Файл: Мамонтов, В. Г. Содержание пути на участках автоблокировки и электрической тяги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§33. Приварка стыковых соединителей

кобычным рельсам

Приварка стыковых соединителей производится при капитальном ремонте пути, сплошной смене рельсов, а также в связи с электрификацией участка или устрой­ ством автоблокировки. Соединители приваривают к го­ ловкам рельсов, если рельсы не подвергались оплошной термической обработке (за исключением закалки кон­ цов).

Необходимым условием надежной приварки соеди­ нителей к рельсам является обязательная зачистка бо­ ковых поверхностей головок рельсов и обжимного на­ конечника соединителя до металлического блеска. При хорошей зачистке обеспечивается надежный контакт, т. е. переходное электрическое сопротивление будет наи­ меньшим, исключается возможность искрения, а следо­ вательно, повреждения рельсов. Сварной шов у медного соединителя должен иметь площадь не менее 250 мм2.

Из трех применяемых способов приварки термитно­

го, газопламенного и

электр одугового — наименьшую

вероятность образования

хрупких структур металла

рельсов и крестовин имеет газопламенный способ. Во­ обще же выбор способа приварки зависит от различных условий. К обычным рельсам соединители могут быть приварены любым из трех способов.

Электродуговой способ приварки наиболее простой, однако, он требует транспортировки громоздкой свароч­ ной аппаратуры и оборудования для подогрева рельсов.

Иногда применяют и термитный способ, который яв­ ляется также простым и дешевым. Он наиболее прием­ лем для приварки отдельных оторвавшихся соедини­

телей.

Газопламенный способ не требует подогрева 'рельсов при пониженных температурах. Присадочным материа­ лом при этом способе приварки является сварочная про­ волока диаметром 4—5 мм марок Св-1 и Св-П.

Приваривать соединители электродуговым или тер­ митным способом без подогрева можно при температуре

рельсов

выше

+ 5 °С,

а при

температуре от + 5 до

—il0° С — только

с

подогревом

обычных углеродистых

рельсов

на длине

150

мм до температуры 250—300°С;

130


при температуре ниже —-10° С приварка соединителей любым способом запрещается во избежание образова­ ния хрупкой структуры рельсового металла.

Современные рельсы имеют повышенное содержание углерода до 0,82%- Это увеличивает их чувствительность

к закалке .при резком изменении температур. В

связи

с этим могут быть случаи образования трещин

из-за

резкой концентрации тепла при сосредоточенном нагре­ ве холодного рельса. Поэтому приваривают соединители в теплое время или же с подогревом рельса. Нагревают рельсы плавно по всей длине нагреваемого участка до температуры 250—300° С; также плавным должно быть и остывание нагретых концов, поэтому их при сварке защищают от действия ветра и осадков.

Для приварки электродуговым способом применяют толстообмазанные сварочные электроды диаметром 4— 5 мм марок УОНИИ-13/45, ОММ-5, ЦМ-7. Приварку ве­ дут минимальновозможным током с перерывами без местного перегрева металла. Приварив один конец со­

единителя

к рельсу,

уменьшают

сварочный

ток:

при

диаметре

электрода

4

мм — до

140—160 А,

а при

диа­

метре 5 мм — до 160—

180 А.

 

 

 

Электродуговым

способом соединители приваривают

обычно без перерыва движения поездов с выставлением сигналистов и ограждением работ сигнальными знаками «С» (о подаче свистка). В тех местах, где не имеется удобных площадок для установки сварочного агрегата, а также в тоннелях, эти работы выполняют с закрытием перегона.

На участках, оборудованных автоблокировкой, рабо­ ты по приварке соединителей электродуговым способом предварительно согласовывают с дистанцией СЦБ и связи и выполняют под наблюдением электромехаников. Во избежание повреждения сварочным током устройств СЦБ сварочные работы проводят, как правило, при от­ ключенных приборах этих устройств.

Приварка соединителей без отключения приборов СЦБ допускается, как исключение, при условии присое­ динения обратного провода каждый раз к тому рельсу, к которому приваривается соединитель. Обратный про­ вод сварочной цепи присоединяют к рельсам струбци­ ной так, чтобы струбцина располагалась в пределах га­ барита. При неплотном присоединении возможно искре­

131


ние (вольтова дуга),

'.приводящее к

повреждению

рельса. Нарушение

режима

приварки

соединителей

(чрезмерный токовый

режим,

применение

электродов

большого диаметра и

др.)

приводит к случаям пережо­

гов стенок манжет, в результате чего в наплавленный шов попадает медь, способствующая образованию тре­ щин в сварном соединении, которые в дальнейшем в

.процессе эксплуатации могут .привести и к усталостно­ му повреждению рельса.

Соединители приваривают к боковой нерабочей гра­ ни рельса так, чтобы их верх был на 15 мм ниже по­ верхности катания нового рельса, а у рельсов, имеющих износ, это расстояние уменьшается на величину верти­ кального износа, но не должно быть менее 10 мм; рас­ стояние между внутренними торцами манжет должно быть 90—100 мм при одинаковом удалении их от кон­ цов рельсов (см. рис. 12).

