ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Пример. Автомобиль участника финишировал вовремя, но сбил одну стойку на «змейке» и две стойки в «коридоре», а в финишный прямоугольник не попал задними колесами, остановившись на черте. Сколько участник получит зачетных очков?
По таблице 1 находим штрафные очки: за одну стойку, сбитую на «змейке» — 10 очков, за две стойки из «коридора» — 2 + 2 = 4 оч ка и штраф за неудачный финиш 40 очков. Таким образом, участни ку будет подсчитано:
400—10—4—40= 346 зачетных очков.
Второй метод чуть-чуть сложнее первого, но он явно стимулирует более тщательное выполнение упражнений даже при частичной неудаче, особенно в «коридоре». Этот метод практикуется на городских соревнованиях юных автомобилистов в Ленинграде.
Общекомандные результаты определяются по сумме наилучших показателей участников, входящих в зачет ную группу.
Юношеские разряды по автоспорту
С целью поощрения юных автомобилистов, система тически занимающихся фигурным вождением автомоби ля, Федерация автоспорта Советского Союза установила два юношеских спортивных разряда. Присвоение этих разрядов производится на классификационных соревно ваниях. Главный судья и секретарь проводимых сорев нований должны иметь судейские категории.
Есть и нормы времени для юных спортсменов-авто-
мобилистов на прохождение трассы, включающей десять фигур:
для 1-го юношеского разряда |
2 мин. 15 сек. |
||
для 2-го юношеского разряда |
2 |
мин. |
30 сек. |
для автомобилистов без разряда. |
3 |
мин. |
00 сек |
190
Нормативы для присвоения юношеских спортивных разрядов слагаются из зачетных очков, начисленных по первому методу в классификационных соревнованиях на трассе, состоящей из десяти фигур. 1-й юношеский раз ряд присваивается спортсмену автомобилисту, имеюще му 2-й разряд, при условии, если он наберет при заезде не менее 95 зачетных очков. 2-й юношеский спортивный разряд получает претендент, набравший 80 и более за четных очков.
Военизированное многоборье юных автомобилистов
Автомобильное многоборье всегда вызывает особый интерес у юных участников соревнований. Оно повыша ет мастерство фигурного вождения автомобиля и всемер но способствует освоению военно-прикладных навыков. Самое, пожалуй, распространенное многоборье, завое вавшее симпатии юных водителей, состоит из четырех занимательных соревнований: фигурного вождения авто мобиля, разгона-торможения, смены колеса и гранато метания.
Основой многоборья являются фигурное вождение и скоростной прием разгона-торможения автомобиля. Они составляют самую весомую долю в сумме зачетных по казателей многоборья.
Разгон-торможение автомобиля выполняется на от дельной площадке, оборудованной несложными приспо соблениями в виде финишной-рейки на двух подставках и трех контрольных стоек-кеглей. Легкая деревянная рейка овального сечения устанавливается на финишной линии вровень с бампером автомобиля. В 30 см от рейки устанавливаются контрольные стойки-кегли с интерва-
¡91
лом в 30 см. Норматив времени на выполнение упраж нения— 15 сек.
Перед заездом автомобиль ставится у стартовой ли нии, на двадцатиметровой дистанции. Участник соревно вания находится в десятиметровом удалении от него. По стартовому сигналу юный гонщик бежит и садится в автомобиль, быстро заводит двигатель и делает стреми тельный разгон, а затем энергичное торможение. В кон-
Площадка для разгона-торможения автомобиля.
це тормозного пути останавливающийся автомобиль дол жен сбить бампером финишную рейку, но с таким рас четом, чтобы не уронить контрольные стойки-кегли.
Упражнение считается полностью выполненным, ес ли участник уложился в норматив времени — 15 сек., сбил с ходу финишную рейку, но не уронил контрольные стойки-кегли. В этом случае ему начисляется зачетный максимум — 30 очков. За превышение норматива време ни из зачетного максимума отнимается по одному очку
192
за каждую секунду опоздания и по 10 штрафных очков за каждую сбитую контрольную стойку-кеглю.
