Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава III. ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ

Среди ярких разноцветных автомобилей, стремительно движущихся по улицам и дорогам, иногда встречаются темно-зеленые военные машины. На праздничных пара­ дах по Красной площади проходят мощные вездеходы, транспортирующие гигантские ракеты. Военные автомо­ били, тягачи, бронетранспортеры в армии принято назы­ вать автотракторной техникой.

Армейская автотракторная техника обеспечивает под­ вижность, или, как говорят военные люди, мобильность и маневренность сухопутных войск, способствует внезапно­ сти нанесения,огневых ударов по противнику. Сейчас все рода войск оснащены современными машинами. Ни од­ ной успешной операции, ни одного решающего боя нельзя провести без участия автотракторной техники.

Читатели-призывники встретятся во время почетной службы в рядах Советской Армии со сложной, но превос­ ходной техникой. К этой встрече надо заранее подгото­ виться. Нужно помнить, что военная техника, или, как ее еще называют, материальная часть, послушна лишь тем, кто ее знает и любит, кто бережно и умело обращается с ней, понимая, что она гарантирует надежную оборону священных рубежей нашей страны.

Боевые и другие

. Военные автомобили обычно подразделяются на четы­ ре основные группы: боевые, строевые, учебные и транс­ портные.

К боевым относятся грузовые и легковые автомобили, несущие на себе броню или установленное на них воору-

10

На военном параде

жение и боевую технику, а также вездеходы и тягачи, транспортирующие артиллерийские системы и ракетные установки. В эту группу входят бронеавтомобили и колес­ ные бронетранспортеры, с которыми можно подробно познакомиться на военной службе, пройдя курс молодого солдата и приняв военную присягу.

Строевые — это грузовые и легковые автомобили, предназначенные для перевозки личного состава, воору­ жения и боеприпасов, специальной техники и табельного имущества. К ним относятся транспортные средства, обес­ печивающие управление, боевое и техническое обслужи­

11

вание войск: штабные автобусы, машины инженерной службы, подвижные ремонтные мастерские и другие спе­ циальные автомобили.

Учебные автомобили предназначены для обучения лич­ ного состава практическому вождению на автодромах, по пересеченной местности, труднопроходимым дорогам и бездорожью, в составе колонн на марше.

На транспортных автомобилях обычно снабжаю'7 ча­ сти продовольствием и вещевым имуществом, подвозят топливо и горюче-смазочные материалы,' осуществляют медицинское и культурно-просветительное обеспечение личного состава, а также другие автотранспортные пере­ возки. В эту группу входят легковые и грузовые машины различной грузоподъемности, автобусы, кинопередвижки, бензовозы и топливозаправщики, санитарные автомоби­ ли и другие транспортные средства.

Бронеавтомобиль «Враг капитала»

Боевой автомобиль! Он навечно поставлен на почет­ ный пьедестал перед подъездом здания Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина. Безмолвно стоит грозный «Враг капитала», одетый в броню руками питерских рабочих. Он всегда в строю!

Миллионы советских людей и многочисленные зару­ бежные гости, всматриваясь в знакомые по фотографиям очертания броневика, вспоминают революционную весну

1947 г-

Поздним вечером 3 апреля 191/ г. Владимир Ильич Ленин вернулся из эмиграции на Родину в революцион­ ный Петроград. И тут же, на площади перед Финлянд­ ским вокзалом, вождь пролетариата произнес програм­ мную речь, которую закончил призывом: «Да здравствует

12


социалистическая революция!». Трибуной для историче­ ского выступления послужила башня бронеавтомобиля. На том же броневике питерские рабочие, опасаясь прово­ каций со стороны Временного правительства, доставили Владимира Ильича в оперативную штаб-квартиру боль­ шевиков— в бывший дворец Кшесинской на Петроград­ ской стороне (ныне Государственный музей Великой Ок­ тябрьской социалистической революции). ■

Славна и дальнейшая судьба знаменитого бронеавто­ мобиля. Он принимал активное участие в революционном штурме Зимнего дворца, отражал натиск контрреволюци­

онных войск, защищая молодую

Республику Советов.

В мирное время прославленный

бронеавтомобиль слу­

жил учебным экспонатом в лагере Осоавиахима, а в ян­ варе 1940 г. занял почетное место на мирном посту.

