Файл: Клещ, Н. Я. Внутрипроизводственный хозрасчет на предприятиях железных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

устанавливать этот показатель, то только для дистан­ ции в целом. Это связано с тем, что в настоящее время нормирование и учет фактического среднего простоя ва­ гона под одной грузовой операцией по производствен­ ным участкам затруднены, хотя необходимость и целе­ сообразность организации такого нормирования и учета простоя вагона очевидна.

На отдельных дорогах доходы и прибыль для участ­ ков не планируются.

Для каждой хозрасчетной бригады производствен­ ного участка плановые задания устанавливаются обыч­ но на месяц в пределах плана по участку по следующим показателям:

общий объем переработки грузов в тоннах или тонноопер'ациях;

фонд заработной платы с начислениями; среднедневная производительность механизма в тон­

нах или тоино-операциях (для бригад механизаторов); среднедневная выработка в тоннах (для бригад груз­

чиков).

Планирование расходов по элементам затрат и стать­ ям осуществляется в соответствии с нормативными до­ кументами МПС. При этом в плане расходов производ­ ственного участка устанавливаются затраты на заработ­ ную плату с начислениями, на материалы, топливо и электроэнергию (для отопления, освещения и работы ме­ ханизмов). Амортизация основных фондов, как правило, не планируется, административно-управленческие расхо­ ды дистанции по производственным участкам не распре­ деляются. Из общехозяйственных расходов участкам планируются лишь расходы по заработной плате цехо­ вого персонала и начисления на нее (статьи 261 и 276).

На дорогах, производственным участкам дистанций которых доходы и прибыль не планируются, результат деятельности участка определяется сопоставлением фак­ тических затрат с плановыми расходами, пересчитанны­ ми на выполненный объем работ при сложившейся их структуре. Причем право на расходы для производст­ венных участков определяется корректировкой завися­ щей от объема и структуры работ части плановых рас­ ходов. Корректировка производится на основе расчета потребных нормо-часов (план-право) работы на выпол­ ненный объем грузопереработки, которым соответствует

НО

и определенный фонд заработной платы (т. е. также план-право по фонду заработной платы). Право по нор- мо-часам работы учитывает изменение структуры грузопереработки и определяется по плановым нормативам, установленным для породовой переработки грузов раз­

личными механизмами и вручную. Расчет нормо-часов работы ведется по единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочноразгрузочные операции с учетом местных условий.

Расходы на материалы, топливо и электроэнергию, удельный вес которых в общих расходах, планируемых участку, относительно невелик, пересчитываются на выполненный объем работы пропорционально проценту выполнения общего объема грузопереработки.

Доходы производственного участка определяются объемом выполненных погрузочно-разгрузочных работ и ставками сбора, установленными тарифным руковод­ ством как за обязательные, так и за необязательные работы. Расчет доходов осуществляется в специальной ведомости, содержащей данные о роде работ и грузов (обязательные отправки, контейнеры, тяжеловесы, сор­ тировка мелких отправок в крытых вагонах и отдельно на открытом подвижном составе, погрузка на автотранс­ порт) по каждой опорной станции и участку в целом, ставках сбора (они разные по видам работ и родам грузов) и сумме доходов по участку.

Плановый фонд материального поощрения для про­ изводственного участка выделяется из общего фонда ди­ станции, как правило, лишь в части, предназначенной на текущее премирование рабочих, инженерно-техниче­ ских работников и служащих, пропорционально удель­ ному весу фонда заработной платы участка в общем фонде заработной платы дистанции по двум группам ра­ ботников (первая — рабочие, вторая — ИТР и служа­ щие). Средства фонда материального поощрения дис­

танции, предназначенные по смете на другие цели, оста­ ются в распоряжении начальника дистанции.

