Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВЫВАНИЮ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ,

ПОСТАВЛЯЕМЫХ НА ЭКСПОРТ

Л. И. Завьялова,

В/О «Запчастьэкспорт»

Экспорт автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин с каждым годом растет, увеличивается и поставка за­ пасных частей.

В последнее время особенно большое внимание уделяется техническому обслуживанию наших машин за границей, кото­ рое является одним из условий нашей успешной продажи ма­ шин. Непременное требование — своевременная поставка за­ пасных частей в необходимом количестве.

Нам необходимо, чтобы продукция была конкурентноспо­ собна на внешнем рынке и имела товарный вид. При этом упаковывание и консервация должны быть надежны и эконо­ мичны, потому что производить большие затраты нецелесооб­ разно.

В настоящее время консервацию запасных частей боль­ шинство предприятий производит консистентными смазками. Они надежно предохраняют продукцию от коррозии. Товар­ ный же вид оставляет желать много лучшего. Иностранные покупатели, в частности, Болгария, Англия, Финляндия, про­ сят не консервировать консистентными смазками. ФРГ, ГДР согласны рассматривать вопрос поставки запасных частей, в частности, звеньев гусениц тракторов, вообще, без консерва­ ции.

110

Высокоразвитые страны применяют для консервации це­ лую гамму смазок. Одним из наиболее распространенных яв­ ляется «тектил-506», который образует на поверхности тон­ кую, непачкающуюся пленку, обеспечивает сохранность изде­ лия на открытом воздухе до двух лет, а под навесом — 3 го­ да. «Тектил-506» применяют фирмы Франции («Рено»), Шве­ ции, Швейцарии, США и других стран.

Часто используются различные съемные полимерные по­ крытия, в основном, для точных деталей, самое широкое при­ менение находит ингибированная бумага, которая особенно удрбца для экспортных поставок.

Кроме химической защиты, большинство прогрессивных автомобильных фирм для упаковывания применяют и дру­ гие методы, в том числе не производят консервации изделий, а защищают изделия методом создания безвоздушной среды путем откачки воздуха. Многое применяется в области многослойной бумаги. Используется самая различная гамма ингибированной бумаги: с полиэтиленовой пленкой, арми­ рованная стекловолокном, с алюминиевой фольгой, с битум­ ным защитным покрытием. Они применяются в зависимости от ценности изделия, которое упаковывается, и необходимого срока защиты.

Для упаковывания и защиты крупногабаритных изделий, особенно тех, которые окрашены, применяются ткани, пропи­ танные различными составами, в частности, микровосковымн покрытиями. В настоящее время наши предприятия не име­ ют таких материалов, хотя ВНИЭКИТУ разрабатывает их.

Такое положение существует потому, что у нас нет орга­ низации, которая могла бы организовать выпуск подобных прогрессивных материалов. Из-за того, что разработки не до­ ходят до промышленности, некоторые отраслевые институты даже отказываются от их применения.

Необходима организация, которая будет координировать работу по проектированию стандартного оборудования как для консервации, так и для упаковывания.

Проблему упаковывания следует рассматривать как ос­ новную часть производственного процесса. Даже на высоко­ организованных предприятиях страны упаковывание запасных частей в настоящее время производится вручную. Нам нужны упаковочные машины, чтобы повысить производительность труда и ликвидировать этот кустарный участок в производ­ стве запасных частей.

Какие требования предъявляются к упаковыванию запас­

111


ных частей? На экспорт нужна упаковка, которая не только являлась бы средством защиты от механических и климати­ ческих воздействий, но и была бы средством рекламы, отли­ чалась красочным оформлением. Упаковка является лицом товара, лицом предприятия, которое изготовляет этот товар. Любую иностранную фирму можно отличить по упаковке, которая выполняется в единой цветовой гамме и оформитель­ ском стиле.

Мы хотели бы, чтобы запасные части для розничной про­ дажи были красочно упакованы.

