Файл: Бородкин, А. С. Учет и анализ во вспомогательных цехах машиностроительных заводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Глава |
I I |
УЧЕТ И АНАЛИЗ
ВРЕМОНТНЫХ ЦЕХАХ
Кремонтным относят ремонтно-механический, энер горемонтный и ремонтно-строительный цехи. Основной задачей ремонтных цехов является поддержание в ра бочем состоянии производственного оборудования, зда ний и сооружений и оказание услуг цехам основного производства.
На ремонтно-механические цехи обычно возлагаются проведение капитального и текущего ремонтов и модер низация производственного оборудования, изготовление нестандартного оборудования, запасных частей и другие виды работ. Капитальный ремонт зданий, сооружений, а также их текущий ремонт обычно выполняются ремонт но-строительным цехом. Энергоремонтные цехи выпол няют ремонт и обслуживание различного эиерготехнического оборудования.
Рациональная организация ремонтного хозяйства имеет большое значение. На машиностроительных заво дах страны ежегодно почти 7э всего наличного' парка технологического оборудования подвергается капиталь ному ремонту, ' Д — среднему и 90—100%—малому ре монту.
Затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования в машиностроении достигают 8—10% себестоимости про дукции, или 10—15% всех затрат; связанных с изготовле нием оборудования. Поэтому снижение затрат на ремонт в значительной мере зависит от улучшения планирова ния, учета и калькулирования работ, выполняемых ре- монтно-механическими цехами. Учет затрат и калькули рование в ремонтных цехах ведется позаказно. На каждый объект открывается карточка заказа, где соби раются все расходы до окончания работ. Систематиче ский учет производственных затрат осуществляется в ведомости № 12 к журналу-ордеру № 10, а аналитиче ский—в специальной таблице, где расходы показывают ся по статьям в разрезе заказов.
Однако постановка учета производственных затрат в ремонтных цехах машиностроительных заводов неодина-
74
кова. Так, некоторые заводы, например Новосибирский «Электротяжмаш», Горьковский автомобильный, не вы являют фактическую стоимость выполненного капиталь ного ремонта по объектам. На этих заводах фактические затраты по ремонту учитывают обезличенно по статьям комплексных расходов. По окончании капитального ре монта его оценивают по сметной стоимости и исключают из общих затрат.
В планировании и учете деятельности ремонтно-ме- ханических цехов имеются следующие недостатки: отсут ствует необходимая нормативная база для расчетов экономических показателей; на большинстве машино строительных заводов производственную программу оп ределяют в нормо-часах; цехам планируют смету затрат на производство ие по всем зависимым от цеха статьям затрат. В ремонтно-механинеских цехах не получили до статочного распространения прогрессивные формы учета выработки, а калькулирование себестоимости единицы ремонтной сложности не производится. Наблюдается большой разнобой в применяемых статьях, по которым производится обобщение затрат на производство, а так же в организации сводного учета затрат на производ ство.
Система организации и планирования работ в ремонтно-механических цехах
Организация ремонтного хозяйства на заводе в зави симости от его величины и принятой схемы управления может быть централизованной, децентрализованной и смешанной. В машиностроении наиболее распространен ной является смешанная система ремонтов. На больший-' стве машиностроительных заводов 90—95% всего объема работ по капитальному ремонту и 70—80% про изводства всех запасных частей выполняется в ремонтномеханических цехах.
Недостаточно высокая производительность труда ра бочих ремонтных хозяйств по сравнению с рабочими ос новных цехов обусловливается главным образом малой повторяемостью выполняемых работ. В связи с этим воз никает проблема дальнейшей централизации и специали зации ремонтных работ. Различают несколько видов централизации и специализации ремонтных работ: внут рицеховая, внутризаводская, отраслевая и межотрас левая.
75
При внутрицеховой и /внутризаводской централизации и специализации в крупных механических, сборочных, кузнечных и других цехах ремонтные бригады организо вывают по принципу однотипности оборудования. Для выполнения работ, требующих большого опыта и квали фикации, например для ремонта гидравлической систе мы станков или электрооборудования, на заводе создает ся бригада по централизованному ремонту таких объектов. Изготовление запасных частей производится централизованно в ремонтно-механическом цехе для всех видов завода.
Однако более высоким уровнем централизации и специализации ремонтного производства являются от раслевая и межотраслевая формы централизации ре монтных работ. При отраслевой централизации и специ ализации ремонт оборудования осуществляется для предприятий, входящих в определенное отраслевое мини стерство или производственное объединение. Межотрас левая форма обслуживания предусматривает выполне ние ремонтных работ для предприятий различных отраслей промышленности, например, автомобильного, станкостроительного, тракторного и сельскохозяйствен ного машиностроения. В настоящее время предусматри вается строительство большого количества предприятий в различных районах страны по ремонту специализиро ванного оборудования. На предприятиях с непрерывным производственным процессом ремонтные работы будут выполняться преимущественно специализированными ре монтными базами.
Руководство ремонтным хозяйством на предприятии
.возложено |
на |
главного механика завода. Отдел главно |
|
го механика |
(ОГМ) обеспечивает планирование |
всех |
|
видов ремонтных работ, осуществляет руководство |
ре |
||
монтным |
цехом, организует техническую подготовку, |
прием оборудования из ремонта, контроль за осуществ лением профилактических мероприятий. На него возла гается также разработка альбома чертежей на запасные части, заводских стандартов, необходимых для ремонта оборудования, технологические работы по внедрению но вой техники.
