Файл: Клещ, Н. Я. Внутрипроизводственный хозрасчет на предприятиях железных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
устанавливать этот показатель, то только для дистан ции в целом. Это связано с тем, что в настоящее время нормирование и учет фактического среднего простоя ва гона под одной грузовой операцией по производствен ным участкам затруднены, хотя необходимость и целе сообразность организации такого нормирования и учета простоя вагона очевидна.
На отдельных дорогах доходы и прибыль для участ ков не планируются.
Для каждой хозрасчетной бригады производствен ного участка плановые задания устанавливаются обыч но на месяц в пределах плана по участку по следующим показателям:
общий объем переработки грузов в тоннах или тонноопер'ациях;
фонд заработной платы с начислениями; среднедневная производительность механизма в тон
нах или тоино-операциях (для бригад механизаторов); среднедневная выработка в тоннах (для бригад груз
чиков).
Планирование расходов по элементам затрат и стать ям осуществляется в соответствии с нормативными до кументами МПС. При этом в плане расходов производ ственного участка устанавливаются затраты на заработ ную плату с начислениями, на материалы, топливо и электроэнергию (для отопления, освещения и работы ме ханизмов). Амортизация основных фондов, как правило, не планируется, административно-управленческие расхо ды дистанции по производственным участкам не распре деляются. Из общехозяйственных расходов участкам планируются лишь расходы по заработной плате цехо вого персонала и начисления на нее (статьи 261 и 276).
На дорогах, производственным участкам дистанций которых доходы и прибыль не планируются, результат деятельности участка определяется сопоставлением фак тических затрат с плановыми расходами, пересчитанны ми на выполненный объем работ при сложившейся их структуре. Причем право на расходы для производст венных участков определяется корректировкой завися щей от объема и структуры работ части плановых рас ходов. Корректировка производится на основе расчета потребных нормо-часов (план-право) работы на выпол ненный объем грузопереработки, которым соответствует
НО
и определенный фонд заработной платы (т. е. также план-право по фонду заработной платы). Право по нор- мо-часам работы учитывает изменение структуры грузопереработки и определяется по плановым нормативам, установленным для породовой переработки грузов раз
личными механизмами и вручную. Расчет нормо-часов работы ведется по единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочноразгрузочные операции с учетом местных условий.
Расходы на материалы, топливо и электроэнергию, удельный вес которых в общих расходах, планируемых участку, относительно невелик, пересчитываются на выполненный объем работы пропорционально проценту выполнения общего объема грузопереработки.
Доходы производственного участка определяются объемом выполненных погрузочно-разгрузочных работ и ставками сбора, установленными тарифным руковод ством как за обязательные, так и за необязательные работы. Расчет доходов осуществляется в специальной ведомости, содержащей данные о роде работ и грузов (обязательные отправки, контейнеры, тяжеловесы, сор тировка мелких отправок в крытых вагонах и отдельно на открытом подвижном составе, погрузка на автотранс порт) по каждой опорной станции и участку в целом, ставках сбора (они разные по видам работ и родам грузов) и сумме доходов по участку.
Плановый фонд материального поощрения для про изводственного участка выделяется из общего фонда ди станции, как правило, лишь в части, предназначенной на текущее премирование рабочих, инженерно-техниче ских работников и служащих, пропорционально удель ному весу фонда заработной платы участка в общем фонде заработной платы дистанции по двум группам ра ботников (первая — рабочие, вторая — ИТР и служа щие). Средства фонда материального поощрения дис
танции, предназначенные по смете на другие цели, оста ются в распоряжении начальника дистанции.
На ряде железных дорог в распоряжение производ ственных участков передаются также средства фонда материального поощрения дистанции, предназначенные на выплату премий особо отличившимся работникам и на оказание единовременной материальной помощи. Если целесообразность передачи фонда материального
Ш
поощрения на оказание помощи не вызывает возраже ний, то вопрос о премировании особо отличившихся ра ботников должен решаться руководством дистанции с широким ознакомлением всех работников дистанции, а не только производственного участка.
Плановые суммы фонда материального поощрения производственного участка по результатам деятельности могут быть увеличены или уменьшены в зависимости от степени перевыполнения или недовыполнения плана по прибыли (или получения экономии против права по участкам, которым прибыль не планируется). На неко торых дорогах при этом учитывается также выполнение плана по механизированной переработке грузов и по фондоотдаче. Размеры увеличения или уменьшения пла новой суммы фонда материального поощрения устанав ливаются обычно применительно к нормативам дистан ции в целом. Как и для дистанции, максимальное умень шение плановой суммы фонда материального поощрения рентабельного производственного участка не может пре вышать 60%. По участкам, допустившим убытки, фонд материального поощрения не создается.
