Файл: Рузавина, Е. И. Личный фактор в автоматизированном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
одних составных частей процесса па другие и как следствие при выработке управляющего воздействия человеком — надвигание одной операции на другую.
Очевидно, при таком положении успешность регулирую щего воздействия оператора будет также зависеть и от скорости этого воздействия. Последствия недостаточ ной скорости равноценны ошибке в определении причи ны аварии: проблемная ситуация обостряется, и это грозит частичным или полным разрушением системы.
При участии человека в работе с автоматизирован ными системами в момент возникновения аварийной си
туации из тех «сверхвысоких» требований, которые
предъявляет к человеку-оператору аварийная ситуация, возникают стрессовые состояния оператора как крайние формы психической напряженности под влиянием са мого производственного процесса (ответственность за устранение аварии, возникновение проблемной ситуа ции при «непроясненности» породивших ее причин, дав ление времени и т. д.).
Крайняя напряженность работы оператора вызывает отрицательные сдвиги в функциях центральной нервной
системы: нарушается интеграция процессов психической
деятельности, возникает состояние психологического
дискомфорта. «С точки зрения физиологии высшей нер
вной деятельности, это означает, что образуемые в про цессе работы и постоянно сменяющие друг друга доми нантные очаги возбуждения носят застойный характер и обнаруживают явления перехода к тормозному состоя нию...» п. Восстановление баланса и целостности чело века— участника систем управления — становится вели чайшей проблемой нашего времени *12.
Как противоположный полюс стрессовому состоя нию в работе оператора противостоит состояние опера тивного покоя. Состояние оперативного покоя — это есть напряженное состояние готовности к экстренному дейст вию в условиях ожидания аварийной ситуации. И в этом смысле оперативный покой ни в коем случае нель зя отождествлять с отдыхом. «Оперативный покой есть
и В. Н. Пушкин. Оперативное мышление в больших систе
мах, стр. 35.
12 См. Μ. Н. Б о б н е в а. Техника и человек. «Коммунист», 1964, № 16, стр. 62.
43
готовность к действию, могущая устанавливаться на различные степени высоты. Более высокоорганизован ная способность к оперативному покою, вместе и более организованная, срочная готовность к действию»13.
Таким образом, в спокойном, безаварийном, состоя нии работа оператора представляет собой весьма уто
мительный вид |
деятельности. |
Утомление |
вызывается |
|
тем, |
что оператору необходимо |
поддерживать устойчи |
||
вость |
внимания |
в условиях, |
когда еще |
не возникла |
проблемная ситуация, в которую он должен экстренно включиться, а само время возникновения такой ситуа ции есть величина случайная и, следовательно, им не
контролируемая. В этих случаях |
состояние готовности |
к экстренному действию является |
«искусственным» для |
человеческого организма и требует волевого усилия для его поддержания на необходимом уровне.
§6. Содержание трудовых функций человека
вавтоматизированных системах
Вразвитых формах автоматизированного производ ства основное содержание трудовой деятельности опе
ратора сводится к мыслительным процессам; при этом в совокупности его действий удельный вес мыслитель
ных процессов становится все большим и большим. Спе цифика мыслительных процессов оператора состоит в
том, что он осуществляет вполне определенный тип
мышления — а именно оперативное мышление.
Под оперативным мышлением понимается «...такой процесс решения практических задач, который осущест вляется на основе моделирования человеком объектов трудовой деятельности и который приводит к формиро ванию в данной ситуации модели предполагаемой со
вокупности действий (плана операции) с реальными объектами и процессами» 14.
Само понятие «оперативное» употребляется в до
вольно широком смысле. Им обозначается, во-первых,
13 А. Н. Ухтомский. Физиологический покой и лабильность как физиологические факторы. Соч., т. II. Изд-во ЛГУ, 1951, стр. 129.
'4 В. Н. Пу ш кин. Оперативное мышление в больших системах,
стр. 125.
44
Деятельность, состоящая из операций; во-вторых, дейтельность с высокой скоростью протекания и, в-третьих, мыслительная деятельность, вплетенная в трудовую (от латинского opera — труд). Психологи отмечают, что все эти моменты присущи в той или иной степени оператив ному мышлению 15.
