ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
на юге в бассейне р. Майн. Восточнее, где вулканическая дея тельность была слабой, в районе бухты Угольной (Беринговский угольный район) эоценовые отложения (верхняя часть чукот ской свиты) менее угленосны. Известны только три маломощ ных пласта. Таким образом, в этом районе от палеоцена к эоце ну шло замирание углепакопления. В эоцене на восточной окра ине Евразиатского материка еще четче выявляется приурочен ность углепроявлений к шовным депрессиям, т. е. к зонам раз ломов, отделявших друг от друга блоки фундамента. Сравнивая лптолого-палеогеографическпс карты («Атласлнтолого-палеогсо- графических карт СССР», 1967) палеоцена, раннего и среднего эоцена, позднего эоцена между собой и с тектонической картой этого региона, можно проследить стадийное смещение углеоб разующих площадей вдоль развивающихся прогибов. Особенно характерно смещение угленосности в Таловском и Пенжинском прогибах. В палеоцене незначительная углистость осадков отме чается на Тигильском поднятии, вблизи косо срезающей его си стемы (зоны) западнокамчатских разломов. В раннем и сред нем эоцене, по мере развития приразломных («межгорных») депрессий, большего обособления камчатско-корякского и охот ского блоков, а также в результате распространения разломов фундамента на более северные районы, углеобразующие зоны тоже расширяются в северном направлении. Угленосные при брежно-морские отложения напанской свиты мощностью до 1500—1800 м накапливаются не только в Тигильском районе, но и в Паланской впадине и на более северных площадях Запад ной Камчатки. Севернее образовавшегося в начале эоцена Кам чатского (Западно-Камчатско-Пенжинского) залива в межгор ной аллювиальной равнине, открытой к морю, и на приурочен ных к той же зоне приразломных депрессиях, незначительное угленакопление происходило в палеоцен—эоцене. В позднем эоцене Камчатский залив сильно расширился и захватил север ную часть акватории современного Охотского моря и Пенжин скую губу; образовалось непостоянное соединение нынешнего Анадырского залива и Пенжинской губы через Пенжинский и Таловский прогибы, а также Корякский залив (временами про лив), отделивший Олюторский полуостров. В этих прогибах отлагались попеременно то морские, то континентальные осад ки (болотные, озерные, речных пойм и т. п.). Более угленосны эоценовые отложения в бассейне р. Половинки (приток р. Тигиля), несколько менее — в Паланской впадине Западной Кам чатки. Севернее, в неотектонических наложенных впадинах Ана дырского угленосного района, угленакопление было прервано эффузивной деятельностью. Ее оживление свидетельствует, по-
64
видимому, о том, что глубинные разломы, обособившие на юге блоки континентальной коры (Охотский и др.), достигли Ана дырского района.
В бассейне р. Половинки на Западной Камчатке, где было наиболее благоприятное для углеиакопления сочетание физи ко-географической обстановки и скоростей погружения (кине матики) ложа, нижпеэоценовая напапская свита мощностью до 500 м содержит 19 угольных пластов, из которых 4 имеют ра бочую мощность (от 0,90 до 3,75 м ). Угли здесь многозольные, каменные, переходные от газовых к длиинопламенным.
В Паланской впадине угленосны также нижнеэоценовые от ложения, но несколько меньше, чем в Тигильском районе. На восточном побережье Пенжинской губы известны только тон кие пласты угля, не более 0,1—0,3 м.
Значительно полнее сведения о кинематике территории Саха лина и сопредельных акваторий. Б. А. Сальников, один из ав торов коллективной монографии «История палеогенового угленакопления на территории Сахалина» (1963), анализируя палеотектоническую карту Сахалина, отмечает, что область интенсивных погружений в палеогене охватывала УглегорскоКрасногорский район и юг западного побережья, в то время как в северной части Западно-Сахалинского бассейна и на его южной окраине погружения были слабее. Кроме того, по стра тиграфическим разрезам видно, что северная часть острова, наиболее близкая к континенту, долгое время служила обла стью размыва и поставщиком грубого обломочного материала. Угленакопление началось неодновременно. Оно постепенно продвигалось на север по мере развития зоны разломов Татар ского пролива и опускания приразломных блоков и также по степенно захватывало бортовые части впадины.
