Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример. Автомобиль участника финишировал вовремя, но сбил одну стойку на «змейке» и две стойки в «коридоре», а в финишный прямоугольник не попал задними колесами, остановившись на черте. Сколько участник получит зачетных очков?

По таблице 1 находим штрафные очки: за одну стойку, сбитую на «змейке» — 10 очков, за две стойки из «коридора» — 2 + 2 = 4 оч­ ка и штраф за неудачный финиш 40 очков. Таким образом, участни­ ку будет подсчитано:

400—10—4—40= 346 зачетных очков.

Второй метод чуть-чуть сложнее первого, но он явно стимулирует более тщательное выполнение упражнений даже при частичной неудаче, особенно в «коридоре». Этот метод практикуется на городских соревнованиях юных автомобилистов в Ленинграде.

Общекомандные результаты определяются по сумме наилучших показателей участников, входящих в зачет­ ную группу.

Юношеские разряды по автоспорту

С целью поощрения юных автомобилистов, система­ тически занимающихся фигурным вождением автомоби­ ля, Федерация автоспорта Советского Союза установила два юношеских спортивных разряда. Присвоение этих разрядов производится на классификационных соревно­ ваниях. Главный судья и секретарь проводимых сорев­ нований должны иметь судейские категории.

Есть и нормы времени для юных спортсменов-авто-

мобилистов на прохождение трассы, включающей десять фигур:

для 1-го юношеского разряда

2 мин. 15 сек.

для 2-го юношеского разряда

2

мин.

30 сек.

для автомобилистов без разряда.

3

мин.

00 сек

190

Нормативы для присвоения юношеских спортивных разрядов слагаются из зачетных очков, начисленных по первому методу в классификационных соревнованиях на трассе, состоящей из десяти фигур. 1-й юношеский раз­ ряд присваивается спортсмену автомобилисту, имеюще­ му 2-й разряд, при условии, если он наберет при заезде не менее 95 зачетных очков. 2-й юношеский спортивный разряд получает претендент, набравший 80 и более за­ четных очков.

Военизированное многоборье юных автомобилистов

Автомобильное многоборье всегда вызывает особый интерес у юных участников соревнований. Оно повыша­ ет мастерство фигурного вождения автомобиля и всемер­ но способствует освоению военно-прикладных навыков. Самое, пожалуй, распространенное многоборье, завое­ вавшее симпатии юных водителей, состоит из четырех занимательных соревнований: фигурного вождения авто­ мобиля, разгона-торможения, смены колеса и гранато­ метания.

Основой многоборья являются фигурное вождение и скоростной прием разгона-торможения автомобиля. Они составляют самую весомую долю в сумме зачетных по­ казателей многоборья.

Разгон-торможение автомобиля выполняется на от­ дельной площадке, оборудованной несложными приспо­ соблениями в виде финишной-рейки на двух подставках и трех контрольных стоек-кеглей. Легкая деревянная рейка овального сечения устанавливается на финишной линии вровень с бампером автомобиля. В 30 см от рейки устанавливаются контрольные стойки-кегли с интерва-

¡91


лом в 30 см. Норматив времени на выполнение упраж­ нения— 15 сек.

Перед заездом автомобиль ставится у стартовой ли­ нии, на двадцатиметровой дистанции. Участник соревно­ вания находится в десятиметровом удалении от него. По стартовому сигналу юный гонщик бежит и садится в автомобиль, быстро заводит двигатель и делает стреми­ тельный разгон, а затем энергичное торможение. В кон-

Площадка для разгона-торможения автомобиля.

це тормозного пути останавливающийся автомобиль дол­ жен сбить бампером финишную рейку, но с таким рас­ четом, чтобы не уронить контрольные стойки-кегли.

Упражнение считается полностью выполненным, ес­ ли участник уложился в норматив времени — 15 сек., сбил с ходу финишную рейку, но не уронил контрольные стойки-кегли. В этом случае ему начисляется зачетный максимум — 30 очков. За превышение норматива време­ ни из зачетного максимума отнимается по одному очку

192

за каждую секунду опоздания и по 10 штрафных очков за каждую сбитую контрольную стойку-кеглю.

