ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Вдень 50-летия Советской Армии и Военно-Морского Флота школь ники Ленинграда и Пскова провели интересное соревнование
ники Пскова и Ленинграда провели интересное соревно вание по фигурному вождению автомобиля. В активе V спартакиады по военно-техническим видам спорта, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Лени на, — одиннадцать видов автомобильных соревнований.
Первое междугородное соревнование—автодвоеборье московских и ленинградских автомобилистов-школьни- ков было проведено в 1966 г. в Москве, на Ленинских горах. Оно включало фигурное вождение автомобиля и смену колеса. Заслуженную победу одержала сборная
174 а
команда юных автофигуристов столицы, набравшая 1025 очков. Гости набрали всего 601 очко.
Вторая матчевая встреча, включавшая фигурное вож дение автомобиля и смену колеса, проходила в 1967 г. на ленинградском стадионе им. С. М. Кирова. И на этот раз победа досталась юным москвичам, но уже с мень шим разрывом — 83 очка.
Третий автомобильный матч юных водителей-школь- ников столицы и города на Неве вновь проводился в Москве в 1968 г. Соревнования велись по программе юношеского автомобильного троеборья, объединявшего мастерство фигурного вождения автомобиля по трассе повышенной трудности, смену колеса и метание гранаты по цели. Состязание в третий раз выиграли москвичи, но с минимальным перевесом — 46 очков.
Наконец, в 1969 г. состоялись I Всесоюзные соревно вания школьников-автомобилистов по многоборью. В столицу прибыли сборные команды из Ленинграда, Кие ва и Иркутска. Состязания проходили по программе юношеского военизированного многоборья, включавше го мастерство фигурного вождения автомобиля по типо вой трассе, скоростной прием разгона-торможения, смену колеса и прицельное гранатометание. Победные места распределились следующим образом: I—Ленинград—649; II — Москва — 613; III — Иркутск — 478; IV—Киев—405.
Кто возглавляет автоспорт!
Высшей инстанцией, регламентирующей автоспорт в стране, является Федерация автомобильного спорта— ФАС СССР. Она же ежегодно разрабатывает календарь всесоюзных автомобильных соревнований и оповещает о
175
международных встречах с участием советских спорт сменов.
В республиках, краях и областях, городах и районах
работу по |
автомобильному спорту возглавляют соответ |
ствующие |
федерации, комитеты и организации ДОСААФ. |
Федерация автоспорта СССР входит в состав Меж дународной автомобильной федерации — ФИА.
В Вооруженных Силах автоспортом руководит Спор тивный комитет Министерства обороны СССР.
Виды соревнований
Автомобильные соревнования проводятся согласно Положению, составляемому на основе «Правил соревно ваний» Федерации автоспорта Советского Союза. Поло жение заблаговременно подготавливает организатор.
Соревнования могут проводиться как по отдельным видам автоспорта, так и по автодвоеборью, троеборью и многоборью. Правилами ФАС СССР предусмотрены следующие виды соревнований:
— шоссейно-кольцевые гонки — скоростные автогон ки по замкнутой трассе;
— шоссейно-линейные гонки — скоростные состяза ния автомобилей по дорогам общего пользования;
—трековые гонки — скоростные автогонки на авто дромах, ипподромах, велодромах и стадионах;
—заезды на установление рекордов — самый стре мительный и мужественный вид автоспорта, выявляю щий наивысшую скорость автомобиля на дистанции;
—автокросс — массовое состязание автомобилей по пересеченной местности;
176
—авторалли — однодневные, двухдневные и много дневные состязания на регулярность прохождения трас сы по заданному маршруту с заданным режимом движе ния;
—фигурное вождение автомобиля на мастерство преодоления трассы ограниченных размеров с фигура ми различной сложности— одно из популярнейших со ревнований, к участию в котором допускаются юные ав томобилисты;
— экономичное вождение автомобиля — соревнова ние по определению наименьшего расхода топлива;
—вождение в условиях городского движения, выяв ляющее степень знаний всех районов города и правил уличного движения;
—автомобильное многоборье, совмещающее отдель ные виды автомобильных соревнований с гранатомета нием или стрельбой из малокалиберной винтовки;
—картинг — гонки на микроавтомобилях формулы
«К», к участию в которых допускаются юные картинги сты;
— спринт — скоростное соревнование на дистанции 400—500 м со стартом с места;
—подъем на холм — скоростное состязание на прео доление крутого подъема;
—разгон-торможение, часто включаемое в комплекс юношеского автомобильного многоборья;
—агитационные и военизированные автопробеги и другие занимательные соревнования.