До какого-то периода времени в психологии законо мерности практического мышления противопоставля
лись теоретическому мышлению. Причем в качестве бо лее высокого типа оценивался теоретический интеллект;
практическое мышление расценивалось как ранняя, примитивная форма мышления, свойственная детям и
животным. Советской психологической наукой в лице таких ее представителей, как С. Л. Рубинштейн,
Б. Μ. Теплов, А. Н. Леонтьев 16, был выдвинут принцип единства механизмов практического и теоретического (оперативного и продуктивного) мышления. Различия
между двумя типами мышления сводятся не к уровне-
вым различиям «более высокого» и «менее высокого», а к различию форм мыслительной деятельности при един стве механизмов мышления. Наличие модели управляе
мого объекта при оперативной деятельности служит критерием того, что эта деятельность есть мышление.
«Интеллект человека один, и едины основные механиз мы мышления, но различны формы мыслительной дея тельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека»17.
Вместе с тем существует объективное различие практического и теоретического мышления. Теоретиче ское мышление «работает» с неизвестным и неосвоен ным массивом информации; его продуктом является что-то абсолютно новое, неизвестное ранее. Оператив ное мышление вплетено в заранее запрограммирован ную производственную деятельность, целью которой является получение заранее известного результата. Од
1sCm. В. Н. Пушкин. Оперативное мышление в больших системах, стр. 24.
16 См. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. Μ., Учпедгиз, 1946; Б. Μ. Теплов. К вопросу о практическом мышле
нии. «Уч. зап. МГУ», 1945, № 90; А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. Изд-во МГУ, 1972.
17 Б. Μ. T е п л о в. К вопросу о практическом мышлении. «Уч.
зап. МГУ», 1945, № 90, стр. 150.
45
нако существует взаимное проникновение этих двух от носительно самостоятельных форм мышления. Извест ны случаи, когда оперативная деятельность дает про дуктивный результат и, наоборот, успешное осуществ ление теоретической деятельности предполагает наличие в ней элементов оперативного мышления, в частности
связанных с ее организацией.
Деятельность оператора, в ходе которой вырабаты вается регулирующее воздействие, складывается из раз личных компонентов. В ней, как в любом мыслительном процессе, независимо от подходов и классификаций, от четливо выделяются операции обнаружения и приема информации, принятия решения и исполнения решения. Условно эти операции можно разделить на две группы:
1.Информационный поиск (поиск информации и ее преобразование для принятия решения).
2.Непосредственное обслуживание системы (приня тие и исполнение решения).
Мыслительная деятельность оператора в операциях 1-й и 2-й группы будет различаться.
В первом случае — это процесс декодирования ин формации, а во втором — ее переработка с повышением кода. Процесс декодирования информации в автомати зированных системах связан с выработкой информаци онной модели. «Информационная модель есть совокуп ность информации о состоянии и функционировании объекта управления и внешней среды» 18. Информацион ную модель обычно связывают с отображением состоя ния управляемого объекта на устройства индикации пульта управления19. Однако по мере перехода систем на более высокие уровни производственные представ
ления будут становиться все более и более отвлеченными. На самых высоких ступенях развития «больших си стем»—в организационных системах управления — ин формационная модель может существовать лишь только в сознании оператора в виде обобщенных представле ний без каких-то бы ни было условных зрительных или
18 «Эргономика», под ред. В. П. Зинченко, вып. 1. Μ., Изд. Bce-
союзн. научно-исследовательского ин-та технической эстетики Гос. комитета Совета Министров СССР по науке и технике, 1970, стр. 55.
19 Сб. «Проблемы инженерной психологии», вып. 3 (Ленин градское и Харьковское отделение общества психологов при Акаде мии педагогических наук РСФСР), 1965, стр. 4.
46
слуховых сигналов. Поэтому понятие информационной
модели, так существенно характеризующей первую часть работы оператора, видимо, надо дать в более об щем виде с тем, чтобы оно «работало» на всех уровнях усложнения систем. Функция информационной моде
ли— адекватно отразить фактическое состояние управ ляемого объекта на базе исходной информации, переве сти сигналы в образы. (Перевести полученные сигналы
в наглядную «мысленную картину» ситуации.) Выра ботка информационной модели не является самоцелью, это предпосылка для успешного прохождения второго этапа — принятия решения.
