Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

емой площадью контакта), простота технологии вспенивания гранул позволяют изготовлять пенополистирольную тару как в самых примитивных условиях (автоклав), так и на автома­ тических линиях.

Тара из пенополистирола особенно хороша для упаковы­ вания изделий, требующих защиты от ударов, поскольку пено­ полистирол является хорошим амортизирующим материалом.

Хотя к 1975 г. производство полимерной тары вырастет почти до 300 тыс. т, тем не менее, потребность далеко не бу­ дет покрыта. Слишком беден и ассортимент полимерных ма­ териалов.

Многое зависит от того, насколько быстро и полно Минхимпром удовлетворит потребность народного хозяйства по­ лимерными материалами.

Пакетные перевозки

Пакетирование грузов является важнейшим направлени­ ем в области совершенствования и удешевления упаковки, а также транспортных и складских операций. Пакетирование создает условия для комплексной механизации погрузочноразгрузочных работ. При этом производительность труда воз­ растает в 7,5 раза, стоимость механизированной переработки грузов в пакетах, по сравнению с ручной, снижается в 10— 12 раз, простой вагонов под грузовыми операциями уменьша­ ется в 2 раза, пропускная способность фронтов погрузки-вы­ грузки увеличивается вдвое, расходы на транспортирование снижаются на 20—50%, значительно может быть сокращен

расход тарных материалов.

пакетные перевозки

Несмотря на высокую эффективность,

в 1971 г. составили всего лишь 10% (65

млн. г) возможных

объемов пакетизации. Из них—43 млн. т кирпича и 15 млн. г проката черных металлов и труб. Исследования же показы­ вают, что на всех видах транспорта в стране ежегодно можно перевозить пакетами 650 млн. тгрузов.

В 1975 г. будет перевезено свыше 250 млн. ттарно-штуч­ ных грузов, в том числе 108 млн. т продукции машинострое­ ния и металлообработки.

На пакетный способ доставки целесообразно переводить в; первую очередь повагонные грузы, составляющие 80% от всех тарно-штучных грузов. Механизированную переработку-

10

грузов, перевозимых мелкими отправками, можно осуществ­ лять путем внедрения ящичных и стоечных поддонов. На каждую тонну пакетированного груза с учетом всех дополни­ тельных расходов народное хозяйство получит около 0,7— 0,8 руб. экономии, высвободится большое количество грузчи­ ков, снизятся сроки доставки грузов в среднем на 4 суток.

Но, кроме перечисленных, пакетные перевозки имеют и еще одно, пожалуй, самое важное достоинство. Установлено, что 80% повреждений на пути от изготовителя до потребите­ ля происходит за счет ручных перевалок. Например, при до­ ставке шифера до потребителя производится 6 перевалок. При загрузке вагона поломка шифера составила 2,84%, а общие потери в пути от изготовителя до потребителя — око­ ло 8°/о (6 млн. руб.). Перевод на пакетные перевозки позво­ лил ликвидировать эти потери.

Укрупнение грузовых единиц, отказ от обычной транспорт­ ной тары, использование современных средств пакетирования, применение ящичных и стоечных поддонов для бестарных пе­ ревозок — это основные направления в работе всех предпри­ ятий и организаций, решающих в той или иной мере вопросы упаковки. Следует популяризировать опыт перевозки объеди­ нения «Комплекс» пакетами на плоских поддонах.

При пакетировании грузов следует использовать конст­ руктивные и эксплуатационные свойства группируемых изде­ лий. Например, благодаря специальной конфигурации алю­ миниевых чушек стало возможным собирать из них прочный грузовой 400-килограммовый пакет без применения поддона.

Для изделий, требующих защиты от механических повре­ ждений, целесообразно применять ящичные, стоечные поддо­ ны или специальные контейнеры. Например, разработанные во ВНИЭКИТУ ящичные поддоны, имеющие встроенную ос­ настку для радиокомпоиентов, дают годовой экономический эффект 861,1 тыс. руб. и 2,0 тыс. м3 древесины. Перевод на бестарные перевозки на поддонах и в спецконтейнерах элект­ ротехнических изделий, осуществленный ВНИЭКИТУ, дал экономию 3,6 млн. руб. и 20,1 тыс. м3 древесины.

Для пакетирования грузов нужна механизация и, в пер­ вую очередь, лентообвязочные машины. Сейчас промышлен­ ность имеет в ограниченном количестве только ручные ма­ шинки. Во ВНИЭКИТУ создано несколько типов лентообвя­ зочных машин: «Дубрава», «Цитиус» для обвязки ящиков, разработана машина для обвязки пакетов с огнеупорным кирпичом, а также для обвязки пакетов на поддонах. Созда­

11


но лентообвязочное устройство с электрическим приводом. Потребность в таких машинах нами определена в 5 тыс. шт., однако серийное производство их не налажено. Наши обра­ щения в Госплан СССР и непосредственно, и через централь­ ную печать пока ни к чему не привели.

Пакетирование тарно-штучных грузов невозможно без осуществления унификации тары. В качестве исходного раз­ мерного модуля в нашей стране принят модуль 800X1200 мм. Поддоны таких размеров наиболее полно используют пло­ щадь железнодорожных Еагонов. На базе этого модуля ВНИЭКИТУ разработан ГОСТ 11320—65 «Система размеров тары для товаров народного потребления». Восьмилетний опыт работы института по унификации тары показал, что там,, где это возможно, тару и для производственно-технической продукции следует унифицировать по модулю 800.Х1200 мм. Если товары народного потребления будут перевозиться на поддонах 800X1200 мм, то любая другая система поддонов не позволит иметь единый обменный парк поддонов, единую складскую систему, единый парк погрузочно-разгрузочных механизмов и т. д.