На ряде железных дорог в распоряжение производ­ ственных участков передаются также средства фонда материального поощрения дистанции, предназначенные на выплату премий особо отличившимся работникам и на оказание единовременной материальной помощи. Если целесообразность передачи фонда материального

Ш


поощрения на оказание помощи не вызывает возраже­ ний, то вопрос о премировании особо отличившихся ра­ ботников должен решаться руководством дистанции с широким ознакомлением всех работников дистанции, а не только производственного участка.

Плановые суммы фонда материального поощрения производственного участка по результатам деятельности могут быть увеличены или уменьшены в зависимости от степени перевыполнения или недовыполнения плана по прибыли (или получения экономии против права по участкам, которым прибыль не планируется). На неко­ торых дорогах при этом учитывается также выполнение плана по механизированной переработке грузов и по фондоотдаче. Размеры увеличения или уменьшения пла­ новой суммы фонда материального поощрения устанав­ ливаются обычно применительно к нормативам дистан­ ции в целом. Как и для дистанции, максимальное умень­ шение плановой суммы фонда материального поощрения рентабельного производственного участка не может пре­ вышать 60%. По участкам, допустившим убытки, фонд материального поощрения не создается.

Премирование работников производственного участ­ ка осуществляется за счет фонда заработной платы, фонда материального поощрения и других источников. Положение о премировании рабочих, инженерно-техни­ ческих работников и служащих производственных уча­ стков разрабатывается дистанцией в соответствии с Ти­ повым положением о премировании работников пред­ приятий железнодорожного транспорта и рекомендация­ ми вышестоящих организаций и по согласованию с ко­ митетом профсоюза утверждается начальником дистан­ ции. При разработке показателей, условий и размеров премирования особое внимание обращается на обеспече­ ние стимулирования увеличения объема грузопереработки, улучшения использования грузоподъемных машин и механизмов, снижения простоев вагонов и автомашин, повышения производительности труда, снижения себе­ стоимости.

Начальник производственного участка ежемесячно представляет в технический отдел дистанции отчет о выполненных объемах работ с учетом их структуры. Учет расходов материалов и электроэнергии по произ­ водственным участкам осуществляется бухгалтерией

112

дистанции, которая открывает каждому хозрасчетному участку лицевой счет, содержащий данные (плановые и фактические) об объемах работ и расходах. Учет ра­ боты механизмов ведется мастером участка по резуль­ татам работы каждого механизма за месяц (данные по грузоперерабогке механизмами сообщает таксировщик участка, а часы работы механизмов определяются по исполненному графику).

Непроизводительные затраты по вине участка отно­ сятся на финансовые результаты.

Мастер участка осуществляет также учет работ, вы­ полняемых вручную. Оперативный учет хозяйственной деятельности участка обеспечивает дежурный по дистан­ ции. Результаты деятельности каждого участка и брига­ ды определяются ежемесячно 5—10-го числа следую­ щего за отчетным месяца и доводятся до сведения кол-^

лектива работников.

Как и на других предприятиях железных дорог, в ме­ ханизированных дистанциях погрузочно-разгрузочных работ организовано социалистическое соревнование хоз­ расчетных производственных участков и бригад за наи­ лучшее выполнение плановых заданий при наименьших затратах ресурсов и повышении качественных показате­ лей работы. Результаты хозрасчетной деятельности про­ изводственных участков и бригад рассматриваются на совместном заседании руководства и местного комитета профсоюзной организации дистанции при подведении итогов социалистического соревнования и присуждении премий победителям соревнования (за первое и за вто­ рое места или за три первых места) в соответствии с положением. При присуждении мест победителям сорев­ нования обязательно учитываются качественные показа­ тели работы каждого производственного участка (брига­ ды). Выплата премий победителям соревнования произ­ водится за счет средств фонда материального поощрения дистанции, предусмотренных по смете для этих целей. Результаты соцсоревнования вывешиваются на доске по­ казателей. Материальное стимулирование внутрипроиз­ водственных хозрасчетных подразделений дистанции со­ четается с различными формами морального поощрения.