Для надежного и правильного укрепления манжет соединителей на головке рельса во время приварки ре­ комендуется применять струбцины, чертежи которых разработаны проектно-технологическо-конструкторским бюро Главного управления пути.

Правильное расположение манжет приварных соеди­ нителей по высоте гарантирует их от ударов при про­ ходе изношенных колес подвижного состава.

Чтобы не повредить приварные соединители колеса­ ми однорельсовой путевой тележки (модерона), гребни ее колес растачивают, как это показано на рис. 62.

Приемку приваренных соединителей производят на­ ружным осмотром валика приварки с проверкой рас­

 

стояний

от

поверхности

 

катания

рельса

и распо­

 

ложения

 

относительно

 

торцов рельсов. Проч­

 

ность приварки

соедини­

 

теля

проверяют

обстуки­

 

ванием

шва

молоточком.

 

Сварочный валик не дол­

 

жен иметь подрезов и не­

 

заполненных кратеров, а

 

на

рельсе

не

должно

Рис. 62. Схема обточки колеса од­ быть

 

 

наплавленных

норельсовой тележки

брызг металла.

 

 

 

132


§34. Приварка стыковых соединителей

кзакаленным рельсам

Ктермически обработанным по всей длине рельсам

■{закаленным в масле — производства Нижнетагильско­ го металлургического комбината и поверхностно-зака­ ленным завода «Азоветаль») стыковые соединители при­ варивают только к подошве рельса с соблюдением спе­ циальных технических требований, утвержденных Глав­ ным управлением пути.

Конец рельса в месте приварки на длине 150 мм очи­ щают от мазута, масла и грязи, а место наложения сварного шва зачищают до металлического блеска. Об­ ратный сварочный провод к подошве рельса присоеди­ няют при помощи скобы, что обеспечивает надежный контакт и исключает возможность искрения. Возбужде­ ние дуги и заварку кратера производят на манжете со­ единителя. Категорически запрещается подбирать силу тока, а также возбуждать дугу путем касания к рельсу, накладке или медному тросу соединителя.

Накануне приварки соединители подготавливают: манжеты обжимают только для рельсов Р65, как пока­ зано на рис. 16, а торцы обваривают электродами ма­ рок ОЗЧ-1 диаметром 3 или 4 мм постоянным током обратной полярности соответственно 100—120 А (для диаметра 3 мм) и 120—140 А (для диаметра 4 мм) или же электродами марки «Комсомолец-400» тех же диа­ метров постоянным током обратной полярности соответ­ ственно 140—160 А и 200—220 А.

При отсутствии электродов указанных марок обвар­ ку торцов можно производить пучком электродов, состо­ ящим из одного электрода марки УОНИ-13/45 диамет­ ром 3 мм и трех медных прутков диаметром 2 мм, при­ крепленных к этому электроду тонкой, медной проволо­ кой, как показано на рис. 63. Конец электрода и медные прутки в месте зажима в держателе должны быть сва­ рены. При отсутствии медных прутков могут быть ис­ пользованы проволоки медного троса соединителя с суммарной площадью 9—10 мм2.

К рельсам Р65 соединители приваривают к верху подошвы, как обжатыми (см. рис. 15,а), так и необжатыми (см. рис. 15,6) манжетами, а к рельсам Р50 к кромке подошвы необжатыми манжетами (см. рис.

133 .

1

Рис. 63. Схема

пучка электродов для обварки торцов соединителей:

1 — заваренные

концы

прутков; 2 — медные прутки;

3 — электрод;

■♦— об­

 

 

вязка

 

 

13,а), или со стальными пластинками

(см. рис.

13,6),

заранее приваренными к манжетам (см.

рис. 14).

 

Приварку соединителей к подошве рельса произво­

дят электродами

марки УОНИ-13/45 диаметром

3 или

4 мм постоянным током обратной полярности, при этом для электродов диаметром 3 мм применяют сварочный

ток 80—

100 А, а для электродов диаметром 4 мм —

120—140

А.

При отсутствии источников постоянного тока допу­ скается применение переменного тока и электродов со­ гласно табл. 10.

Приваривают соединители в следующем порядке: ду­ гу возбуждают на середине манжеты и шов проварива­ ют в сторону ее конца, но не доводят до него на 5 мм; не прерывая дуги, накладывают отжигающий ва­ лик до середины манжеты, т. е. до начала соединитель­ ного шва. Далее проваривают вторую половину манже­ ты и опять, оставив 5 мм до конца, не прерывая дуги, поворачивают и накладывают отжигающий валик к се­ редине манжеты.

Т а б л и ц а 10

Электроды для приварки соединителей к закаленным рельсам переменным сварочным током

Марка электрода

Диаметр электрода,

Ток, А

мм

MP3

3

100—120

 

4

140— 160

АН04

3

100-120

 

4

140— 160

ОЗС12

3

90-100

 

4

140— 160

134