Спортивная классификация автомобилей
Автомобили, участвующие в спортивных соревнова ниях, принято подразделять на пять основных типов.
177
1. Рекордно-гоночные автомобили оригинальной кон струкции, используемые для установления рекордов на ивысшей скорости. В наши дни для этой цели преимуще ственно применяются газотурбинные машины, которые по международной классификации входят в три класса в зависимости от веса автомобиля:
А— свыше 1000 кг;
В— от 500 до 1000 кг;
С — не свыше 500 кг.
Рекордно-гоночные автомобили с двигателями пор шневого типа в зависимости от литража делятся на одиннадцать классов.
2. Гоночные автомобили, специально изготовленные для участия в автогонках с высокими скоростями. Они, естественно, не пригодны для нормальной эксплуатации в городских условиях. По спортивной классификации ФАС СССР, введенной в действие с 1 мая 1969 г., гоноч ные автомобили подразделяются на пять основных фор мул:
1- |
я — свободная, двигатели гоночных |
автомобиле |
|||||
без ограничения литража; |
|
|
|
до 1600 см3, |
|
||
2- |
я — двигатели с рабочим объемом |
|
|||||
без нагнетателей; |
|
|
|
|
1000 см3, |
|
|
3- |
я — двигатели с рабочим объемом до |
б |
|||||
нагнетателей, а собственный |
вес |
автомобиля |
должен |
|
|||
быть не менее 400 кг; |
|
|
|
до 350 см3, |
|
||
4- |
я — двигатели с рабочим |
объемом |
б |
||||
нагнетателя; |
|
объем двигателя 1200 см |
|||||
5- |
я — «Юность»—рабочий |
||||||
но на гоночном автомобиле должны быть |
использованы |
|
|||||
агрегаты |
только серийных |
автомобилей |
«Запорожец». |
|
178
3. Серийные легковые автомобили, производство ко торых составляет не менее 5000 единиц в год, использу емые для повседневной эксплуатации. Они образуют шесть спортивных классов по величине рабочего объе ма двигателя:
1- й — до 1000 см3;
2- й — до 1300 см3;
3- й — до 1600 см3;
4- й — до 1800 см3;
5- й — до 2500 см3;
6- й — свыше 2500 см3.
Причем каждый класс делится на две группы в за висимости от места расположения распределительного вала: если он находится в головке блока двигателя — верхнее расположение, классу присваивается буквенный индекс «А», а если вал стоит в блоке — нижнее располо жение, то класс имеет индекс «Б».
Например, легковой автомобиль «Москвич-412», име ющий литраж 1,478 л и верхнее расположение распре делительного вала, относится к классу 3-А, а новая «Волга» ГАЗ-24 к классу 5-Б.
В кузовах серийных легковых автомобилей, если они участвуют в скоростных состязаниях, новыми техничес кими требованиями предусмотрена установка трех дуг жесткости, допускаются нововведения, повышающие мощность двигателей, надежность тормозных устройств
ибезопасность движения на больших скоростях.
4.Грузовые автомобили, предназначенные для авто кроссов и некоторых других соревнований, подразделя
ются по грузоподъемности |
на |
четыре класса: 1-й |
класс — грузоподъемностью до |
1 |
г, 2-й класс — до 2,5 г, |
3-й класс — до 4,5 ти 4-й класс — свыше 4,5 т.