Конструкции и виды потребительской упаковки разнооб­ разны. Но основное место занимает картонная тара. Иност­ ранные фирмы изготовили много различных упаковочных ма­ шин, которые помогают осуществлять эти операции на пред­ приятиях. Например, фирмы Швеции упаковывают 60 наи­ менований запасных частей в 9 коробок на линии «2», по­ ставленной финляндской фирмой. Для того, чтобы перенала­ дить эту линию с одного размера на другой, нет необходимо­ сти делать замену оборудования или агрегатов. Просто пере­ двигается рычаг. Линия состоит из машины, которая форму­ ет заготовки коробок, конвейера и маркировочного агрегата, а также агрегата, заклеивающего коробки. Производитель­ ность такой машины от 20 до 60 упаковок в минуту (это за­ висит от числа рабочих, которые ее обслуживают). Ориен­ тировочная стоимость такой линии—120 тыс. финских марок, или 30 тыс. валютных рублей. Конечно, это дорого, но если подумать, что здесь можно использовать коробки с ингиби­ торным покрытием и ликвидировать ручные операции по за­ ворачиванию изделий в бумагу, то использование такой ли­ нии даст большой экономический эффект на предприятии. Если на предприятии выпускается однородная продукция, та возможно автоматизировать и операцию закладки изделий ь коробку.

Мы хотели бы, чтобы отраслевые министерства создали централизованные картонажно-полиграфические базы, кото­ рые обеспечили бы все предприятия своей отрасли упаков­ ками.

Нам нужна легкая, прочная и дешевая транспортная та­ ра. То, что мы имеем, — дорого.

На производство деревянной транспортной тары идет строганая дощечка. Стоимость ее доходит до 50% стоимо­ сти детали. Нужно отказаться от подобной тары, тем более, что она одноразового пользования. Там, где разумно, целе­

112

сообразно применять легкие картонные ящики. Наиболее сложен вопрос поставки товаров в страны с тропическим климатом. Например, на Кубу много продукции поставляет­ ся в фанерных ящиках, которые можно было бы заменить более дешевой тарой. Очень интересен и получил широкое распространение за рубежом метод пакетирования с помощью усаживающихся пленок. СКТБ «Машприборпластик» раз­ рабатывает установку для работы с усаживающимися плен­ ками. Тогда, может быть, мы сумеем облегчить изделия, ис­ пользуя для их упаковывания картонные ящики и пленку. Но это требует научной проверки.


РАЗРАБОТКА ОБОРУДОВАНИЯ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ УКУПОРИВАНИЯ ТАРЫ

И ОБВЯЗКИ ПАКЕТОВ

И. А. Шмотин,

Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально­ конструкторский институт тары и упаковки

Широкое развитие пакетных перевозок обеспечит сквоз­ ное продвижение груза по схеме «завод—изготовитель—полу­ чатель» без переформирования, без применения ручного тру­ да. Пакетирование позволит перейти к полной механизации всех операций по погрузке и выгрузке, внутрискладским ра­ ботам и транспортированию грузов.

К пакетам предъявляются следующие требования:

—сохранность груза при транспортировке;

размеры и конфигурация пакета должны быть неизме­ няемыми на всем пути продвижения от изготовителя до по­ требителя;

целостность пакета и составляющих его грузов с обес­ печением устойчивости при статической нагрузке в процессе штабелирования, а также сохранение устойчивости при ди­ намических нагрузках, возникающих при его перевозках транспортными средствами.

Эти требования могут быть выполнены только при усло­ вии наложения на пакет определенного количества обвязоч­

ных поясов. Пакет обвязывается или вместе с поддоном, или без поддона.

114

Основными причинами медленного внедрения пакетных перевозок являются:

отсутствие пакетирующих и лентообвязочных машин;

недостаточная оснащенность предприятий погрузочны­ ми средствами.

Первую причину ВНИЭКИТУ старается ликвидировать

путем разработки, изготовления и испытаний на промышлен­ ных предприятиях лентообвязочных машин и приспособле­ ний.

Нами разработан ряд лентообвязочных машин, предна­ значенных для обвязки всевозможных грузов, картонных и деревянных ящиков, тюков и пакетов.