Вдоль восточного крыла Восточно-Сахалинского антиклинория под уровнем моря протягивается одноименный глубинный разлом. Он выявляется вытянутой в меридиональном направ лении зоной относительно крупных положительных магнитных аномалий. Время заложения его определяется вспышкой свя занного с ним поздпемелового вулканизма. Таким образом, уже в начале палеогена восточнее его, очевидно, шло погружение, тогда как осевая часть Сахалина оставалась стабильной или поднималась. К сожалению, о тектоническом режиме прилега ющих участков дна Охотского моря, т. е. блоков, опущенных по глубинному разлому (и сопряженным разломам менее глу бокого заложения), можно лишь догадываться, сравнивая раз витие тектонических структур острова на протяжении палеогена и неогена. Однако бесспорно, что у восточного побережья Са-
5. А. И. Егоров |
65 |
халина лежит прогиб, подобный прогибу Западно-Сахалинского бассейна. В миоцене оба прогиба в результате длительного по гружения почти слились па севере, в области, ранее отличав шейся большей устойчивостью и субплатформенным характе ром развития.
Обстановки угленакопления в хорошо изученном ЗападноСахалинском бассейне были очень сложны в связи с копседпмеитациониымп тектоническими движениями. В зависимости от фазы движений и продолжительности их сменялись обстановки (палеоландшафты) горных подножий, предгорной равнины, за болоченных приморских низменностей и периодически осушаю щихся лагун и заливов. Естественно, что наиболее подходящие условия для накопления торфа возникали на заболоченных при морских низменностях. Но хотя толщи осадков, образовавших ся в этих фациальных условиях, прослеживаются на большом протяжении Западно-Сахалинского бассейна (синклинория), повышенной угленасыщенностыо (средней суммарной мощно стью угольных пластов) выделяются районы Александровска и «Возвращения» на севере и Костромского, Томари, Загорска на юге. .Между ними лежит углегорско-красногорская зона слишком интенсивных погружений.
Б. А. Сальников хорошо уловил связь между распределени ем средних мощностей угольных пластов (и, конечно, общей углеплотности) и положением стабильных массивов (антиклинорных зон, местных поднятий). Средняя мощность пластов про мышленного значения изменяется в пределах 0,6— 1,4 м; только на участке «Возвращение» она доходит у одного из пластов до 4 м. Максимальный коэффициент угленосности (учтены только пласты рабочей мощности) равен 8,9 в разрезе Загорского рай она (шахта «Долинская»). К северу и югу он уменьшается до 0,5—0,1. Установлено некоторое уменьшение мощностей пластов снизу вверх по разрезу ннжнедуйской угленосной свиты, связан ное с убыстрением прогибания Западно-Сахалинского синкли нория и сменой континентальных обстановок накопления осад ков бассейновыми (морскими). Импульсивные погружения осе вой части Западно-Сахалинского синклинория, сильная раз дробленность на сравнительно мелкие полуобособленные блоки образований доугольных структурно-тектонических ярусов, бли зость к области накопления стабильного блока срединной части острова-—все это обусловило очень сложное строение пластов, быстрые изменения их мощности и вещественного состава, размывы их, повышенную зольность и т. п.
Различие обстановок торфонакопления и позднейшей исто рии развития региона отразилось не только на изменении мощ-
66
постен угленосных отложении и суммарного пласта, но п па из менении вещественно-петрографического состава, степени мета морфизма. Рели исключить позднейшие локальные термальные воздействия, то территорию современного распространения па леогеновых угленосных отложении Западного Сахалина, по Л. Ф. Ажгиревич и Б. Л. Сальникову, можно разделить на две части: северную с углями марок Г—К (спекающихся) и южную (от Красногорска к югу) с песпекающимнся слабометаморфизованнымн углями (до переходных к бурым включительно).
