Файл: Иогансен, М. В. Михаил Земцов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

он знал, какой тернистый путь предстояло пройти каждому ученику, прежде чем он достигнет заветной цели — станет зодчим. Сколько унижений, обид должны будут перенести они и от иностранцев, и от именитых чиновников Канце­ лярии, которые смотрели на них свысока, как на предста­ вителей «подлого» сословия. Видя перед собой склонив­ шиеся над листами бумаги лица подростков, вычерчивающих детали архитектурных ордеров, зодчий не раз вспоминал пережитые им самим трудные годы ученичества, да и не только ученичества. Получив почетное право исполнять все работы, находившиеся ранее в ведении «обер-архитекто- ров», он продолжал пребывать все в том же скромном ранге «архитектурии гезеля» с окладом 180 рублей в год. Никто не спешил вознаградить его по заслугам, полагая, что чело­ век незнатного происхождения может довольствоваться и скромным окладом.

Испытав на себе всю несправедливость социального не­ равенства, молодой зодчий, по-видимому, стремился облег­ чить участь младших собратьев. Он терпеливо учил их пре­ мудростям архитектурной науки. Много делал он и для улуч­ шения материального положения своих питомцев: следил за своевременной выплатой им жалованья, заботился о его повышении по мере приобретения ими знаний и выполне­ ния более сложных работ. Педагогическая деятельность должна была приносить большое удовлетворение зодчему не только как наставнику, не только как патриоту, который радовался росту числа отечественных мастеров, но и как человеку, проведшему юность вне семьи и родных, среди чужих людей. Доверие и любовь постоянно окружавших его детей и подростков, хорошие товарищеские отношения со многими старшими учениками согревали его.

Система преподавания в команде Земцова строилась сле­ дующим образом. Сначала «малолетние» обучались арифме­ тике, затем геометрии. После этого шло штудирование ар­

42

хитектурных ордеров по «трем книгам архитектуры» знаме­ нитого итальянского архитектора и теоретика Виньолы. Около двух лет уходило на эти «штудии», и только после освоения архитектурной азбуки ученики переходили к сле­ дующему этапу — составлению чертежей, а затем к работе на строительстве.

Конечно, заниматься с «малолетними» было тяжелее, чем с подростками. Не всегда дети обладали необходимыми способностями^ и не все могли со временем стать масте­ рами. Тем не менее Земцов предпочитал брать «несмышле­ ношей» и учить их начиная с азов, чем заниматься со взрос­ лыми. Великовозрастный ученик, по его мнению, «много­ летнюю науку едва может окончить и вскорости плода от него... ожидать» нельзя.

Занятия проводились в специальных «учебных палатах», занимавших часть небольшого дома Микетти на Первой Литейной набережной улице, в котором с 1724 года жил Земцов. Несколько позже, когда число учеников возросло, для обучения стали использовать более просторные поме­ щения Почтового двора, стоявшего на месте позднее по­ строенного Мраморного дворца.

Молодой русский зодчий удачно вел обучение и особен­ ных успехов добился в подготовке «малолетних». В 1724 году у него было уже 14 учеников младшего возраста. В 1727 го­ ду команда Земцова пополнилась шестью мальчиками, пере­ веденными от его бывшего наставника Доменико Трезини.

Старшие ученики, как воспитанные им, так и перешед­ шие из команд покинувших Россию архитекторов-иностран­ цев, использовались на строительстве возводимых им зданий.

Молодые гезели и ученики, помогая ему, одновременно постигали тайны архитектурного мастерства, перенимая от своего одаренного учителя навыки строительного искусства.

Кроме Михаила Огибалова на строительстве Екатеринентальского дворца в Ревеле ему помогал также Григорий

43


Небольсин. На работах в 1723 году в Петергофе трудились ученики из бывшей команды Микетти — Данила Елчанинов и Петр Смит.

