Файл: Бородкин, А. С. Учет и анализ во вспомогательных цехах машиностроительных заводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 45

 

 

Распределение

фактических

затрат и услуг

по теплосиловому

цеху за июнь 1973 г. (руб.)

 

 

 

 

Подлежит

раопреле-

 

В том числе по направлениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

лению

Ц е х а м основного

Услуги общезаводского

Работы на

сторону

 

 

 

 

 

 

и вспомогательного

Виды

энергоресурсов

Единица

 

 

характера

 

 

производства

 

 

 

 

и у с л у г и

измерения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество

Сумма

 

Су м ма

Количество

Сумма .

Количество

Сумма

 

 

 

 

 

Количество

Пар

 

 

3 740

13 850

3 335

12 365,55

 

 

405

1484,45

Вода

пресная . .

тыс. м 3

9,2

908

9,2

908

 

 

 

 

Еода

горячая . .

то же

7,2

1 029

4,2

600

1,6

229

1,4

200

Сжатый

воздух

11 600

30 538

11 600

30538

 

 

 

 

Мазут

 

 

160

3475

160

3475

 

 

 

 

Услуги

другим цехам

нормо- 11 200

5 130

7 480

3427

2160

989

1560

714

 

 

 

часы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о

 

 

54 930

 

51 313,55

 

1218

 

2398,45


ется выполнение производственной программы за отчет­ ный месяц. Для проведения анализа используем данные табл. 42. В процессе углубления анализа необходимо тщательно установить причины невыполнения плана по производству сжатого воздуха и выяснить, как это сказа­ лось на работе цехов основного производства. В рассмат­ риваемом примере причиной невыполнения плана по вы­ работке сжатого воздуха явился длительный ремонт ком­ прессорного агрегата.

Оперативный учет (ежедневный, по пятидневкам) вы­ полнения плана в натуральном и денежном выражении в теплосиловом цехе организуется на основе показаний счетчиков. Чтобы знать, сколько ежедневно вырабатыва­ ется пара, сжатого воздуха, пресной воды, необходимо обеспечить теплосиловой цех контрольно-измерительной аппаратурой. Зная выпуск продукции в натуральном вы­ ражении и плановую цену единицы энергоресурсов, опре­ деляют выполнение производственной программы в де­ нежном выражении цехом в целом и каждым производст­ венным участком в отдельности.

Если при электросиловом цехе имеется энергоремонт­ ный участок, то ему ежедневное выполнение производст­ венного задания устанавливают по стоимости услуг, от­ пущенных другим цехам. Аналогично рассматривается вы­ полнение производственной- программы в натуральном и денежном выражении электросиловым цехом.

Следует отметить, что в практике работы машиностро­ ительных заводов перевыполнение плана производства не­ которыми вспомогательными цехами не всегда считается положительным фактором. Если перевыполнение плана производства пара, сжатого воздуха, кислорода и других видов энергоресурсов произошло без учета потребности цехов и служб—потребителей их, то это является отри­ цательным явлением, В этих случаях рекомендуется плановую себестоимость произведенных энергоресурсов определять прямым путем, но без учета выработки их сверх плана.

Если теплосиловой цех выполнил свои плановые пока­ затели по объему производства, но цехи — потребители испытывали нужду .в отдельных видах энергоресурсов, то отдел главного энергетика увеличивает теплосиловому цеху план по объему производства па размер претензии, и за отчетный период план цеха считается невыполнен­ ным.

5*

123


При анализе труда и заработной платы сначала уста­ навливают отклонения фактической численности работа­ ющих от плановой как в целом, так и по категориям ра­ ботающих в цехе. Затем определяют влияние этих от­ клонений на выполнение производственной программы по каждому виду энергоресурсов в отдельности: выработка пара, сжатого воздуха, электроэнергии и др. и в целом по цеху. При этом влияние трудовых факторов на вы­ полнение плана за отчетный месяц важно расчленить по составным -элементам: за счет изменения численности персонала цеха, роста производительности труда, потерь рабочего времени, непроизводительных затрат времени, применения сверхурочных работ, изменения трудоемко­ сти выпущенной продукции. Определив влияние каждого фактора в отдельности и подытожив их, определяют ре­ зервы роста выпуска продукции цеха.

