Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

танием технических, экономических и организационных ме­ роприятий.

Одним из основных путей более рационального использо­ вания материалов в тарном хозяйстве является совершенст­ вование нормирования расхода материальных ресурсов.

В тарном хозяйстве рассматриваются два вида норм рас­ хода материалов:

на изготовление тары (например, ящика, бочки ит. д.);

на упаковывание продукции в определенный вид тары или с учетом применения различных видов тары, контейнер­ ных и бестарных перевозок.

Измеритель нормы расхода представляет собой величину,,

вчислителе которой указывается единица учета нормируемо­

го материала (м3, кг, м2 и т. д.), в знаменателе — учетно­ плановая единица продукции или работы (шт., т, м3, млн. руб.

и т. д.).

Нормы расхода материалов имеют важнейшее значение для организации и планирования материально-технического снабжения. Они служат для расчета и обоснования матери­ альной потребности, разработки материальных балансов и планов распределения предметов труда. Нормы расхода не­ обходимы в оперативной работе органов материально-техни­ ческого снабжения для специфицирования фондов, заготов­ ки и завоза материалов на склады, снабжения предприятий в нужном ассортименте и необходимом количестве, установ­ ления лимитов цехам.

Нормы расхода материальных ресурсов должны быть про­ грессивными и экономичными, они должны устанавливаться с учетом технического прогресса, передовых приемов и мето­ дов труда, обеспечивающих наиболее рациональное и эффек­ тивное использование материальных ресурсов. Они должны быть динамичными, т. е. периодически совершенствоваться.

По масштабу применения нормы делятся на индивиду­ альные, групповые, укрупненные, общесоюзные. Индивиду­ альные нормы расхода разрабатываются на определенном предприятии применительно к условиям производства изде­ лия.

Наиболее высокой ступенью обобщения групповых норм расхода материалов являются общесоюзные нормы, которые рассчитываются на определенную продукцию, изготавливае­ мую всеми предприятиями.

Порядок разработки и утверждения норм расхода мате­ риальных ресурсов устанавливается постановлениями, при­

124


казами и распоряжениями соответствующих организаций. Совет Министров СССР в постановлении о мероприяти­ ях по улучшению организации и планирования материальнотехнического снабжения обязал министерства и ведомства укрепить службы нормирования, возложить на них внедрение прогрессивных норм расхода материальных ресурсов, добить­ ся изготовления всей массовой продукции на каждом пред­ приятии по технически обоснованным нормам, расширить на­ учные исследования в области нормирования расхода мате­ риалов, обеспечить снижение удельных норм расхода, ежегод: но разрабатывать и утверждать планы оргтехмероприятий по

экономии материальных ресурсов.

На отраслевые министерства и ведомства возлагается раз­ работка с участием заинтересованных организаций и утверж­ дение нормативов расхода основных материалов, сырья, топ­ лива, потерь продукции при хранении и транспортировке; нор­ мативных показателей использования материалов и выходов продукции из сырья; рассмотрение и утверждение отраслевых методик и инструкций по нормированию расхода сырья и ма­ териалов.

Как показали исследования, проведенные ВНИЭКИТУ и другими организациями, совершенствование нормирования материалов, на упаковывание продукции является крупным источником экономии материальных ресурсов.

За последние годы проведена значительная работа по со­ вершенствованию нормирования расхода материалов в про­ изводстве тары и тарных материалов и на упаковывание про­ дукции.

Разработаны инструкции по нормированию расхода лес­ ных материалов, картона и бумаги в производстве тары, со­ ставлены основные методические положения по разработке индивидуальных и укрупненных норм расхода пиломатериа­ лов и картона на упаковку, составлен и утвержден сборник норм расхода лесных материалов и картона. В сборнике со­ держатся нормы на упаковывание продукции машинострое­ ния и металлообработки.

Внедрение этих норм позволило сэкономить для народно­ го хозяйства более 2 млн. лг3 пиломатериалов, 30 тыс. т кар­ тона, или в денежном выражении около 40 млн. руб.

В работу по нормированию материалов на упаковку включились отраслевые министерства и их институты.