Слава о Земцове-учителе быстро росла, и в середине 1720-х годов он имел самую многочисленную архитектур­ ную команду в Петербурге. Помимо обучения учеников раз­ ного возраста, разной степени подготовленности и одарен­ ности, он помогал юношам, вернувшимся из заграничного пенсионерства, делать первые шаги в работе. Земцов был не только в числе их экзаменаторов, но и своего рода их последним наставником. Так, еще в декабре 1723 года, на заре педагогической деятельности, он наравне с Доменико Трезини и Б.-К. Растрелли участвовал в «освидетельствова­ нии» Петра Еропкина и Тимофея Усова, приехавших на ро- ,дину после семилетнего пребывания в Италии. В результате экзамена они получили лишь звания «архитектурии гезелей», так как, «хотя и были в чужестранных государствах и обучались в теории, но не так искусны в практике». Пер­ вая проба их сил проходила на строительстве Стрельны и Петергофа. К этому времени их строительством стал руко­ водить Земцов. Первое время после возвращения оба быв­ ших пенсионера жили с ним под одной крышей. Тесное об­ щение с доброжелательным человеком, обладавшим огром­ ным строительным опытом, помогало им приобрести необ­ ходимые практические навыки.

Но и молодые зодчие были полезны Земцову. Рассказы о виденном в Европе, о применявшихся там строительных приемах и методах обучения, чтение привезенных книг, ознакомление с гравюрами и зарисовками обогащали новыми сведениями его пытливый ум. Совместная ра­ бота, единство интересов, небольшая разница в возрасте способствовали возникновению прочных дружеских отно­ шений между этими людьми, которые они сохранили на долгие годы.

44

Jë~i

: /хгг

'V~'

Автограф Земцова-архитектора. 22 января 1725 г.

Несмотря на бесспорные свидетельства зрелости Зем­ цова, он оставался все в том же звании «архитектурии гезеля», как и недавно прибывшие пенсионеры. Ничего не ос­ тавалось делать, как только самому заявить об этой неспра­ ведливости. В начале ноября 1724 года он подал Петру I прошение, «чтоб его величество пожаловать его указал для славы нации российской показал на нем яко на первом вы­ сокую милость по достоинству труду его науки и удостоить характером архитекторским».

Петр знал о больших способностях и знаниях этого человека, многие годы работавшего над созданием его глав­ ных дворцовых ансамблей. Он велел собрать архитекторов и «объявить им оной Земцов каким характером быть до­ стоин, чтоб они объявили об нем именно, и как они объявят таким характером ево и удостоить и прибавить ему жало­ ванья по рассмотрению». Волю царя объявил в Канцелярии ют строений кабинет-секретарь А. В. Макаров. Получив указ, У. А. Синявин 7 ноября распорядился призвать для решения этого вопроса архитекторов Доменико Трезини, Гаэтано Ки­ авери, Стефана фан Звитена и скульптора Б.-К. Растрелли. Через три дня, 10 ноября, они собрались в Канцелярии. Неявившийся Киавери прислал письменное свидетельство, в котором сообщал, что Земцов достоин быть архитектором. После зачтения прошения Земцова, указа Петра I и мнения Киавери Трезини подал аттестацию своего бывшего ученика

45


«за своею рукою письменно». В ней говорилось, «что по науке Земцова в архитектурном художестве и в практике с трудолюбием в строениях его императорского величества. достойно ево Земцова определить архитектором».

Б.-К. Растрелли объявил, что Земцов «архитектором пол­ ным и действительным быть достоин непрекословно во всех касающихся делах до оного художества» и, кроме того, «до­ стоин быть награжден окладом денежного жалованья за прошедшие и настоящие ево труды 1000 рублев в год, ибо он несет на себе такую должность, какую нес архитект Микетти». Фан Звитен хотя и присоединился к мнению о при­ своении Земцову звания архитектора, но счел достаточным назначить ему жалованье 600 рублей, в чем его поддержал и Трезини. Тем не менее Канцелярия от строений сочла и эту сумму слишком высокой и назначила «с убавкою» против их решения — всего лишь 550 рублей

Не успел Земцов еще привыкнуть к своему новому зва­ нию, как произошло событие, оказавшее большое влияние на его дальнейшую судьбу: 28 января 1725 года скончался неутомимый преобразователь страны. Петр I умер ночью в небольшом кабинете, который занимал угловое помеще­ ние во втором этаже каменного Зимнего дворца, возве­ денного в 1716—1720 годах по проекту Г. Маттарнови. Этот второй по счету Зимний дворец стоял на самом берегу Невы, у Зимней канавки, где возвышается Эрмитажный театр, построенный позднее Джакомо Кваренги.

Императрицей была провозглашена Екатерина. Теперь от ее распоряжений во многом зависела творческая деятель­ ность разных мастеров, и особенно Михайлы Земцова, в обязанности которого входило благоустройство всех цар­ ских резиденций.