Премирование работников производственного участ ка осуществляется за счет фонда заработной платы, фонда материального поощрения и других источников. Положение о премировании рабочих, инженерно-техни ческих работников и служащих производственных уча стков разрабатывается дистанцией в соответствии с Ти повым положением о премировании работников пред приятий железнодорожного транспорта и рекомендация ми вышестоящих организаций и по согласованию с ко митетом профсоюза утверждается начальником дистан ции. При разработке показателей, условий и размеров премирования особое внимание обращается на обеспече ние стимулирования увеличения объема грузопереработки, улучшения использования грузоподъемных машин и механизмов, снижения простоев вагонов и автомашин, повышения производительности труда, снижения себе стоимости.
Начальник производственного участка ежемесячно представляет в технический отдел дистанции отчет о выполненных объемах работ с учетом их структуры. Учет расходов материалов и электроэнергии по произ водственным участкам осуществляется бухгалтерией
112
дистанции, которая открывает каждому хозрасчетному участку лицевой счет, содержащий данные (плановые и фактические) об объемах работ и расходах. Учет ра боты механизмов ведется мастером участка по резуль татам работы каждого механизма за месяц (данные по грузоперерабогке механизмами сообщает таксировщик участка, а часы работы механизмов определяются по исполненному графику).
Непроизводительные затраты по вине участка отно сятся на финансовые результаты.
Мастер участка осуществляет также учет работ, вы полняемых вручную. Оперативный учет хозяйственной деятельности участка обеспечивает дежурный по дистан ции. Результаты деятельности каждого участка и брига ды определяются ежемесячно 5—10-го числа следую щего за отчетным месяца и доводятся до сведения кол-^
лектива работников.
Как и на других предприятиях железных дорог, в ме ханизированных дистанциях погрузочно-разгрузочных работ организовано социалистическое соревнование хоз расчетных производственных участков и бригад за наи лучшее выполнение плановых заданий при наименьших затратах ресурсов и повышении качественных показате лей работы. Результаты хозрасчетной деятельности про изводственных участков и бригад рассматриваются на совместном заседании руководства и местного комитета профсоюзной организации дистанции при подведении итогов социалистического соревнования и присуждении премий победителям соревнования (за первое и за вто рое места или за три первых места) в соответствии с положением. При присуждении мест победителям сорев нования обязательно учитываются качественные показа тели работы каждого производственного участка (брига ды). Выплата премий победителям соревнования произ водится за счет средств фонда материального поощрения дистанции, предусмотренных по смете для этих целей. Результаты соцсоревнования вывешиваются на доске по казателей. Материальное стимулирование внутрипроиз водственных хозрасчетных подразделений дистанции со четается с различными формами морального поощрения.
113
VI. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХОЗРАСЧЕТА
1. Совершенствование планирования
Важнейшим условием совершенствования внутрипро изводственного хозрасчета является повышение уровня планирования, сочетания централизованного планирова ния с хозяйственной оперативной самостоятельностью. На основе заданий государственного народнохозяйст венного плана каждое предприятие самостоятельно со ставляет подробный план деятельности своих хозяйст венных подразделений. В настоящее время основой пла нирования и регулирования хозяйственной деятельности является пятилетний план с разбивкой заданий по го дам. А это — важное объективное условие повышения уровня плановой работы на всех предприятиях, включая
иотраслевые линейные предприятия железных дорог. Улучшение внутрипроизводственного планирования
включает в себя прежде всего выбор оптимальных пла новых показателей, наиболее полно отражающих харак тер и специфику подразделений по объему работы (услуг), использованию производственных фондов, по затратам трудовых, топливно-энергетических, матери альных и денежных ресурсов, по производительности труда, обобщающим экономическим показателям. Кро ме того, плановые показатели внутрипроизводственных подразделений должны удовлетворять следующим тре бованиям: во-первых быть такими, чтобы на их величи ну коллектив внутрипроизводственного подразделения мог оказывать непосредственное влияние, и во-вторых, изменение величины показателей должно отражаться на конечных результатах производственно-финансовой деятельности предприятия в целом.
Выбору оптимальных плановых показателей для вну тренних хозрасчетных подразделений (еще до их пере вода на внутрипроизводственный хозрасчет) должна предшествовать большая подготовительная работа по уточнению организационной структуры и четкому опре
114
делению функций каждого подразделения, закреплению за ними необходимых средств производства, разработке прогрессивных нормативов затрат материалов, запасных частей, топлива, электроэнергии, по установлению норм выработки и затрат труда для соответствующих катего рий работников, использованию механизмов и оборудо вания, по организации материально-технического снаб жения и др. Речь идет о всесторонней организационно технической и хозяйственной подготовке высокоэффек тивной деятельности внутрипроизводственных подразде лений отраслевых линейных предприятий железных дорог.
