Файл: Мамонтов, В. Г. Содержание пути на участках автоблокировки и электрической тяги.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
§33. Приварка стыковых соединителей
кобычным рельсам
Приварка стыковых соединителей производится при капитальном ремонте пути, сплошной смене рельсов, а также в связи с электрификацией участка или устрой ством автоблокировки. Соединители приваривают к го ловкам рельсов, если рельсы не подвергались оплошной термической обработке (за исключением закалки кон цов).
Необходимым условием надежной приварки соеди нителей к рельсам является обязательная зачистка бо ковых поверхностей головок рельсов и обжимного на конечника соединителя до металлического блеска. При хорошей зачистке обеспечивается надежный контакт, т. е. переходное электрическое сопротивление будет наи меньшим, исключается возможность искрения, а следо вательно, повреждения рельсов. Сварной шов у медного соединителя должен иметь площадь не менее 250 мм2.
Из трех применяемых способов приварки термитно
го, газопламенного и |
электр одугового — наименьшую |
вероятность образования |
хрупких структур металла |
рельсов и крестовин имеет газопламенный способ. Во обще же выбор способа приварки зависит от различных условий. К обычным рельсам соединители могут быть приварены любым из трех способов.
Электродуговой способ приварки наиболее простой, однако, он требует транспортировки громоздкой свароч ной аппаратуры и оборудования для подогрева рельсов.
Иногда применяют и термитный способ, который яв ляется также простым и дешевым. Он наиболее прием лем для приварки отдельных оторвавшихся соедини
телей.
Газопламенный способ не требует подогрева 'рельсов при пониженных температурах. Присадочным материа лом при этом способе приварки является сварочная про волока диаметром 4—5 мм марок Св-1 и Св-П.
Приваривать соединители электродуговым или тер митным способом без подогрева можно при температуре
рельсов |
выше |
+ 5 °С, |
а при |
температуре от + 5 до |
|
—il0° С — только |
с |
подогревом |
обычных углеродистых |
||
рельсов |
на длине |
150 |
мм до температуры 250—300°С; |
130
при температуре ниже —-10° С приварка соединителей любым способом запрещается во избежание образова ния хрупкой структуры рельсового металла.
Современные рельсы имеют повышенное содержание углерода до 0,82%- Это увеличивает их чувствительность
к закалке .при резком изменении температур. В |
связи |
с этим могут быть случаи образования трещин |
из-за |
резкой концентрации тепла при сосредоточенном нагре ве холодного рельса. Поэтому приваривают соединители в теплое время или же с подогревом рельса. Нагревают рельсы плавно по всей длине нагреваемого участка до температуры 250—300° С; также плавным должно быть и остывание нагретых концов, поэтому их при сварке защищают от действия ветра и осадков.
Для приварки электродуговым способом применяют толстообмазанные сварочные электроды диаметром 4— 5 мм марок УОНИИ-13/45, ОММ-5, ЦМ-7. Приварку ве дут минимальновозможным током с перерывами без местного перегрева металла. Приварив один конец со
единителя |
к рельсу, |
уменьшают |
сварочный |
ток: |
при |
|
диаметре |
электрода |
4 |
мм — до |
140—160 А, |
а при |
диа |
метре 5 мм — до 160— |
180 А. |
|
|
|
||
Электродуговым |
способом соединители приваривают |
обычно без перерыва движения поездов с выставлением сигналистов и ограждением работ сигнальными знаками «С» (о подаче свистка). В тех местах, где не имеется удобных площадок для установки сварочного агрегата, а также в тоннелях, эти работы выполняют с закрытием перегона.
На участках, оборудованных автоблокировкой, рабо ты по приварке соединителей электродуговым способом предварительно согласовывают с дистанцией СЦБ и связи и выполняют под наблюдением электромехаников. Во избежание повреждения сварочным током устройств СЦБ сварочные работы проводят, как правило, при от ключенных приборах этих устройств.
Приварка соединителей без отключения приборов СЦБ допускается, как исключение, при условии присое динения обратного провода каждый раз к тому рельсу, к которому приваривается соединитель. Обратный про вод сварочной цепи присоединяют к рельсам струбци ной так, чтобы струбцина располагалась в пределах га барита. При неплотном присоединении возможно искре
131
ние (вольтова дуга), |
'.приводящее к |
повреждению |
||
рельса. Нарушение |
режима |
приварки |
соединителей |
|
(чрезмерный токовый |
режим, |
применение |
электродов |
|
большого диаметра и |
др.) |
приводит к случаям пережо |
гов стенок манжет, в результате чего в наплавленный шов попадает медь, способствующая образованию тре щин в сварном соединении, которые в дальнейшем в
.процессе эксплуатации могут .привести и к усталостно му повреждению рельса.
Соединители приваривают к боковой нерабочей гра ни рельса так, чтобы их верх был на 15 мм ниже по верхности катания нового рельса, а у рельсов, имеющих износ, это расстояние уменьшается на величину верти кального износа, но не должно быть менее 10 мм; рас стояние между внутренними торцами манжет должно быть 90—100 мм при одинаковом удалении их от кон цов рельсов (см. рис. 12).