Кончина Петра I не была для Земцова чужим горем. Умер тот, кто выдвигал способных и преданных отечеству, невзирая на их незнатное происхождение. Земцов имел слу-

46

Второй Зимний дворец Петра I. Фрагмент гравюры Е. Г. Виноградова по рисунку М. Махаева. 1753 г.

чай убедиться в этом на собственном примере. Как никто из архитекторов того времени, он был близок к Петру. На протяжении ряда лет, и особенно двух последних, они оба трудились над созданием дворцовых ансамблей. Петр был tie только заказчиком. Он в значительной степени являлся автором Летнего сада, Петергофа и других пригородных усадеб. Земцов, работавший в то время исключительно на ■строительстве царских дворцов и парков, не раз мог видеть,

47


как царь делал на бумаге наброски интересных композиций, затем воплощавшихся разными зодчими в архитектурные чертежи.

Одновременно с изданием манифестов о смерти Петра I и о вступлении на престол Екатерины была создана «пе­ чальная комиссия» для организации и оформления погре­ бального обряда. Руководил ее действиями глава артилле­ рийского ведомства Яков Вилимович Брюс. Кроме знатных сановников, представителей от армии и высшего духовен­ ства к ее работе были привлечены крупнейшие мастера. Б.-К. Растрелли снимал гипсовую маску с покойного. «Персонных дел мастер» Иван Никитин (тот самый, про кото­ рого Петр еще в 1717 году, перед посылкой живописца в Европу для обучения, с гордостью писал Екатерине в Дан­ циг: «попроси короля, чтоб велел свою персону ему спи­ сать... дабы знали, что есть и из нашего народа добрые ма­ стера») выполнил один из лучших по силе реализма и мастерству портретов. Эта работа художника хорошо из­ вестна под названием «Петр I на смертном ложе».

Оформление самого большого зала Зимнего дворца, где было решено поставить гроб, поручили скульптору-декора­ тору Н. Пино, автору оформления вестибюля Летнего дворца с рельефной фигурой Минервы и отделки кабинета Большого Петергофского дворца. В архиве Ленинградского отделения Института истории АН СССР хранится единст­ венный оттиск гравюр, выполненных А. Ростовцевым и С. Коровиным, на которых авторы изобразили траурное убранство зала и отметили, что пользовались для этого ри­ сунками Земцова. Значит, он не один час провел в зале дворца, погруженном в траур.

Не мог Земцов не участвовать и в состоявшейся 8 марта 1725 года церемонии перенесения тела Петра по льду Невы в Петропавловский собор. Грандиозное шествие по замерз­ шей реке запечатлено на тридцатиметровом рисунке, хра­

48

нящемся в Рукописном отделе Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Сподвижники Петра I стремились продолжать его дела: укреплять престиж России на международной арене, разви­ вать торговлю и экономику страны, заботиться о развитии отечественной науки и искусства. В 1725 году начала свою деятельность Академия наук, указ о создании которой был подписан Петром 28 января 1724 года.

Еще в самом конце 1724 года механик и изобретатель А. К. Нартов представил царю проект учреждения Акаде­ мии художеств для подготовки высококвалифицированных отечественных мастеров самых различных видов искусства. Этот проект «соизволил е. и. в. за благо принять и ко утвер­ ждению в пользу своему отечеству намерение возымел»,— писал Нартов. Он должен был хорошо знать Земцова. Ведь они оба на протяжении нескольких лет много времени про­ водили в Летнем саду: один в царской токарне, а другой за разбивкой и благоустройством сада. Можно предположить, что именно Нартов подсказал Петру поручить Земцову проектирование специального здания для задуманной им Академии.

О замысле Земцова по созданию одного из первых зда­ ний для нового учебного заведения известно, к сожалению, только то, что оно было внушительных размеров, включало 115 покоев и что чертежи его бережно хранились у самого архитектора. Смерть Петра помешала реализации этих про­ ектов. Академия художеств, как известно, была открыта только в 1757 году, а ее величественное здание, и сейчас украшающее Университетскую набережную, возвели в 1764—1788 годах по проекту А. Кокоринова и В. Деламота.

Первым зданием, выполненным в натуре по проекту Зем­ цова-архитектора, была сооруженная в Летнем саду на бе­ регу Невы Зала для славных торжествований. К строи­ тельству ее «собрано было всяких работных мастеров и

3 М. В. Иогансен

49