Пример. Соревнующийся закончил разгон-горможение за 17 сек., а в момент остановки сбил не только рейку, но и одну контрольную стойку-кеглю. Сколько он получит зачетных очков?

Ответ; 30—2—10=18 зачетных очков.

Смена колес часто встречается в практике эксплуа­ тации автомобиля, поэтому она входит в юношеское спортивное многоборье.

Соревнование по скоростной смене колеса проводит­ ся на небольшой площадке, не требующей специального оборудования. Двигатель учебного автомобиля должен быть выключенным. Багажник рекомендуется держать открытым, а двери автомобиля — закрытыми. Декора­ тивный колпак с диска меняемого колеса надо снять.

На соревнованиях, как правило, заменяется заднее колесо с любой стороны автомобиля. Выберем для при­ мера правую. Тогда, выполняя упражнение, необходимо: подложить под левосторонние колеса предохранитель­ ные подкладки, приотвернуть гайки у диска снимаемого колеса, поднять машину на домкрат, отвернуть гайки и снять колесо, поставить запасное колесо и привернуть его гайками, снять машину с домкрата и довернуть гай­ ки, а под конец аккуратно уложить в багажник запасное колесо, инструмент и подкладки. Норматив времени на смену колеса: для юношей—3 мин., для девушек—4 мин.

За успешное выполнение упражнения в пределах нор­ матива участнику начисляется 15 очков. Но если норма времени будет просрочена хотя бы на одну секунду, то зачетные очки не начисляются, а упражнение считается невыполненным.

Гранатометание развивает ловкость и прицельные навыки у юных спортсменов — будущих воинов. Эти со­

193


ревнования прохоДяд на изолированной площадке, обо­ рудованной небольшим окопом 1,2x0,5 м. Броски трех учебных гранат весом 500 г делают с двух стартовых ли­ ний, отдаленных от окопа на 12 м для юношей и на 10 м для девушек. Норматив времени — 30 сек.

За каждое прямое попадание гранаты в окоп участ­ ник получает 5 очков. Зачетный максимум — 15 очков. Но если гранатометчик просрочит заданное время — 30 сек., то упражнение не засчитывается и зачетные очки ему не начисляются.

Итак, общий зачетный максимум участника автомо­ бильного многоборья по всем успешно выполненным ви­ дам соревнований составляет 160 очков, в том числе за фигурное вождение 100 очков, за разгон-торможение 30 очков, за смену колеса 15 очков и за гранатометание 15 очков.

Автомодельный спорт

Первые официальные соревнования автомоделистов состоялись в 1957 г. С тех пор увлекательные состязания самых маленьких автомобилей стали проводиться еже­ годно. Спортивный календарь 1969 г. уже включал четыре всесоюзных соревнования по автомодельному спорту, в том числе лично-командное первенство СССР

среди учащихся. А календарь на 1970 г. оповещал уже о девяти официальных первенствах. В него не вошли мас­ совые отборочные соревнования и зональные состязания V Всесоюзной спартакиады по военно-техническим ви­ дам спорта.

Огромная масса юных техников с завидным постоян­ ством занимается автомодельным спортом. Они само­ стоятельно конструируют замысловатые модели, прояв­

194

ляя „неиссякаемую творческую фантазию, мастерят ми­ ниатюрные автомобили, особенно модели-копии совре­ менных машин, преимущественно военного образца.

По спортивной классификации, принятой Федераци­ ей автомодельного спорта СССР, автомобильные модели делятся на четыре основных типа: с двигателями внут­ реннего сгорания, с электрическими двигателями, с ре­ зиновыми двигателями и радиоуправляемые модели.

Популярные автомодели с двигателями внутреннего сгорания, в свою очередь, подразделяются на три труп-, пы: гоночные с приводом на ведущие колеса, гоночные с воздушными винтами и модели-копии современных ав­ томобилей с приводом на ведущие колеса.

