ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Динамическая вязкость, или коэффициент внутреннего трепня, выражает собой силу, затрачиваемую на перемещение верхнего слоя жидкости относительно нижнего со скоростью 1 см/сек, при площади каждого слоя 1 см2 и расстоянии между ними 1 см. Указан ная сила измеряется в динах (дни). За единицу динамической вяз кости принят пуаз (пз), имеющий размерность дин-сек/см2.
Кинематическая вязкость, пли удельный коэффициент внутрен него трения, представляет собой отношение динамической вязкости жидкости к ее плотности при одной и той же температуре. Единицей кнпематической вязкости является стоке (ст), размерность см2/сек.
Динамическая вязкость принимается во внимание при гидроди намических расчетах вязкости масел для смазки трущихся поверх ностей, а кинематическая — для расчета прокачиваемости масел по трубопроводам.
Условная вязкость является отвлеченным числом, выражающим отношение времени истечения из вискозиметра типа ВУ испытуемого масла в количестве 200 г ко времени истечения того же количества дистиллированной воды при 20° С.
Температура вспышки — это температура, при которой пары масла образуют с окружающим воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней огня. Эта температура служит показателем испаряемости и огнеопасности масла. Испарение масла начинается при температуре па 65—85° С ниже температуры вспышки. Темпе ратура, при которой не только вспыхивают масляные пары при поднесении к ним огня, а загорается само масло и горит не менее 5 сек,
называется температурой воспламенения масла.
Температура застывания масла характеризует потерю им под вижности при низкой температуре.
К ислотное число выражает количество миллиграммов едкого кали, требующееся для нейтрализации 1 г масла, и характеризует содержание в маслах органических кислот, наличие которых сверх 0,35% вызывает коррозию.
Содержание водорастворимых кислот и щелочей в маслах не допу- ■
скается, так как они вызывают коррозию и разъедание металлов, с которыми соприкасается масло.
Содержание золы характеризует наличие в маслах несгораемых веществ. Допускаемая зольность составляет для авиамасел 0,003% , для индустриальных 0,007% и для автолов 0,025%;
Содержание механических примесей и всех твердых веществ,
находящихся в масле, вызывает повышенный износ машин и меха низмов.
Коксуемость выражает в процентах вес кокса и навески испыту емого масла. Лучшими считаются масла с малой коксуемостью.
Смазочные масла почти не применяются для смазки запорной арматуры. Однако они используются для заполнения гндроприставок пневмоприводиых кранов в других системах с применением антифрикционных добавок в зимнее время.
124
Консистентные смазки
Консистентные смазки (иначе пластичные смазки) получают путем введения в минеральные масла загустителей. В качестве загустителя обычно применяют соли жирных кислот (мыла) или твердые при нормальной температуре углеводороды (церезин, нефтя ной парафин и т. п.). Загуститель образует как бы пространственный каркас, в ячейках которого удерживается масло.
Качество смазки зависит не только от сорта минерального масла, но в большей мере и от загустителя. В связи с этим принято отдельные типы смазок называть по использованным загустителям, чаще всего кальциевым, натриевым или смешанным натриево-кальциевым мы лам. В настоящее время применяют также литиевые, алюминиевые, свинцовые и бариевые мыла. Выбор мыл зависит от тех условий, в которых должна работать смазка (высокая температура, воздей ствие агрессивных сред, обильная влага и др.). Для улучшения эксплуатационных свойств смазок к ним иногда добавляют при садки.
Эксплуатационные свойства консистентных смазок зависят от их состава (вида и количества введенного в масло загустителя, качества и количества минерального масла), а также от способа изготовления. Чем больше содержится в смазке мыла, тем выше ее плотность и температура плавления.
Ниже приведены эксплуатационные свойства основных групп консистентных смазок.
Кальциевые смазки представляют собой широко используемую группу смазок общего назначения. В нее входят солидолы (синте тические УСс и жировые УС), применяемые для смазки узлов трения промышленного оборудования.
Отличительной особенностью кальциевых смазок является влаго стойкость, однако их нельзя использовать при температурах выше 60—100° С. Уже при нагреве до 100° С теряются смазывающие свойства, содержащаяся в смазке вода испаряется, разрущается структура смазки. Обычно кальциевые смазки применяют при рабо чих температурах в узлах трения не выше 60—70° С. Оии не обра зуют эмульсий с водой и легко смываются (керосином).