Внедрение одной автоматической лентообвязочной маши­ ны, предназначенной для обвязки ящиков, экономит только

па зарплате в среднем 5 тыс.

руб. Потребность в таких ма­

шинах только для пищевой

промышленности составляет

3 тыс. шт.

 

При применении стальной ленты для обвязки отдельных ящиков возможно уменьшение толщины тарной дощечки на 20—30%. Экономия может достигнуть более 1 млн. м3 леса. При этом значительно улучшается сохранность упакованно­ го продукта.'

Одни машины обвязывают отдельные ящики. Другие ма­ шины могут обвязывать пакеты из отдельных ящиков, сфор­ мированных в пакеты на поддонах или без поддонов.

Одна лентообвязочная машина, предназначенная для обьязки пакетов, уложенных на поддон, экономит до 10 тыс. руб. в год, при загрузке ее хотя бы на 50%• Потребность в этих машинах составляет 1,5 тыс. шт.

Предполагается, что при оснащении предприятий этими машинами высвободится около 100 тыс. рабочих.

В 1970 г. мы провели междуведомственные испытания ма­ шины «Дубрава» в море на плавбазе. Комиссия рекомендо­ вала ее к серийному производству, но ни один завод не при­ ступил к ее освоению. Некоторые предприятия (Рижский су­ домеханический, Тбилисский завод дозировочно-упаковочных автоматов, Минский подшипниковый завод и др.) предприни­ мают попытки изготовить машины у себя. Каждый из этих заводов тратит огромные деньги на их изготовление, делает ошибки, составляет свою технологию, вызывают специалистов на наладку и консультации. Стоимость серийной машины среднего формата составляет 2—3 тыс. руб. Предприятия не

115


считаются с затратами, сами изготовляют своими силами ма­ шины, которые им обходятся в несколько раз дороже.

Лентообвязочная машина «Дубрава» работает по методу сварки концов ленты, другая машина, «ЦИТИУС», скрепля­ ет концы ленты методом просечки с последующей деформа­ цией замочного соединения для предотвращения саморасцепления. Эти машины легко встраиваются в любой конвей­ ерный процесс и способны переработать до 1000 обвязок в час. Там, где производительность производственного процес­ са упаковки не превышает 10—15 мест в час, мы рекоменду­ ем применять ручные приспособления, которые неприхотли­ вы в эксплуатации. Нами разработаны три типа ручных при­ способлений с просечкой и наложением гильзы. Эксперимен­ тальный завод ВНИЭКИТУ выпустил их около ста штук, и они успешно эксплуатируются на многих предприятиях. Там, где требуется делать 50—100 обвязок в час, мы рекомендуем применять механизированный инструмент с приводом от пневмоили электродрели. Этот инстумент при эксплуата­ ции необходимо подвешивать на балансир (ввиду его массы 12—14 кг) и устанавливать на рабочем месте упаковщика.

На базе машины «Дубрава» нами разработана автомати­ ческая лентообвязочная машина «Дубрава-2» с окном обвяз­ ки 1350X 1500 мм, которая позволяет обвязывать груз, уло­ женный на поддоне и без поддона, стальной лентой шириной до 19 мм и толщиной до 0,8 мм.

С внедрением этого типа машин появится возможность все погрузочно-разгрузочные операции от изготовителя до потребителя механизировать. Опытный образец такой маши­ ны' изготовлен и испытан на ЭПЗ ВНИЭКИТУ.

Кроме того, нами спроектирована лентообвязочная машййа с боковой подпрессовкой груза и обвязкой стальной лентой верхнего пояса поддона;

Внедрение данного типа машин позволит только предпри­ ятиям огнеупорной промышленности Министерства черной металлургии СССР высвободить 600 человек и получить око­ ло 1 млн. руб. прибыли.

Но до тех пор, пока не будет специализированных пред­ приятий по изготовлению лентообвязочных машин, вопрос пакетных перевозок останется нерешенным.

Кроме машин, работающих на стальной ленте, нами -в J973 г. разработана лентообвязочная машина для работы на полимерной ленте с окном обвязки груза 600X650 мм. Авто­ матическая машина термосваривает концы стянутой ленты,

116