Файл: Бородкин, А. С. Учет и анализ во вспомогательных цехах машиностроительных заводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 45 |
|
|
|
Распределение |
фактических |
затрат и услуг |
по теплосиловому |
цеху за июнь 1973 г. (руб.) |
|
||||
|
|
|
Подлежит |
раопреле- |
|
В том числе по направлениям |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
, |
лению |
Ц е х а м основного |
Услуги общезаводского |
Работы на |
сторону |
|||
|
|
|
|
|
|
и вспомогательного |
|||||
Виды |
энергоресурсов |
Единица |
|
|
характера |
||||||
|
|
производства |
|
|
|||||||
|
|
и у с л у г и |
измерения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество |
Сумма |
|
Су м ма |
Количество |
Сумма . |
Количество |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
Количество |
||||||
Пар |
|
|
3 740 |
13 850 |
3 335 |
12 365,55 |
|
|
405 |
1484,45 |
|
Вода |
пресная . . |
тыс. м 3 |
9,2 |
908 |
9,2 |
908 |
|
|
|
|
|
Еода |
горячая . . |
то же |
7,2 |
1 029 |
4,2 |
600 |
1,6 |
229 |
1,4 |
200 |
|
Сжатый |
воздух |
11 600 |
30 538 |
11 600 |
30538 |
|
|
|
|
||
Мазут |
|
|
160 |
3475 |
160 |
3475 |
|
|
|
|
|
Услуги |
другим цехам |
нормо- 11 200 |
5 130 |
7 480 |
3427 |
2160 |
989 |
1560 |
714 |
||
|
|
|
часы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И т о г о |
|
|
54 930 |
|
51 313,55 |
|
1218 |
|
2398,45 |
ется выполнение производственной программы за отчет ный месяц. Для проведения анализа используем данные табл. 42. В процессе углубления анализа необходимо тщательно установить причины невыполнения плана по производству сжатого воздуха и выяснить, как это сказа лось на работе цехов основного производства. В рассмат риваемом примере причиной невыполнения плана по вы работке сжатого воздуха явился длительный ремонт ком прессорного агрегата.
Оперативный учет (ежедневный, по пятидневкам) вы полнения плана в натуральном и денежном выражении в теплосиловом цехе организуется на основе показаний счетчиков. Чтобы знать, сколько ежедневно вырабатыва ется пара, сжатого воздуха, пресной воды, необходимо обеспечить теплосиловой цех контрольно-измерительной аппаратурой. Зная выпуск продукции в натуральном вы ражении и плановую цену единицы энергоресурсов, опре деляют выполнение производственной программы в де нежном выражении цехом в целом и каждым производст венным участком в отдельности.
Если при электросиловом цехе имеется энергоремонт ный участок, то ему ежедневное выполнение производст венного задания устанавливают по стоимости услуг, от пущенных другим цехам. Аналогично рассматривается вы полнение производственной- программы в натуральном и денежном выражении электросиловым цехом.
Следует отметить, что в практике работы машиностро ительных заводов перевыполнение плана производства не которыми вспомогательными цехами не всегда считается положительным фактором. Если перевыполнение плана производства пара, сжатого воздуха, кислорода и других видов энергоресурсов произошло без учета потребности цехов и служб—потребителей их, то это является отри цательным явлением, В этих случаях рекомендуется плановую себестоимость произведенных энергоресурсов определять прямым путем, но без учета выработки их сверх плана.
Если теплосиловой цех выполнил свои плановые пока затели по объему производства, но цехи — потребители испытывали нужду .в отдельных видах энергоресурсов, то отдел главного энергетика увеличивает теплосиловому цеху план по объему производства па размер претензии, и за отчетный период план цеха считается невыполнен ным.