Системой планово-предупредительного ремонта (ППР) называется совокупность организационных и тех нических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых профилактически,
76
по заранее разработанному плану с целью предупрежде ния неожиданных выходов оборудования из строя [5]. Система ППР должна обеспечить поддержание оборудо вания в исправном состоянии, его полную работоспособ ность и максимальную производительность.
Планирование и организация ремонта всего оборудо вания производятся на основе Типового положения о ППР, предусматривающего следующий комплекс меро приятий, обеспечивающих поддержание оборудования в исправном состоянии: 1) текущее (межремонтное) обслу
живание; 2) периодические осмотры |
(О); 3) малый |
ре |
|
монт |
(М); 4) средний ремонт (С); |
5) капитальный |
ре |
монт |
(К) • |
|
|
Применительно к установленным |
в указанном Типо |
вом положении межремонтным циклам (период времени между двумя капитальными ремонтами), межремонтным и межосмотровым периодам ОГМ составляет ежегодно графики осмотра и ремонта оборудования.
Для оценки ремонтных особенностей разнообразно го оборудования, имеющегося на предприятии, опреде
ленный вид его принимается за эталон. Для |
расчета |
было введено условное понятие •— ремонтная |
единица. |
В машиностроении в качестве агрегата — эталона при нят токарно-винторезный станок 1К62 с высотой центров 200 мм и расстоянием между центрами 1000 мм. Ему присвоена 11-я категория сложности ремонта.
С помощью системы ППР определяется суммарная годовая трудоемкость по всем видам работ, подлежащим выполнению ремонтно-механическим цехом в планируе мом году.
Составление нормативных калькуляций
Годовая потребность в материалах на ремонт и об служивание оборудования может быть определена по данным Положения о ППР [5]. Согласно этому Положе нию разработаны нормы расхода материалов на одну ремонтную единицу по отдельным видам оборудования и коэффициенты, характеризующие соотношение между количеством материала, расходуемым при малом и сред нем ремонтах, и количеством, расходуемым при капи тальном ремонте.
Расход основных материалов на ремонт и обслужи вание оборудования определяется по формуле
2 Я Р = Hi (Ер„ + aSpc + р 2 р м ) ,
77
где Н; — расход материала |
на одну |
ремонтную |
едини |
|
цу; 1рк, Ерс , 2 /7м — суммы |
ремонтных |
единиц агрегатов, |
||
подвергаемых капитальному, среднему, |
малому |
ремон |
||
там; а, (3 — коэффициенты |
соотношения |
между |
количе |
ством материала, расходуемым соответственно при сред нем и капитальном ремонтах и при малом и капитальном ремонтах.
В соответствии с Положением о ППР годовая по требность в материалах на осмотры и межремонтное об служивание металлорежущего оборудования определяет ся в размере 12%, а деревообрабатывающего, кузнечнопрессового, литейного и подъемно-транспортного оборудования — в размере 15% общего количества ма териалов, предусмотренного на все виды ремонта. Рас чет потребности в материалах из-за большой трудоемко сти целесообразно производить с использованием вычислительной техники и, в частности, счетно-перфора ционных машин. Механизированный расчет нормативов в ремонтном хозяйстве осуществляется, например, на Ле нинградском заводе «Электроаппарат» (8].
Пример. Рассчитаем калькуляцию капитального ремонта объекта. Допустим, трудоемкость одной ремонтной единицы равна 35 нормочасам. Калькулирование ремонтной единицы ведется следующим об разом. Заработную плату рассчитывают по часовой тарифной ставке рабочего и принятой трудоемкости. Например, тарифная ставка ра
бочего-повременщика |
1-го разряда |
в час составляет 42 к., тогда сум |
||
ма заработной |
платы |
на одну |
ремонтную единицу будет |
равна |
14,7 р. (0,42 р.Х35). |
|
|
|
|
Потребность в материалах на одну ремонтную единицу |
условно |
|||
исчисляется в |
определенном проценте к сумме заработной |
платы. |
В нашем примере эта величина равна 110%. Следовательно, стои мость материалов будет 16, 17 р. (14,7 р.ХИО) : 100.
Цеховые расходы, расходы на содержание н эксплуатацию обо рудования и общезаводские расходы также берутся в процентах к
заработной плате. Пусть цеховые расходы |
н расходы на содержание |
и эксплуатацию оборудования будут равны |
120%, а общезаводские — |
40%. В калькуляцию включаются первая группа расходов в сумме 17,64 р. (14,70 р.Х1,2), а вторая —5,88 р. (14,70 р.Х0,4). Следова тельно, сметная стоимость одной ремонтной единицы составит 54,39 р. (14,70 р . + 16,17 р.+17,64 р.+5,88 р.).
Чтобы определить сметную стоимость капитального ремонта объ екта, необходимо исчисленную стоимость ремонтной единицы умно жить на категорию сложности ремонта. Например, сметная (норма тивная) стоимость капитального ремонта токарно-револьверного стан ка 6-н категории сложности будет равна 326,34 р. (54,39 р.Х'6).
При составлении калькуляции по ремонту объектов размер цеховых расходов и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования принимается в зависимости
*от системы организации работ. При децентрализованной
78