Д79
5. |
Карты — гоночные |
микроавтомобили |
завершают |
спортивную классификацию. |
|
|
|
|
Карт и картинг |
|
|
Карт буквально значит «тележка», но подразумева |
|||
ется тележка с механической |
тягой. Картингисты — во |
||
дители |
картов—именуют его автомобилем формулы «К». |
||
Итак, картом принято называть открытый, |
безкузов- |
ной, четырехколесный гоночный микроавтомобиль с дви гателем ограниченного литража, бездифференциальным ведущим мостом, жесткой подвеской и рулевым управ лением автомобильного типа.
Единые технические требования к отечественным картам устанавливаются Федерацией автомобильного спорта Советского Союза. Одно из них, например: дви гатель карта должен работать на стандартном бензине.
Согласно спортивной классификации, принятой в 1969 г., автомобили формулы «К» в зависимости от ра бочего объема двигателя подразделяются на четыре класса: 50,100,125 и 175 см3.
Причем карты с рабочим объемом двигателя 125 см3 делятся, в свою очередь, на три группы: 1-я —междуна родная— с мотоциклетным двигателем любой конструк ции, 2-я—всесоюзная—с мотоциклетным двигателем отечественного производства; 3-я — юношеская — с дви
гателем ограниченной |
форсировки. |
На нем |
разрешено |
выступать юношам в возрасте 15—18 лет. |
до 14 лет |
||
Самым юным гонщикам в возрасте от 12 |
|||
предназначается карт |
с рабочим |
объемом |
двигателя |
50 см3. Его нетрудно изготовить собственными силами в школе или кружке, тем более, что есть пособие с черте жами, расчетами и пояснениями по изготовлению карта,
рекомендуемого школышкам-картпнгистамВот его примерная характеристика:
База, |
мм .................... |
.... . , , . . V г . < * |
, , |
1034 |
Колея |
передних колес |
. . ............................................ ..... |
850 |
|
Колея |
задних колее |
. .................................................., |
} |
792 |
Вес карта с заправкой, кг ................................................................ |
|
50 |
||
Модель д в и гател я ............................................................................... |
|
|
Ш-51 |
|
Рабочий объем двигателя, см? ................................................. |
|
49,8 |
||
Мощность двигателя, л. |
с................................................................... |
|
2 |
Промышленное произволе т о гоночных автомобилей формулы «К» организовано в экспериментальном цехе Таллинского АРЗ № 1. Его карты типа «Эстония К-5» с мотоциклетным двигателем М-104 хорошо знакомы спортивным организациям страны.
Ленинградский завод спортивного судостроения ДОСААФ выпускает карты АК.-2 с мотоциклетным дви гателем М-105 и другие модели гоночных микроавтомо билей формулы «К».
Краткая характеристика карта АК-2:
База, |
мм .............................................................................................. |
1100 |
Колея |
передних и задних колес, м м ................................................... |
820 |
Дорожный просвет, мм ................................................................. |
50 |
|
Сухой вес карта, кг ..................................................................... |
70 |
|
Модель двигателя .......................................................................... |
М-105 |
|
Рабочий объем двигателя, с м 3 ...................................................... |
123 |
|
Мощность двигателя, л. с...................................................................... |
7 |
|
Марка бензина |
АИ-93 |
|
Емкость топливного бака, л ............................................................ |
5 |
|
Оптовая цена карта, руб ................................................................. |
675 |
Картинг — спортивное соревнование трех видов на гоночных микроавтомобилях формулы «К»: кольцевые гонки, трековые гонки и фигурное вождение.
Кольцевые гонки картов проводятся на замкнутых трассах длиной от 300 до 1600 м и шириной проезжей1
1 Ерецкий М. И. Автомобиль-карт в школе, С альбомом черте жей. М., изд-во «Просвещение», 1969,
181