При выборе показателей особенно большое значе ние необходимо придавать показателям качества рабо ты, поскольку на современном этапе развития экономи ки повышение качества — важнейшее условие роста эффективности общественного производства. Показате лям качества работы первостепенное значение должно придаваться и при оценке достижений коллективов в выполнении стоящих перед ними задач.
Актуальным является также вопрос об уровне про изводительности труда, о соотношении темпов роста производительности труда и увеличения среднемесячной заработной платы. Совершенствование объективных, научно обоснованных критериев оценки этого соотноше ния и самих показателей производительности труда должно быть в центре внимания коллектива каждого внутрипроизводственного подразделения линейных пред приятий железных дорог.
В последнее время особенностью социалистического соревнования на основе развития хозяйственного расчета предприятий и их внутрипроизводственных подразделе ний стало сравнение итогов работы коллективов не толь ко исходя из уровня выполнения плановых заданий, т. е.
процента выполнения плана, но и из уровня напряженно сти принятых и выполненных плановых заданий и обя зательств, уровня произведенных затрат и полученных результатов. Поэтому весьма важным условием совер шенствования внутрипроизводственного хозрасчета яв ляется разработка соответствующих методов и критери ев оценки достижений коллективов хак внутренних под разделений, так и предприятия в целом. Прежде всего должна быть обеспечена сопоставимость показателей и
115
результатов, исключено влияние факторов, не завися щих от деятельности коллективов подразделений.
Положительной оценки заслуживает сравнение до стигнутого уровня с аналогичными результатами за пре дыдущий период по сопоставимому кругу показателей. Однако для всесторонней оценки напряженности плано
вых заданий сравнения только с достижениями за пре дыдущий период явно недостаточно. Совершенно очевид
ным является большое значение в этом исходного уров ня. Дело в том, что как предприятие в целом, так и его внутрипроизводственные подразделения, ранее не пол ностью использовавшие свои производственные возмож ности, имеют все условия для улучшения показателей работы более высокими темпами по сравнению с теми предприятиями и подразделениями, которые ранее ис пользовали свои возможности более эффективно.
Поэтому для оценки напряженности плановых зада ний и обязательств следует учитывать (помимо улучше ния экономических результатов по сравнению с преды дущим периодом) показатели использования находя щихся в распоряжении предприятий и подразделений производственных мощностей, сравнивать их с технико экономическими показателями лучших предприятий и подразделений соответствующей отрасли хозяйства же лезных дорог. В связи с этим необходимо расширить информацию о достижениях передовых предприятий и их подразделений.
Вся деятельность внутрипроизводственных подразде лений отраслевых линейных предприятий железных до рог осуществляется, как было сказано, на основе про изводственно-финансового плана. Очень важно повысить уровень планирования, усилить обоснованность плано вых заданий по всем разделам профинплана: производ ственной 'программе, технико-производственным показа телям и нормам, плану по труду и производительности труда, плану расходов (а в некоторых случаях и плану прибыли), плану технико-экономических и организаци онных мероприятий. Целесообразность такой структуры производственно-финансового плана подтверждена прак тикой организации внутрипроизводственного хозрасчета в отраслевых линейных предприятиях железных дорог. Изучение и обобщение этой практики показали и пра вомерность установленной периодичности планирования
116
производственно-финансовой деятельности внутрипроиз водственных подразделений, а именно: годовой план с поквартальной разбивкой и квартальный план с распре делением заданий по месяцам.
На некоторых железных дорогах для внутрипроиз водственных подразделений ряда линейных предприятий за основной вид плана принят квартальный план с раз бивкой заданий по месяцам. Можно согласиться, что такая периодичность планирования позволяет более гиб ко учитывать как динамизм конкретных условий работы каждого внутрипроизводственного подразделения, так и возможность большего маневра ресурсами (трудовыми, материальными, топливно-энергетическими), потреб ность в которых иногда полностью и своевременно еще не обеспечивается. Однако представляется, что и в этом случае внутрипроизводственным подразделениям целе сообразно иметь годовую перспективу по важнейшим показателям.