113


VI. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХОЗРАСЧЕТА

1. Совершенствование планирования

Важнейшим условием совершенствования внутрипро­ изводственного хозрасчета является повышение уровня планирования, сочетания централизованного планирова­ ния с хозяйственной оперативной самостоятельностью. На основе заданий государственного народнохозяйст­ венного плана каждое предприятие самостоятельно со­ ставляет подробный план деятельности своих хозяйст­ венных подразделений. В настоящее время основой пла­ нирования и регулирования хозяйственной деятельности является пятилетний план с разбивкой заданий по го­ дам. А это — важное объективное условие повышения уровня плановой работы на всех предприятиях, включая

иотраслевые линейные предприятия железных дорог. Улучшение внутрипроизводственного планирования

включает в себя прежде всего выбор оптимальных пла­ новых показателей, наиболее полно отражающих харак­ тер и специфику подразделений по объему работы (услуг), использованию производственных фондов, по затратам трудовых, топливно-энергетических, матери­ альных и денежных ресурсов, по производительности труда, обобщающим экономическим показателям. Кро­ ме того, плановые показатели внутрипроизводственных подразделений должны удовлетворять следующим тре­ бованиям: во-первых быть такими, чтобы на их величи­ ну коллектив внутрипроизводственного подразделения мог оказывать непосредственное влияние, и во-вторых, изменение величины показателей должно отражаться на конечных результатах производственно-финансовой деятельности предприятия в целом.

Выбору оптимальных плановых показателей для вну­ тренних хозрасчетных подразделений (еще до их пере­ вода на внутрипроизводственный хозрасчет) должна предшествовать большая подготовительная работа по уточнению организационной структуры и четкому опре­

114

делению функций каждого подразделения, закреплению за ними необходимых средств производства, разработке прогрессивных нормативов затрат материалов, запасных частей, топлива, электроэнергии, по установлению норм выработки и затрат труда для соответствующих катего­ рий работников, использованию механизмов и оборудо­ вания, по организации материально-технического снаб­ жения и др. Речь идет о всесторонней организационно­ технической и хозяйственной подготовке высокоэффек­ тивной деятельности внутрипроизводственных подразде­ лений отраслевых линейных предприятий железных дорог.

При выборе показателей особенно большое значе­ ние необходимо придавать показателям качества рабо­ ты, поскольку на современном этапе развития экономи­ ки повышение качества — важнейшее условие роста эффективности общественного производства. Показате­ лям качества работы первостепенное значение должно придаваться и при оценке достижений коллективов в выполнении стоящих перед ними задач.

Актуальным является также вопрос об уровне про­ изводительности труда, о соотношении темпов роста производительности труда и увеличения среднемесячной заработной платы. Совершенствование объективных, научно обоснованных критериев оценки этого соотноше­ ния и самих показателей производительности труда должно быть в центре внимания коллектива каждого внутрипроизводственного подразделения линейных пред­ приятий железных дорог.

В последнее время особенностью социалистического соревнования на основе развития хозяйственного расчета предприятий и их внутрипроизводственных подразделе­ ний стало сравнение итогов работы коллективов не толь­ ко исходя из уровня выполнения плановых заданий, т. е.

процента выполнения плана, но и из уровня напряженно­ сти принятых и выполненных плановых заданий и обя­ зательств, уровня произведенных затрат и полученных результатов. Поэтому весьма важным условием совер­ шенствования внутрипроизводственного хозрасчета яв­ ляется разработка соответствующих методов и критери­ ев оценки достижений коллективов хак внутренних под­ разделений, так и предприятия в целом. Прежде всего должна быть обеспечена сопоставимость показателей и

115


результатов, исключено влияние факторов, не завися­ щих от деятельности коллективов подразделений.

