Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В моторных отсеках машин, расположенных, как пра­ вило, за кабиной, установлены мощные двигатели, снаб­ женные предпусковыми подогревателями. С их помощью осуществляется запуск двигателей при низких темпера­ турах.

На гигантах-вездеходах оригинальных конструкций стоит двенадцатицилиндровый, У-образный, четырехтакт­ ный дизель с двумя системами пуска: электрической от стартера и пневматической на сжатом воздухе

В конструкцию гидромеханической трансмиссии ве­ ликанов входят такие оригинальные агрегаты, механиз­ мы и системы, как гидротрансформатор, повышающая передача, планетарная коробка передач, раздаточная коробка, четыре ведущих моста с межосевыми диффе­ ренциалами и колесными редукторами планетарного ти­ па. У этих автомобилей отсутствует привычная педаль сцепления. Управление коробкой передач производится рукояткой. Независимая торсионная подвеска создает благоприятные условия для плавного хода тягача.

Глава IV. ГЕОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

Посмотрите на контурную карту нашей Родины с черными силуэтиками автомашин, символизирующими

автомобильные заводы в Москве и Минске,

на Урале и

в Прибалтике, на берегах великой русской

реки Волги

и в горах Кавказа, на Украине и в Армении, в далекой Сибири и на солнечных просторах Средней Азии. Здесь рождаются легковые и грузовые автомашины, автобу­ сы, специальные и специализированные автомобили.

20

Наша Родина — автомобильная держава

Трудно разместить на карте условные обозначения Дру­ гих заводов, тесно связанных с производством автомо­ билей: моторных, шинных, карбюраторных, аккумуля­ торных, предприятий по изготовлению прицепов и полу­ прицепов, специального оборудования, агрегатов, запас­ ных частей, деталей и приборов электрооборудования— их очень много. В их цехах работает миллионная армия созидателей: рабочих и мастеров, инженеров и техни­ ков, лаборантов и операторов.

Из года в год растет и ширится производство отече­ ственных автомобилей. Это наглядно видно из ниже­ следующих цифр динамики выпуска легковых автомо­ билей:

1938

г.

около

27

ТЫС.

шт.

1949

г.

»

46

»

»

1955

г.

»

108

»

»

1965

г.

»

201

»

»

1967

г.

 

251

»

1968

г.

»

280

»

»

1969

г.

294

»

»

Уже давно наша страна по производству грузовых автомобилей занимает первое место в Европе и второе место в мире.

Грузовые автомобили успешно работают на строи­ тельстве величайших в мире гидроэлектростанций, в гор­ ных карьерах, на перевозке промышленных и сельскохо­ зяйственных грузов по дорогам страны и на междуна­ родных трассах.

Советские автомобили с эмблемами ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ и БелАЗ завоевали огромный авторитет не только в

СССР, но и далеко за его пределами. Они славно по­ трудились в Египте при сооружении Асуанской плоти­ ны на Ниле, в Индии на строительстве металлургическо­

22


го завода в Бхилае, а Афганистане и Болгарии на про­ кладке шоссейных дорог. Их знают мирные сахарные плантации Кубы и военные дороги Вьетнама, сражаю­ щегося с заокеанскими агрессорами. Более чем в 70 странах эксплуатируют выносливые и экономичные ав­ томашины с маркой «Сделано в СССР».

Заслуженной славой пользуются наши легковые ав­ томобили: стремительные «Волги», элегантные «Моск­ вичи» и модернизированные «Запорожцы».

Первые автомобильные гиганты

ЗИЛ — эмблема прославленного Московского триж­ ды орденоносного автомобильного завода им. И. А. Ли­ хачева. У знатного завода более чем полувековая ис­ тория, знаменующая этапы советского автомобилестрое­ ния.

В начале ноября 1924 г. из цехов бывшего завода AMO1 вышел первый советский грузовой автомобиль АМО-.Ф-15, а в день празднования седьмой годовщины

Великой

Октябрьской социалистической революции —

7 ноября

1924 г. — 10 таких автомобилей участвовали

в праздничной демонстрации на Красной площади в Москве. Первенцы отечественного автомобилестроения

грузоподъемностью

1,5

т развивали скорость 50 км/час.

В последующие

годы

завод выпускал модификации:

АМО-2, АМО-3 грузоподъемностью 2,5 г и тринадцати­ местный автобус.

После капитальной реконструкции завод переклю­ чился в 1933 г. на заранее подготовленное поточное про­ изводство знаменитых трехтонных автомобилей ЗИС-5.

