Файл: Шаповаленко, О. Г. Резервы снижения накладных расходов в промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
в среднеотраслевой себестоимости единицы продукции и через цены. В практике социалистического строительства большое значение имеет снижение себестоимости продук ции отдельных предприятий до и ниже уровня среднеот раслевой себестоимости и на этой основе общее сни жение средних общественно необходимых затрат на еди
ницу продукции.
По своему экономическому значению в образовании себестоимости продукции расходы подразделяются на основные и накладные, а по методике учета — на пря
мые и косвенные.
Основные расходы непосредственно связаны с про изводством каждой единицы продукции. Они составляют значительную долю себестоимости продукции (55—80 процентов), главными из которых являются сы рье и материалы, топливо и энергия, заработная плата производственных рабочих и некоторые другие расходы. При этом доля материальных затрат в общей величине прямых расходов является преобладающей.
Объективная необходимость непрерывного сокраще ния затрат на производство всей продукции и единицы изделия повышает роль показателя себестоимости. Пре дусматриваемое на промышленных предприятиях сниже ние себестоимости продукции должно быть взаимно увя зано с планом организационно-технических мероприятий, в части экономии от внедрения прогрессивных техноло гических процессов, применения более экономичных ма териалов, рационального использования оборудования, сокращения накладных расходов и -проведения других мер, направленных на повышение эффективности произ водства. Эти мероприятия должны найти отражение в сметах затрат*по цехам вспомогательного производ ства, в сметах расходов по содержанию и эксплуата ции оборудования, цеховым, общезаводским, внепроиз-
130
водетвенным, транспортно-заготовительным расходам, по изготовлению специальной оснастки и по сметам про чих специальных расходов.
Каждая статья смет накладных расходов предназна чена обеспечить минимально необходимыми средствами определенные хозяйственно-производственные функции и работы, поэтому при планировании необходимо пре дусматривать снижение удельного веса этих расходов в себестоимости всей продукции и единицы изделия за счет:
сокращения расходов на содержание аппарата уп равления путем совершенствования структуры заводоуп равления, цехов и участков;
более эффективного использования оборудования,
улучшения его технического |
обслуживания, |
сокраще |
|
ния расходов по текущему осмотру, уходу |
и |
ремонту |
|
станков и машин; |
|
|
|
улучшения организации |
деятельности |
подсобных и |
вспомогательных производств и всемерного сокращения численности занятых там рабочих, повышения произво дительности их труда на основе механизации и лучшей организации работ и снижения стоимости услуг, вы полняемых в подсобных производствах;
снижения материальных затрат за счет экономного использования энергии, топлива, инструментов и других вспомогательных материалов, замены материалов более дешевыми и устранения допускаемых потерь.
Основным условием составления наиболее экономич ных смет накладных расходов является нормативный метод, основанный на технико-экономических расче тах.
Для правильного планирования накладных расходов предприятия должны располагать технически обосно ванными нормами использования вспомогательных мате
131
риалов, численности рабочих, занятых на подсобных и вспомогательных работах, а также в обслуживающих производствах. Каждая отрасль промышленности должна располагать типовыми штатами и структурой аппарата управления предприятий.
В тех случаях, когда эти условия не соблюдены, действует практика планирования накладных расходов на основе отчетных данных за предшествующий год. При таком методе механически переносятся на планируемый год отрицательные факторы отчетного периода, обусло вившие уровень накладных расходов. Это ведет к тому, что величина накладных расходов не увязывается с ор ганизационно-техническими условиями работы предприя тия и не обеспечивается внедрение прогрессивных нор мативов трудовых и материальных затрат.
