимость основания, на котором стоит человек,

идр.

Вэлектрических рельсовых цепях может проходить

ипостоянный, и переменный ток. В цепях автоблоки-

136


ровки (без электрической тяги) напряжение колеблется от 2,2 до 10 В при токе от 1 до 4 А, в электротяговых цепях в зависимости от вида тока (постоянный или пе­ ременный) величина напряжения может быть различ­

ной.

Например, при электрической тяге на постоянном то­ ке с напряжением в контактном проводе 3300 В напря­ жение между рельсом и балластом не превышает 25 В и лишь в моменты короткого замыкания продолжитель­ ностью менее 0,1 с напряжение может подняться до 200 В, однако, вследствие непродолжительности дейст­ вия оно не представляет опасности для человека. Вели­ чина тока в рельсовой цепи на электрифицированных участках зависит от количества электропоездов на уча­ стке и поднимается при постоянном токе до 2000— 3000 А. Этот ток при ненарушенной рельсовой цепи не опасен для человека. Следует учитывать, однако, что замена рельсов без постановки обходных проводов не допускается, так как может привести к несчастным слу­ чаям (вызвать ожог, болезненные ощущения и т. д.).

Одной из отличительных особенностей электрической тяги на переменном токе является то, что проходящий по контактному проводу переменный ток высокого на­ пряжения образует вокруг себя переменное электромаг­ нитное иоле, которое в свою очередь вызывает наведен­ ное напряжение в проводах линий связи, рельсовых це­ пях, крышах сооружений и других металлических про­ водниках. При неизменных геометрических размерах н параметрах проводников, подверженных влиянию пере­ менного магнитного поля, наведенное напряжение воз­ растает с увеличением амплитуды и частоты тока в кон­ тактном проводе и уменьшением расстояния между про­ водником и контактным проводом.

Следовательно, (применение переменного тока для электрической тяги значительно усложняет условия ра­ боты и обслуживание рельсовых цепей, линий связи и других устройств.

Как показали исследования, на участках с электри­ ческой тягой переменного тока потенциал рельс — земля даже без разрыва колеи в нормальных и длительных режимах может превышать 150 В. Неблагоприятные условия для работы на пути создаются в сырую погоду, когда балласт становится влажным, а сырые рукавицы

9—45

137

я обувь работающих в случае соприкосновения с рель­ сом понижает переходное сопротивление между рельсом и землей. Особенно опасными по величине становятся потенциалы в таких условиях при подходе поезда к ме­ сту работ на расстояние до 450—600 м. В таких случаях все работы, связанные с прикосновением к рельсам’, пре­ кращают, а работающие отходят от рельсов на расстоя­ ние 4—5 м; приступают к работам вновь после удаления хвостового вагона поезда не менее чем на 400—500 м. Работники дистанций контактной сети и пути должны систематически замерять изменения потенциалов и опре­ делять опасные зоны пути, на которых потенциалы пре­ вышают допустимые. В зонах, где измеренные потенци­ алы превышают допустимые, нужно применять инстру­ мент с изолированными рукоятками. Не рекомендуется при работах становиться одной ногой на балласт, а дру­ гой на рельс во избежание попадания под шаговое на­ пряжение.

Для снижения потенциалов рельсов на двухпутных участках рекомендуется соединять между собой рельсы разных путей специальными дросселями, что особенно эффективно на больших станциях.

Порядок устройства заземлений различных постоян­ ных (стационарных) устройств указан в § 14.

Монтаж заземлений производится силами дистанций контактной сети; демонтаж и восстановление этих за­ землений при смене рельсов и других работах — специ­ ально проинструктированными работниками пути под наблюдением представителя дистанции контактной сети.

■При выполнении путевых работ вблизи контактной сети на электрифицированных участках руководству­ ются «Правилами безопасности для работников желез­ нодорожного транспорта на электрифицированных ли­ ниях» и «Правилами по технике безопасности и произ­

водственной санитарии /при производстве

работ в

путевом хозяйстве».

на элек­

П р и в с е х в и д а х п у т е в ы х р а б о т

трифицированном участке руководитель работ должен обеспечить их выполнение так, чтобы исключалась воз­ можность приближения рабочих, применяемых ими при­ способлений, материалов и машин на расстояние ближе чем 2 м к частям контактной сети, находящимся под напряжением.

138


Если по условиям производства работ это требова­ ние не может быть зьгполнено, то напряжение с кон­ тактной сети должно быть снято на весь период работ. В этом случае приступают к работам только после по­ лучения приказа энергодиспетчера на производство ра­ бот и после заземления контактной сети на месте работ. Ответственным за снятие напряжения и заземление яв­ ляется бригадир контактной сети или электромонтер, выделенный для этого начальником дистанции контакт­ ной сети.

Работы на электрифицированных участках, при ко­ торых одновременно нарушается непрерывность обеих рельсовых нитей одного и того же пути, допускаются только при условии прекращения движения электропо­ ездов на данном перегоне или станции по этому пути.

Указания бригадира или электромонтера дистанции контактной сети по вопросам электробезопасности явля­ ются обязательными для руководителя работ.

