Файл: Бородкин, А. С. Учет и анализ во вспомогательных цехах машиностроительных заводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава

I I

УЧЕТ И АНАЛИЗ

ВРЕМОНТНЫХ ЦЕХАХ

Кремонтным относят ремонтно-механический, энер­ горемонтный и ремонтно-строительный цехи. Основной задачей ремонтных цехов является поддержание в ра­ бочем состоянии производственного оборудования, зда­ ний и сооружений и оказание услуг цехам основного производства.

На ремонтно-механические цехи обычно возлагаются проведение капитального и текущего ремонтов и модер­ низация производственного оборудования, изготовление нестандартного оборудования, запасных частей и другие виды работ. Капитальный ремонт зданий, сооружений, а также их текущий ремонт обычно выполняются ремонт­ но-строительным цехом. Энергоремонтные цехи выпол­ няют ремонт и обслуживание различного эиерготехнического оборудования.

Рациональная организация ремонтного хозяйства имеет большое значение. На машиностроительных заво­ дах страны ежегодно почти 7э всего наличного' парка технологического оборудования подвергается капиталь­ ному ремонту, ' Д среднему и 90—100%—малому ре­ монту.

Затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования в машиностроении достигают 8—10% себестоимости про­ дукции, или 10—15% всех затрат; связанных с изготовле­ нием оборудования. Поэтому снижение затрат на ремонт в значительной мере зависит от улучшения планирова­ ния, учета и калькулирования работ, выполняемых ре- монтно-механическими цехами. Учет затрат и калькули­ рование в ремонтных цехах ведется позаказно. На каждый объект открывается карточка заказа, где соби­ раются все расходы до окончания работ. Систематиче­ ский учет производственных затрат осуществляется в ведомости № 12 к журналу-ордеру № 10, а аналитиче­ ский—в специальной таблице, где расходы показывают­ ся по статьям в разрезе заказов.

Однако постановка учета производственных затрат в ремонтных цехах машиностроительных заводов неодина-

74

кова. Так, некоторые заводы, например Новосибирский «Электротяжмаш», Горьковский автомобильный, не вы­ являют фактическую стоимость выполненного капиталь­ ного ремонта по объектам. На этих заводах фактические затраты по ремонту учитывают обезличенно по статьям комплексных расходов. По окончании капитального ре­ монта его оценивают по сметной стоимости и исключают из общих затрат.

В планировании и учете деятельности ремонтно-ме- ханических цехов имеются следующие недостатки: отсут­ ствует необходимая нормативная база для расчетов экономических показателей; на большинстве машино­ строительных заводов производственную программу оп­ ределяют в нормо-часах; цехам планируют смету затрат на производство ие по всем зависимым от цеха статьям затрат. В ремонтно-механинеских цехах не получили до­ статочного распространения прогрессивные формы учета выработки, а калькулирование себестоимости единицы ремонтной сложности не производится. Наблюдается большой разнобой в применяемых статьях, по которым производится обобщение затрат на производство, а так­ же в организации сводного учета затрат на производ­ ство.

Система организации и планирования работ в ремонтно-механических цехах

Организация ремонтного хозяйства на заводе в зави­ симости от его величины и принятой схемы управления может быть централизованной, децентрализованной и смешанной. В машиностроении наиболее распространен­ ной является смешанная система ремонтов. На больший-' стве машиностроительных заводов 90—95% всего объема работ по капитальному ремонту и 70—80% про­ изводства всех запасных частей выполняется в ремонтномеханических цехах.

Недостаточно высокая производительность труда ра­ бочих ремонтных хозяйств по сравнению с рабочими ос­ новных цехов обусловливается главным образом малой повторяемостью выполняемых работ. В связи с этим воз­ никает проблема дальнейшей централизации и специали­ зации ремонтных работ. Различают несколько видов централизации и специализации ремонтных работ: внут­ рицеховая, внутризаводская, отраслевая и межотрас­ левая.

75


При внутрицеховой и /внутризаводской централизации и специализации в крупных механических, сборочных, кузнечных и других цехах ремонтные бригады организо­ вывают по принципу однотипности оборудования. Для выполнения работ, требующих большого опыта и квали­ фикации, например для ремонта гидравлической систе­ мы станков или электрооборудования, на заводе создает­ ся бригада по централизованному ремонту таких объектов. Изготовление запасных частей производится централизованно в ремонтно-механическом цехе для всех видов завода.

Однако более высоким уровнем централизации и специализации ремонтного производства являются от­ раслевая и межотраслевая формы централизации ре­ монтных работ. При отраслевой централизации и специ­ ализации ремонт оборудования осуществляется для предприятий, входящих в определенное отраслевое мини­ стерство или производственное объединение. Межотрас­ левая форма обслуживания предусматривает выполне­ ние ремонтных работ для предприятий различных отраслей промышленности, например, автомобильного, станкостроительного, тракторного и сельскохозяйствен­ ного машиностроения. В настоящее время предусматри­ вается строительство большого количества предприятий в различных районах страны по ремонту специализиро­ ванного оборудования. На предприятиях с непрерывным производственным процессом ремонтные работы будут выполняться преимущественно специализированными ре­ монтными базами.

Руководство ремонтным хозяйством на предприятии

.возложено

на

главного механика завода. Отдел главно­

го механика

(ОГМ) обеспечивает планирование

всех

видов ремонтных работ, осуществляет руководство

ре­

монтным

цехом, организует техническую подготовку,

прием оборудования из ремонта, контроль за осуществ­ лением профилактических мероприятий. На него возла­ гается также разработка альбома чертежей на запасные части, заводских стандартов, необходимых для ремонта оборудования, технологические работы по внедрению но­ вой техники.