Анализ использования фонда заработной платы на­ чинают с установления абсолютного и относительного от­ клонения. Абсолютное отклонение определяется путем сопоставления фактически начисленной заработной пла­ ты с плановой. Однако в связи с перевыполнением пла­ на цеха абсолютные отклонения не полностью характери­ зуют использование фонда заработной платы. Поэтому кроме абсолютного определяют относительные отклоне­ ния, которые исчисляют как разницу между фактически начисленным фондом заработной платы и плановым фон­ дом, скорректированным на процент выполнения плана.

На абсолютные отклонения по заработной плате ока­ зывают влияние два фактора: численность работающих и величина средней заработной платы.' Для определения влияния отклонений по численности на использование планового фонда заработной платы необходимо разность между плановой и фактической численностью умножить на среднюю плановую заработную плату одного рабо­ тающего. Чтобы установить влияние изменения средней заработной платы на использование фонда, необходимо разницу между плановой и фактической заработной пла­ той одного работающего умножить на фактическую чис­ ленность работающих в цехе. При анализе очень важно выявить причины и виновников непроизводительных-вы- плат заработной платы.

При анализе выпуска продукции на 1000 р. основных фондов сначала определяется фондоотдача всех основ­ ных фондов, закрепленных за цехом, а затем отдельно

124

производственного оборудования. Особенностью произ­ водственного оборудования теплосилового цеха являет­ ся то, что по каждому виду агрегатов и установок можно определять выпуск продукции в натуральном выраже­ нии — в тоннах и кубических метрах. Сопоставляя вы­ пуск энергоресурсов с планом и с выпуском за прошлый отчетный квартал, выявляют динамику роста. Для пол­ ной характеристики использования оборудования по мощности фактический выпуск продукции каждым агре­ гатом сопоставляют с данными об их мощности.

Отличительной особенностью планирования и учета цеховой себестоимости в теплосиловом цехе является то, что большинство издержек можно отнести непосредст­ венно на тот или другой вид энергии. Исключение соста­ вляют цеховые расходы, связанные с содержанием кон­ торы цеха. Анализ цеховой себестоимости теплосилового цеха начинают с анализа использования сметы за от­ четный месяц. Для сопоставимости все плановые суммы пересчитывают на фактический выпуск продукции.

Как видно из табл. 43, теплосиловой цех за прошед­ ший период получил экономию по использованию сметы. Экономия имеется почти по всем статьям сметы. Однако цех допустил перерасход топлива и электроэнергии. При анализе следует установить причины и виновников до­ пущенного перерасхода и разработать меры по недопу­ щению его в дальнейшем.

Так как теплосиловой цех вырабатывает несколько видов энергоресурсов, то целесообразно рассмотреть от­ четные калькуляции по каждому из них. Это необходи­ мо сделать потому, что по одним видам может быть по­ лучена экономия, а по другим допущен перерасход.

При анализе себестоимости рассматривают каждую статью калькуляции. При этом особое внимание должно быть обращено на непроизводительные выплаты в отно­ шении заработной платы. Здесь используются докумен­ ты, фиксирующие отклонения от действующих норм. .

При анализе цеховых расходов устанавливают откло­ нение фактической себестоимости единицы энергоресур­ сов от плановой в целом и анализируют исполнение сме­ ты по каждой статье затрат. Анализируя образовавшуюся сумму экономии или перерасхода по отдельным ста­ тьям и видам энергоресурсов, следует обратить внимание на уровень действующих внутризаводских цен, применя­ емых в расчетах за получаемые и отпускаемые услуги.