Натриевые смазки также являются смазками общего назначения. В отличие от кальциевых они обладают низкой влагостойкостью. Обводненная смазка может быть причиной коррозии металла. На триевые смазки плавятся при более высоких температурах и приме няются в узлах трения механизмов, работающих при температурах до 135° С. Из группы натриевых смазок наиболее распространены коистамины (синтетические УТс и жировые УТ).
Натриево-кальциевые смазки изготовляются на смешанных мылах и по своим свойствам занимают промежуточное положение между натриевыми и кальциевыми смазками.
Углеводородные смазки получают загущением минеральных масел перезином и парафином. Они водоустойчивы, химически стабильпы
125
и широко применяются в качестве защитных смазок, предохраня ющих металлические поверхности от коррозии (смазка УН, техни ческий вазелин и др.). Углеводородные смазки используются также как смазочный и уплотнительный материалы.
Физико-химические и механические свойства консистентных смазок
Показатели качества консистентных смазок указываются в ГОСТ или ТУ. Эти показатели позволяют контролировать качество смазок как на заводе при изготовлении, так и потребителями.
Пенетрация характеризует плотность или мягкость консистент ной смазки. Ее определяют по глубине погружения в смазку кони ческого плунжера определенной формы и веса за 5 сек. Пенетрацию выражают в градусах. Число градусов, показываемое стрелкой пенетрометра, соответствует числу десятых долей миллиметра глу бины погружения конуса в смазку. Чем больше пенетрация, тем мягче смазка. Этот показатель не характеризует эксплуатационных свойств смазки, но дает возможность выбирать способ подачи смазки в узел трения.
Вязкостные свойства определяются по вязкостно-температурной характеристике (зависимость вязкости от температуры). Чем лучше вязкостно-температурная характеристика минерального масла, чем больше введено в масло загустителя, тем меньше изменяется вязкость смазки при изменении температуры.
Температурой каплепадения называется температура, при которой происходит падение первой капли смазки, нагреваемой в специаль ном приборе. По температуре каплепадения можно лишь приближенно судить о верхнем пределе работоспособности смазки. Опыт показы вает, что смазку можно применять при температурах, не превы шающих более чем на 15—20° С температуру каплепадения.
Коррозионное действие должно быть минимальным. Консистент ные смазки должны обладать достаточно высокими противокорро зионными свойствами. Коррозию смазываемых металлических по верхностей могут вызывать продукты окисления смазок или органи ческие кислоты и щелочи, присутствующие в смазке в больших количествах, чем это допущено нормами.
Химическая стабильность характеризует стойкость смазки к воз действию кислорода воздуха. Наиболее стабильны углеводородные смазки. В ГОСТ на многие сорта смазок предусматриваются нормы химической стабильности.
Механические примеси отрицательно сказываются на эксплуата ционных свойствах смазки (особенно механические примеси абразив ного характера). Загрязнение свежих консистентных смазок меха ническими примесями чаще всего является следствием их небрежного хранения. В ГОСТ нормируется содержание механических примесей на все смазки. Повышенное содержание их в смазке указывает па необходимость сменить ее.
126
Вода в смазке отрицательно влияет на ее эксплуатационные свойства, поэтому для всех смазок содержание воды нормируется. В смазках, загущенных мылами, свободная вода при замерзании может резко ухудшить смазывающее действие, а также вызывать коррозию металлических поверхностей. Зато в таких смазках, как солидольт, удаление воды может вызвать разрушение структуры.