Палеогеновые угли Сахалина состоят преимущественно из гелифицированных компонентов, так как накопление раститель ных остатков шло в обводненных, временами затоплявшихся болотах. Н. М. Крылова выделяет здесь среди широко распро страненных углей класса гелитолитов большое разнообразие петрографических типов. В некоторых из них заметное участие принимают липондпые элементы.
Расположенные в Приморье Угловский бассейн, Супутинское, Майхинское месторождения и более мелкие углепроявлення связаны с наложенными впадинами фундамента молодой плат формы. В эоцене они заполнялись мощными (до 900 м и более) грубообломочными осадками, приносимыми с поднимавшихся блоков Сихотэ-Алиня. В конце эоцена и в олигоцене, когда впа дины были частично заполнены и окружающие высоты несколь ко снивелированы, началось накопление угленосной толщи рит мичного строения. Это, очевидно, связано со слабыми импуль сивными перемещениями блоков фундамента. Угольные пласты группируются в несколько «пакетов», разделенных безугольными пачками. В каждом «пакете» обычно по одному рабочему пласту мощностью 1 —10 м.
Накопление нижних пластов угля началось до того, как бы ли полностью сглажены выступы ложа, поэтому нижние пласты выклиниваются вблизи них.
В отличие от сахалинских углей степень метаморфизма угля Угловского бассейна и других месторождений Приморья много ниже: все они бурые или переходные к каменным, со средней зольностью 20—30%.
Распределение геологических запасов эоценовых углей по территории Советского Союза очень неравномерно. В Европей ской части страны они не превышают 4—5 млрд, т и никаких перспектив увеличения их нет. На Северном побережье Сибири запасы угля в известных месторождениях вряд ли превышают 0,5—1 млрд, г, но в шельфовой части они могут быть увеличе ны. Перспективнейшей областью остается материковая, остров ная и покрытая эпиконтииентальными морями восточная окраи
5* |
67 |
на Евразии. В пределах пашей страны геологические запасы эоценовых углей могут быть оценены в 25—27 млрд, т при об надеживающей перспективе их увеличения как за счет выявле ния новых угленосных впадин, скрытых покровом молодых от ложений в пределах Чукотско-Катазийского вулканогенного пояса, так и находок углепроявлепий в шельфовой части Охот ского моря.
О л и г о ц е н
На средний и поздний олигоцен приходится второе, наиболь шее в палеогене увеличение темпов угленакопления. В позднем олигоцене — раннем миоцене на обширных пространствах древ них и эпигерцинских платформ после резкого подъема нако пление торфяников постепенно замирает и, за исключением единичных пунктов (эрозионные впадины Русской платформы), лишь через 10—15 млн. лет возобновляется в четвертичное время, в иных обстановках после отступания льдов с Евразиатского материка.
Накоплению угленосных отложений в конце палеогена спо собствовала стабилизация платформенных областей, замедле ние или прекращение прогибания синеклиз, крупных внутриплатформенных впадин и краевых частей платформ. Резко со кратились морские бассейны в Европейской части СССР и в Средней Азии. Рельеф сглаживался, депрессии заполнялись осад ками, что еще более ускоряло отступание морей. На суше, зна чительно увеличившей свою площадь, стали преобладать ли стопадные и хвойные породы деревьев, местами широко рас пространилась степная и болотная растительность.
В связи с общим поднятием платформ площади углеобразования, как показывают палеогеографические и палеотектонические карты (см. схему), смещаются на прогибающиеся участки (Днепровско-Донецкий, Приуральский, Преддобрудженский, Тургайский прогибы, во впадины Западно-Сибирской и Туранской низменностей) с таких стабильных жестких массивов, как Украинский, Центрально-Казахстанский и др. Обращает внима ние закономерная приуроченность мелких олигоценовых угле-
проявлений |
Днепровско-Донецкого и |
Припятского |
прогибов |
к бортовым |
(приразломным) участкам. |
Очевидно, это |
связано |
с возобновлением движений по разломам, с образованием безотточных впадин вдоль зоны разломов. Кстати, и в настоящее время р. Северский Донец на севере и р. Тузлов на юге на значительном протяжении проложили себе путь по тем же зо
68