5* |
123 |
При анализе труда и заработной платы сначала уста навливают отклонения фактической численности работа ющих от плановой как в целом, так и по категориям ра ботающих в цехе. Затем определяют влияние этих от клонений на выполнение производственной программы по каждому виду энергоресурсов в отдельности: выработка пара, сжатого воздуха, электроэнергии и др. и в целом по цеху. При этом влияние трудовых факторов на вы полнение плана за отчетный месяц важно расчленить по составным -элементам: за счет изменения численности персонала цеха, роста производительности труда, потерь рабочего времени, непроизводительных затрат времени, применения сверхурочных работ, изменения трудоемко сти выпущенной продукции. Определив влияние каждого фактора в отдельности и подытожив их, определяют ре зервы роста выпуска продукции цеха.
Анализ использования фонда заработной платы на чинают с установления абсолютного и относительного от клонения. Абсолютное отклонение определяется путем сопоставления фактически начисленной заработной пла ты с плановой. Однако в связи с перевыполнением пла на цеха абсолютные отклонения не полностью характери зуют использование фонда заработной платы. Поэтому кроме абсолютного определяют относительные отклоне ния, которые исчисляют как разницу между фактически начисленным фондом заработной платы и плановым фон дом, скорректированным на процент выполнения плана.
На абсолютные отклонения по заработной плате ока зывают влияние два фактора: численность работающих и величина средней заработной платы.' Для определения влияния отклонений по численности на использование планового фонда заработной платы необходимо разность между плановой и фактической численностью умножить на среднюю плановую заработную плату одного рабо тающего. Чтобы установить влияние изменения средней заработной платы на использование фонда, необходимо разницу между плановой и фактической заработной пла той одного работающего умножить на фактическую чис ленность работающих в цехе. При анализе очень важно выявить причины и виновников непроизводительных-вы- плат заработной платы.
При анализе выпуска продукции на 1000 р. основных фондов сначала определяется фондоотдача всех основ ных фондов, закрепленных за цехом, а затем отдельно
124
производственного оборудования. Особенностью произ водственного оборудования теплосилового цеха являет ся то, что по каждому виду агрегатов и установок можно определять выпуск продукции в натуральном выраже нии — в тоннах и кубических метрах. Сопоставляя вы пуск энергоресурсов с планом и с выпуском за прошлый отчетный квартал, выявляют динамику роста. Для пол ной характеристики использования оборудования по мощности фактический выпуск продукции каждым агре гатом сопоставляют с данными об их мощности.
Отличительной особенностью планирования и учета цеховой себестоимости в теплосиловом цехе является то, что большинство издержек можно отнести непосредст венно на тот или другой вид энергии. Исключение соста вляют цеховые расходы, связанные с содержанием кон торы цеха. Анализ цеховой себестоимости теплосилового цеха начинают с анализа использования сметы за от четный месяц. Для сопоставимости все плановые суммы пересчитывают на фактический выпуск продукции.
Как видно из табл. 43, теплосиловой цех за прошед ший период получил экономию по использованию сметы. Экономия имеется почти по всем статьям сметы. Однако цех допустил перерасход топлива и электроэнергии. При анализе следует установить причины и виновников до пущенного перерасхода и разработать меры по недопу щению его в дальнейшем.
Так как теплосиловой цех вырабатывает несколько видов энергоресурсов, то целесообразно рассмотреть от четные калькуляции по каждому из них. Это необходи мо сделать потому, что по одним видам может быть по лучена экономия, а по другим допущен перерасход.
При анализе себестоимости рассматривают каждую статью калькуляции. При этом особое внимание должно быть обращено на непроизводительные выплаты в отно шении заработной платы. Здесь используются докумен ты, фиксирующие отклонения от действующих норм. .
При анализе цеховых расходов устанавливают откло нение фактической себестоимости единицы энергоресур сов от плановой в целом и анализируют исполнение сме ты по каждой статье затрат. Анализируя образовавшуюся сумму экономии или перерасхода по отдельным ста тьям и видам энергоресурсов, следует обратить внимание на уровень действующих внутризаводских цен, применя емых в расчетах за получаемые и отпускаемые услуги.