Так, например, внедрение разработанных норм расхода материалов на упаковку для тракторов марки Т-25А на экс­

125

порт позволило

сэкономить более 5,4 тыс.

м3 пиломатериалов

и около 100 м3

фанеры, что в денежном

выражении состав­

ляет 236 тыс. руб. Внедрение новых норм расхода материалов на упаковку для комплектующего оборудования для живот­ новодческих ферм позволило сэкономить 6 тыс. м3 пиломате­ риалов, или 221 тыс. руб.

Проводят работу по нормированию материалов на упаков­ ку НПОКриогенмаш, ВНИИАвтогенмаш, УНИПТИМаш, Курское отделение ВНИПКИ электроаппаратов, ВНИИхо лодмаш, ПКТБбуммаш и другие организации.

Внедрение норм, разработанных этими организациями, по­ зволило снизить расход лесоматериалов на упаковку от 8 до 25%, а разработанные, например, ВНИИАвтогенмашем нор­ мы на упаковку для оборудования и аппаратуры газопламен­ ной обработки металла позволили снизить вдвое расход лесо­ материалов на тару.

Разработанные УНИПТИМашем нормы расхода пилома­ териалов на упаковку для автозапчастей, автотракторного электрооборудования и автомобильных двигателей позволят сэкономить 20 тыс. м3 пиломатериалов.

Однако в организации работы по нормированию расхода тарных материалов имеются недостатки:

разработка норм проводится не по всей номенклатуре продукции;

нормы не всегда разрабатываются в полном соответст­

вии с методическими положениями;

— недостаточно учитывается возможность использования прогрессивных видов тары, контейнерных и бестарных пере­ возок, современных способов упаковки.

Промышленные предприятия, заботясь, главным образом, о выпуске основной продукции, часто недооценивают вопросы экономии материалов на упаковку.

Дальнейшее совершенствование нормирования материа­ лов в тарном хозяйстве дает возможность еще больше исполь­ зовать имеющиеся резервы. Необходимо постоянно осуществ­ лять контроль за нормированием расхода материалов на упа­ ковку, соизмерять нормы с достижениями техники и техноло­ гии и опытом передовых коллективов, систематически разра­ батывать и внедрять технологически обоснованные норма­ тивы.


ВЫ СТУП ЛЕН И Я

КООРДИНАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ТАРНОМУ ХОЗЯЙСТВУ — ЗАЛОГ УСПЕХА!

начальник отдела

В. Я■ Глазунов,

внедрения прогрессивных видов тары

'

«Союзглавтары»

На протяжении ряда лет ВНИЭКИТУ становится органи­ затором очень полезных мероприятий, одним из которых яв­

ляется это совещание.

К сожалению, институт — единственный межотраслевой, где собираются специалисты по таре, делятся впечатления­ ми, вносят предложения. Целесообразнее ряд предложений выносить на рассмотрение Междуведомственного совета по тарному хозяйству при Госснабе СССР.

Координация проведения научно-исследовательских ра­ бот — одна из важнейших проблем. Этим в первую очередь должен заниматься ВНИЭКИТУ.

В институте необходимо создать подразделение, которое занималось бы проведением координации научно-исследова­ тельских работ.

Как лучше наладить проведение координационной рабо­ ты? Во-первых, ряд институтов во главе с ВНИЭКИТУ дол­ жен подготовить конкретные предложения по ряду актуаль­ ных проблем для рассмотрения в вышестоящих организациях. Проводя координационные работы, институт ведет подготов­ ку предложений для рассмотрения на коллегии Госснаба

СССР. Так, ВНИЭКИТУ подготовил вопрос о внедрении ком­ бинированной тары для метизной продукции.

№7

Большая и нужная работа — разработка усадочных пле­ нок.

Научно-исследовательские, проектные институты, конст­ рукторские бюро, лаборатории, занимающиеся проблемами тары и упаковки, должны доводить свои разработки до про­ мышленных предприятий в виде обязательных кардинальных решений, позволяющих внедрить в народное хозяйство эко­ номичные виды тары и тароматериалов.