Пример. Соревнующийся закончил разгон-горможение за 17 сек., а в момент остановки сбил не только рейку, но и одну контрольную стойку-кеглю. Сколько он получит зачетных очков?
Ответ; 30—2—10=18 зачетных очков.
Смена колес часто встречается в практике эксплуа тации автомобиля, поэтому она входит в юношеское спортивное многоборье.
Соревнование по скоростной смене колеса проводит ся на небольшой площадке, не требующей специального оборудования. Двигатель учебного автомобиля должен быть выключенным. Багажник рекомендуется держать открытым, а двери автомобиля — закрытыми. Декора тивный колпак с диска меняемого колеса надо снять.
На соревнованиях, как правило, заменяется заднее колесо с любой стороны автомобиля. Выберем для при мера правую. Тогда, выполняя упражнение, необходимо: подложить под левосторонние колеса предохранитель ные подкладки, приотвернуть гайки у диска снимаемого колеса, поднять машину на домкрат, отвернуть гайки и снять колесо, поставить запасное колесо и привернуть его гайками, снять машину с домкрата и довернуть гай ки, а под конец аккуратно уложить в багажник запасное колесо, инструмент и подкладки. Норматив времени на смену колеса: для юношей—3 мин., для девушек—4 мин.
За успешное выполнение упражнения в пределах нор матива участнику начисляется 15 очков. Но если норма времени будет просрочена хотя бы на одну секунду, то зачетные очки не начисляются, а упражнение считается невыполненным.
Гранатометание развивает ловкость и прицельные навыки у юных спортсменов — будущих воинов. Эти со
193
ревнования прохоДяд на изолированной площадке, обо рудованной небольшим окопом 1,2x0,5 м. Броски трех учебных гранат весом 500 г делают с двух стартовых ли ний, отдаленных от окопа на 12 м для юношей и на 10 м для девушек. Норматив времени — 30 сек.
За каждое прямое попадание гранаты в окоп участ ник получает 5 очков. Зачетный максимум — 15 очков. Но если гранатометчик просрочит заданное время — 30 сек., то упражнение не засчитывается и зачетные очки ему не начисляются.
Итак, общий зачетный максимум участника автомо бильного многоборья по всем успешно выполненным ви дам соревнований составляет 160 очков, в том числе за фигурное вождение 100 очков, за разгон-торможение 30 очков, за смену колеса 15 очков и за гранатометание 15 очков.
Автомодельный спорт
Первые официальные соревнования автомоделистов состоялись в 1957 г. С тех пор увлекательные состязания самых маленьких автомобилей стали проводиться еже годно. Спортивный календарь 1969 г. уже включал четыре всесоюзных соревнования по автомодельному спорту, в том числе лично-командное первенство СССР
среди учащихся. А календарь на 1970 г. оповещал уже о девяти официальных первенствах. В него не вошли мас совые отборочные соревнования и зональные состязания V Всесоюзной спартакиады по военно-техническим ви дам спорта.
Огромная масса юных техников с завидным постоян ством занимается автомодельным спортом. Они само стоятельно конструируют замысловатые модели, прояв
194
ляя „неиссякаемую творческую фантазию, мастерят ми ниатюрные автомобили, особенно модели-копии совре менных машин, преимущественно военного образца.
По спортивной классификации, принятой Федераци ей автомодельного спорта СССР, автомобильные модели делятся на четыре основных типа: с двигателями внут реннего сгорания, с электрическими двигателями, с ре зиновыми двигателями и радиоуправляемые модели.
Популярные автомодели с двигателями внутреннего сгорания, в свою очередь, подразделяются на три труп-, пы: гоночные с приводом на ведущие колеса, гоночные с воздушными винтами и модели-копии современных ав томобилей с приводом на ведущие колеса.
