Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ленинградский карг АК-2

части 4,5—10 м. Но стартовая площадка и ширина трас­ сы на поворотах должны быть не менее 5,5 м. Конфигу­ рация трассы может быть произвольной с обязательным

включением прямого участка дороги длиной от 40

до 100 м.

Трековые гонки проводятся на беговых дорожках ве­ лодромов и стадионов. Они подразделяются на соревно­ вания с одним финишем, с промежуточным финишем, с

выбыванием, с преследованием и индивидуальными за­ ездами на скорость.

Картинг по фигурному вождению проводится на пло­ щадке с обозначениями фигур разной сложности, рас­ стояние между которыми должно быть не менее 6 м.

¡ 8 2

Вид и регламент картинга, число участников и заез­ дов, определение результатов и порядок награждения победителей, технические требования к трассам и кар­ там, словом, все особенности гонок определяются Поло­ жением о соревновании, составляемым организатором соревнований в соответствии с правилами ФАС СССР.

«Юношеская фигурка»

Если спросить юного автомобилиста: «С чего начи­ нается автоспорт?» — он без колебания ответит: «С фи­ гурки!»

Фигурное вождение учебного автомобиля — общедо­ ступное соревнование юных спортсменов на мастерство преодоления трассы с фигурами разной сложности. Оно развивает у начинающих автомобилистов внимание и быстроту реакции на изменение дорожной обстановки, прививает любовь к автомобилю, к профессии водителя. На «юношеской фигурке» спортсмен смолоду отрабаты­ вает первичные приемы безошибочного управления, при­ общается к искусству вождения автомобиля.

Типовая «юношеская фигурка» состоит из десяти эле­ ментов разной сложности. Трасса прокладывается на асфальтовой площадке, закрытой для постороннего дви­ жения. Минимальные размеры площадки для трениро­

вок и соревнований на стандартных легковых автомоби­ лях: длина — 125 м, ширина — 15 м.

В число десяти фигур, равномерно и последовательно расположенных по трассе, входят: «змейка», «правосто­ ронняя колея» — доска, «тоннельные ворота», «лукови­ ца», снова «тоннельные ворота», «левосторонняя ко­ лея» — та же доска, «коридор», «пеньки», «тупик» и фи­ ниш-прямоугольник.

Между финишным прямоугольником и «змейкой» на­ ходится линия старта. Расстояние от нее до первой стой­ ки «змейки», а также дистанция между остальными фи­ гурами 10 м. Линия старта наносится белой краской.

«Змейка» служит для зигзагообразного движения автомобиля и обозначается четырьмя деревянными стой­ ками. Въезд на «змейку» с правой стороны. Размер ци­ линдрических стоек: диаметр 7—8 см, высота 20 см. Иногда на стойки ставится декоративный флажок.

Расстояние между стойками, обозначающими «змей­ ку», м\

для

автомобилей «Запорожец»

5,4

для

автомобилей «Москвич»

5,9

для

автомобилей М-20 «Победа» и ГАЗ-69А

6,3

для

автомобилей «Волга»

6,4

«Правосторонняя колея» — доска для проезда по ней

правыми

котесами автомобиля—имеет толщину

5—6 см

и скосы на торцах для безударного въезда на нее. Ши­ рина доски — 20 см, длина — 6,5 м.

«Тоннельные ворота» с двумя парами стоек-ограни­ чителей габаритной ширины предназначены для точ­ ного проезда через искусственный участок сужения до­ роги. Стойки-ограничители имеют поворачивающиеся наконечники с мягкими концами, расстояние между ко­ торыми равно ширине автомобиля плюс два промежут­

184


ка по 10 см с каждой стороны. Высота ограничителей устанавливается по самой широкой части автомобиля. Расстояние от первой пары стоек-ограничителей до вто­ рой равняется 2,4 м.