Системой планово-предупредительного ремонта (ППР) называется совокупность организационных и тех­ нических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых профилактически,

76


по заранее разработанному плану с целью предупрежде­ ния неожиданных выходов оборудования из строя [5]. Система ППР должна обеспечить поддержание оборудо­ вания в исправном состоянии, его полную работоспособ­ ность и максимальную производительность.

Планирование и организация ремонта всего оборудо­ вания производятся на основе Типового положения о ППР, предусматривающего следующий комплекс меро­ приятий, обеспечивающих поддержание оборудования в исправном состоянии: 1) текущее (межремонтное) обслу­

живание; 2) периодические осмотры

(О); 3) малый

ре­

монт

(М); 4) средний ремонт (С);

5) капитальный

ре­

монт

(К) •

 

 

Применительно к установленным

в указанном Типо­

вом положении межремонтным циклам (период времени между двумя капитальными ремонтами), межремонтным и межосмотровым периодам ОГМ составляет ежегодно графики осмотра и ремонта оборудования.

Для оценки ремонтных особенностей разнообразно­ го оборудования, имеющегося на предприятии, опреде­

ленный вид его принимается за эталон. Для

расчета

было введено условное понятие •— ремонтная

единица.

В машиностроении в качестве агрегата — эталона при­ нят токарно-винторезный станок 1К62 с высотой центров 200 мм и расстоянием между центрами 1000 мм. Ему присвоена 11-я категория сложности ремонта.

С помощью системы ППР определяется суммарная годовая трудоемкость по всем видам работ, подлежащим выполнению ремонтно-механическим цехом в планируе­ мом году.

Составление нормативных калькуляций

Годовая потребность в материалах на ремонт и об­ служивание оборудования может быть определена по данным Положения о ППР [5]. Согласно этому Положе­ нию разработаны нормы расхода материалов на одну ремонтную единицу по отдельным видам оборудования и коэффициенты, характеризующие соотношение между количеством материала, расходуемым при малом и сред­ нем ремонтах, и количеством, расходуемым при капи­ тальном ремонте.

Расход основных материалов на ремонт и обслужи­ вание оборудования определяется по формуле

2 Я Р = Hi (Ер„ + aSpc + р 2 р м ) ,

77


где Н; — расход материала

на одну

ремонтную

едини­

цу; к, Ерс , 2 /7м — суммы

ремонтных

единиц агрегатов,

подвергаемых капитальному, среднему,

малому

ремон­

там; а, (3 — коэффициенты

соотношения

между

количе­

ством материала, расходуемым соответственно при сред­ нем и капитальном ремонтах и при малом и капитальном ремонтах.

В соответствии с Положением о ППР годовая по­ требность в материалах на осмотры и межремонтное об­ служивание металлорежущего оборудования определяет­ ся в размере 12%, а деревообрабатывающего, кузнечнопрессового, литейного и подъемно-транспортного оборудования — в размере 15% общего количества ма­ териалов, предусмотренного на все виды ремонта. Рас­ чет потребности в материалах из-за большой трудоемко­ сти целесообразно производить с использованием вычислительной техники и, в частности, счетно-перфора­ ционных машин. Механизированный расчет нормативов в ремонтном хозяйстве осуществляется, например, на Ле­ нинградском заводе «Электроаппарат» (8].

Пример. Рассчитаем калькуляцию капитального ремонта объекта. Допустим, трудоемкость одной ремонтной единицы равна 35 нормочасам. Калькулирование ремонтной единицы ведется следующим об­ разом. Заработную плату рассчитывают по часовой тарифной ставке рабочего и принятой трудоемкости. Например, тарифная ставка ра­

бочего-повременщика

1-го разряда

в час составляет 42 к., тогда сум­

ма заработной

платы

на одну

ремонтную единицу будет

равна

14,7 р. (0,42 р.Х35).

 

 

 

Потребность в материалах на одну ремонтную единицу

условно

исчисляется в

определенном проценте к сумме заработной

платы.

В нашем примере эта величина равна 110%. Следовательно, стои­ мость материалов будет 16, 17 р. (14,7 р.ХИО) : 100.

Цеховые расходы, расходы на содержание н эксплуатацию обо­ рудования и общезаводские расходы также берутся в процентах к

заработной плате. Пусть цеховые расходы

н расходы на содержание

и эксплуатацию оборудования будут равны

120%, а общезаводские —

40%. В калькуляцию включаются первая группа расходов в сумме 17,64 р. (14,70 р.Х1,2), а вторая —5,88 р. (14,70 р.Х0,4). Следова­ тельно, сметная стоимость одной ремонтной единицы составит 54,39 р. (14,70 р . + 16,17 р.+17,64 р.+5,88 р.).

Чтобы определить сметную стоимость капитального ремонта объ­ екта, необходимо исчисленную стоимость ремонтной единицы умно­ жить на категорию сложности ремонта. Например, сметная (норма­ тивная) стоимость капитального ремонта токарно-револьверного стан­ ка 6-н категории сложности будет равна 326,34 р. (54,39 р.Х'6).

При составлении калькуляции по ремонту объектов размер цеховых расходов и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования принимается в зависимости

*от системы организации работ. При децентрализованной

78