Файл: Георгиевский, А. Б. Проблема преадаптации. Историко-критическое исследование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
верительного приспособления» сразу целого сложного комплекса признаков. Видоизмепепне его ранпих взглядов па преадаптацию в этом направлении видно из следую щих слов: «Я неоднократно останавливаюсь па тон толке зреппя, что речь идет исключительно об адаптации н е о б х о д и м о й п д о с т а т о ч н о й ; она единственно должна рассматриваться как преадаптация. Если мы будем рассматривать животное так глубоко приспособлен ным к среде, как, например, плавупец в пруду п л и крот в его подземной галерее, то будет абсурдно думать, что плавупец п крот существовали среди предков жужелпц пли землероек. Такой взгляд — это заблуждение, слишком очевидное» (1925:153). Из прпведепного высказывания видно, что Кено считал невозможным возпикиовепие про адаптации сразу по целой совокупности прпзпаков и тем более по целой высокосовершепиой оргапизацнп. Послед нее утверждение он называл даже абсурдным. В 20— 30-е годы Кено был, таким образом, противником макросальтацнопистскнх воззрепнй па пропехождепне преадаптацин. On прпзпавал, что преадаптация по является едипственпым и универсальным путем адаптивной эволю ции. Об этом, по его мнению, свидетельствует, в частности, тот факт, что в повую среду переходит, как правило, незначительное число видов. Так, например, число видов пресноводпых рыб, ракообразных, моллюсков п т. д. гораздо мепьше числа впдов морских форм. Подавляющая часть впдов исходной фауны, заключает Кено, нс обла дает иреадаптацией к другим биотопам.
Вместе с тем в работе 1925 г. он по-прежиему продол жал отстаивать сформулированную пм четверть века пазад «классическую» преадаптацпоппстскую позицию: «Адаптация, необходимая п достаточная для определен ной среды, всегда предсуществует и вследствпе этого не зависит от условий среды» (там же: 154). Защита этого тезиса по существу означала отказ от попытки решения проблемы адаптациогеиеза.
Однако уже в последующих работах Кено (Cnénot, 1932, 1936) делает значительный шаг вперед в оценке роли преадаптацип в эволюционном процессе. Так, по его мнению, преадаптацней к повой среде обладают не все особи даппого вида (популяции), а лишь незначительная часть из ппх. Прп этом, если рапыпе ои рассматривал отбор только в качестве пегатпвиого фактора, отсепваю-
80
щего целые расы и виды, то теперь пытается предста вить его действие в ансамбле особей, т. е. на уровне популяции. Осиовпой акцент Кепо делает на том, что поскольку пет принципиального различия по внешппм признакам между элиминируемыми и выживающими осо бями, то для отбора существенны по морфологические, а физиологические характеристики (естественные свой ства сопротивляемости и авторегуляции). В подтвержде ние этого оп приводит пример из работы Ч. Дарвина, случай с выживанием после ночпого заморозка из 390 са женцев Phasolus nraltiflorus только 12 особей, из которых спустя четыре дпя после пового заморозка сохранилось всего 3 растения.
Из этого п мпогих других фактов (см.: Cuénot, 1932 : 308: 303) Кено заключал, что популяция состоит из ппдивидов, в различной степепи прсадаптированиыхк экс тремальным воздействиям среды. Это свойство преадаптпроваппостн, обеспечивающее выживание нс всей по пуляции, а лишь пемпогочпсленпых особей, передается потомству. Кеио прпводпт примеры предсуществования в популяциях отдельных мутаптпых особой, обладающих повышенной сопротивляемостью к резким колебаниям внешних условпй и в силу этого сохраняющихся при от боре.
Одновременно с этим общим свойством сопротивляе мости, отмечал далее Кено, отбираются и другие, скоррелпрованпыо с ним признаки (рост, окраска, продолжи тельность жпзпп и т. и.). Копечпым результатом этого процесса, по Кено, является возникновение новых рас п видов, отличающихся от родопачальиых форм как морфофизиологическими, так и генотипическими особенностями. Существенную роль при этом играет также географиче ская и физиологическая изоляция.
Таким образом, Кеио рассматривал факты, свидетель ствующие о том, что в основе адаптивной эволюции и видообразования лежат наследственная и фенотипическая гетерогенность популяций и отбор. Но, пытаясь подвести под нпх теоретическую базу, ои продолжал отстаивать самостоятельное зпачение своей концепции, ие имеющей, по его словам, ничего общего с теориями постепенного впдообразовапия и адаптивной эволюции: «Быстрый от бор преадаптированпых организмов, в противовес мед ленной адаптации, по Дарвпну плп Ламарку, формирует
ß А. Б. Георгиевский |
81 |
географические виды (расы) п экологические типы»
(1932:303).
