Файл: Ткачук, С. С. Совершенствование кредитования и расчетов снабженческо-сбытовых организаций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
кументооборот, обеспечит экономию трудовых затрат по оформлению расчетных операций. По мнению И. Тафли, установление прямых расчетов в хозяйстве избавило бы предприятия от составления, а банк от обработки 12— 14 млн. документов в год3.
Действующие условия кредитования снабженческосбытовых организаций по транзитным операциям также не способствуют переходу на прямые расчеты. Если орга низация осуществляет одновременно складское снабже ние и участвует в расчетах при транзитных поставках, то потребность в заемных средствах для расчетов удов летворяется со специального.ссудного счета. Организа ции, которые не реализуют товары через склад, а только участвуют в расчетах при транзитных поставках, имеют счет по децентрализованным зачетам и кредитуются под расчетные документы в пути по простому ссудному счету. В обоих случаях они на льготных условиях могут полу чать ссуды банка сверх нормальной потребности.
При кредитовании по спецссудному счету снабженче ско-сбытовым организациям становится выгодным пере выполнение плана по реализации транзитом с участием в расчетах, так как сверхплановая выручка может ис пользоваться для погашения просроченных платежей и необеспеченной задолженности, вызванных недостатками складской реализации.
У организаций, осуществляющих только транзитный товарооборот с участием в расчетах, все расчетные доку менты оплачиваются со счета по децентрализованным зачетам. Если оплата превышает поступления, то на за вершение зачета выдается ссуда сроком до 30 дней. Вместе с тем превышение оплаты документов над по ступлением средств ведет к увеличению обеспечения ссуд под расчетные документы в пути и соответственно
5 И. Т а ф л я. Прямые расчеты в народном хозяйстве, стр. 29.
к дополнительному предоставлению кредита. Выдачей ссуд под расчетные документы в пути банк возмещает хозорганам вложение их средств в отгруженные товары, а в приведенных выше случаях происходит повторение выдачи ссуды. Такие организации, получая ссуды на за вершение зачета и под расчетные документы в пути, не испытывают финансовых затруднений, если грузополу чатели и задерживают оплату счетов. Например, управ ления «Белметаллоснабсбыт», «Белстройснабсбыт» и «Беллесбумснабсбыт» постоянно имеют задолженность
всвязи с несвоевременной оплатой счетов покупателями.
Всреднем за год она составляет 10—40% суммы всех оборотных средств. Однако ни одна из этих организаций финансовых затруднений в 1969—1972 гг. не испытыва ла, так как покрывала финансовый прорыв кредитом банка. Практика кредитования операций по транзиту с участием в расчетах не побуждает снабженческие орга
низации изучать платежеспособность грузополучателей и применять соответствующие санкции к неаккуратным плательщикам. Ведь за задержку платежа грузополуча тель платит за каждый день пени в размере 0,03% или 10,8% годовых, а снабженческая организация платит банку за кредит 4%, т. е. в 2,7 раза меньше.
Право перевода плательщиков в случае задержки ими платежей на аккредитивную форму расчетов исполь
зовало по отношению к некоторым |
покупателям только |
управление «Белстройснабсбыт». |
Белметаллоснабсбыт |
и Беллесбумснабсбыт продолжали |
вести расчеты в об |
щем порядке.
Для повышения эффективности использования снаб женческо-сбытовыми организациями заемных средств при расчетах по транзитным поставкам целесообразно несколько изменить условия их предоставления. По на шему мнению, наиболее правильным было бы проведение расчетов и их кредитование по специальному ссудному3
3. Зак. 961 |
ИЗ |
счету, включая и те организации, которым в настоящее время открыты счета по децентрализованным зачетам и простые ссудные счета. Открытие специального ссудного счета позволит упростить операции по кредитованию. При условии ежемесячной проверки обеспечения задол женности по специальному ссудному счету возможность получения излишнего кредита сводится к минимуму. От ражение по специальному ссудному счету операций по транзиту с участием в расчетах не должно сказываться на взаимоотношениях по получению и погашению креди та для выполнения складских операций.
Перевод на прямые расчеты обеспечит значительную экономию кредитных ресурсов. Только по Главснабу БССР будет высвобождено кредитов банка на сумму примерно 4,2 млн. руб. Высвободившиеся ресурсы можно направить на оказание кредитной помощи тем хозяй ствам, которые испытывают временные финансовые за труднения и допускают неплатежи по счетам поставщи ков, способствуя тем самым локализации неплатежей в местах их возникновения.