Гоночные автомодели в зависимости от рабочего объ­ ема двигателя делятся на несколько классов, а их сухой вес, включая вес кордовой планки или уздечки, не дол­

жен отклоняться от установленной нормы:

 

 

класс

1,5

— рабочий объем до 1,5‘см3, вес 1000 г;

г;

класс 2,5

— рабочий

объем 1,51—2,5 см3, вес

1500

класс

5,0 — рабочий

объем 2,51—5,0 см3, вес

2000

г;

класс

10,0 — рабочий

объем 5,01 — 10,0 см3, вес 3000 а.

Каждое соревнование автомоделей слагается

из двух

непременных элементов:

технического осмотра

и ходо­

вых испытаний. Ходовые испытания проводятся на кордодромах за исключением радиоуправляемых моделей: искусство их вождения проверяется на асфальтовых площадках с фигурной трассой.

Кордодромом называется специальная площадка с вращающимся центровым устройством для кордовой нити и с круговой беговой дорожкой шириной не менее 1 м. Радиус круга, описываемого движущейся моделью, должен составлять 9 м 95 см. На беговую дорожку на­ носится белая линия старта-финиша. Вокруг кордодрома делается ограждение.


Наиболее увлекательные состязания кордовых авто­ моделей — гонки. Старт гоночным моделям, как прави­ ло, дается с ходу. Вначале скоростная машина разгоня­ ется по кругу с помощью пускового штока и кордовой нити, а затем, когда она наберет устойчивую скорость, объявляется старт и включается контрольный секундо­

мер. Победителем

стремительных гонок считается тот

участник, модель

которого покажет наивысшую скорость

в своем классе.

 

Недавно появился еще один вид малого автоспорта—

гонки трассовых

моделей. Они проводятся на искусст­

венных трассах, включающих подъемы и спуски, крутые повороты и пересечения на разных уровнях. Одна из та­ ких трасс, полностью электрифицированная, с тремя бе­ говыми дорожками длиной по 25 м каждая, сооружена на Центральной станции юных техников в г. Риге. Она оборудована пультом управления и счетчиками кругов. Вдоль каждой беговой дорожки проложена пара кон­ тактных пластин-шин, к которым подведен электриче­ ский ток напряжением 16 в. Ширина колеи равна 10 мм, а направляющего паза — 3,2 мм.

Трассовая модель — миниатюрная машина

с элек­

тромотором 16 в — снабжена токосъемниками и направ­

ляющей планкой шириной 3 мм для скольжения

по ве­

дущему пазу беговой дорожки. Типовая дистанция со­ ревнований составляет 500 м, или 20 кругов. Участник, модель которого в своем классе покажет лучшее время, объявляется победителем в личном зачете.

Гонки трассовых «электромобилей» открывают ши­ рокий простор для конструирования высокоскоростных моделей автомобильного типа.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Автомобилестроение. М., НИИНавтопром, 1967.

Краткий автомобильный справочник, изд. 5-е, М., НИИАТ, «Транспорт», 1967.

Милушкин А. А., Плеханов И. П. Справочник водителя автомо­ биля. М„ «Транспорт», 1968.

Атоян К М. и др. Автобусы. Справочное пособие. М., «Маши­ ностроение», 1969.

Голодовский Я. Е. и др. Грузовые автомобили высокой прохо­ димости. М., Воениздат, 1968.

Артамонов М. Д. и др. Теория автомобиля и автомобильного двигателя. М., «Машиностроение», 1968.

Долматовский Ю. Повесть об автомобиле. М. «Молодая гвар­ дия», 1958.

Трейбал 3. Искусство вождения автомобиля. Прага, «Артия», 1965.

Бекман В. В. Гоночные автомобили, изд. 2-е, Л., «Машиностро­ ение», 1967.

Юрковский И. М. Автомобиль в пути. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.

Штеменко С. М. Советские сухопутные войска. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.

Степанов Н. Н. Военные автомобилисты. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.

Цирлин А. Д. Советские инженерные войска. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.

Леонов А. И. Войскасвязи. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.

Павлов С. П. Большой плавающий автомобиль, М., Воениздат, 1961.

197