Например, Троицкий станкостроительный завод при планировании не учитывал достигнутый уровень наклад ных расходов предыдущего года и возможности их даль нейшего сокращения. Если впредшествующем году удель ный вес накладных расходов фактической полной себе стоимости товарной продукции составлял 30,1 процента, то на планируемый год доля этих расходов была преду смотрена в 36,5 процента. Одной из причин явилось завы шение затрат по отдельным статьям общезаводских рас ходов. Так, по расчету завода требовалось на содержание и текущий ремонт зданий и сооружений 52 тысячи рублей, а в смете предусмотрены расходы в сумме 60 тысяч; на содержание заводских лабораторий согласно расчету необходимо 46 тысяч, а в смете было заложено 52 тысячи. Завышены на 29 тысяч рублей и расходы на подготовку новых рабочих. По общезаводским расходам завышение составило всего 43 тысячи рублей.
Передовые предприятия, как правило, разрабатывают для цехов и участков нормы расходования малоценно
132
го и быстроизнашиваюгцегося инструмента и инвентаря. Но бывают еще случаи, когда такого нормирования не ведется. Так, на заводе «Сиблитмаш» на один рубль' то
варной продукции указанные |
расходы увеличились с |
1,04 копейки до 1,26 копейки, |
или на 21,7 процента, в |
связи с чем на выпуск всей товарной продукции перерас ходовано более 8 тысяч рублей.
Большое значение в снижении уровня накладных рас ходов имеет установление заданий по сокращению адми нистративно-управленческих расходов. С 1968 и до 1970 года сокращение расходов на управление преду сматривалось в плане развития народного хозяйства и Государственном бюджете СССР. Соответственно пред приятиям устанавливались плановые показатели (фонд заработной платы, прибыль и т. д.) с учетом экономии от сокращения аппарата управления.
Выполняя эти задания, предприятия не всегда прово дили реальное сокращение управленческого персонала, что в значительной степени объясняется действовав шей системой учета в плановых показателях заданий по сокращению расходов на содержание аппарата управле ния, которая позволяла предприятиям обеспечивать сни жение себестоимости и получение необходимой плановой прибыли за счет сокращения материальных и других за трат, не относящихся к расходам на управление. Кро ме того, отсутствие централизованного лимитирования расходов на управление и отмена обязательной регистра ции штатов административно-управленческого аппарата в финансовых органах во многих случаях привела к необос нованному разбуханию аппарата и росту расходов на его содержание.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необ ходимым, чтобы начиная с 1970 года экономия, обра зующаяся при выполнении заданий по сокращению аппа
133
рата управления, вносилась в бюджет, а министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик устанавливали для подведомственных предприятий, орга низаций и учреждений предельные ассигнования на со держание аппарата управления. Руководители предприя тий, организаций и учреждений несут персональную от ветственность за расходование средств на содержание аппарата управления в соответствии с устанавливаемы ми ассигнованиями на эти цели.
В Российской Федерации в 1970—1971 годах в счет за дания по сокращению расходов на управление в сумме 720,6 миллиона рублей было исключено из штатных рас писаний предприятий и организаций союзно-республикан ского, республиканского и местного подчинения свыше 436 тысяч должностей, в том числе более 30 тысяч руко водителей предприятий, подразделений и их заместите лей, более 54 тысяч должностей учетно-бухгалтерского персонала, свыше 100 тысяч других должностей.
В процессе выполнения задания по сокращению чис ленности аппарата управления, работников охраны и рас ходов на их содержание в РСФСР по хозяйствам респуб ликанского и местного подчинения в 1970—1971 годах было упразднено и объединено 3849 промышленных пред приятий и организаций других отраслей, 607 трестов, ком бинатов, контор, около 2 тысяч самостоятельных цехов, участков и других структурных подразделений. В совхо зах за два года ликвидировано 14 775 самостоятель ных отделений, ферм, бригад и складов. Переведено на беоцеховую структуру управления почти 800 промышлен ных предприятий.
Из общего количества сокращенного аппарата уп равления направлено в сферу материального производ ства более 180 тысяч высвобожденных работников.
Многие министерства и ведомства РСФСР разработа
134
ли мероприятия по упрощению и совершенствованию структуры аппарата управления подведомственными предприятиями и организациями.