Прошли годы. Броневые автомобили, зародившиеся еще до революции, неузнаваемо изменились, улучшили тактико-техническую характеристику и надежно служат Вооруженным Силам Советского Союза.

По фронтовым дорогам

Дни и ночи неустанно трудились военные водители на фронтах Великой Отечественной войны. За период бо­ евых действий с 1941 по 1945 гг. автомобильные войска прошли по фронтовым дорогам 3 млн. км и перевезли бо­ лее 100 000 000 т военных грузов. Это 90 000 кругосвет­ ных рейсов!

Фронтовые дороги! Почти каждая из них — славная летопись героических подвигов воинов-автомобилистов. Многие памятные рубежи на этих дорогах увековечены обелисками.

«Дорога жизни» — легендарный подвиг отважных во­

13

енных водителей. Это они тревох<ной зимой 1941—1942 гг. буквально сквозь огонь и воду доставили в блокадный Ленинград 360 тыс. г продовольствия и других жизненно необходимых грузов. 22 ноября 1941 г., когда лед на Л а­ дожском озере немного окреп и толщина его едва достиг­ ла 200 мм, колонна из 60 автомобилей типа ГАЗ-АА при­ везла в голодающий Ленинград первые долгожданные 60 г спасительной муки. А в январе 1942 г. по льду озера была проложена прочная четырехколейная магистраль с отдельными путями подвоза и эвакуации. И несмотря на вражеский артиллерийский обстрел из дальнобойных орудий, несмотря на варварскую бомбежку фашистских самолетов, несмотря на лютые морозы и коварные отте­ пели, ледовая «Дорога жизни» действовала. Автомобили шли нескончаемым потоком.

Круглосуточно на голубой магистрали работало более 4000 автомашин ГАЗ-АА, ЗИС-5 и других отечественных грузовиков. На ледовой трассе были созданы пункты за­ правки и технического обслуживания, служба регулирова­ ния движения, а также пункты обогрева, питания и медобслуживания. Была, естественно, и система охраны и обороны дороги.

В течение первой военной зимы из осажденного города на Неве автомобилисты вывезли более полумиллиона де­ тей, женщин и стариков.

Две зимы просуществовала ледовая магистраль — путь спасения изголодавшихся ленинградцев, путь под­ воза боеприпасов, вооружения, боевой техники и военного имущества, необходимых для фронта, для разгрома врага.

Благодарные ленинградцы в память о незабываемом подвиге возвели символический монумент на берегу Л а­ дожского озера. Две скромные полуарки с просветом в верхних концах напоминают о «Дороге жизни» в кольце вражеской блокады. Тут же, на бетонной площадке, сде-

14


«Дорога жизни» в оттепель

ланы отпечатки протекторов автомобильных шин — свое­

образное олицетворение бесстрашия ладожских водите­ лей.

В успехе грандиозного Сталинградского сражения — немалая доля интенсивной работы автотракторной тех­ ники. В исторические дни великой битвы на Волге фрон­ товыми перевозками были заняты 27 тыс. автомобилей. В тяжелых дорожных условиях, под огнем противника армейские водители непрерывно доставляли наступаю­ щим частям сотни тысяч тонн боеприпасов, горючего и продовольствия.

Славно потрудились военные водители и на участках других решающих сражений, особенно в завершающей Берлинской операции.

Д&

Родина высоко оценила беззаветный труд автомоби- листов-фронтовиков, наградив тысячи из них орденами и медалями. Многие водители стали Героями Советско­ го Союза.

«Катюши» на войне

«Катюши»! Так любовно называл советский народ в годы Великой Отечественной войны реактивные миноме­ ты, установленные на автомобилях повышенной проходи­ мости, оборудованные пусковыми установками. Группа таких машин внезапно выдвигалась на огневой рубеж и, сделав залп по важнейшим объектам противника, немед­ ленно меняла позицию. Сокрушающая огневая мощь, высокая эффективность.и четкая маневренность «катюш» нагоняли на фашистских вояк панический страх перед грозным советским оружием!

В качестве автомобиля—носителя «катюш» применя­ лись трехосные ЗИС-6 и другие машины. Они обладали сравнительно благоприятными ходовыми качествами.

В наше время огневая мощь реактивных минометов возросла, а на смену устаревшим автомобилям—носите­ лям пусковых установок пришли выносливые вездеходы и другие машины с высокими динамическими показате­ лями и большим запасом хода.