При работах, связанных с нарушением устройств СЦБ, обязательно присутствие электромеханика СЦБ, указания которого являются также обязательными для руководителя работ.

Для связи работников пути и работников контакт­ ной сети по фронту работ и сигналистов, ограждающих место работ, используют радиостанции или телефонную связь.

Одним из основных мероприятий, обеспечивающих безопасное производство путевых работ, является пра­ вильное и надежное заземление контактной сети. При случайной подаче напряжения на отключенный и зазем­ ленный участок контактной сети происходит короткое замыкание, которое приводит к автоматическому от­ ключению выключателей, установленных на тяговых подстанциях и постах секционирования. Параллельное присоединение человека к заземленной цепи при замы­ кании находящегося под напряжением контактного про­ вода на тяговый рельс не может вызвать через организм человека ток, величина которого угрожает его жизни.

Заземление участка

контактной

сети

производится

следующим порядком:

токе— двумя

заземляющими

а) при

постоянном

штангами с

обеих сторон от места

производства работ

(в пределах

видимости,

но не далее 300

м от места ра-

9*

139



бот). В случае выполнения работ в пределах одного мачтового пролета допускается установка одной зазем­ ляющей штанги на расстоянии не более 50 м от места работ;

б) при переменном токе— двумя заземляющими штангами на расстоянии одна от другой не более 200 м при заземлении контактной подвески и 100 м при за­ землении других проводов, расположенных на опорах контактной .сети. В этих случаях работу производят в зоне между двумя заземляющими штангами. Если на участке переменного тягового тока по условиям произ­ водства путевых работ заземляющие штанги нельзя соединять с тяговым рельсом, например, при использо­ вании путевых машин тяжелого типа, тогда в начале и в конце фронта работ устанавливают заземляющие штанги, надежно соединенные с замкнутыми накоротко между собой обеими нитями рельсового пути, на кото­ ром выполняются путевые работы. Кроме этого, кон­ тактную сеть по всему фронту работ заземляют также через каждые 200 м в сухую погоду и через 100—150 м

всырую.

Вкачестве заземлителей служат устанавливаемые

вне габарита подвижного состава неокрашенные метал­ лические уголки размером не менее 50x50 мм или тру­ бы диаметром 36—50 мм, на концах которых укрепляют наконечники заземляющего троса штанги. При сухих грунтах место забивки смачивают подсоленной водой.

Заземлители забивают не ближе 2 м от крайнего рельса на глубину не менее 1 м. Запрещается забивать заземлители в балластную призму.

По окончании работ руководитель, проверив и убе­ дившись в том, что люди и инструмент удалены от ча­ стей контактной сети на расстояние не менее 2 м, отме­ чает время окончания работ на копии письменного раз­ решения, находящейся у бригадира или электромонтера дистанции контактной сети. После снятия заземляющих штанг контактная сеть считается под напряжением и приближаться к ней запрещается.

На столбах, крышах, подвижном составе и других сооружениях, расположенных на участках постоянного к переменного тока на расстоянии от 2 до 4 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением, рабо­ ты могут производиться без снятия напряжения и без

140

заземления контактной сети, но под наблюдением спе­ циально выделенного лица, проинструктированного ру­ ководителем. При выполнении работ на расстоянии бо­ лее 4 м наблюдения не требуется.

П ри в ьпполне нии р а б о т с п р и м е н е н и е м п у т е в ы х м а ш и н —путеукладчиков, рельсоукладчи­ ков и стреловых кранов на электрифицированных уча­ стках постоянного и переменного тока, а электробалла­ стеров и щебнеочистительных машин на участках, элек­ трифицированных на переменном токе, напряжение с контактной сети должно быть снято на весь период ра­ бот, а контактная сеть заземлена, как было указано зьгше. На выход указанных машин к месту работ необ­ ходимо иметь письменное разрешение поездного диспет­ чера и энергодиспетчера. Маневры с краном разреша­ ются при стреле, установленной вдоль пути и опущен­ ной до уровня крыши будки крана.

Подниматься людям на

фермы и в кабины машини­

стов, поднимать стрелу, а

также начинать работу ма­

шиной разрешается только

по указанию руководителя

работ и после получения письменного разрешения от бригадира или электромонтера дистанции контактной сети, ответственного за снятие напряжения и заземле­ ние контактной сети.

По окончании работ путевыми машинами руководи­ тель должен убедиться в том, что машины приведены в транспортное положение, люди сошли с ферм машин и из кабин, после чего отметить на копии письменного разрешения время окончания работ.

При работе электробалластера только по дозировке балласта снимать напряжение с контактной сети не требуется.

Если на электрифицированном участке путевые ма­ шины тяжелого типа работают без снятия напряжения с контактной сети, то необходимо заземляющие провода опор и других устройств отвести за пределы габарита машин в рабочем состоянии; по окончании работ вос­ становить заземления под наблюдением представителя дистанции контактной сети.

Если путевые машины выполняют работы на путях, смежных с электрифицированными, то необходимо сле­ дить за тем, чтобы ни одна часть машины, тросы или груз не приближались к находящимся под напряжением

141