ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
он знал, какой тернистый путь предстояло пройти каждому ученику, прежде чем он достигнет заветной цели — станет зодчим. Сколько унижений, обид должны будут перенести они и от иностранцев, и от именитых чиновников Канце лярии, которые смотрели на них свысока, как на предста вителей «подлого» сословия. Видя перед собой склонив шиеся над листами бумаги лица подростков, вычерчивающих детали архитектурных ордеров, зодчий не раз вспоминал пережитые им самим трудные годы ученичества, да и не только ученичества. Получив почетное право исполнять все работы, находившиеся ранее в ведении «обер-архитекто- ров», он продолжал пребывать все в том же скромном ранге «архитектурии гезеля» с окладом 180 рублей в год. Никто не спешил вознаградить его по заслугам, полагая, что чело век незнатного происхождения может довольствоваться и скромным окладом.
Испытав на себе всю несправедливость социального не равенства, молодой зодчий, по-видимому, стремился облег чить участь младших собратьев. Он терпеливо учил их пре мудростям архитектурной науки. Много делал он и для улуч шения материального положения своих питомцев: следил за своевременной выплатой им жалованья, заботился о его повышении по мере приобретения ими знаний и выполне ния более сложных работ. Педагогическая деятельность должна была приносить большое удовлетворение зодчему не только как наставнику, не только как патриоту, который радовался росту числа отечественных мастеров, но и как человеку, проведшему юность вне семьи и родных, среди чужих людей. Доверие и любовь постоянно окружавших его детей и подростков, хорошие товарищеские отношения со многими старшими учениками согревали его.
Система преподавания в команде Земцова строилась сле дующим образом. Сначала «малолетние» обучались арифме тике, затем геометрии. После этого шло штудирование ар
42
хитектурных ордеров по «трем книгам архитектуры» знаме нитого итальянского архитектора и теоретика Виньолы. Около двух лет уходило на эти «штудии», и только после освоения архитектурной азбуки ученики переходили к сле дующему этапу — составлению чертежей, а затем к работе на строительстве.
Конечно, заниматься с «малолетними» было тяжелее, чем с подростками. Не всегда дети обладали необходимыми способностями^ и не все могли со временем стать масте рами. Тем не менее Земцов предпочитал брать «несмышле ношей» и учить их начиная с азов, чем заниматься со взрос лыми. Великовозрастный ученик, по его мнению, «много летнюю науку едва может окончить и вскорости плода от него... ожидать» нельзя.
Занятия проводились в специальных «учебных палатах», занимавших часть небольшого дома Микетти на Первой Литейной набережной улице, в котором с 1724 года жил Земцов. Несколько позже, когда число учеников возросло, для обучения стали использовать более просторные поме щения Почтового двора, стоявшего на месте позднее по строенного Мраморного дворца.
Молодой русский зодчий удачно вел обучение и особен ных успехов добился в подготовке «малолетних». В 1724 году у него было уже 14 учеников младшего возраста. В 1727 го ду команда Земцова пополнилась шестью мальчиками, пере веденными от его бывшего наставника Доменико Трезини.
Старшие ученики, как воспитанные им, так и перешед шие из команд покинувших Россию архитекторов-иностран цев, использовались на строительстве возводимых им зданий.
Молодые гезели и ученики, помогая ему, одновременно постигали тайны архитектурного мастерства, перенимая от своего одаренного учителя навыки строительного искусства.
Кроме Михаила Огибалова на строительстве Екатеринентальского дворца в Ревеле ему помогал также Григорий
43
Небольсин. На работах в 1723 году в Петергофе трудились ученики из бывшей команды Микетти — Данила Елчанинов и Петр Смит.
