ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Глава III. ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
Среди ярких разноцветных автомобилей, стремительно движущихся по улицам и дорогам, иногда встречаются темно-зеленые военные машины. На праздничных пара дах по Красной площади проходят мощные вездеходы, транспортирующие гигантские ракеты. Военные автомо били, тягачи, бронетранспортеры в армии принято назы вать автотракторной техникой.
Армейская автотракторная техника обеспечивает под вижность, или, как говорят военные люди, мобильность и маневренность сухопутных войск, способствует внезапно сти нанесения,огневых ударов по противнику. Сейчас все рода войск оснащены современными машинами. Ни од ной успешной операции, ни одного решающего боя нельзя провести без участия автотракторной техники.
Читатели-призывники встретятся во время почетной службы в рядах Советской Армии со сложной, но превос ходной техникой. К этой встрече надо заранее подгото виться. Нужно помнить, что военная техника, или, как ее еще называют, материальная часть, послушна лишь тем, кто ее знает и любит, кто бережно и умело обращается с ней, понимая, что она гарантирует надежную оборону священных рубежей нашей страны.
Боевые и другие
. Военные автомобили обычно подразделяются на четы ре основные группы: боевые, строевые, учебные и транс портные.
К боевым относятся грузовые и легковые автомобили, несущие на себе броню или установленное на них воору-
10
На военном параде
жение и боевую технику, а также вездеходы и тягачи, транспортирующие артиллерийские системы и ракетные установки. В эту группу входят бронеавтомобили и колес ные бронетранспортеры, с которыми можно подробно познакомиться на военной службе, пройдя курс молодого солдата и приняв военную присягу.
Строевые — это грузовые и легковые автомобили, предназначенные для перевозки личного состава, воору жения и боеприпасов, специальной техники и табельного имущества. К ним относятся транспортные средства, обес печивающие управление, боевое и техническое обслужи
11
вание войск: штабные автобусы, машины инженерной службы, подвижные ремонтные мастерские и другие спе циальные автомобили.
Учебные автомобили предназначены для обучения лич ного состава практическому вождению на автодромах, по пересеченной местности, труднопроходимым дорогам и бездорожью, в составе колонн на марше.
На транспортных автомобилях обычно снабжаю'7 ча сти продовольствием и вещевым имуществом, подвозят топливо и горюче-смазочные материалы,' осуществляют медицинское и культурно-просветительное обеспечение личного состава, а также другие автотранспортные пере возки. В эту группу входят легковые и грузовые машины различной грузоподъемности, автобусы, кинопередвижки, бензовозы и топливозаправщики, санитарные автомоби ли и другие транспортные средства.
Бронеавтомобиль «Враг капитала»
Боевой автомобиль! Он навечно поставлен на почет ный пьедестал перед подъездом здания Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина. Безмолвно стоит грозный «Враг капитала», одетый в броню руками питерских рабочих. Он всегда в строю!
Миллионы советских людей и многочисленные зару бежные гости, всматриваясь в знакомые по фотографиям очертания броневика, вспоминают революционную весну
1947 г-
Поздним вечером 3 апреля 191/ г. Владимир Ильич Ленин вернулся из эмиграции на Родину в революцион ный Петроград. И тут же, на площади перед Финлянд ским вокзалом, вождь пролетариата произнес програм мную речь, которую закончил призывом: «Да здравствует
12
социалистическая революция!». Трибуной для историче ского выступления послужила башня бронеавтомобиля. На том же броневике питерские рабочие, опасаясь прово каций со стороны Временного правительства, доставили Владимира Ильича в оперативную штаб-квартиру боль шевиков— в бывший дворец Кшесинской на Петроград ской стороне (ныне Государственный музей Великой Ок тябрьской социалистической революции). ■
Славна и дальнейшая судьба знаменитого бронеавто мобиля. Он принимал активное участие в революционном штурме Зимнего дворца, отражал натиск контрреволюци
онных войск, защищая молодую |
Республику Советов. |
В мирное время прославленный |
бронеавтомобиль слу |
жил учебным экспонатом в лагере Осоавиахима, а в ян варе 1940 г. занял почетное место на мирном посту.
