Файл: Андреев, Г. С. Запорная арматура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Динамическая вязкость, или коэффициент внутреннего трепня, выражает собой силу, затрачиваемую на перемещение верхнего слоя жидкости относительно нижнего со скоростью 1 см/сек, при площади каждого слоя 1 см2 и расстоянии между ними 1 см. Указан­ ная сила измеряется в динах (дни). За единицу динамической вяз­ кости принят пуаз (пз), имеющий размерность дин-сек/см2.

Кинематическая вязкость, пли удельный коэффициент внутрен­ него трения, представляет собой отношение динамической вязкости жидкости к ее плотности при одной и той же температуре. Единицей кнпематической вязкости является стоке (ст), размерность см2/сек.

Динамическая вязкость принимается во внимание при гидроди­ намических расчетах вязкости масел для смазки трущихся поверх­ ностей, а кинематическая — для расчета прокачиваемости масел по трубопроводам.

Условная вязкость является отвлеченным числом, выражающим отношение времени истечения из вискозиметра типа ВУ испытуемого масла в количестве 200 г ко времени истечения того же количества дистиллированной воды при 20° С.

Температура вспышки — это температура, при которой пары масла образуют с окружающим воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней огня. Эта температура служит показателем испаряемости и огнеопасности масла. Испарение масла начинается при температуре па 65—85° С ниже температуры вспышки. Темпе­ ратура, при которой не только вспыхивают масляные пары при поднесении к ним огня, а загорается само масло и горит не менее 5 сек,

называется температурой воспламенения масла.

Температура застывания масла характеризует потерю им под­ вижности при низкой температуре.

К ислотное число выражает количество миллиграммов едкого кали, требующееся для нейтрализации 1 г масла, и характеризует содержание в маслах органических кислот, наличие которых сверх 0,35% вызывает коррозию.

Содержание водорастворимых кислот и щелочей в маслах не допу- ■

скается, так как они вызывают коррозию и разъедание металлов, с которыми соприкасается масло.

Содержание золы характеризует наличие в маслах несгораемых веществ. Допускаемая зольность составляет для авиамасел 0,003% , для индустриальных 0,007% и для автолов 0,025%;

Содержание механических примесей и всех твердых веществ,

находящихся в масле, вызывает повышенный износ машин и меха­ низмов.

Коксуемость выражает в процентах вес кокса и навески испыту­ емого масла. Лучшими считаются масла с малой коксуемостью.

Смазочные масла почти не применяются для смазки запорной арматуры. Однако они используются для заполнения гндроприставок пневмоприводиых кранов в других системах с применением антифрикционных добавок в зимнее время.

124


Консистентные смазки

Консистентные смазки (иначе пластичные смазки) получают путем введения в минеральные масла загустителей. В качестве загустителя обычно применяют соли жирных кислот (мыла) или твердые при нормальной температуре углеводороды (церезин, нефтя­ ной парафин и т. п.). Загуститель образует как бы пространственный каркас, в ячейках которого удерживается масло.

Качество смазки зависит не только от сорта минерального масла, но в большей мере и от загустителя. В связи с этим принято отдельные типы смазок называть по использованным загустителям, чаще всего кальциевым, натриевым или смешанным натриево-кальциевым мы­ лам. В настоящее время применяют также литиевые, алюминиевые, свинцовые и бариевые мыла. Выбор мыл зависит от тех условий, в которых должна работать смазка (высокая температура, воздей­ ствие агрессивных сред, обильная влага и др.). Для улучшения эксплуатационных свойств смазок к ним иногда добавляют при­ садки.

Эксплуатационные свойства консистентных смазок зависят от их состава (вида и количества введенного в масло загустителя, качества и количества минерального масла), а также от способа изготовления. Чем больше содержится в смазке мыла, тем выше ее плотность и температура плавления.

Ниже приведены эксплуатационные свойства основных групп консистентных смазок.

Кальциевые смазки представляют собой широко используемую группу смазок общего назначения. В нее входят солидолы (синте­ тические УСс и жировые УС), применяемые для смазки узлов трения промышленного оборудования.