Анализ состава и причин неплатежей снабженческосбытовым организациям показывает, что более 90% всей задолженности покупателей в связи с несвоевременной оплатой счетов приходится на те документы, которые подлежат оплате с расчетных счетов и счетов по финан сированию, открытых в Стройбанке. Стройбанк сдержи вает выдачу ссуд обслуживаемым им хозорганам на оплату счетов за товарно-материальные ценности и услу ги, что отражается на образовании дебиторской задол женности у снабженческо-сбытовых организаций, выпол няющих поставки для нужд капитального строительства. Правда, вопрос предоставления платежного кредита под рядным организациям уже частично решен, так как орга низациям, переведенным на новые условия планирова ния и экономического стимулирования, он предоставля-
114
ется. Но, поскольку полное внедрение экономической реформы в строительстве — вопрос времени, то следова ло бы уже сейчас предоставить всем хозорганам, обслу живаемым Стройбанком, возможность пользоваться пла тежным кредитом.
Необходимость платежного кредита главным обра зом обусловлена несовпадением во времени платежей и денежных поступлений. Для подрядных организаций это особенно характерно, а отклонения платежей и поступ лений более длительны. Думается, что было бы обосно ванным предоставлять платежный кредит подрядным организациям на более длительный срок, чем промыш ленным предприятиям и хозяйственным организациям.
Одним из необходимых условий повышения роли кре дита в обеспечении бесперебойных расчетов поставщиков и потребителей является своевременность его предостав ления. Платежный кредит, предоставляемый Госбанком в различных формах, позволил укрепить платежную дис циплину. Если в 1965 г. 9,5% суммы всех платежей со
вершалось в |
учреждениях |
Госбанка Белорусской ССР |
с задержкой |
срока, то в |
1972 г.— только 6,9%. С уча |
стием кредита оплачивалось 81,5% расчетных докумен тов за товары и услуги против 64% в 1965 г.
Следует отметить, что сумма кредита, предоставляе мого для расчетов, за 1966—1972 гг. по остатку снизи лась. Изменилась и его структура. В частности, размер ссуд, выдаваемых на погашение незачтенных остатков постоянно действующих и разовых зачетов, уменьшился почти в три раза, а целевые кредиты на оплату расчет ных документов за материальные ценности и услуги воз росли.
Белорусская республиканская контора Госбанка про верила 562 хозяйственные организации. Материалы об следования показали, что платежный кредит погашается в основном своевременно. Из предоставленной этим хоз
8* |
115 |
органам суммы платежного кредита в срок до 20 дней погашено 66,5%, в срок до 30 дней — 22,9%. С просроч кой погашено 10,6% кредита.
О том, что кредитная помощь оказывается иногда с опозданием, свидетельствуют данные разовых межотрас левых зачетов, которые проводятся в конце года по тре бованию хозяйственных органов. Эти зачеты способст вуют снижению неплатежей. Основным источником для погашения взаимной просроченной задолженности при проведении межотраслевых зачетов является кредит банка, предоставляемый на более длительный срок (в основном на 90 дней), а удельный вес зачтенной сум мы расчетных документов незначителен (табл. 11).
Данные табл. 11 показывают, что при проведении межотраслевых зачетов в 1969—1972 гг. за счет кредита оплачивалось 76% суммы принятых к зачету расчетных документов, а по Госбанку — более 80%. Практика сви детельствует, что платежные кредиты, предоставляемые в момент потребности в средствах для оплаты счетов по ставщиков, наиболее эффективны, так как предотвра щают возможность образования неплатежей.
По нашему мнению, условия выдачи платежных кре дитов, действующие в настоящее время в системе Гос банка, должны быть распространены и на хозорганы, обслуживаемые Стройбанком. Выдача таких кредитов не должна ограничиваться, даже если у плательщика будет числиться просроченная задолженность по ссудам банка свыше 30 дней. Применяемая в настоящее время к плательщику санкция в связи с наличием у него про сроченных ссуд автоматически переносится на поставщи ка: он не сможет своевременно получить деньги за отпу щенные ценности. Просроченная задолженность платель щика свыше 30 дней не является, на наш взгляд, свидетельством его неплатежеспособности и не должна приводить к разрыву кредитных отношений по оплате
116
\
Т а б л и ц а 11
Результаты проведенных учреждениями Госбанка и Стройбанка меж отраслевых зачетов (по Белорусской ССР)
П о к а з а т е л и |
н а 16 д е |
н а 26 д е |
н а 21 д е |
н а 12 д е |
к а б р я |
к а б р я |
к а б р я |
к а б р я , |
|
|
1960 г . |
19G9 г . |
1971 г . |
1972 г . |
Принято к зачету расчетных |
|
|
|
|
документов, млн. руб. |
|
10,6 |
|
|
Госбанком |
37,6 |
33,9 |
44,4 |
|
Стройбанком |
28,7 |
18,5 |
26,6 |
23,5 |
Оплачено за счет поступлений |
|
|
|
|
на счета по зачету, млн. руб. |
8,1 |
|
|
8,1 |
Госбанком |
1,9 |
5,8 |
||
Стройбанком |
11,6 |
7,0 |
6,3 |
8,7 |
Процент зачета . |
21,5 |
|
|
|
по Госбанку |
17,9 |
17,1 |
18,2 |
|
по Стройбанку |
40,4 |
37,8 |
23,7 |
37,0 |
Предоставлен кредит за за |
|
|
|
|
вершение зачета, млн.руб. |
29,5 |
8,7 |
28,1 |
36,3 |
Госбанком |
||||
Стройбанком |
17,1 |
11,5 |
20,3 |
14,8 |
То же в % ко всем принятым |
|
|
|
|
к зачету расчетным документам |
78,5 |
82,1 |
82,9 |
81,8 |
по Госбанку |
||||
по Стройбанку |
59,6 |
62,2 |
76,3 |
63,0 |
счетов поставщиков. Отказ в выдаче платежного кредита возможен лишь при условии прекращения кредитования хозоргана.