1 AMO — Автомобильное московское общество.

23

Его двигатель мощностью 73 л. с. позволял развивать скорость 60 км/час. Выносливый автомобиль-труженик успешно применялся в боях Великой Отечественной вой­ ны, в перевозках многочисленных грузов как на фрон­ те, так и в тылу страны. Совместно с ним службу несли многочисленные модификации базового автомобиля: трехоска повышенной проходимости ЗИС-6, тягач ЗИС-10, полугусеничные вездеходы ЗИС-22 и ЗИС-42 н газогенераторный ЗИС-21. Кроме того, завод перед

войной

начал

производство

легковых

автомобилей

ЗИС-101

и ЗИС-102, автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, а так­

же санитарного автомобиля ЗИС-16С.

 

В апреле 1948 г. Московский

автозавод

перешел на

новую ^

модель

базового автомобиля ЗИС-150 с повы­

шенной грузоподъемностью 4 г. Вскоре появились моди­ фикации: автомобиль повышенной проходимости ЗИС151, газобалонные ЗИС-156, ЗИС-156А и др.

В сентябре 1958 г. завод дал транспортным хозяйст­ вам страны надежный трехосный грузовик ЗИ Л -157 со специальными односкатными шинами, снабженными ре­ гулировочными устройствами для подкачки воздуха во время движения. Автомобиль ЗИ Л -157 стал лауреатом

Всемирной выставки в Брюсселе: он получил Большой приз.

В начале шестидесятых годов из цехов завода стали выходить грузовые автомобили ЗИЛ-164 с несколькими модификациями и легковые автомобили ЗИЛ-110 и ЗИЛ-111. А в 1964 г. началось массовое производство

новых грузовиков ЗИ Л -130

оригинальной

конструкции.

На базе

автомобиля

ЗИ Л -130 выполнено

много

моди­

фикаций:

седельный

тягач

ЗИ Л -1ЗОВ1, грузовик

ЗИЛ-

130Г с увеличенной колесной базой для перевозки длин­ номерных грузов, ЗИЛ-130Д с укороченной базой для самосвалов и другие модели общей численностью свы-

24


т е пятидесяти образцов. Гордостью завода являются грузовые автомобили высокой проходимости ЗИЛ-131 и ЗИЛ-133 с транзисторной системой зажигания, противо­ туманными фарами и другими техническими новинка­ ми.

Седельный тягач ЗИ Л -1 ЗОВ1

За послевоенный период из ворот автозавода вышли также общеизвестные автобусы ЗИС-154 с дизель-элек- трической установкой, многоместные автобусы ЗИС155, ЗИЛ-127, ЗИЛ-129 и ЗИЛ-158, а также автобус малой вместимости ЗИЛ-118 «Юность» и другие авто­ мобили для перевозки пассажиров. На базе автобуса ЗИЛ-118 выполнен универсальный медицинский авто­ мобиль, позволяющий делать неотложные операции не­ посредственно в нем. Этот автомобиль в 1967 г. стал лауреатом международного конкурса в Ницце.

В канун 50-летия Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции завод выпустил комфортабельный се­ миместный легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ114, а в 1969 г. создал новый трехосный автомобильтягач ЗИЛ-170 с дизелем 210 л. с. для работы в составе автопоезда грузоподъемностью 16 т.

Таким образом, Московский автозавод им. Лихаче­ ва изготавливает большегрузные автомобили транспорт­ ного назначения, автомобили высокой проходимости, а также комфортабельные автобусы и легковые машины высшего класса. Одна из ближайших задач знатных ав­ томобилестроителей, над которой они активно работа­ ют, — дальнейшая дизелизация автомашин повышенно­ го тоннажа.

ГАЗ — всемирно известная заводская марка Горь­ ковского трижды орденоносного автомобильного заво­ да.

Весной 1930 г. состоялась торжественная закладка завода-гиганта в бывшем Нижнем Новгороде, а 1 янва­ ря 1932 г. он вступил в строй действующих предприя­ тий страны. В январе же с заводского конвейера стали сходить полуторатонные грузовики ГАЗ-АА. Некоторое время спустя на дорогах страны можно было увидеть легковые автомобили ГАЗ-А и трехосные автомобили ГАЗ-АА.

В марте 1936 г. горьковчане освоили производство легкового автомобиля ГАЗ-М-1—знаменитой «эмки», славно послужившей в годы войны с немецко-фашист- скйми захватчиками. В том же году завод начал выпус­ кать штабные автобусы.