Отличительной особенностью кальциевых смазок является влаго­ стойкость, однако их нельзя использовать при температурах выше 60—100° С. Уже при нагреве до 100° С теряются смазывающие свойства, содержащаяся в смазке вода испаряется, разрущается структура смазки. Обычно кальциевые смазки применяют при рабо­ чих температурах в узлах трения не выше 60—70° С. Оии не обра­ зуют эмульсий с водой и легко смываются (керосином).

Натриевые смазки также являются смазками общего назначения. В отличие от кальциевых они обладают низкой влагостойкостью. Обводненная смазка может быть причиной коррозии металла. На­ триевые смазки плавятся при более высоких температурах и приме­ няются в узлах трения механизмов, работающих при температурах до 135° С. Из группы натриевых смазок наиболее распространены коистамины (синтетические УТс и жировые УТ).

Натриево-кальциевые смазки изготовляются на смешанных мылах и по своим свойствам занимают промежуточное положение между натриевыми и кальциевыми смазками.

Углеводородные смазки получают загущением минеральных масел перезином и парафином. Они водоустойчивы, химически стабильпы

125


и широко применяются в качестве защитных смазок, предохраня­ ющих металлические поверхности от коррозии (смазка УН, техни­ ческий вазелин и др.). Углеводородные смазки используются также как смазочный и уплотнительный материалы.

Физико-химические и механические свойства консистентных смазок

Показатели качества консистентных смазок указываются в ГОСТ или ТУ. Эти показатели позволяют контролировать качество смазок как на заводе при изготовлении, так и потребителями.

Пенетрация характеризует плотность или мягкость консистент­ ной смазки. Ее определяют по глубине погружения в смазку кони­ ческого плунжера определенной формы и веса за 5 сек. Пенетрацию выражают в градусах. Число градусов, показываемое стрелкой пенетрометра, соответствует числу десятых долей миллиметра глу­ бины погружения конуса в смазку. Чем больше пенетрация, тем мягче смазка. Этот показатель не характеризует эксплуатационных свойств смазки, но дает возможность выбирать способ подачи смазки в узел трения.

Вязкостные свойства определяются по вязкостно-температурной характеристике (зависимость вязкости от температуры). Чем лучше вязкостно-температурная характеристика минерального масла, чем больше введено в масло загустителя, тем меньше изменяется вязкость смазки при изменении температуры.

Температурой каплепадения называется температура, при которой происходит падение первой капли смазки, нагреваемой в специаль­ ном приборе. По температуре каплепадения можно лишь приближенно судить о верхнем пределе работоспособности смазки. Опыт показы­ вает, что смазку можно применять при температурах, не превы­ шающих более чем на 15—20° С температуру каплепадения.

Коррозионное действие должно быть минимальным. Консистент­ ные смазки должны обладать достаточно высокими противокорро­ зионными свойствами. Коррозию смазываемых металлических по­ верхностей могут вызывать продукты окисления смазок или органи­ ческие кислоты и щелочи, присутствующие в смазке в больших количествах, чем это допущено нормами.

Химическая стабильность характеризует стойкость смазки к воз­ действию кислорода воздуха. Наиболее стабильны углеводородные смазки. В ГОСТ на многие сорта смазок предусматриваются нормы химической стабильности.

Механические примеси отрицательно сказываются на эксплуата­ ционных свойствах смазки (особенно механические примеси абразив­ ного характера). Загрязнение свежих консистентных смазок меха­ ническими примесями чаще всего является следствием их небрежного хранения. В ГОСТ нормируется содержание механических примесей на все смазки. Повышенное содержание их в смазке указывает па необходимость сменить ее.

126


Вода в смазке отрицательно влияет на ее эксплуатационные свойства, поэтому для всех смазок содержание воды нормируется. В смазках, загущенных мылами, свободная вода при замерзании может резко ухудшить смазывающее действие, а также вызывать коррозию металлических поверхностей. Зато в таких смазках, как солидольт, удаление воды может вызвать разрушение структуры.

Цвет и внешний вид. Почти для всех консистентных смазок

вГОСТ указываются цвет и внешний вид, по которым можно судить

осорте смазки и ее структуре. Для некото­

рых смазок ГОСТ предусматривает

оценку

 

и по другим свойствам (механические пока­

 

затели,

испаряемость, зольность и др.).

 

Для

нормальной

эксплуатации

кранов

 

и задвижек необходима не только своевре­

 

менная набивка смазки, замена сальниковых

 

уплотнений, но и смазка подшипников редук­

 

тора и самого редуктора.

