Файл: Зингер, И. С. Моделирование информационных процессов в системах управления предприятиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

совершенствование систем разделения и кооперации труда в уп­ равлении производством;

создание базы для научно обоснованной системы нормирования труда работников аппарата управления;

формирование условий для научной организации труда работ­ ников управления в условиях АСУП.

Основными элементами технологического процесса обработки информации можно считать операцию и процедуру. Под операцией понимается часть технологического процесса обработки информа­ ции, осуществляемая на одном рабочем месте с момента поступле­ ния (или создания) ее на это рабочее место до момента передачи на другое рабочее место, на хранение или на уничтожение.

Операции, таким образом, могут быть весьма различны как по содержанию, так и по объему выполняемых работ, могут длиться от нескольких минут до нескольких месяцев. Они состоят из от­ дельных процедур. Единственно, что объединяет процедуры в опе­ рацию— выполнение их одним работником. Такая классификация элементов необходима с точки зрения разделения, кооперации и нормирования труда, создания должностных инструкций.

В плане алгоритмизации обработки информации существенно выделить основные и вспомогательные процедуры. К основным от­ носятся те, которые связаны с изменением структуры, состава и формы представления информации.

Под основной процедурой понимается часть операции, связан­ ная с получением одного, далее не делимого, информационного элемента (расчет или перенесение одного показателя, группиров­ ка или выборка по одному признаку и т. д .).

Вспомогательная процедура — действие, не связанное непосред­ ственно с содержанием информации (передача, размножение, хра­ нение и т. д.). Контрольные процедуры могут быть в этом смысле отнесены как к основным, так и к вспомогательным в зависимости от методов контроля. Если контроль проводится расчетом и срав­ нением полученных результатов, то процедуру следует отнести к основным; если он связан с отметкой о наличии информации, с под­ счетом количества документов, то контрольные процедуры рассмат­ риваются как вспомогательные.

Разработка технологических процессов обработки данных до последнего времени являлась исключительно объектом внимания специалистов по механизации учетно-вычислительных работ. Тех­ нология проведения отдельных видов работ (перфорация, верифи­ кация, запись данных) является составной частью любого рабочего проекта механизации учетно-вычислительных работ. Таким обра­ зом, первоначально объектом создаваемого технологического про­ цесса переработки информации являлись различные виды работ или какие-то отдельные процедуры.

При расширении сферы применения технологических управлен­ ческих процессов объектом исследования становятся не только про­ цессы обработки информации, но и сама информация (содержа­

106


тельный аспект). Это связано с рядом причин, из которых можно указать следующие основные:

1.Работа по созданию технологических процессов в управле­ нии находится в начальной стадии. Основные виды обработки уп­ равленческой информации, в основном экономической, на этом эта­ пе выделяются в укрупненном виде и не рассматриваются по от­ дельным составляющим элементам.

2.Многочисленные исследования информационных систем уп­ равления позволили создать основу для определения некоторого перечня стандартных документационных выходов по отдельным подсистемам управления. "Сложная и разветвленная система раз­ деления и кооперации труда в управлении требует «предметного» закрепления комплекса регламентирующих материалов. Другими словами, для создания сложного документационного выхода зачас­ тую необходимо использовать труд работников самых различных специальностей.

При рационализации системы управления необходим такой еди­ ный документ, в котором описан порядок проведения работ. На­ пример, как показало обследование, работники планового отдела завода, получившие новую методику составления техпромфинплана, не знали, кто и как должен предоставить им необходимую ин­ формацию. Возникла необходимость дополнительно к методике, от­ вечающей на вопрос, каким образом производить расчеты, создать карту технологического процесса разработки техпромфинплана в ПДО завода, где были отражены все исходные документы, долж­ ности, обрабатывающие их, а также другие материалы, регламен­ тирующие процесс обработки.

Поскольку технологический процесс связан с движением инфор­ мации между отдельными производственными подразделениями (и должностями внутри их), объектом создаваемых технологиче­ ских процессов может быть не любая информация, а только та, ко­ торая четко может быть отнесена к отдельным должностям. С этой точки зрения нецелесообразно выделение информационных комп­

лексов [3].

Первым, и во многом определяющим, моментом разработки технологических процессов обработки данных является выбор объектов исследования. Первоначальными объектами служат все документы, которым в граф-модели соответствуют вершины конеч­ ного п-то слоя, т. е. конечные документы. В технологическом про­ цессе получения конечных документов отражается использование

документов,

которым соответствуют вершины ( п — 1-го) слоя.

Безусловно,

разработке технологических процессов подлежат в

первую очередь процессы создания наиболее важных, сложных до­ кументов, постоянных по составу содержащейся в них информации, обработка или использование которых носит постоянный периоди­

ческий характер.