^ В предвоенный период из ворот завода вышли само­ свалы ГАЗ-410, «пикапы» ГАЗ-М-415, полноприводные легковые автомобили, машины повышенной проходимо­ сти, газогенераторные и газобаллонные автомобили, а

26


также другие выносливые и экономичные модели. Маши­ ны с эмблемой горьковского завода с честью выдержали тяжелые испытания на военных дорогах.

Первые же послевоенные годы завод ознаменовал новыми достижениями в развитии автомобильной техни­ ки. В 1946 г. он стал производить грузовик ГАЗ-51 и по­ вышенной проходимости ГАЗ-63, а также легковой ав­

томобиль ГАЗ-М-20 с символическим названием «По­ беда».

В 1950 г. завод освоил производство легкового авто­ мобиля высшего класса ГАЗ-12, который восемь лет спурТдя был заменен на автомобиль аналогичного класса АЗ-13 «Чайка». Вскоре горьковские автомобилестрои­ тели ^создали популярные в Советской Армии и народном хозяйстве автомобили ГАЗ-69 в двух основных вариан-

1а.х; пассажирский ГАЗ-69А и грузо-пассажирский 1 ЛЗ-09. В конце 1956 г. на смену «Победе» пришел мас­ совый легковой автомобиль ГАЗ-21 «Волга».

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. легко­

вым автомобилям «Волга» и «Чайка» были присуждены Большие призы.

Новый этап технического прогресса автозавод отме­ чает в начале шестидесятых годов выпуском современ­ ных автомобилей с заводской маркой ГАЗ-53 и ГАЗ-66 Первенец этой автомобильной семьи ГАЗ-53Ф, выгодно отличаясь внешностью от своих предшественников, име­ ет старый, но форсированный до мощности 82 л. с ше­ стицилиндровый двигатель ГАЗ-51. На смену ему затем пришел трехтонный автомобиль ГАЗ-53 с восьмицилин­ дровым, '-образным двигателем мощностью 115 л. с

ГАЗ 5 3 ? Г‘ еГ° заменил модеРннзированный грузовик

На Международной выставке сельскохозяйственных машин в Москве в мае 1966 г. Горьковский автозавод

27

был удостоен Золотой медали за конструкцию автомобил'я ГАЗ-66.

В конце 1967 г. автозавод выпустил первую устано­ вочную партию новых легковых автомобилей ГАЗ-24 «Волга», а позже перешел на их массовое производство. Легковой автомобиль высшего класса тоже улучшен: завод создал новую «Чайку» ГАЗ-14.

Очередные технические новинки горьковских авто­ строителей: трехосные грузовые автомобили ГАЗ-ЗЗ гру­ зоподъемностью 7 г, шеститонные самосвалы ГАЗ-ЗЗБ, выполненные на его базе, а также трехосные грузовые автомобили ГАЗ-34 и другие оригинальные машины.

Итак, Горьковский автомобильный завод дает стра­ не в основном грузовые автомобили общего назначения, автомобили высокой . проходимости, а также легковые машины среднего и высшего класса.

Заводы-богатыри

МАЗ — эмблема первенца белорусского автомобиле­ строения Минского ордена Ленина автомобильного за­

вода.

В августе 1944 г. Советское правительство приняло решение о строительстве в Минске завода большегруз­ ных дизельных автомобилей, а уже 7 ноября 1947 г. первые пять самосвалов МАЗ-205 с серебристыми фи­ гурками зубров участвовали в праздничной демонстра­ ции на центральной площади столицы Белоруссии.

Первый базовый автомобиль МАЗ-200 грузоподъем­ ностью 7 т имел четырехцилиндровый дизельный двига­ тель ЯАЗ-204а, работавший по двухтактному процессу. Максимальная мощность двигателя 120 л. с. Первенец породил несколько модификаций: самосвал МАЗ-205,

28


седельный тягач МАЗ-200В, улучшенную модель гру­ зовика МАЗ-200П с новым четырехтактным дизелем ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с., тягач МАЗ-200В с анало­ гичным двигателем и другие автомобили.

В 1950 г. завод создал автомобиль-богатырь — 25-тон- ный самосвал МАЗ-525. Его четырехтактный дизель модели Д-12А уже имел 12 цилиндров, расположенных У-образно, и развивал'мощность до 300 л. с. Самосвал предназначался для работы на строительстве крупней­ ших гидроэлектростанций и в карьерах. А в 1957 г. за­ вод освоил производство еще одного гигантского само-

Грузовой автомобиль МАЗ-500А

свала МАЗ-530 грузоподъемностью40 т. Один из мин­ ских самосвалов-гигантов награжден в 1958 г. Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе.

Год 1965-й минские автомобилестроители отметили