Платежный кредит мы рассматриваем как дополни тельный к выделенным источникам обеспечения своевре менной оплаты расчетных документов. Он должен вы теснять такой внеплановый источник средств в хозяйстве, как кредиторская задолженность поставщикам по рас четным документам, срок оплаты которых истек, и в то же время не покрывать финансовые прорывы предприя-
117
тий и организаций. В случаях задержки оплаты расчет ных документов с плательщиков взыскиваются пени в пользу поставщика в размере 0,03% в день, что состав ляет 10,8% в год, поэтому и процентная ставка за пла тежный кредит не должна быть ниже этого уровня. Пла тельщики будут экономически заинтересованы в уско рении погашения платежного кредита.
Снабженческо-сбытовые организации как плательщи ки постоянно контролируют правильность предъявляе мых им для оплаты расчетных документов. Право акцеп та позволяет плательщику отказаться от оплаты излиш них сумм. При расчетах выявляется и обратное, когда поставщик из-за неточного применения цены или ариф метической ошибки предъявил расчетные документы в меньшей сумме. Снабженческо-сбытовые организации относят такие суммы в своем учете на прочую кредитор скую задолженность и ждут реагирования поставщика. Во многих случаях суммы по перерасчетам поставщикам не перечисляются и по истечении срока исковой давности вносятся в бюджет. Организации Главснаба БССР в 1972 г. внесли в бюджет 38 тыс. руб. излишних сумм. Видимо, акцепт счета следует уточнить и представить возможность плательщикам не только заявлять об отка зе от акцепта (полностью или частично), но и увеличить сумму платежа по платежному требованию. По аналогии с оформлением отказов от акцепта плательщики письменно оформят заявления об увеличении суммы платежа. Поставщика ставят в известность об этом с по мощью приложения к его экземпляру платежного требо вания заявления плательщика. Такое уточнение акцепта счета позволило бы упростить платежи по перерасчетам
иснизить взаимную задолженность в хозяйстве.
Всоставе кредиторской задолженности возрастает задолженность снабженческо-сбытовых организаций по купателям по полученным от них предварительным пла
118
тежам. Точнее, это авансовые платежи, и никаких объ ективных условий для их роста не имеется. Отдельные снабженческо-сбытовые организации при реализации остродефицитных товаров требуют от покупателей аван совые платежи. Особенно это характерно для организа ций «Белсельхозтехника», «Белглавнефтеснабсбыт», Главснаба БССР и некоторых ведомственных снабжен ческих организаций. Спортивная база Комитета по физ культуре и спорту при Совете Министров БССР получает авансы, хотя заведомо известно, что в ближайшее время они не будут отоварены. В большинстве случаев снаб женческо-сбытовые организации имеют возможность возвратить покупателям полученные и не отоваренные суммы, но практически этого не делают, так как предпо лагают погасить задолженность за счет последующего отпуска товаров.
Введенный в начале 1970 г. порядок взыскания штра фов за перечисление средств, если платежу не будет противопоставлен отпуск товарно-материальных ценно стей или оказаны услуги, не дал должного эффекта. За 1971—1972 гг. задолженность покупателям по Главснабу БССР возросла с 1198 тыс. до 1807 тыс. руб.
В расчетных отношениях с некоторыми предприятия ми и организациями перечисление авансов или предва рительной оплаты обязательно (например, учреждения связи, гражданская авиация, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и др.). Суммы авансов, получаемые предприятиями и организациями, при определении потребности в источниках оборотных средств учитываются в плановом порядке как устойчи вые пассивы. Хозорганам, которые выдают авансы, пла новые источники не выделяются и они вынуждены от влекать оборотные средства, предусмотренные на другие потребности. Образуется дебиторская задолженность, которая может привести к финансовым затруднениям.
119