Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вдень 50-летия Советской Армии и Военно-Морского Флота школь­ ники Ленинграда и Пскова провели интересное соревнование

ники Пскова и Ленинграда провели интересное соревно­ вание по фигурному вождению автомобиля. В активе V спартакиады по военно-техническим видам спорта, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Лени­ на, — одиннадцать видов автомобильных соревнований.

Первое междугородное соревнование—автодвоеборье московских и ленинградских автомобилистов-школьни- ков было проведено в 1966 г. в Москве, на Ленинских горах. Оно включало фигурное вождение автомобиля и смену колеса. Заслуженную победу одержала сборная

174 а

команда юных автофигуристов столицы, набравшая 1025 очков. Гости набрали всего 601 очко.

Вторая матчевая встреча, включавшая фигурное вож­ дение автомобиля и смену колеса, проходила в 1967 г. на ленинградском стадионе им. С. М. Кирова. И на этот раз победа досталась юным москвичам, но уже с мень­ шим разрывом — 83 очка.

Третий автомобильный матч юных водителей-школь- ников столицы и города на Неве вновь проводился в Москве в 1968 г. Соревнования велись по программе юношеского автомобильного троеборья, объединявшего мастерство фигурного вождения автомобиля по трассе повышенной трудности, смену колеса и метание гранаты по цели. Состязание в третий раз выиграли москвичи, но с минимальным перевесом — 46 очков.

Наконец, в 1969 г. состоялись I Всесоюзные соревно­ вания школьников-автомобилистов по многоборью. В столицу прибыли сборные команды из Ленинграда, Кие­ ва и Иркутска. Состязания проходили по программе юношеского военизированного многоборья, включавше­ го мастерство фигурного вождения автомобиля по типо­ вой трассе, скоростной прием разгона-торможения, смену колеса и прицельное гранатометание. Победные места распределились следующим образом: I—Ленинград—649; II — Москва — 613; III — Иркутск — 478; IV—Киев—405.

Кто возглавляет автоспорт!

Высшей инстанцией, регламентирующей автоспорт в стране, является Федерация автомобильного спорта— ФАС СССР. Она же ежегодно разрабатывает календарь всесоюзных автомобильных соревнований и оповещает о

175

международных встречах с участием советских спорт­ сменов.

В республиках, краях и областях, городах и районах

работу по

автомобильному спорту возглавляют соответ­

ствующие

федерации, комитеты и организации ДОСААФ.

Федерация автоспорта СССР входит в состав Меж­ дународной автомобильной федерации — ФИА.

В Вооруженных Силах автоспортом руководит Спор­ тивный комитет Министерства обороны СССР.

Виды соревнований

Автомобильные соревнования проводятся согласно Положению, составляемому на основе «Правил соревно­ ваний» Федерации автоспорта Советского Союза. Поло­ жение заблаговременно подготавливает организатор.

Соревнования могут проводиться как по отдельным видам автоспорта, так и по автодвоеборью, троеборью и многоборью. Правилами ФАС СССР предусмотрены следующие виды соревнований:

— шоссейно-кольцевые гонки — скоростные автогон­ ки по замкнутой трассе;

— шоссейно-линейные гонки — скоростные состяза­ ния автомобилей по дорогам общего пользования;

трековые гонки — скоростные автогонки на авто­ дромах, ипподромах, велодромах и стадионах;

заезды на установление рекордов — самый стре­ мительный и мужественный вид автоспорта, выявляю­ щий наивысшую скорость автомобиля на дистанции;

автокросс — массовое состязание автомобилей по пересеченной местности;

176


авторалли — однодневные, двухдневные и много­ дневные состязания на регулярность прохождения трас­ сы по заданному маршруту с заданным режимом движе­ ния;

фигурное вождение автомобиля на мастерство преодоления трассы ограниченных размеров с фигура­ ми различной сложности— одно из популярнейших со­ ревнований, к участию в котором допускаются юные ав­ томобилисты;

— экономичное вождение автомобиля — соревнова­ ние по определению наименьшего расхода топлива;

вождение в условиях городского движения, выяв­ ляющее степень знаний всех районов города и правил уличного движения;

автомобильное многоборье, совмещающее отдель­ ные виды автомобильных соревнований с гранатомета­ нием или стрельбой из малокалиберной винтовки;

картинг — гонки на микроавтомобилях формулы

«К», к участию в которых допускаются юные картинги­ сты;

— спринт — скоростное соревнование на дистанции 400—500 м со стартом с места;

подъем на холм — скоростное состязание на прео­ доление крутого подъема;

разгон-торможение, часто включаемое в комплекс юношеского автомобильного многоборья;

агитационные и военизированные автопробеги и другие занимательные соревнования.

Спортивная классификация автомобилей

Автомобили, участвующие в спортивных соревнова­ ниях, принято подразделять на пять основных типов.

177

1. Рекордно-гоночные автомобили оригинальной кон­ струкции, используемые для установления рекордов на­ ивысшей скорости. В наши дни для этой цели преимуще­ ственно применяются газотурбинные машины, которые по международной классификации входят в три класса в зависимости от веса автомобиля:

А— свыше 1000 кг;

В— от 500 до 1000 кг;

С — не свыше 500 кг.

Рекордно-гоночные автомобили с двигателями пор­ шневого типа в зависимости от литража делятся на одиннадцать классов.