Слава о Земцове-учителе быстро росла, и в середине 1720-х годов он имел самую многочисленную архитектур ную команду в Петербурге. Помимо обучения учеников раз ного возраста, разной степени подготовленности и одарен ности, он помогал юношам, вернувшимся из заграничного пенсионерства, делать первые шаги в работе. Земцов был не только в числе их экзаменаторов, но и своего рода их последним наставником. Так, еще в декабре 1723 года, на заре педагогической деятельности, он наравне с Доменико Трезини и Б.-К. Растрелли участвовал в «освидетельствова нии» Петра Еропкина и Тимофея Усова, приехавших на ро- ,дину после семилетнего пребывания в Италии. В результате экзамена они получили лишь звания «архитектурии гезелей», так как, «хотя и были в чужестранных государствах и обучались в теории, но не так искусны в практике». Пер вая проба их сил проходила на строительстве Стрельны и Петергофа. К этому времени их строительством стал руко водить Земцов. Первое время после возвращения оба быв ших пенсионера жили с ним под одной крышей. Тесное об щение с доброжелательным человеком, обладавшим огром ным строительным опытом, помогало им приобрести необ ходимые практические навыки.
Но и молодые зодчие были полезны Земцову. Рассказы о виденном в Европе, о применявшихся там строительных приемах и методах обучения, чтение привезенных книг, ознакомление с гравюрами и зарисовками обогащали новыми сведениями его пытливый ум. Совместная ра бота, единство интересов, небольшая разница в возрасте способствовали возникновению прочных дружеских отно шений между этими людьми, которые они сохранили на долгие годы.
44
Jë~i
: /хгг
'V~'
Автограф Земцова-архитектора. 22 января 1725 г.
Несмотря на бесспорные свидетельства зрелости Зем цова, он оставался все в том же звании «архитектурии гезеля», как и недавно прибывшие пенсионеры. Ничего не ос тавалось делать, как только самому заявить об этой неспра ведливости. В начале ноября 1724 года он подал Петру I прошение, «чтоб его величество пожаловать его указал для славы нации российской показал на нем яко на первом вы сокую милость по достоинству труду его науки и удостоить характером архитекторским».
Петр знал о больших способностях и знаниях этого человека, многие годы работавшего над созданием его глав ных дворцовых ансамблей. Он велел собрать архитекторов и «объявить им оной Земцов каким характером быть до стоин, чтоб они объявили об нем именно, и как они объявят таким характером ево и удостоить и прибавить ему жало ванья по рассмотрению». Волю царя объявил в Канцелярии ют строений кабинет-секретарь А. В. Макаров. Получив указ, У. А. Синявин 7 ноября распорядился призвать для решения этого вопроса архитекторов Доменико Трезини, Гаэтано Ки авери, Стефана фан Звитена и скульптора Б.-К. Растрелли. Через три дня, 10 ноября, они собрались в Канцелярии. Неявившийся Киавери прислал письменное свидетельство, в котором сообщал, что Земцов достоин быть архитектором. После зачтения прошения Земцова, указа Петра I и мнения Киавери Трезини подал аттестацию своего бывшего ученика
45
«за своею рукою письменно». В ней говорилось, «что по науке Земцова в архитектурном художестве и в практике с трудолюбием в строениях его императорского величества. достойно ево Земцова определить архитектором».
Б.-К. Растрелли объявил, что Земцов «архитектором пол ным и действительным быть достоин непрекословно во всех касающихся делах до оного художества» и, кроме того, «до стоин быть награжден окладом денежного жалованья за прошедшие и настоящие ево труды 1000 рублев в год, ибо он несет на себе такую должность, какую нес архитект Микетти». Фан Звитен хотя и присоединился к мнению о при своении Земцову звания архитектора, но счел достаточным назначить ему жалованье 600 рублей, в чем его поддержал и Трезини. Тем не менее Канцелярия от строений сочла и эту сумму слишком высокой и назначила «с убавкою» против их решения — всего лишь 550 рублей
Не успел Земцов еще привыкнуть к своему новому зва нию, как произошло событие, оказавшее большое влияние на его дальнейшую судьбу: 28 января 1725 года скончался неутомимый преобразователь страны. Петр I умер ночью в небольшом кабинете, который занимал угловое помеще ние во втором этаже каменного Зимнего дворца, возве денного в 1716—1720 годах по проекту Г. Маттарнови. Этот второй по счету Зимний дворец стоял на самом берегу Невы, у Зимней канавки, где возвышается Эрмитажный театр, построенный позднее Джакомо Кваренги.
Императрицей была провозглашена Екатерина. Теперь от ее распоряжений во многом зависела творческая деятель ность разных мастеров, и особенно Михайлы Земцова, в обязанности которого входило благоустройство всех цар ских резиденций.