Большое значение для разработки технологических процессов обработки информации имеет создание комплекса стандартных

107


процедур. Причем в комплекс могут входить как основные, так и вспомогательные процедуры. В целом типизация и стандартизация ТПОИ — важнейшее направление совершенствования организации управленческого труда. Можно выделить три основных вида типи­ зации:

типовые технологические процессы обработки информации на различных предприятиях;

типизированные технологические процессы обработки информа­ ции в условиях одного предприятия;

групповые технологические процессы, представленные -набором операций, необходимых для создания групп конструктивно-одно­ родной информации.

Создание типовых технологических процессов прежде всего свя­ зано с разработкой условий применения того или иного типового элемента. Поскольку сами условия могут быть рассмотрены как типовые, постольку могут быть созданы типовые технологические процессы обработки.

Групповой технологический процесс составляется на общий мак­ симальный набор операций, необходимый для получения всех ви­ дов информации, входящих в группу, для которой разрабатыва­ ются ТПОИ. Так, групповой процесс может быть составлен на сле­ дующую группу документов:

1 — счет;

2счет-фактура;

3счет-фактура экспортный.

Для получения этих документов необходимо выполнить опера­

ции:

а,

б,

в,

г,

д;

1

2 — а, в,

д, е;

3 — а,

б, в,

г,

ж.

Групповой технологический процесс включает в себя операции а, б, в, г, д, е, ж.

Групповой технологический процесс может состоять из типовых и нетиповых ТПОИ. Технологический процесс образования одного из видов информации, входящих в группу, может быть получен в результате вычеркивания из группового технологического процесса операций, не присущих получению информации данного вида. Так, технологический процесс на документ 2 может быть получен из группового технологического процесса вычеркиванием операций б,

г, ж.

Как уже отмечалось ранее, в настоящее зремя чрезвычайно сложно создание единой типовой системы информационных связей для предприятия в целом, однако имеется такая возможность для отдельных подсистем и их элементов. Таким образом, может быть создана типовая технология получения отдельных информационных выходов, например, для предприятий отдельной отрасли. Модифи­ кации этой технологии могут соответствовать модификациям ранее рассмотренных информационных элементов. С этой целью могут

108


разрабатываться типизированные технологические процессы обра­ ботки документации, на основании которых на ряде предприятий уже создаются технологические процессы. Проведение этой работы невозможно без нормирования, и именно применительно к техноло­ гическим процессам обработки документации. Основным направ­ лением в этом случае является нормирование трудовых затрат. При этом нормируются затраты труда работников с учетом спе­ циальности, квалификации и уровня компетентности, т. е. места занимаемого в организационной иерархии. Пронормированные та­ ким образом технологические процессы обработки документации служат основой рационального разделения труда в управлении.

Исходными моментами нормирования является содержатель­ ный анализ самого объекта — документационного выхода. Для проведения такого анализа необходимо исследовать все показате­ ли конечных документов:

Документ

Разрабатываемый

 

 

 

 

 

показатель

Специаль­

Квали­

Уровень

Функция

 

 

 

 

наиме­

 

ность

фикация

компетент­

наимено­

шифр

шифр

 

 

ности

вание

нование

 

 

 

2

3

4

5

в

7

8

В этой таблице графа 6

(специальность) заполняется в соответ­

ствии с отраслевым

перечнем, графа 7

(квалификация) — в соот­

ветствии с перечнем категорий оплаты.

Отнесение показателей к различным функциям управления оп­ ределяется экспериментальным путем.

Формализованное описание технологических процессов может быть представлено в виде карт. Поэтому необходимо соответственно разрабатывать карты на типизированный технологический процесс и технологический процесс каждого конкретного предприятия.

Типизированные технологические процессы составляются вне связи с организационной структурой конкретного предприятия. В них определяется лишь уровень компетентности работников, обрабатывающих информацию. Последний соответствует степени ох- , вата производственного объекта той информацией, на обработку которой создается технологический процесс. Например, может быть i

предложена следующая классификация уровней

компетентности; ;

1 уровень — рабочее место; 2 уровень —участок;

3 уровень — цех? ‘

4уровень —завод.

Втипизированном технологическом процессе создания доку- ,

мента фиксируются: наименование документа; функции, которые ' обслуживает документ после того, как он создан (для которых •

служит документом-основанием); стандартизированное представ­

 

ление формы документа, алгоритмы разработки отдельных пока­

:

зателей, описанные на формализованном и естественном языке;

основные нормативные данные по отдельным процедурам.

!

109 ;