Направления развития тарного производства на перспективу до 1990 г.

Можно выделить следующие основные направления раз­ вития тарного производства на перспективу до 1990 г.

При росте потребности в таре почти в 3 раза (в пересчете на круглый лес) предполагается снизить расход на тару све­ жей древесины с 27 млн. м3 до 22,5 млн. м3. Производство картонной тары возрастет с 960 тыс. тдо 4,5 млн. т, в резуль­ тате чего удельный вес транспортной картонной тары в общем объеме производства составит 60,8% против 21% в 1970 г.

Увеличится производство

бумажных мешков

с 1,1 млн.

шт. до 4,4 млн. шт.

тары увеличится с

76 тыс. т

Производство полимерной

до 295 тыс. т.

Важным источником покрытия потребности останется по­ вторное использование. Из приведенных 156,1 млн. м3 круг­ лого леса 25,5 млн. м3 будет приходиться на повторное ис­ пользование деревянной и картонной тары, причем доля кар­ тонной тары здесь составит 22,3%, а деревянной — 77,7%.

12


Большой удельный вес придется на долю многооборотной тары, с учетом 10-кратной оборачиваемости она будет эквива­ лентна 30 млн. м3 круглого леса.

Развитие контейнерных и бестарных перевозок позволит сократить расход тарных материалов на 12—16%.

За счет совершенствования нормирования лесоматериалов на упаковку их потребность должна быть снижена на 4%.

Помимо изменений основных показателей в деле развития тарного производства, намечается:

— увеличение производства деревянной тонкостенной про­ волокоармированной тары;

-— широкое освоение ДВП как обшивочного материала

(28 млн. м2 в 1974 г.);

освоение производства мягких контейнеров для сыпу­ чих и жидких продуктов;

концентрация и специализация производства тары;

развитие унификации и комплексной стандартизации

тары;

совершенствование управления производством тары;

совершенствование планирования производства и рас­ пределения тары и тарных материалов.

Проводимое координационное совещание поможет скон­

центрировать наши усилия на решение единой задачи, позво­ лит определить и узаконить отраслевые головные организа­ ции по вопросам упаковки.

РАЦИОНАЛЬНАЯ УПАКОВКА — ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОХРАНЯЕМОСТИ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ ПРИ ИХ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ

А. Л. Зубков,

Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально­ конструкторский институт тары и упаковки

Главная цель настоящего совещания — подвести итоги проделанной в СССР работы в области рациональной упа­ ковки и наметить пути ее дальнейшего совершенствования.

Необходимо кратко остановиться на вопросе об основных требованиях к упаковке как важному фактору сохраняемости изделий машиностроения при их транспортировании и хране­ нии, а также поставить на обсуждение совещания некоторые соображения о том, в каком направлении должны развивать­ ся далее методы и средства упаковывания этих изделий.

Специфика машиностроительной продукции, будь это ме­ таллорежущий станок, агрегат, прибор, комплектующие изде­ лия или запасные части, состоит в том, что она требует тща­ тельного подхода к выбору средств защиты от влияния внеш­ ней среды при перевозках различными видами транспорта и хранении в различных климатических зонах (от областей Крайнего Севера и до стран с тропическим климатом).

Современные условия поставок машиностроительной про­ дукции, более жесткие требования потребителей к качеству продукции и ее упаковке, значительный рост поставок про­ дукции на экспорт, увеличение сроков хранения изделий до 5—10 и более лет поставили перед нами задачи разработки


и внедрения более совершенной упаковки, применения новых прогрессивных и экономичных упаковочных материалов и ме­ тодов упаковывания, которые могли бы обеспечить надеж­ ную и длительную защиту изделий в процессе их транспорти­ рования и хранения.

За последние годы в Советском Союзе усилиями многих предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструк­ торских организаций проделана в этом направлении опреде­ ленная работа. Многое изменилось в сторону улучшения упа­ ковки. С помощью Государственного комитета стандартов и Министерства внешней торговли СССР создана определенная система в этой работе, особенно в упаковке для продукции, поставляемой на экспорт.

Но из года в год наблюдаются большие потери продукции из-за плохого качества упаковки, особенно при поставках продукции на внутрисоюзные нужды.

Изучение вопроса о состоянии качества упаковки на ме­ тизных предприятиях Минчермета СССР и металлобазах Гос­ снаба СССР, проведенное ВНИЭКИТУ, показало, что потери крепежных изделий, гвоздей и сварочных электродов в пути следования, при перегрузках и складировании достигают 3— 5%. (И это при поставках продукции в объемах, исчисляе­ мых по стране сотнями тысяч тонн в год). Численность рабо- чих-упаковщиков в производстве стального проката, метизов и электродов на специализированных предприятиях Минчер­

мета СССР достигает,

по данным

Ленинградского Гипроме

тиза:

 

 

— 10%;

— в производстве холодного проката

е производстве

гвоздей

 

— 15%;

— в производстве электродов

 

— 20%

к общему числу работающих в этих производствах.

Велики еще потери

продукции

из-за

плохой упаковки в

металлургической, инструментальной промышленности, в ав­ томобильном, тракторном и сельскохозяйственном машино­ строении и других отраслях. Совершенно неудовлетворитель­ но организовано упаковывание запасных частей, товаров на­ родного потребления и, в частности, товаров хозяйственно­ бытового обихода.

Анализ состояния сохранности качества изделий машино­ строения на складах, базах, а также изучение рекламаций, получаемых от потребителей на плохое качество поставляе­ мой продукции, показывают, что одной из главных причин потери качества изделий является появление коррозии метал­

15