Причппа такой убежденности заключалась в том, что Кепо отрицал возможность эволюции на основе акку мулирующего действия отбора, а широкую адаптивную норму реакции рассматривал как предсуществующпп ис
точник готовых адаптации. |
работе |
|
В |
связи с обпаружеписм новых фактов в |
|
1932 |
г. Кепо расширяет данную им ранее (1911) |
класси |
фикацию типов «предварительных приспособлений» и включает в нее третий тип преадаптацпп: к воздействию вредпых агентов среды, к инфекционным заболеваниям и т. д. — «защитная преадаптацпя» (preadaptation defen sive) . Этот тип преадаптацпп описывается автором в ос новном с помощью многочисленных даппых из области пммупологип. Такого рода преадаптацпя оспована, по Кепо, на врожденном иммунитете, в частности па розпстеитпостп, например, к ядовитым укусам хищников (змей, ящериц и других пресмыкающихся), а также к ток синам возбудителей инфекций. «Сам по себе иммунитет против определенных ядов — классический пример защит ной преадаптацпп». — писал Кепо (там же : 425—426). Известно, что европейский еж (Eliomys quercimis) невос приимчив к яду ящерицы, обитающей в Центральной Америке, устойчив против каптарпдпна (токепп тетанпческого действия). Химические вещества, выделяемые некоторыми пасскомымп (папрпмер, каптарндптт. салпцплальдегпд, под). несомненно предназначены для за щиты или пападенпя. Образование яда, считает Кепо, есть реззшьтат функции клеток крови, одиовремеиио вы рабатывающих аптптела для защиты организма от своего собственного яда. «Следовательно, — заключает ои, — эти вещества образовались в организме животного вне связи со способом их использования, являясь преадаптироваппыми защитными средствами » (там же : 426).
Прпведеппые Кепо факты прпобретепной ранее рези стентности оргаппзмов к ядовитым веществам заслужи вают впимаиия с точки зрения доказательства реальности преадаптацпи.
Изменение воззрений Кено па сущпость п роль преадаптаппп в эволюционном процессе особенно яспо проявилось в книге о виде (Cuénot, 1936), в которой значительное место уделеио анализу даппых по экологи-
82
ческому видообразованию. Основой преадантацип Кеао считал широкую норму реакции и внутривидовой генети
ческий полиморфизм, которые |
в совокупности называл |
|
«генетической |
конституцией» |
вида. «Совершенно оче |
видно, — писал |
Кеио, — что в |
даинос местообитание мо |
гут внедриться и закрепиться в нем только те формы, ге нетическая конституция которых такова, что она может согласоваться с экологическими требованиями» (1936: 74). В подтверждение этого положения Кеио приводит факт, заимствованный им из работы Г. Турресона. Одни нз видов ястребинок (Hieracium umbellatum) представлен на берегах Швеции нростратиой формой, в то время как па подвижных дюнах, где растения часто заносятся пес ком, произрастают формы, способные отращивать длин ные побеги. Эти формы, как полагает Кеио, произошли путем отбора из коитииеитальиых популяций, которые содержали в скрытом (еще ие использованном) состоянии свойства, необходимые для выживания в среде, резко отличающейся от исходной.
Описывая процессы внутривидовой дифференциации на основе отбора адаптивных модификаций, объективно Кеио делал значительный шаг к дарвинизму. Однако, от стаивая преадаптациопистскую позицию, ои считал, что возникновение широкой нормы реакции ие связано с от бором, а что она просто предсуществуст тем илп иным своим проявлениям в адаптивных модификациях. Неуди вительно поэтому, что Кеио ие давал никакого ответа иа вопрос, каким же образом формируется сама «генотипиче ская конституция». Еще ранее (1932) оп п сам призна вался, что его концепция «ие касается генезиса свойств организма. Мы не знаем, например, как и почему разви ваются плавательные перепонки у водоплавающих птиц или парашют белки и летающих двуутробных» (1932: 423). Одно только очевидно, продолжал оп, что «эволюция этих органов не является результатом необходимости нлп отбора прогрессивных черт» (там ж е).
Итак, вопреки своему намерению Кено ие продвинул вперед решения проблемы механизмов адаптациогенеза, поскольку все ее выяснение сводил к бездоказательному утверждению о предсуществовании адаптаций. Автогене тический взгляд па эволюцию сочетался у Кеио с резко выраженным антипсторпзмом, а впоследствии и с агности цизмом. Высказывания Кено о преадаптацпп, относящиеся
6* 83
к рассмотренному периоду, зачастую очень противоре чивы. В ряде случаев он трактовал механизм действия отбора в дарвинистском понимании, по в целом продолжал говорить об эволюции па осиовв прсадаптации.