«Луковица» — фигура, обозначающая плавный раз­ ворот автомобиля по кругу против часовой стрелки меж­ ду четырьмя парами стоек, таких же, как на «змейке». Как внутренняя, так и внешняя стойки располагаются на диаметральных линиях двух концентрических окруж­ ностей. Расстояние от центра круга до стоек, м:

 

Внутренней

Внешней

для автомобилей «Запорожец»

3,2

5,6

для автомобилей «Москвич»

3,8

6,2

для автомобилей «Победа»

3,9

6,6

для автомобилей ГАЗ-69А

3,8

6,4

для автомобилей «Волга»

3,9

6,6

После разворота на .«луковице» автомобиль прохо­ дит через те же «тоннельные ворота», а затем по доске, но левыми колесами — «левосторонняя колея».

«Коридор» служит для прямолинейного проезда ав­ томобиля между стойками и фиксируется десятью пара­ ми их (такими же, как на «змейке»), расставленными через каждые 3 м. Ширина «коридора», м:

для

автомобилей

«Запорожец» и «Москвич»

1,6

для

автомобилей

«Победа»

1,8

для

автомобилей

ГАЗ-69А

2,0

для

автомобилей

«Волга»

2,0

«Пеньки» ставятся на правом повороте. Автомобиль должен пройти над ними, не задевая колесами. Их вы­ сота на 3 см меньше дорожного просвета автомобиля. Порядок установки «пеньков» указан на рисунке, а раз­ меры, обозначенные буквами А и Б, равны мм:

185


 

автомобилей

В ет ч и н а А

В еличина Б

Д ля

«Запорожец»

2,0

1,1

для

автомобилей

«Москвич»

2,4

1,2

ДЛЯ

автомобилей

«Победа»

2,7

1,3

д л я

автомобилей

ГАЗ-69А

2,3

1.4

«Тупик» — место для разворота автомобиля с манев­ рированием — применением заднего хода. Он обознача­ ется стойками с флажками высотой 0,6—0,7 м, расстав­ ленными с трех сторон через каждый метр. При манев­ рировании выезжать за габариты начальных стоек не разрешается. Длина и ширина «тупика», м:

для автомобилей

«Запорожец»

8 x 6

для автомобилей

«Москвич»

9X7

для автомобилей «Победа»

10x8

для автомобилей

ГАЗ-69А

9X7

для автомобилей

«Волга»

10,5X8,5

Последняя

фигура — прямоугольник,

внутри которо­

го автомобиль

заканчивает движение

по трассе, оста­

навливаясь с ходу и не касаясь шинами контрольных

линий. Контуры его наносятся

белыми линиями шири­

ной 5

см.

Внутренние размеры

финишного прямоуголь­

ника,

м:

 

 

 

 

для

автомобилей

«Запорожец»

2,8X1,7

для

автомобилей

«Москвич»

3,2 X 1,7

для

автомобилей

«Победа»

3,6x1,9

для

автомобилей

ГАЗ-69А

 

3,2X 2,1

для

автомобилей

«Волга»

 

3,6X 2,1

К участию в соревновании на мастерство фигурного вождения автомобиля допускаются школьники, про­ шедшие курс специальной подготовки в автокружках. Причем каждый участник должен заранее пройти меди-

186


цинское освидетельствование и получить разрешение врача. Все участники обязаны знать правила проводи­ мых соревнований и беспрекословно выполнять их.

Соревнования проводятся на учебных легковых ав­ томобилях с дублирующими педалями, предварительно прошедших технический осмотр. Кроме того, на прибор­ ном щитке автомобиля делается крючок для секундоме­ ра, а с правой внутренней стороны ветрового стекла при­ способление для вывешивания стартового номера оче­ редного участника.

На трассе соревнований может находиться только один автомобиль. Во время движения по трассе допус­ каются приемы маневрирования — движение задним хо­ дом, если автомобиль с первого захода не вписывается в контуры фигуры, за исключением финишного прямо­ угольника. Открывать дверь юному водителю запреща­ ется. Не разрешается также останавливаться между ту­ пиком и финишем, а умышленный объезд фигуры даже штрафуется.