2. Гоночные автомобили, специально изготовленные для участия в автогонках с высокими скоростями. Они, естественно, не пригодны для нормальной эксплуатации в городских условиях. По спортивной классификации ФАС СССР, введенной в действие с 1 мая 1969 г., гоноч­ ные автомобили подразделяются на пять основных фор­ мул:

1-

я — свободная, двигатели гоночных

автомобиле

без ограничения литража;

 

 

 

до 1600 см3,

 

2-

я — двигатели с рабочим объемом

 

без нагнетателей;

 

 

 

 

1000 см3,

 

3-

я — двигатели с рабочим объемом до

б

нагнетателей, а собственный

вес

автомобиля

должен

 

быть не менее 400 кг;

 

 

 

до 350 см3,

 

4-

я — двигатели с рабочим

объемом

б

нагнетателя;

 

объем двигателя 1200 см

5-

я — «Юность»—рабочий

но на гоночном автомобиле должны быть

использованы

 

агрегаты

только серийных

автомобилей

«Запорожец».

 

178


3. Серийные легковые автомобили, производство ко­ торых составляет не менее 5000 единиц в год, использу­ емые для повседневной эксплуатации. Они образуют шесть спортивных классов по величине рабочего объе­ ма двигателя:

1- й — до 1000 см3;

2- й — до 1300 см3;

3- й — до 1600 см3;

4- й — до 1800 см3;

5- й — до 2500 см3;

6- й — свыше 2500 см3.

Причем каждый класс делится на две группы в за­ висимости от места расположения распределительного вала: если он находится в головке блока двигателя — верхнее расположение, классу присваивается буквенный индекс «А», а если вал стоит в блоке — нижнее располо­ жение, то класс имеет индекс «Б».

Например, легковой автомобиль «Москвич-412», име­ ющий литраж 1,478 л и верхнее расположение распре­ делительного вала, относится к классу 3-А, а новая «Волга» ГАЗ-24 к классу 5-Б.

В кузовах серийных легковых автомобилей, если они участвуют в скоростных состязаниях, новыми техничес­ кими требованиями предусмотрена установка трех дуг жесткости, допускаются нововведения, повышающие мощность двигателей, надежность тормозных устройств

ибезопасность движения на больших скоростях.

4.Грузовые автомобили, предназначенные для авто­ кроссов и некоторых других соревнований, подразделя­

ются по грузоподъемности

на

четыре класса: 1-й

класс — грузоподъемностью до

1

г, 2-й класс — до 2,5 г,

3-й класс — до 4,5 ти 4-й класс — свыше 4,5 т.

Д79


5.

Карты — гоночные

микроавтомобили

завершают

спортивную классификацию.

 

 

 

Карт и картинг

 

Карт буквально значит «тележка», но подразумева­

ется тележка с механической

тягой. Картингисты — во­

дители

картов—именуют его автомобилем формулы «К».

Итак, картом принято называть открытый,

безкузов-

ной, четырехколесный гоночный микроавтомобиль с дви­ гателем ограниченного литража, бездифференциальным ведущим мостом, жесткой подвеской и рулевым управ­ лением автомобильного типа.

Единые технические требования к отечественным картам устанавливаются Федерацией автомобильного спорта Советского Союза. Одно из них, например: дви­ гатель карта должен работать на стандартном бензине.

Согласно спортивной классификации, принятой в 1969 г., автомобили формулы «К» в зависимости от ра­ бочего объема двигателя подразделяются на четыре класса: 50,100,125 и 175 см3.

Причем карты с рабочим объемом двигателя 125 см3 делятся, в свою очередь, на три группы: 1-я —междуна­ родная— с мотоциклетным двигателем любой конструк­ ции, 2-я—всесоюзная—с мотоциклетным двигателем отечественного производства; 3-я — юношеская — с дви­

гателем ограниченной

форсировки.

На нем

разрешено

выступать юношам в возрасте 15—18 лет.

до 14 лет

Самым юным гонщикам в возрасте от 12

предназначается карт

с рабочим

объемом

двигателя

50 см3. Его нетрудно изготовить собственными силами в школе или кружке, тем более, что есть пособие с черте­ жами, расчетами и пояснениями по изготовлению карта,


рекомендуемого школышкам-картпнгистамВот его примерная характеристика:

База,

мм ....................

.... . , , . . V г . < *

, ,

1034

Колея

передних колес

. . ............................................ .....

850

Колея

задних колее

. ..................................................,

}

792

Вес карта с заправкой, кг ................................................................

 

50

Модель д в и гател я ...............................................................................

 

 

Ш-51

Рабочий объем двигателя, см? .................................................

 

49,8

Мощность двигателя, л.

с...................................................................

 

2

Промышленное произволе т о гоночных автомобилей формулы «К» организовано в экспериментальном цехе Таллинского АРЗ № 1. Его карты типа «Эстония К-5» с мотоциклетным двигателем М-104 хорошо знакомы спортивным организациям страны.

Ленинградский завод спортивного судостроения ДОСААФ выпускает карты АК.-2 с мотоциклетным дви­ гателем М-105 и другие модели гоночных микроавтомо­ билей формулы «К».

Краткая характеристика карта АК-2:

База,

мм ..............................................................................................

1100

Колея

передних и задних колес, м м ...................................................

820

Дорожный просвет, мм .................................................................

50

Сухой вес карта, кг .....................................................................

70

Модель двигателя ..........................................................................

М-105

Рабочий объем двигателя, с м 3 ......................................................

123

Мощность двигателя, л. с......................................................................

7

Марка бензина

АИ-93

Емкость топливного бака, л ............................................................

5

Оптовая цена карта, руб .................................................................

675

Картинг — спортивное соревнование трех видов на гоночных микроавтомобилях формулы «К»: кольцевые гонки, трековые гонки и фигурное вождение.

Кольцевые гонки картов проводятся на замкнутых трассах длиной от 300 до 1600 м и шириной проезжей1

1 Ерецкий М. И. Автомобиль-карт в школе, С альбомом черте­ жей. М., изд-во «Просвещение», 1969,

181