125


Г лава IV

УЧЕТ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА

Заводское транспортное хозяйство выполняет значи­ тельный объем перевозок различных грузов и погрузоч- но-разгрузочных работ. Затраты на содержание внутри­ заводского транспорта промышленных предприятий имеют большой удельный вес в себестоимости вырабаты­

ваемой

им

продукции и

достигают 15—20%-

Поэтому

правильная

организация

планирования

и учета

работы

внутризаводского

транспорта

играет

первостепенную

роль

в снижении

затрат

на

его содержание, снижении

себестоимости продукции

и увеличении

прибыли.

В состав внутризаводского транспорта могут входить средства автомобильного и железнодорожного транспор­ та, автокары, электрокары, троллейкары, мотоциклы, ав­ топогрузчики и другие средства для перевозки грузов, а: также специализированные машины (снегоуборочные, поливочные, медицинские и др.). Многие предприятия, удаленные от населенных пунктов, располагают автобу­ сами для перевозки рабочих и служащих на работу и с работы, а также легковыми автомобилями для служеб­ ных разъездов.

Внутризаводской транспорт включает технические средства, непосредственно обслуживающие производст­ венный процесс, и средства, обеспечивающие организа­ цию производственного процесса. Его можно подразде­ лить на такие группы: а) организующие связь между цехами; б) организующиесвязь внутри цеха; в) органи­ зующие работу всего завода.

Большое значение в организации рациональной рабо­ ты внутризаводского транспорта имеет внедрение авто­ матизированных систем управления, позволяющих с по­ мощью электронно-вычислительных машин осуществлять выбор оптимальных .вариантов диспетчеризации, плани­ рование и учет работы, исключать встречные перевозки, улучшать использование транспортных средств, что в ко­ нечном счете ведет к снижению себестоимости транспорт­ ных перевозок.

126


Учет затрат по эксплуатации автомобильного транспорта

Учет расходов по эксплуатации внутризаводского ав­ томобильного транспорта. В транспортных цехах, состоя­ щих только из автомобильного транспорта, широко рас­ пространен прямой (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг. Несмот­

ря

на то,

что

внутризаводской автотранспорт объединя­

ет

различные

виды

транспортных средств (грузовые и

легковые

машины,

автобусы, автокраны, автопогрузчики

и др.), на многих машиностроительных заводах все за­ траты на их содержание учитываются обезличенно по цеху в целом. Это обстоятельство затрудняет исчисление себестоимости калькуляционных единиц: тонно-километ­ ров, машино-часов и др. Требует также тщательного уче­ та и контроля расходование горючего, запасных частей и материалов.

Задачи укрепления цехового хозрасчета предполага­ ют организацию раздельного планирования и учета рас­

ходов

по эксплуатации внутризаводского автотранспор­

та по

каждому виду транспортных средств: грузовые

автомобили; автобусы; легковой транспорт; специальные автомобили и др.

На организацию учета в автотранспортном хозяйстве влияет его величина. Крупное автохозяйство представ­ ляет собой самостоятельную хозяйственную единицу, работающую на принципах хозяйственного расчета. Ему планируются такие показатели, как объем работ, фонд заработной платы работающих, смета затрат, себестои­ мость калькуляционной единицы, фондоотдача. Неболь­ шое количество средств автотранспорта на предприятии обычно не выделяют в самостоятельное подразделение и не составляют смету на его содержание. В таком случае все расходы прямо относят на соответствующие статьи затрат: цеховые расходы, общезаводские расходы или расходы по сбыту готовой продукции.

Для обеспечения автотранспорта вспомогательными материалами и запасными частями для выполнения те­ кущего ремонта на заводах создают материальную кла­ довую. Учет всех товаро-материальных ценностей здесь организуется по оперативно-бухгалтерскому (сальдово­ му) методу, как и на центральном материальном складе. На каждый вид материала открывается отдельная кар­ точка типовой формы № М-17, а при небольшом движе-

127