Кончина Петра I не была для Земцова чужим горем. Умер тот, кто выдвигал способных и преданных отечеству, невзирая на их незнатное происхождение. Земцов имел слу-
46
Второй Зимний дворец Петра I. Фрагмент гравюры Е. Г. Виноградова по рисунку М. Махаева. 1753 г.
чай убедиться в этом на собственном примере. Как никто из архитекторов того времени, он был близок к Петру. На протяжении ряда лет, и особенно двух последних, они оба трудились над созданием дворцовых ансамблей. Петр был tie только заказчиком. Он в значительной степени являлся автором Летнего сада, Петергофа и других пригородных усадеб. Земцов, работавший в то время исключительно на ■строительстве царских дворцов и парков, не раз мог видеть,
47
как царь делал на бумаге наброски интересных композиций, затем воплощавшихся разными зодчими в архитектурные чертежи.
Одновременно с изданием манифестов о смерти Петра I и о вступлении на престол Екатерины была создана «пе чальная комиссия» для организации и оформления погре бального обряда. Руководил ее действиями глава артилле рийского ведомства Яков Вилимович Брюс. Кроме знатных сановников, представителей от армии и высшего духовен ства к ее работе были привлечены крупнейшие мастера. Б.-К. Растрелли снимал гипсовую маску с покойного. «Персонных дел мастер» Иван Никитин (тот самый, про кото рого Петр еще в 1717 году, перед посылкой живописца в Европу для обучения, с гордостью писал Екатерине в Дан циг: «попроси короля, чтоб велел свою персону ему спи сать... дабы знали, что есть и из нашего народа добрые ма стера») выполнил один из лучших по силе реализма и мастерству портретов. Эта работа художника хорошо из вестна под названием «Петр I на смертном ложе».
Оформление самого большого зала Зимнего дворца, где было решено поставить гроб, поручили скульптору-декора тору Н. Пино, автору оформления вестибюля Летнего дворца с рельефной фигурой Минервы и отделки кабинета Большого Петергофского дворца. В архиве Ленинградского отделения Института истории АН СССР хранится единст венный оттиск гравюр, выполненных А. Ростовцевым и С. Коровиным, на которых авторы изобразили траурное убранство зала и отметили, что пользовались для этого ри сунками Земцова. Значит, он не один час провел в зале дворца, погруженном в траур.
Не мог Земцов не участвовать и в состоявшейся 8 марта 1725 года церемонии перенесения тела Петра по льду Невы в Петропавловский собор. Грандиозное шествие по замерз шей реке запечатлено на тридцатиметровом рисунке, хра
48
нящемся в Рукописном отделе Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Сподвижники Петра I стремились продолжать его дела: укреплять престиж России на международной арене, разви вать торговлю и экономику страны, заботиться о развитии отечественной науки и искусства. В 1725 году начала свою деятельность Академия наук, указ о создании которой был подписан Петром 28 января 1724 года.
Еще в самом конце 1724 года механик и изобретатель А. К. Нартов представил царю проект учреждения Акаде мии художеств для подготовки высококвалифицированных отечественных мастеров самых различных видов искусства. Этот проект «соизволил е. и. в. за благо принять и ко утвер ждению в пользу своему отечеству намерение возымел»,— писал Нартов. Он должен был хорошо знать Земцова. Ведь они оба на протяжении нескольких лет много времени про водили в Летнем саду: один в царской токарне, а другой за разбивкой и благоустройством сада. Можно предположить, что именно Нартов подсказал Петру поручить Земцову проектирование специального здания для задуманной им Академии.
О замысле Земцова по созданию одного из первых зда ний для нового учебного заведения известно, к сожалению, только то, что оно было внушительных размеров, включало 115 покоев и что чертежи его бережно хранились у самого архитектора. Смерть Петра помешала реализации этих про ектов. Академия художеств, как известно, была открыта только в 1757 году, а ее величественное здание, и сейчас украшающее Университетскую набережную, возвели в 1764—1788 годах по проекту А. Кокоринова и В. Деламота.
Первым зданием, выполненным в натуре по проекту Зем цова-архитектора, была сооруженная в Летнем саду на бе регу Невы Зала для славных торжествований. К строи тельству ее «собрано было всяких работных мастеров и
3 М. В. Иогансен |
49 |