Ряд специалистов транспорта высказывается за раз личную степень детализации показателей годового, квар тальных и месячных планов. С этой точкой зрения со глашаться, видимо, не следует, хотя в принципе можно допустить большую конкретизацию месячных заданий по сравнению с годовым и квартальными. Но при этом следует учитывать, что множественность показателей месячного плана, задания по которым для внутрипроиз
водственных подразделений утверждаются руководством предприятия, по существу значительно ограничивает оперативно-хозяйственную самостоятельность подразде лений.
Говоря о значении выбора оптимальных показателей Плана для совершенствования внутрипроизводственного хозрасчета, необходимо подчеркнуть особую важность показателей качества использования подвижного соста ва и прежде всего грузовых вагонов. В настоящее вре мя железные дороги продолжают испытывать серьезные затруднения с обеспечением грузовыми вагонами. Эти затруднения сохранятся и в девятой пятилетке, не смотря на значительное увеличение поставок железным дорогам новых грузовых вагонов. Поэтому необходимо всемерно снижать время простоя вагонов под всеми видами обработки на технических станциях, сокращать их простой под грузовыми операциями и во всех видах
117
ремонта при обеспечении высокого качества последнего, лучше использовать вместимость и грузоподъемность вагонов, повышать уровень маршрутизации и скорости продвижения маршрутных составов, более широко внед рять контейнерные и пакетные перевозки как важней шее условие повышения уровня механизации погрузоч но-разгрузочных работ и по существу улучшения каче ства перевозочного процесса в целом.
Решение этой важной задачи должно обеспечиваться внутрипроизводственными подразделениями всех прича стных к перевозочному процессу отраслевых линейных предприятий железных дорог через те показатели из общего их комплекса, отражающего все стороны исполь зования грузового вагона, на уровень которых эти под разделения могут оказывать непосредственное влияние. Иначе говоря, необходимо сосредоточить внимание про изводственных коллективов подразделений через хоз расчетный механизм и социалистическое соревнование на решении одной из важнейших задач — улучшении использования всех технических средств транспорта и особенно подвижного состава.
2. Улучшение критериев оценки результатов производственно-финансовой деятельности
Принцип хозрасчета — окупаемость и рентабель ность (прибыльность) взаимосвязан с принципом соче тания централизованного планирования с хозяйственно оперативной самостоятельностью предприятий, так как в числе плановых директивных показателей для пред приятий в настоящее время предусматриваются задания по прибыли и рентабельности. В условиях новой системы планирования и экономического стимулирования значи тельно увеличивается значение этого принципа в связи с резким возрастанием роли показателей прибыли и рентабельности в экономике как отдельных предприя тий, так и народного хозяйства в целом.
Претворяется ли в жизнь этот принцип во внутри производственных подразделениях предприятий? Если да, то каковы его механизм и пути совершенствования?
Ряд экономистов считают, что |
показатели |
прибыли |
и рентабельности неприменимы к |
деятельности |
отдель- |
118
ных подразделений предприятий, не выпускающих за конченную продукцию, которую можно было бы оценить в оптовых ценах. Следует отметить, что и по мнению некоторых экономистов железнодорожного транспорта нецелесообразно доводить прибыль даже до линейных предприятий железных дорог, не говоря уже о их вну трипроизводственных подразделениях, так как они не дают законченной транспортной (перевозочной) продук ции. Но эти предприятия выполняют определенные функции единого технологического процесса перевозок, как бы оказывая соответствующие услуги в их выпол нении отделению железной дороги. Объем этих услуг характеризуется величиной хозрасчетных измерителей, которые подлежат точному планированию и учету. Свою точку зрения о неправомерности установления заданий по прибыли и рентабельности для внутрипроизводствен ных подразделений эти экономисты аргументируют обычно тем, что прибыль является экономической кате горией, которая присуща лишь процессу обращения и что она реализуется только при продаже товаров.
Однако с такой точкой зрения согласиться нельзя, поскольку прибыль представляет собой по существу одну из форм реализации прибавочного продукта, кото рый создается в производстве. И хотя цехи, как изве стно, непосредственного участия в реализации продукции не принимают, все же вполне правомерно измерять вклад производственного коллектива цеха в образова ние общей прибыли предприятия. К- Маркс писал, что известная часть произведенной продукции «может в виде средств производства снова непосредственно войти в тот самый процесс труда, из которого она вышла как товар... Эта часть стоимости не входит в обращение. Таким образом в процесс производства входят стоимо сти, которые не входят в процесс обращения» *. Значит отсутствие отношений купли-продажи (товарного обра
щения) между хозрасчетными подразделениями пред приятий, а также между подразделениями и предприя тием в целом еще не дает оснований для отрицания товарно-денежной природы хозрасчетных экономических отношений и самого внутрипроизводственного хозрас чета.
' М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 24, с. 74.
119