 

 

В

кранах густая

смазка подается к под­

 

шипникам редуктора и другим узлам тре­

 

ния с помощью пресс-масленок различных

 

конструкций. На рис. 73 показаны наи­

 

более широко применяемые пресс-масленки.

 

Для смазки подшипников редукторов чаще

 

применяются колпачковые масленки (рис.

 

73, г). Пресс-масленки обычно заполняют

 

смазкой при помощи ручного шприца.

 

Колпачковые масленки являются наи­

 

более простыми устройствами для подачи

 

густой смазки. Смазка из таких масленок по­

Рис. 73. Пресс-маслсмки

дается

в

узел

трения при навинчивании

(я, б, в); колпачковая

вручную

колпачка

на корпус (корпус и

масленка (г).

колпачок

заполнены

полностью смазкой),

1— крышка; s резерпуар

так

как

объем

масленки при этом умень­

для смазки.

шается.

Такой способ подачи смазки, зави­

 

сящий

от

качества

обслуживания,

не гарантирует равномерной

и достаточной смазки узлов трения. Все эти недостатки колпачковых масленок компенсируются лишь одним преимуществом — простотой

устройства.

Подвертывать колпачок следует в строгом соответствии с уста­ новленным в инструкции и паспортах режимом смазки. Периодически (не реже одного раза в месяц) необходимо промывать колпачковые масленки керосином, предварительно очистив их от старой смазки.

Для предохранения отдельных узлов кранов от коррозии в газо­ вой промышленности до сих пор применялся обычный солидол. В настоящее время Московским нефтемаслозаводом освоен выпуск новой универсальной смазки СПИ-10, обладающей отличными про­ тивокоррозионными свойствами, которые сохраняются в течение нескольких лет. Тонкого слоя смазки в 0,1—0,2 мм достаточно,

127


чтобы предохранить металл от коррозии. Свойства смазки стабильны от —50 до +80° С, но ие страшен и перегрев до 140° С.

Ниже приведена характеристика смазок, применяемых для набивки крапов, создания герметичности и т. д.

Твердые смазки

В качестве твердых смазок находят применение следующие мате­ риалы: неорганические соединения — дисульфид молибдена (MoS2), графит; органические соединения — фталоциампн и др.; металлы — золото, серебро, свинец, индий, барий и различные композиции. Особое место занимают смеси твердых смазок со связующими.

Твердые смазки обладают химической стабильностью при высокой температуре. Они наносятся в виде сплошных смазочных пленок. Их целесообразно использовать в тех случаях, когда применение жидких масел невозможно: при работе в условиях резких перепадов температур, при затрудненной подаче масла в узлы трения или в пыль­ ной атмосфере, когда смазочный жидкий материал быстро загряз­ няется.

Добавление твердых смазок к жидким материалам улучшает их смазочные свойства. При эксплуатации запорной арматуры в качестве добавки к консистентным смазкам чаще всего применяется графит.

Применение смазок для запорной арматуры

Смазка деталей для консервации. Консервация запорной арматуры проводится в закрытом, теплом и сухом помещении. Летом в сухую погоду допускается проведение консервации в неотапливаемом помещении, под навесом или на открытом воздухе.

Металлические поверхности, подлежащие консервации, очи­ щаются от грязи, старой смазки н воды. Следы коррозии удаляются наждачной бумагой с зернистостью не ниже 170, шабровкой или другими способами. Места, пораженные коррозией, рекомендуется обрабатывать фосфорной кислотой, чтобы предупредить распростра­ нение и углубление этой коррозии.

После очистки арматура тщательно промывается и насухо про­ тирается. Для предварительной промывки может применяться керосин, но окончательно детали промывают обтирочным материалом, смоченным в авиабензине, уайт-спирите, ацетоне.

После промывки и сушки сразу же проводится консервация путем нанесения на подготовленные поверхности защитного слоя в виде противокоррозионных смазок или затвердевающих покрытий, лаков и красок. Наружные части корпуса запорной арматуры обычно по­ крываются слоем краски. Для целей консервации наиболее часто применяются пушечная смазка УНЗ и технический вазелин УН. Для специальных случаев консервации применяются смазка ПП-95/5, смазка морская НП, смазка ЦИАТИМ-201, смазки СП-1, СП-2,

128