Трассу типовой «юношеской фигурки» полагается проехать в заданное время — 3 мин. для юных автомо­ билистов, не имеющих спортивных разрядов. За каждую секунду опоздания или преждевременного прибытия на финиш начисляется одно штрафное очко. Поэтому уча­ стник получает перед стартом секундомер для личной ориентации о затратах времени на движение по фигу­ рам трассы.

Перед началом соревнования среди участников про­ водится жеребьевка, определяющая их стартовые номе­ ра. В дальнейшем номера вручаются судье для вывеши­ вания на ветровом стекле автомобиля.

Старт, или начало движения по трассе, оговаривает­ ся в Положении о соревновании. Часто применяется так

187

называемый старт типа Ле-Ман1, когда автомобиль с работающим двигателем стоит у стартовой линии, а оче­ редной участник-водитель находится на удалении от не­ го: юноши на 15, а девушки на 12 м.

Стартовую команду дает судья, четко, с небольшими паузами: «Приготовиться!» — за 5—10 сек. до старта, «Внимание!» — за 2—3 сек. и «Марш!» — в момент стар­ та с одновременным взмахом стартовым флагом. По этому сигналу судья (или хронометрисг) включает кон­ трольный секундомер. Участник, получив команду, пус­ кает свой секундомер и бежит к машине. Садясь в авто­ мобиль, он подвешивает секундомер на крючок и начи­ нает движение по трассе без каких-либо дополнитель­ ных указаний. В пути он соразмеряет темп движения с секундомером, а развернувшись в тупике и встав на фи­ нишную прямую, тотчас решает: ехать ли немедленно к финишу или «отстояться»? Дело в том, что некоторые юные автомобилисты прибывают в девятую фигуру с большим запасом времени, а на перегон из тупика до финиша требуется всего лишь 5—8 сек. Вот и приходит­ ся не в меру ретивым гонщикам отсчитывать секунды по спасительному секундомеру, приноравливаясь к послед­ нему финишному броску. Ведь нужно точно уложиться в заданное время! Пробег автомобиля по трассе счита­ ется законченным после остановки в финишном прямо­ угольнике, зафиксированной отмашкой флага с одновре­ менной засечкой времени на контрольном секундомере.

Определение личных результатов спортивного заезда производится, как правило, по наибольшему числу за­ четных очков, полученных за успешное выполнение фи­

гур,

и отминусованных штрафных очков.

1

Ле-Ман — город во Франции, в районе которого проводятся

скоростные автогонки,

188


В

практике

юношеских

соревнований встречаются

разные методы начисления зачетных и штрафных очков.

Остановимся на

двух наиболее часто применяемых.

1-

й метод. Каждая фигура

оценивается

в 10 очко

тогда

при успешном заезде

общая

сумма — по

числу

фигур — составит 100 зачетных очков. Но если у фигуры

будет сбита хотя бы одна

стойка,

или автомобиль не

пройдет по доске—соскочит с доски

или будет задет ог­

раничитель в «тоннельных воротах» и в «тупике», или про­ изойдет касание «пеньков» или колеса остановившегося автомобиля заденут черту в финишном прямоугольнике, тогда за каждую невыполненную фигуру снимается по десять штрафных очков.

Пример. Автомобиль участника, успешно пройдя «змейку», со­ скочил с доски, а потом сбил одну стойку в «коридоре». В контроль­ ное время участник уложился. Сколько у юного автомобилиста за­ четных очков?

Ответ: 100—10— 10= 80 зачетных очков.

2- й метод. Дифференцированный подсчет, когда ка дая фигура оценивается в 40 очков, а за успешное вы­ полнение упражнения насчитывается 400 зачетных оч­ ков. Но штрафные очки начисляются лишь за отдельно сбитую стойку или касание других разметочных средств по таблице:

 

Число раз­

Штраф за

Наименование фигур

меточных

каждое раз­

п/п

средств в

меточное

 

 

 

фигуре, штук

средство, очков

1

«Змейка»

4

10

2

«Колея» — доска

. 1

40

3

«Тоннельные ворота»

4

10

4

«Луковица»

. 8

5

5

«Коридор»

20

2

6

«Пеньки»

2

20

7

«Тупик»

40

1

8

Финиш

1

40

.189