Особое внимание необходимо уделить развитию многообо­ ротной тары, тары из гофрированного картона, контейнерным перевозкам. Но многие министерства и ведомства, такие, как Минбумпром, Минпищепром СССР, Минрыбхоз СССР, выде­ ляют недостаточное количество капиталовложений на разви­ тие тарных материалов и тары. Положение можно изменить только созданием единого в стране органа по тарному хозяй­ ству или установлением конкретных обязательств министер­ ствам и ведомствам по развитию тароупаковочного хозяй­ ства.

В заключение хотелось бы пожелать всем собравшимся на данном координационном совещании плодотворной работы и самого тесного сотрудничества с ВНИЭКИТУ, чтобы наши разработки быстрее внедрялись в промышленность, и тем са­ мым улучшалось тарное хозяйство страны.


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

межотраслевого координационного совещания по вопросу разработки и применения в СССР рациональных способов упаковывания и прогрес­

сивных видов тары для продукции машиностроения и металлообработки.

г. Калуга

14—15 марта 1973 г.

Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. пре­ дусмотрено увеличение выпуска продукции машиностроения и металлообработки в 1,7 раза. В связи с этим резко возра­ стает потребность в таре и упаковочных материалах для этой продукции.

Машиностроение является одной из наиболее тароемких отраслей промышленности. Если на производство тары для упаковывания всей продукции ежегодно расходуется около 27 млн. л«3 свежей деловой древесины (в пересчете на круг­ лый лес), го из этого количества на упаковку для продукции производственно-технического назначения расходуется 13,5 млн. м3, или 50% от общего расхода древесины.

Многие изделия продукции машиностроения упаковыва­ ются нерационально. Вследствие плохой упаковки имеют ме­ сто значительные потери продукции или ухудшение ее каче­ ства. Удельный вес применения тары из картона, полимерных

икомбинированных материалов крайне мал.

Впостановлении Совета Министров СССР о развитии про­ изводства экономичных видов тары и тарных материалов ука­ зывается, что в настоящее время основным техническим на­ правлением в решении вопросов, связанных с обеспечением

129


потребности в упаковке, является применение прогрессивных видов тары: картонной, полимерной, многооборотной и тонко­ стенной деревянной.

Насколько эффективно применение прогрессивных видов тары для упаковывания продукции машиностроения, можно видеть на примере некоторых разработок в этой области. Так, внедрение разработанной ВНИЭКИТУ картонной тары для упаковывания комплектующих изделий автомобилей «Жигули» и КамАЗа позволит сократить расход пиломатери­ алов на нужды упаковки в количестве 41 тыс. м3, что даст народному хозяйству экономию в сумме 1350 тыс. руб.

Однако это направление не обеспечивается еще в долж­ ной мере централизованным производством и снабжением предприятий прогрессивными видами тары и упаковочными материалами в количествах, необходимых для полного удов­ летворения их потребности.

Другим эффективным направлением в области упаковки для продукции машиностроения является применение пакет­ ных и контейнерных способов перевозки с использованием облегченной тары или без нее. В этом направлении министер­ ствами автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения уже проделана определенная работа,' но в целом внедрение пакетных перевозок грузов производствен­ но-технического назначения осуществляется медленными темпами.

При отправке продукции машиностроения на экспорт, в основном, применяется деревянная транспортная тара одно­ разового применения, на производство которой расходуется около 2 млн. м3 деловой древесины в год, что свидетельствует о необходимости систематической работы НИИ, КБ и пред­ приятий по совершенствованию упаковки на экспорт с исполь­ зованием прогрессивных упаковочных материалов и способов упаковывания.

Слабо осуществляется унификация типоразмеров тары для изделий машиностроения. В смежных отраслях промыш­ ленности (автомобильной, тракторного и сельскохозяйствен­ ного машиностроения, метизно-металлургической и др.) па­ раллельно применяются различные типоразмеры тары. Это затрудняет организацию централизованного изготовления и использования ее для пакетных перевозок.

Наряду с тем, что многие НИИ, КБ и предприятия прово­ дят значительную работу по разработке и внедрению новых прогрессивных видов тары (АНИТИМ, ВНИПКИ электроап­

130