Например, Министерство местной промышленности РСФСР в результате проведенных мероприятий по со вершенствованию структуры аппарата управления сокра тило численность административно-управленческого персонала по системе на 7723 единицы с годовым фондом заработной платы в 8523 тысячи рублей. Уменьшены расходы на все виды командировок в сумме 847 тысяч руб лей и прочие расходы на 2130 тысяч рублей, что обес печивает выполнение установленного для системы этого министерства задания по сокращению расходов на содер жание аппарата управления.
На предприятиях Главного управления по производ ству музыкальных инструментов за счет укрупнения производственных участков, цехов, отделов, служб, упо рядочения структуры обеспечено сокращение 395 единиц
административно-управленческого персонала |
с |
фондом |
|
заработной платы 464,1 тысячи рублей, в |
том |
числе |
|
счетного |
персонала — 62 единицы и работников |
охра |
|
ны — 23 |
единицы. |
|
|
Управление местной промышленности Ленинградско го горисполкома провело работу по совершенствованию структуры производства, что дало возможность ликвиди ровать на предприятиях 11 цехов и 5 отделов. Разра ботанные мероприятия позволили высвободить 251 еди ницу управленческого и цехового персонала, в том числе
руководителей |
подразделений и |
их |
заместителей — 34, |
инженеров и |
техников — 43, |
учетно-бухгалтерских |
|
работников — 34, прочих работников |
административно |
||
управленческого персонала — 140. |
|
Министерством топливной промышленности РСФСР также проведена работа по упрощению структуры управ
135
ления производством, ликвидации, в результате объедине ния, параллельно действующих и небольших предпри ятий и организаций, производственных участков, цехов и других структурных подразделений, внедрению бесцёховой структуры управления. Были ликвидированы 13 са мостоятельных предприятий, 15 организаций по сбыту топлива, 66 производственных участков, цехов, отделов
идругих структурных подразделений.
Всистеме этого министерства расходы на содержание аппарата управления уменьшились более чем на 7 мил
лионов, из них по фонду заработной платы — 5,3, ко мандировочным расходам — на 0,5 и прочим расходам — на 1,2 миллиона рублей. Сокращена численность адми нистративно-управленческого, цехового (линейного) пер сонала и охраны в количестве 4730 единиц, в том числе 155 должностей руководителей отделов и других струк турных подразделений и их заместителей с годовым фон дом заработной платы 279 тысяч рублей, 2972 должно сти инженеров, техников и мастеров, 1003 должности счетно-бухгалтерских и других работников.
Мероприятия по упорядочению сети предприятий и организаций, совершенствованию их структуры и сокра щению расходов на содержание аппарата управления проведены также Советами Министров автономных рес публик, исполкомами Советов депутатов трудящихся. Московский горисполком в счет установленного задания сократил численность административно-управленческого, цехового (линейного) персонала и охраны в количестве 6964 единиц с фондом заработной платы 8978 тысяч рублей в год. Проведены мероприятия по упрощению структуры и ликвидации отдельных звеньев аппарата управления на подведомственных предприятиях и на ор ганизациях, в результате упразднено 70 организаций, 89 структурных подразделений и 5 цехов.
136
Ленинградским горисполкомом упразднено в связи с укрупнением и объединением 31 предприятие., и орга низация, 17 цехов и 51 отдел, три предприятия переве дены на бесцеховую структуру управления.
Проводимые мероприятия по совершенствованию структуры аппарата еще не исчерпывают имеющихся воз можностей.
На 1972 год для хозяйства РСФСР установлено за дание по сокращению расходов на управление в сумме 130 миллионов рублей.
Вопросы совершенствования и удешевления аппара
та управления постоянно находятся |
под |
неослабным |
вниманием партийных, советских и |
финансовых работ- |
|
- ш нтr, органов народного контроля. |
|
|
Главным направлением в работе финансовых органов |
||
в настоящее время является разработка |
экономически |
обоснованных предложений о дальнейшем совершенство вании и удешевлении аппарата управления, обеспечение контроля за правильностью расходования средств на его содержание во всех отраслях народного хозяйства. Фи нансовые органы оказывают помощь руководителям предприятий в сокращении накладных расходов.