Процесс решения задачи, возникающей в ходе уп равления системой, составляет ядро деятельности опе ратора. Важнейшей характеристикой этого этапа мысли
тельной деятельности оператора является выработка концептуальной модели — опережающей модели воз
можных состояний системы. На ее основе формируется совокупность действий оператора с целью решения по ставленной задачи20.
При включении человека в автоматизированные си
стемы успешность функционирования системы будет за
висеть от качества вырабатываемых им моделей. В то же время человек не является машинной подсистемой
контура регулирования, и закономерности построения
им информационных и концептуальных моделей неотде лимы от его внутренних психических процессов. Поэтому
20 Очень часто этот класс моделей обозначает как динамическую мозговую информационную модель. Так, в цитировавшейся раньше работе В. Н. Пушкина на стр. 332 мы читаем: «...динамическую мозговую модель можно определить как систему, специально соз даваемую для решения того или иного класса задач, обладающую свойством отображать элементы проблемы и осуществлять дальнейщие преобразования с отображениями в направлении решения стоя щей задачи». В этом определении слиты в единое целое инфор мационная и концептуальная модели (в нашем понимании). Это определение правомерно, ибо существуют такие классы систем, где декодирование информации и принятие решения протекают одновре
менно |
— информационный поиск с немедленным |
обслуживанием. |
C другой стороны, существуют системы, в которых информационный |
||
поиск |
сочетается с .отсроченным обслуживанием |
(и также такие |
системы, в которых осуществляется только информационный поиск). Целесообразность расчленения информационной динамической моде ли (в понимании В. Н. Пушкина) на информационную и концеп туальную вытекает из относительной самостоятельности процессов декодирования информации и принятия решения.
47
Ёопрос о выработке человеком моделей является ЦЄНЇ-
ральным вопросом обслуживания сложных автоматизи рованных систем.
Психологический аспект моделирования человеком окружающей его среды не уместен в данной работе. Сошлемся лишь на некоторые итоги исследований совет ских психологов в этой области, поскольку они имеют исключительно важное значение для анализа содержа ния труда оператора в автоматизированных системах. «Механизм человеческого мышления выступает... как
реализация в конкретной умственной деятельности двух противостоящих друг другу звеньев — предметно-изоб разительного кода... и рече-двигательного кода»21. Эта двузвенность мышления человека, в которой внутренняя речь (предметно-изобразительный код) играет такую
большую роль, показывает не просто качественное отличие человеческого мышления от машинного, но и
огромное значение эмоциональной сферы для мысли тельного процесса. В автоматизированном произ водстве состояние эмоциональной сферы становится су
щественным |
для |
производственного процесса в том |
смысле, что |
она |
оказывается как бы «встроенной» в него. |
21 В. Н. Пушкин. Оперативное мышление в больших систе |
||
мах, стр. 333; |
Н. И. |
Ж и н к и и. Кодовые переходы во внутренней |
речи. «Вопросы языкознания», 1964, № 6.
ГЛАВА ПІ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО ФАКТОРОВ В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
§ 7. Значение личного фактора в автоматизированном производстве
C появлением регулирующих приборов, использую щих механизм обратной связи, система машины начинает работать в замкнутой цепи. Такая система внешне вы
глядит независимой от вмешательства человека. Это да ло повод появиться таким взглядам на автоматизирован ное производство, будто оно перестает зависеть от вся кого вмешательства человека.
Об этом, например, пишут известные французские
исследователи проблем автоматизации К. Венсан и
В. Гроссен: «С появлением приборов, осуществляющих
«функцию обратной связи», машина... перестает зависеть от всякого вмешательства человека. Она как бы приоб рела определенную независимость» 1.
По мнению этих авторов, автоматизация полностью не устраняет человека из производства (но все же значительно сокращает масштабы его вмешательства) только лишь потому, что 100% автоматизация еще не стала нашей каждодневной практикой и представляется делом весьма отдаленного фантастического будущего2.
Аналогичные высказывания (об «исчезновении» че ловека в случае полностью автоматизированного про-
1 К. Венсан, В. Гроссен. Курс на автоматизацию. Μ., ИЛ, 1959, стр. 38—39.
2 Там же, стр. 42.
4 Е. И. Рузавина |
49 |