Для надежного и правильного укрепления манжет соединителей на головке рельса во время приварки ре комендуется применять струбцины, чертежи которых разработаны проектно-технологическо-конструкторским бюро Главного управления пути.
Правильное расположение манжет приварных соеди нителей по высоте гарантирует их от ударов при про ходе изношенных колес подвижного состава.
Чтобы не повредить приварные соединители колеса ми однорельсовой путевой тележки (модерона), гребни ее колес растачивают, как это показано на рис. 62.
Приемку приваренных соединителей производят на ружным осмотром валика приварки с проверкой рас
|
стояний |
от |
поверхности |
||
|
катания |
рельса |
и распо |
||
|
ложения |
|
относительно |
||
|
торцов рельсов. Проч |
||||
|
ность приварки |
соедини |
|||
|
теля |
проверяют |
обстуки |
||
|
ванием |
шва |
молоточком. |
||
|
Сварочный валик не дол |
||||
|
жен иметь подрезов и не |
||||
|
заполненных кратеров, а |
||||
|
на |
рельсе |
не |
должно |
|
Рис. 62. Схема обточки колеса од быть |
|
|
наплавленных |
||
норельсовой тележки |
брызг металла. |
|
|||
|
|
132
§34. Приварка стыковых соединителей
кзакаленным рельсам
Ктермически обработанным по всей длине рельсам
■{закаленным в масле — производства Нижнетагильско го металлургического комбината и поверхностно-зака ленным завода «Азоветаль») стыковые соединители при варивают только к подошве рельса с соблюдением спе циальных технических требований, утвержденных Глав ным управлением пути.
Конец рельса в месте приварки на длине 150 мм очи щают от мазута, масла и грязи, а место наложения сварного шва зачищают до металлического блеска. Об ратный сварочный провод к подошве рельса присоеди няют при помощи скобы, что обеспечивает надежный контакт и исключает возможность искрения. Возбужде ние дуги и заварку кратера производят на манжете со единителя. Категорически запрещается подбирать силу тока, а также возбуждать дугу путем касания к рельсу, накладке или медному тросу соединителя.
Накануне приварки соединители подготавливают: манжеты обжимают только для рельсов Р65, как пока зано на рис. 16, а торцы обваривают электродами ма рок ОЗЧ-1 диаметром 3 или 4 мм постоянным током обратной полярности соответственно 100—120 А (для диаметра 3 мм) и 120—140 А (для диаметра 4 мм) или же электродами марки «Комсомолец-400» тех же диа метров постоянным током обратной полярности соответ ственно 140—160 А и 200—220 А.
При отсутствии электродов указанных марок обвар ку торцов можно производить пучком электродов, состо ящим из одного электрода марки УОНИ-13/45 диамет ром 3 мм и трех медных прутков диаметром 2 мм, при крепленных к этому электроду тонкой, медной проволо кой, как показано на рис. 63. Конец электрода и медные прутки в месте зажима в держателе должны быть сва рены. При отсутствии медных прутков могут быть ис пользованы проволоки медного троса соединителя с суммарной площадью 9—10 мм2.
К рельсам Р65 соединители приваривают к верху подошвы, как обжатыми (см. рис. 15,а), так и необжатыми (см. рис. 15,6) манжетами, а к рельсам Р50 к кромке подошвы необжатыми манжетами (см. рис.
133 .
1
Рис. 63. Схема |
пучка электродов для обварки торцов соединителей: |
|||
1 — заваренные |
концы |
прутков; 2 — медные прутки; |
3 — электрод; |
■♦— об |
|
|
вязка |
|
|
13,а), или со стальными пластинками |
(см. рис. |
13,6), |
||
заранее приваренными к манжетам (см. |
рис. 14). |
|
||
Приварку соединителей к подошве рельса произво |
||||
дят электродами |
марки УОНИ-13/45 диаметром |
3 или |
4 мм постоянным током обратной полярности, при этом для электродов диаметром 3 мм применяют сварочный
ток 80— |
100 А, а для электродов диаметром 4 мм — |
120—140 |
А. |
При отсутствии источников постоянного тока допу скается применение переменного тока и электродов со гласно табл. 10.
Приваривают соединители в следующем порядке: ду гу возбуждают на середине манжеты и шов проварива ют в сторону ее конца, но не доводят до него на 5 мм; не прерывая дуги, накладывают отжигающий ва лик до середины манжеты, т. е. до начала соединитель ного шва. Далее проваривают вторую половину манже ты и опять, оставив 5 мм до конца, не прерывая дуги, поворачивают и накладывают отжигающий валик к се редине манжеты.
Т а б л и ц а 10
Электроды для приварки соединителей к закаленным рельсам переменным сварочным током
Марка электрода |
Диаметр электрода, |
Ток, А |
мм |
||
MP3 |
3 |
100—120 |
|
4 |
140— 160 |
АН04 |
3 |
100-120 |
|
4 |
140— 160 |
ОЗС12 |
3 |
90-100 |
|
4 |
140— 160 |
134