Гоночные автомодели в зависимости от рабочего объ ема двигателя делятся на несколько классов, а их сухой вес, включая вес кордовой планки или уздечки, не дол
жен отклоняться от установленной нормы: |
|
|
|||
класс |
1,5 |
— рабочий объем до 1,5‘см3, вес 1000 г; |
г; |
||
класс 2,5 |
— рабочий |
объем 1,51—2,5 см3, вес |
1500 |
||
класс |
5,0 — рабочий |
объем 2,51—5,0 см3, вес |
2000 |
г; |
|
класс |
10,0 — рабочий |
объем 5,01 — 10,0 см3, вес 3000 а. |
|||
Каждое соревнование автомоделей слагается |
из двух |
||||
непременных элементов: |
технического осмотра |
и ходо |
вых испытаний. Ходовые испытания проводятся на кордодромах за исключением радиоуправляемых моделей: искусство их вождения проверяется на асфальтовых площадках с фигурной трассой.
Кордодромом называется специальная площадка с вращающимся центровым устройством для кордовой нити и с круговой беговой дорожкой шириной не менее 1 м. Радиус круга, описываемого движущейся моделью, должен составлять 9 м 95 см. На беговую дорожку на носится белая линия старта-финиша. Вокруг кордодрома делается ограждение.
Наиболее увлекательные состязания кордовых авто моделей — гонки. Старт гоночным моделям, как прави ло, дается с ходу. Вначале скоростная машина разгоня ется по кругу с помощью пускового штока и кордовой нити, а затем, когда она наберет устойчивую скорость, объявляется старт и включается контрольный секундо
мер. Победителем |
стремительных гонок считается тот |
участник, модель |
которого покажет наивысшую скорость |
в своем классе. |
|
Недавно появился еще один вид малого автоспорта— |
|
гонки трассовых |
моделей. Они проводятся на искусст |
венных трассах, включающих подъемы и спуски, крутые повороты и пересечения на разных уровнях. Одна из та ких трасс, полностью электрифицированная, с тремя бе говыми дорожками длиной по 25 м каждая, сооружена на Центральной станции юных техников в г. Риге. Она оборудована пультом управления и счетчиками кругов. Вдоль каждой беговой дорожки проложена пара кон тактных пластин-шин, к которым подведен электриче ский ток напряжением 16 в. Ширина колеи равна 10 мм, а направляющего паза — 3,2 мм.
Трассовая модель — миниатюрная машина |
с элек |
тромотором 16 в — снабжена токосъемниками и направ |
|
ляющей планкой шириной 3 мм для скольжения |
по ве |
дущему пазу беговой дорожки. Типовая дистанция со ревнований составляет 500 м, или 20 кругов. Участник, модель которого в своем классе покажет лучшее время, объявляется победителем в личном зачете.
Гонки трассовых «электромобилей» открывают ши рокий простор для конструирования высокоскоростных моделей автомобильного типа.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Автомобилестроение. М., НИИНавтопром, 1967.
Краткий автомобильный справочник, изд. 5-е, М., НИИАТ, «Транспорт», 1967.
Милушкин А. А., Плеханов И. П. Справочник водителя автомо биля. М„ «Транспорт», 1968.
Атоян К М. и др. Автобусы. Справочное пособие. М., «Маши ностроение», 1969.
Голодовский Я. Е. и др. Грузовые автомобили высокой прохо димости. М., Воениздат, 1968.
Артамонов М. Д. и др. Теория автомобиля и автомобильного двигателя. М., «Машиностроение», 1968.
Долматовский Ю. Повесть об автомобиле. М. «Молодая гвар дия», 1958.
Трейбал 3. Искусство вождения автомобиля. Прага, «Артия», 1965.
Бекман В. В. Гоночные автомобили, изд. 2-е, Л., «Машиностро ение», 1967.
Юрковский И. М. Автомобиль в пути. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.
Штеменко С. М. Советские сухопутные войска. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.
Степанов Н. Н. Военные автомобилисты. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.
Цирлин А. Д. Советские инженерные войска. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.
Леонов А. И. Войскасвязи. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.
Павлов С. П. Большой плавающий автомобиль, М., Воениздат, 1961.
197