Прошли годы. Броневые автомобили, зародившиеся еще до революции, неузнаваемо изменились, улучшили тактико-техническую характеристику и надежно служат Вооруженным Силам Советского Союза.
По фронтовым дорогам
Дни и ночи неустанно трудились военные водители на фронтах Великой Отечественной войны. За период бо евых действий с 1941 по 1945 гг. автомобильные войска прошли по фронтовым дорогам 3 млн. км и перевезли бо лее 100 000 000 т военных грузов. Это 90 000 кругосвет ных рейсов!
Фронтовые дороги! Почти каждая из них — славная летопись героических подвигов воинов-автомобилистов. Многие памятные рубежи на этих дорогах увековечены обелисками.
«Дорога жизни» — легендарный подвиг отважных во
13
енных водителей. Это они тревох<ной зимой 1941—1942 гг. буквально сквозь огонь и воду доставили в блокадный Ленинград 360 тыс. г продовольствия и других жизненно необходимых грузов. 22 ноября 1941 г., когда лед на Л а дожском озере немного окреп и толщина его едва достиг ла 200 мм, колонна из 60 автомобилей типа ГАЗ-АА при везла в голодающий Ленинград первые долгожданные 60 г спасительной муки. А в январе 1942 г. по льду озера была проложена прочная четырехколейная магистраль с отдельными путями подвоза и эвакуации. И несмотря на вражеский артиллерийский обстрел из дальнобойных орудий, несмотря на варварскую бомбежку фашистских самолетов, несмотря на лютые морозы и коварные отте пели, ледовая «Дорога жизни» действовала. Автомобили шли нескончаемым потоком.
Круглосуточно на голубой магистрали работало более 4000 автомашин ГАЗ-АА, ЗИС-5 и других отечественных грузовиков. На ледовой трассе были созданы пункты за правки и технического обслуживания, служба регулирова ния движения, а также пункты обогрева, питания и медобслуживания. Была, естественно, и система охраны и обороны дороги.
В течение первой военной зимы из осажденного города на Неве автомобилисты вывезли более полумиллиона де тей, женщин и стариков.
Две зимы просуществовала ледовая магистраль — путь спасения изголодавшихся ленинградцев, путь под воза боеприпасов, вооружения, боевой техники и военного имущества, необходимых для фронта, для разгрома врага.
Благодарные ленинградцы в память о незабываемом подвиге возвели символический монумент на берегу Л а дожского озера. Две скромные полуарки с просветом в верхних концах напоминают о «Дороге жизни» в кольце вражеской блокады. Тут же, на бетонной площадке, сде-
14
«Дорога жизни» в оттепель
ланы отпечатки протекторов автомобильных шин — свое
образное олицетворение бесстрашия ладожских водите лей.
В успехе грандиозного Сталинградского сражения — немалая доля интенсивной работы автотракторной тех ники. В исторические дни великой битвы на Волге фрон товыми перевозками были заняты 27 тыс. автомобилей. В тяжелых дорожных условиях, под огнем противника армейские водители непрерывно доставляли наступаю щим частям сотни тысяч тонн боеприпасов, горючего и продовольствия.
Славно потрудились военные водители и на участках других решающих сражений, особенно в завершающей Берлинской операции.
Д&
Родина высоко оценила беззаветный труд автомоби- листов-фронтовиков, наградив тысячи из них орденами и медалями. Многие водители стали Героями Советско го Союза.
«Катюши» на войне
«Катюши»! Так любовно называл советский народ в годы Великой Отечественной войны реактивные миноме ты, установленные на автомобилях повышенной проходи мости, оборудованные пусковыми установками. Группа таких машин внезапно выдвигалась на огневой рубеж и, сделав залп по важнейшим объектам противника, немед ленно меняла позицию. Сокрушающая огневая мощь, высокая эффективность.и четкая маневренность «катюш» нагоняли на фашистских вояк панический страх перед грозным советским оружием!
В качестве автомобиля—носителя «катюш» применя лись трехосные ЗИС-6 и другие машины. Они обладали сравнительно благоприятными ходовыми качествами.
В наше время огневая мощь реактивных минометов возросла, а на смену устаревшим автомобилям—носите лям пусковых установок пришли выносливые вездеходы и другие машины с высокими динамическими показате лями и большим запасом хода.