Например, по предложению Ждановского райфинотдела Москвы директор Московского завода автоматичес ких линий упростил структуру заводоуправления, объе динил планово-производственный отдел и лабораторию экономики и организации производства и на их базе ор ганизовал планово-экономический отдел; отдел кадров объединен с отделом технического обучения; отдел тех нической информации и изобретательства реорганизован в бюро, ликвидированы были некоторые мастерские, уча стки и т. д. В результате сокращено 90 единиц с фон дом заработной платы более 85 тысяч рублей в год.
Директор завода «Каучук» согласился с предложени
137
ем Ленинского райфинотдела Москвы и сократил 70 долж ностей с годовым фондом заработной платы свыше 84 тысяч рублей, на заводе «Злектросвет» сокращено 29 единиц с фондом зарплаты около 34 тысяч рублей, а Ми нистерством газовой промышленности лереутверждено штатное расписание фирмы «Орггазстрой» с уменьшени ем численности на 345 единиц и годовым фондом зара ботной платы 575 тысяч рублей.
По предложению Невского и Калининского райфинотделов Ленинграда на Невском машиностроительном заводе и в Ленинградском станкостроительном объеди нении сокращена 71 должность с фондом зарплаты поч=
ти 110 тысяч рублей в год. |
органами РСФСР только в |
Всего финансовыми |
|
1970 году внесено много |
экономически обоснованных |
предложений по совершенствованию структуры аппарата управления предприятий и организаций, от их внедре ний получена экономия в сумме 28,4 миллиона рублей в год.
Наряду с изучением структуры аппарата управле ния и разработкой предложений по его совершенство ванию и удешевлению органами народного контроля и финансовыми органами проводится большая работа по контролю за соблюдением законодательства по заработ ной плате, целесообразным расходованием средств на управление и обслуживание производства. Например, фи нансовыми органами РСФСР в 1970 году и в первом по лугодии 1971 года было охвачено такими проверками 185,4 тысячи организаций, учреждений и предприятий, что позволило предотвратить излишние расходы в сумме 50,3 миллиона рублей в расчете на год.
Бережливость, экономия на предприятиях, а также тщательный анализ финансово-хозяйственной деятельно сти предприятий вышестоящими органами и усиление
138
внутриведомственного контроля являются гарантией со кращения накладных расходов.
Финансовые органы рассматривают балансы доходов и расходов, отчеты промышленных министерств, их главных управлений и отдельных предприятий, а также осуществляют проверки на месте.
В настоящее время влияние финансовых органов на определение уровня расходов по управлению несколько уменьшилось. Если раньше финорганы осуществляли предварительный контроль за формированием аппарата управления и расходов на его содержание путем регист рации штатных расписаний и смет административно-уп равленческих расходов, то с изданием Положения о со циалистическом государственном производственном пред приятии штаты предприятий не регистрируются в фи нансовых органах. Руководители сами устанавливают штаты. Лучшие результаты получаются, если учитыва ются возможности прогрессивной организации управле ния хозяйством и опыт передовых предприятий, имеющих экономичные штаты.
В настоящее время значительно возрастает значение проводимых органами народного контроля и финансо выми органами проверок соблюдения штатной и сметной дисциплины в организациях среднего звена управления (трестах, комбинатах, управлениях, объединениях и т.п.), которые в соответствии с п. 79 Положения о предприятии определяют объем административно-управленческих рас ходов для подведомственных предприятий, распределяют задания по сокращению штатов и расходов и обязаны следить за их выполнением, относят в установленном порядке предприятия к группам по оплате труда работ ников, утверждают балансы доходов и расходов и другие плановые задания.
В организациях среднего звена имеется возможность
139