Цвет и внешний вид. Почти для всех консистентных смазок
вГОСТ указываются цвет и внешний вид, по которым можно судить
осорте смазки и ее структуре. Для некото
рых смазок ГОСТ предусматривает |
оценку |
|
||||||
и по другим свойствам (механические пока |
|
|||||||
затели, |
испаряемость, зольность и др.). |
|
||||||
Для |
нормальной |
эксплуатации |
кранов |
|
||||
и задвижек необходима не только своевре |
|
|||||||
менная набивка смазки, замена сальниковых |
|
|||||||
уплотнений, но и смазка подшипников редук |
|
|||||||
тора и самого редуктора. |
|
|
||||||
В |
кранах густая |
смазка подается к под |
|
|||||
шипникам редуктора и другим узлам тре |
|
|||||||
ния с помощью пресс-масленок различных |
|
|||||||
конструкций. На рис. 73 показаны наи |
|
|||||||
более широко применяемые пресс-масленки. |
|
|||||||
Для смазки подшипников редукторов чаще |
|
|||||||
применяются колпачковые масленки (рис. |
|
|||||||
73, г). Пресс-масленки обычно заполняют |
|
|||||||
смазкой при помощи ручного шприца. |
|
|||||||
Колпачковые масленки являются наи |
|
|||||||
более простыми устройствами для подачи |
|
|||||||
густой смазки. Смазка из таких масленок по |
Рис. 73. Пресс-маслсмки |
|||||||
дается |
в |
узел |
трения при навинчивании |
|||||
(я, б, в); колпачковая |
||||||||
вручную |
колпачка |
на корпус (корпус и |
масленка (г). |
|||||
колпачок |
заполнены |
полностью смазкой), |
1— крышка; s —резерпуар |
|||||
так |
как |
объем |
масленки при этом умень |
для смазки. |
||||
шается. |
Такой способ подачи смазки, зави |
|
||||||
сящий |
от |
качества |
обслуживания, |
не гарантирует равномерной |
и достаточной смазки узлов трения. Все эти недостатки колпачковых масленок компенсируются лишь одним преимуществом — простотой
устройства.
Подвертывать колпачок следует в строгом соответствии с уста новленным в инструкции и паспортах режимом смазки. Периодически (не реже одного раза в месяц) необходимо промывать колпачковые масленки керосином, предварительно очистив их от старой смазки.
Для предохранения отдельных узлов кранов от коррозии в газо вой промышленности до сих пор применялся обычный солидол. В настоящее время Московским нефтемаслозаводом освоен выпуск новой универсальной смазки СПИ-10, обладающей отличными про тивокоррозионными свойствами, которые сохраняются в течение нескольких лет. Тонкого слоя смазки в 0,1—0,2 мм достаточно,
127
чтобы предохранить металл от коррозии. Свойства смазки стабильны от —50 до +80° С, но ие страшен и перегрев до 140° С.
Ниже приведена характеристика смазок, применяемых для набивки крапов, создания герметичности и т. д.
Твердые смазки
В качестве твердых смазок находят применение следующие мате риалы: неорганические соединения — дисульфид молибдена (MoS2), графит; органические соединения — фталоциампн и др.; металлы — золото, серебро, свинец, индий, барий и различные композиции. Особое место занимают смеси твердых смазок со связующими.
Твердые смазки обладают химической стабильностью при высокой температуре. Они наносятся в виде сплошных смазочных пленок. Их целесообразно использовать в тех случаях, когда применение жидких масел невозможно: при работе в условиях резких перепадов температур, при затрудненной подаче масла в узлы трения или в пыль ной атмосфере, когда смазочный жидкий материал быстро загряз няется.
Добавление твердых смазок к жидким материалам улучшает их смазочные свойства. При эксплуатации запорной арматуры в качестве добавки к консистентным смазкам чаще всего применяется графит.
Применение смазок для запорной арматуры
Смазка деталей для консервации. Консервация запорной арматуры проводится в закрытом, теплом и сухом помещении. Летом в сухую погоду допускается проведение консервации в неотапливаемом помещении, под навесом или на открытом воздухе.
Металлические поверхности, подлежащие консервации, очи щаются от грязи, старой смазки н воды. Следы коррозии удаляются наждачной бумагой с зернистостью не ниже 170, шабровкой или другими способами. Места, пораженные коррозией, рекомендуется обрабатывать фосфорной кислотой, чтобы предупредить распростра нение и углубление этой коррозии.
После очистки арматура тщательно промывается и насухо про тирается. Для предварительной промывки может применяться керосин, но окончательно детали промывают обтирочным материалом, смоченным в авиабензине, уайт-спирите, ацетоне.
После промывки и сушки сразу же проводится консервация путем нанесения на подготовленные поверхности защитного слоя в виде противокоррозионных смазок или затвердевающих покрытий, лаков и красок. Наружные части корпуса запорной арматуры обычно по крываются слоем краски. Для целей консервации наиболее часто применяются пушечная смазка УНЗ и технический вазелин УН. Для специальных случаев консервации применяются смазка ПП-95/5, смазка морская НП, смазка ЦИАТИМ-201, смазки СП-1, СП-2,
128