Амфибии
Для форсирования водных препятствий, для перепра вы личного состава и боевой техники существуют табель ные переправочные средства, плавающие автомобили и гусеничные машины.
16
Автомобиль-амфибия, или плавающий автомобиль, особо высокой проходимости, сохраняет почти все свойст ва сухопутного собрата, но, кроме того, обладает такими водоходными качествами, как плавучесть, остойчивость, ходкость, или скорость движения по воде, и поворотли вость.
Плавучесть автомобиля, его способность плыть по во де с определенной осадкой основана на законе Архиме да: сила, выталкивающая погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме тела. Это значит, что во донепроницаемый корпус амфибии вытесняет объем во ды, равный весу автомобиля с нагрузкой. Моряки назы вают такое физическое свойство водоизмещением.
Остойчивость плавающего автомобиля — его способ ность возвращаться в положение равновесия при входе в воду и при качке на волне — обеспечивается конструк тивным устройством корпуса, компоновкой агрегатов, вол ноотражательными щитами и другими средствами.
Ходкость, или скорость движения по воде, задается водоходным движителем. Автомобильные водоходные движители подразделяются на два основных типа: греб ной винт (иногда два) и водомет.
Поворотливость автомобиля на воде — его способ ность изменять направление движения — осуществляется подвесным рулем, установленным за гребным винтом, а также направляющими колесами автомобиля. Привод водоходного руля состоит из троса и специальной катуш ки, укрепленной на валу рулевого управления.
На плавающих автомобилях обычно устанавливают водооткачивающие насосы для удаления воды, случайно попавшей в корпус, механизмы для самовытаскивания при выходе из воды на крутой берег и другое вспомога-. тельное оборудование.
1 |
г. г |
|
1 |
научне--. |
•йегап |
1 |
|
С С С Р |
Бронетранспортеры
Колесными бронетранспортерами — БТР — называ ются автомобили высокой проходимости с броневыми кор пусами, предназначенные для перевозки вооруженных бойцов в боевой обстановке под огнем противника. Броне транспортеры обеспечивают высокий темп наступатель ных боев, особенно с преследованиями, и способны сходу форсировать участки, зараженные радиоактивными ве ществами в результате ракетно-ядерного удара.
Колесные БТР подразделяются на двухосные, трехос ные и четырехосные. Они изготовляются на базе грузовых автомобилей, но внешне отличаются от них наличием бро невого корпуса, вооружения, радиостанции и другого спе цифического оборудования, приборов и механизмов.
Система регулирования давления в шинах и подкач ка воздуха на ходу обеспечивают повышенную проходи мость машины по заболоченной местности, глубокому сне гу и песку. БТР снабжен отопителем для подогрева воз духа в отделениях.
Советские Вооруженные Силы располагают самой современной, мощной и маневренной автоброневой тех никой с повышенной проходимостью по пересеченной местности и через водные преграды. С этой материальной частью молодой автолюбитель может познакомиться на армейской службе.
Многоцелевые машины
Многоцелевыми называются автомобили-вездеходы, одновременно сочетающие свойства грузовика и тягача. Они широко используются в народном хозяйстве на ра ботах, связанных с бездорожьем, а также в Советской Армии.
18
Умногоцелевых машин четыре пары ведущих колес,
аих многослойные широкопрофильные шины низкого давления с централизованной системой подкачки воздуха обеспечивают надежное движение вездеходов по заболо ченным участкам, пескам и снежной целине. Но водитель на таком сложном пути, как правило, заблаговременно снижает давление в шинах, увеличивая тем самым пло щадь сцепления ведущих колес. С выходом автомобиля на твердую почву давление в шинах восстанавливается. Все это делается на ходу, без остановки вездехода.
Ракетная установка
Рулевое управление с гидравлическим усилителем, действуя на две пары управляемых колес, создает хоро шую маневренность вездехода с минимальным радиусом поворота.
Четырехместные кабины, расположенные над перед ним свесом, обеспечивают хорошую обзорность. На перед нем щитке сосредоточены контрольно-измерительные приборы, пусковые кнопки, тумблеры и сигнальные лам почки. Кабины оборудованы отопительными установками.
19