Амфибии

Для форсирования водных препятствий, для перепра­ вы личного состава и боевой техники существуют табель­ ные переправочные средства, плавающие автомобили и гусеничные машины.

16

Автомобиль-амфибия, или плавающий автомобиль, особо высокой проходимости, сохраняет почти все свойст­ ва сухопутного собрата, но, кроме того, обладает такими водоходными качествами, как плавучесть, остойчивость, ходкость, или скорость движения по воде, и поворотли­ вость.

Плавучесть автомобиля, его способность плыть по во­ де с определенной осадкой основана на законе Архиме­ да: сила, выталкивающая погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме тела. Это значит, что во­ донепроницаемый корпус амфибии вытесняет объем во­ ды, равный весу автомобиля с нагрузкой. Моряки назы­ вают такое физическое свойство водоизмещением.

Остойчивость плавающего автомобиля — его способ­ ность возвращаться в положение равновесия при входе в воду и при качке на волне — обеспечивается конструк­ тивным устройством корпуса, компоновкой агрегатов, вол­ ноотражательными щитами и другими средствами.

Ходкость, или скорость движения по воде, задается водоходным движителем. Автомобильные водоходные движители подразделяются на два основных типа: греб­ ной винт (иногда два) и водомет.

Поворотливость автомобиля на воде — его способ­ ность изменять направление движения — осуществляется подвесным рулем, установленным за гребным винтом, а также направляющими колесами автомобиля. Привод водоходного руля состоит из троса и специальной катуш­ ки, укрепленной на валу рулевого управления.

На плавающих автомобилях обычно устанавливают водооткачивающие насосы для удаления воды, случайно попавшей в корпус, механизмы для самовытаскивания при выходе из воды на крутой берег и другое вспомога-. тельное оборудование.

1

г. г

 

1

научне--.

•йегап

1

 

С С С Р


Бронетранспортеры

Колесными бронетранспортерами — БТР — называ­ ются автомобили высокой проходимости с броневыми кор­ пусами, предназначенные для перевозки вооруженных бойцов в боевой обстановке под огнем противника. Броне­ транспортеры обеспечивают высокий темп наступатель­ ных боев, особенно с преследованиями, и способны сходу форсировать участки, зараженные радиоактивными ве­ ществами в результате ракетно-ядерного удара.

Колесные БТР подразделяются на двухосные, трехос­ ные и четырехосные. Они изготовляются на базе грузовых автомобилей, но внешне отличаются от них наличием бро­ невого корпуса, вооружения, радиостанции и другого спе­ цифического оборудования, приборов и механизмов.

Система регулирования давления в шинах и подкач­ ка воздуха на ходу обеспечивают повышенную проходи­ мость машины по заболоченной местности, глубокому сне­ гу и песку. БТР снабжен отопителем для подогрева воз­ духа в отделениях.

Советские Вооруженные Силы располагают самой современной, мощной и маневренной автоброневой тех­ никой с повышенной проходимостью по пересеченной местности и через водные преграды. С этой материальной частью молодой автолюбитель может познакомиться на армейской службе.

Многоцелевые машины

Многоцелевыми называются автомобили-вездеходы, одновременно сочетающие свойства грузовика и тягача. Они широко используются в народном хозяйстве на ра­ ботах, связанных с бездорожьем, а также в Советской Армии.

18

Умногоцелевых машин четыре пары ведущих колес,

аих многослойные широкопрофильные шины низкого давления с централизованной системой подкачки воздуха обеспечивают надежное движение вездеходов по заболо­ ченным участкам, пескам и снежной целине. Но водитель на таком сложном пути, как правило, заблаговременно снижает давление в шинах, увеличивая тем самым пло­ щадь сцепления ведущих колес. С выходом автомобиля на твердую почву давление в шинах восстанавливается. Все это делается на ходу, без остановки вездехода.

Ракетная установка

Рулевое управление с гидравлическим усилителем, действуя на две пары управляемых колес, создает хоро­ шую маневренность вездехода с минимальным радиусом поворота.

Четырехместные кабины, расположенные над перед­ ним свесом, обеспечивают хорошую обзорность. На перед­ нем щитке сосредоточены контрольно-измерительные приборы, пусковые кнопки, тумблеры и сигнальные лам­ почки. Кабины оборудованы отопительными установками.

19