В последней работе (Cuénot, Tctry, 1951) наряду
спризнанием отбора в качестве одного из возможных факторов эволюции преадаптацию ои считал важным ме ханизмом адаптациогенеза.
Попытки сблизить мутацпоннстскнй преадаптациоинзм
стеорией отбора предпринимались ц другими авторами
(Brown, 1929; Goldschmidt, 1933; Shull, 1936). Если Л. Броуп, как было показано выше, пытался с помощью понятия преадаптации рационально объяснить факты устойчивости организмов к иеобычпым воздействиям среды, то, например, А. Шелл, рассматривая роль преадаптацпп в процессах видообразования п адаптациогеиеза, полностью примыкал к взглядам, развиваемым Кепо. По мнению Шелла, исследования Р. Гольдшмидта по гео графическому расообразовапию у гипсового мотылька под тверждают точку зрения, согласпо которой вначале мута ционным путем возникает преадаптивная форма, а уже затем она вселяется в пригодные для жпзии местообита ния. «Ведь этот процесс, как представляет его Гольд шмидт, — писал Шелл, — является одпнм из тех, которые Кеио и Девенпорт охарактеризовали проадаптациеп» (1936:254). Как считает Шелл, данные Т. Сэмпера (Sumner, 1932), объясняющего процесс расообразоваиня у Peromysciis polmatus приобретенпем покровительствен ной окраски к различным фонам среды, не могут рас сматриваться как доказательство творческой роли есте ственного отбора. При этом оп ссылается на исследования Г. Крэмптопа (Crampton, 1932) по внутривидовой диф ференциации у моллюска Partula sutularia, обнаружившего две расы этого вида с признаками, не имеющими будто бы никакой селективной цепностп (например, спиистральная и дистральпая формы раковины).1 Сам Крэмптои нисал,
1 Как показали дальнейшие исследования, данные Сэмпера представляют убедительное доказательство творческого действия отбора (см.: Завадский, 1908; Майр, 1968). Было также установ лено, что такой признак, как направление витков раковины у моллюсков, имеет важное приспособительное значение, будучи тесно скоррелированным с жизнеспособностью индивидов (Гаузо,
Смарагдова, 1939; Huxley, 1942).
84
что эти структурные различия «не имеют никакого отно шения к воздействию среды» (цит. по: Shull, 1936:254). Такого же миепия, отмечает Шелл, придерживался и Дж. Гулик (Giilick, 1905). Расообразованне и расхожде ние ареалов, заключает Шелл, можно объяснить появле нием преадаптнрованной формы и случайной ее мигра цией в подходящую среду.
В работах рассмотренных авторов идея прсадаптацпп использовалась для объяснения мнкроэволюциопных про цессов, попимаемых исключительно как обособление (изо ляция отбором) заранее приспособленных внутривидовых форм в пригодную для них среду. При этом движущей силой и непосредственным источником адаптивной эволю ции признавалась скачкообразная мутационная изменчи вость, а отбор по-прежнему трактовался в роли своеоб разного «решета», пропускающего в новую среду готовые, прсадаптироваииые формы. Понятно, что эти попытки носили большей частью искусственный характер.
Итак, хотя ещепв середине 30-х годов гипотеза Кепо— Девенпорта пользовалась нризнапием среди некоторых эволюционистов, по па фоне успехов, достигнутых к этому времени дарвинизмом, ее несостоятельность была очевид ной. Именно к этому времени, как уже было показало выше (см. главу II, § 4), и относится критика мутацпошістского преадаптацпоннзма как ошибочной, аптпдарвнппстической концепции.
2. НАКОПЛЕНИЕ ДАННЫХ О РЕАЛЬНОСТИ ПРЕАДАПТАЦПП
Положение дарвпнизаіа о том, что наследственная измен чивость носит ненаправленный характер, т. е. включает в себя как полезпые, так и нейтральные, частично вред ные, полулетальпые и летальные отклонения, составляло исходную основу для экспериментальных и теоретических разработок концепции естественного отбора (см.: Козо-
Полянский, 1925; Haldane, 1932; Кашкаров, 1933). «Дар винизм, — писал Б. М. Козо-Полянскпй, — исходит из признания, что изменчивость ведет к возникновению всевозможных свойств: полезных, безразличных, вредных» (1925:21). Если полезные изменения представляют тот сырой материал, над которым непосредственно работает отбор (т. с. выявляет их селективную ценность в данных условиях), то две другие категории измопеппй (нейтраль-
85