125
Г лава IV
УЧЕТ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА
Заводское транспортное хозяйство выполняет значи тельный объем перевозок различных грузов и погрузоч- но-разгрузочных работ. Затраты на содержание внутри заводского транспорта промышленных предприятий имеют большой удельный вес в себестоимости вырабаты
ваемой |
им |
продукции и |
достигают 15—20%- |
Поэтому |
|||
правильная |
организация |
планирования |
и учета |
работы |
|||
внутризаводского |
транспорта |
играет |
первостепенную |
||||
роль |
в снижении |
затрат |
на |
его содержание, снижении |
|||
себестоимости продукции |
и увеличении |
прибыли. |
В состав внутризаводского транспорта могут входить средства автомобильного и железнодорожного транспор та, автокары, электрокары, троллейкары, мотоциклы, ав топогрузчики и другие средства для перевозки грузов, а: также специализированные машины (снегоуборочные, поливочные, медицинские и др.). Многие предприятия, удаленные от населенных пунктов, располагают автобу сами для перевозки рабочих и служащих на работу и с работы, а также легковыми автомобилями для служеб ных разъездов.
Внутризаводской транспорт включает технические средства, непосредственно обслуживающие производст венный процесс, и средства, обеспечивающие организа цию производственного процесса. Его можно подразде лить на такие группы: а) организующие связь между цехами; б) организующиесвязь внутри цеха; в) органи зующие работу всего завода.
Большое значение в организации рациональной рабо ты внутризаводского транспорта имеет внедрение авто матизированных систем управления, позволяющих с по мощью электронно-вычислительных машин осуществлять выбор оптимальных .вариантов диспетчеризации, плани рование и учет работы, исключать встречные перевозки, улучшать использование транспортных средств, что в ко нечном счете ведет к снижению себестоимости транспорт ных перевозок.
126
Учет затрат по эксплуатации автомобильного транспорта
Учет расходов по эксплуатации внутризаводского ав томобильного транспорта. В транспортных цехах, состоя щих только из автомобильного транспорта, широко рас пространен прямой (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг. Несмот
ря |
на то, |
что |
внутризаводской автотранспорт объединя |
|
ет |
различные |
виды |
транспортных средств (грузовые и |
|
легковые |
машины, |
автобусы, автокраны, автопогрузчики |
и др.), на многих машиностроительных заводах все за траты на их содержание учитываются обезличенно по цеху в целом. Это обстоятельство затрудняет исчисление себестоимости калькуляционных единиц: тонно-километ ров, машино-часов и др. Требует также тщательного уче та и контроля расходование горючего, запасных частей и материалов.
Задачи укрепления цехового хозрасчета предполага ют организацию раздельного планирования и учета рас
ходов |
по эксплуатации внутризаводского автотранспор |
та по |
каждому виду транспортных средств: грузовые |
автомобили; автобусы; легковой транспорт; специальные автомобили и др.
На организацию учета в автотранспортном хозяйстве влияет его величина. Крупное автохозяйство представ ляет собой самостоятельную хозяйственную единицу, работающую на принципах хозяйственного расчета. Ему планируются такие показатели, как объем работ, фонд заработной платы работающих, смета затрат, себестои мость калькуляционной единицы, фондоотдача. Неболь шое количество средств автотранспорта на предприятии обычно не выделяют в самостоятельное подразделение и не составляют смету на его содержание. В таком случае все расходы прямо относят на соответствующие статьи затрат: цеховые расходы, общезаводские расходы или расходы по сбыту готовой продукции.
Для обеспечения автотранспорта вспомогательными материалами и запасными частями для выполнения те кущего ремонта на заводах создают материальную кла довую. Учет всех товаро-материальных ценностей здесь организуется по оперативно-бухгалтерскому (сальдово му) методу, как и на центральном материальном складе. На каждый вид материала открывается отдельная кар точка типовой формы № М-17, а при небольшом движе-
127