Положительной оценки заслуживает сравнение до­ стигнутого уровня с аналогичными результатами за пре­ дыдущий период по сопоставимому кругу показателей. Однако для всесторонней оценки напряженности плано­

вых заданий сравнения только с достижениями за пре­ дыдущий период явно недостаточно. Совершенно очевид­

ным является большое значение в этом исходного уров­ ня. Дело в том, что как предприятие в целом, так и его внутрипроизводственные подразделения, ранее не пол­ ностью использовавшие свои производственные возмож­ ности, имеют все условия для улучшения показателей работы более высокими темпами по сравнению с теми предприятиями и подразделениями, которые ранее ис­ пользовали свои возможности более эффективно.

Поэтому для оценки напряженности плановых зада­ ний и обязательств следует учитывать (помимо улучше­ ния экономических результатов по сравнению с преды­ дущим периодом) показатели использования находя­ щихся в распоряжении предприятий и подразделений производственных мощностей, сравнивать их с технико­ экономическими показателями лучших предприятий и подразделений соответствующей отрасли хозяйства же­ лезных дорог. В связи с этим необходимо расширить информацию о достижениях передовых предприятий и их подразделений.

Вся деятельность внутрипроизводственных подразде­ лений отраслевых линейных предприятий железных до­ рог осуществляется, как было сказано, на основе про­ изводственно-финансового плана. Очень важно повысить уровень планирования, усилить обоснованность плано­ вых заданий по всем разделам профинплана: производ­ ственной 'программе, технико-производственным показа­ телям и нормам, плану по труду и производительности труда, плану расходов (а в некоторых случаях и плану прибыли), плану технико-экономических и организаци­ онных мероприятий. Целесообразность такой структуры производственно-финансового плана подтверждена прак­ тикой организации внутрипроизводственного хозрасчета в отраслевых линейных предприятиях железных дорог. Изучение и обобщение этой практики показали и пра­ вомерность установленной периодичности планирования

116

производственно-финансовой деятельности внутрипроиз­ водственных подразделений, а именно: годовой план с поквартальной разбивкой и квартальный план с распре­ делением заданий по месяцам.

На некоторых железных дорогах для внутрипроиз­ водственных подразделений ряда линейных предприятий за основной вид плана принят квартальный план с раз­ бивкой заданий по месяцам. Можно согласиться, что такая периодичность планирования позволяет более гиб­ ко учитывать как динамизм конкретных условий работы каждого внутрипроизводственного подразделения, так и возможность большего маневра ресурсами (трудовыми, материальными, топливно-энергетическими), потреб­ ность в которых иногда полностью и своевременно еще не обеспечивается. Однако представляется, что и в этом случае внутрипроизводственным подразделениям целе­ сообразно иметь годовую перспективу по важнейшим показателям.

Ряд специалистов транспорта высказывается за раз­ личную степень детализации показателей годового, квар­ тальных и месячных планов. С этой точкой зрения со­ глашаться, видимо, не следует, хотя в принципе можно допустить большую конкретизацию месячных заданий по сравнению с годовым и квартальными. Но при этом следует учитывать, что множественность показателей месячного плана, задания по которым для внутрипроиз­

водственных подразделений утверждаются руководством предприятия, по существу значительно ограничивает оперативно-хозяйственную самостоятельность подразде­ лений.

Говоря о значении выбора оптимальных показателей Плана для совершенствования внутрипроизводственного хозрасчета, необходимо подчеркнуть особую важность показателей качества использования подвижного соста­ ва и прежде всего грузовых вагонов. В настоящее вре­ мя железные дороги продолжают испытывать серьезные затруднения с обеспечением грузовыми вагонами. Эти затруднения сохранятся и в девятой пятилетке, не­ смотря на значительное увеличение поставок железным дорогам новых грузовых вагонов. Поэтому необходимо всемерно снижать время простоя вагонов под всеми видами обработки на технических станциях, сокращать их простой под грузовыми операциями и во всех видах

117


ремонта при обеспечении высокого качества последнего, лучше использовать вместимость и грузоподъемность вагонов, повышать уровень маршрутизации и скорости продвижения маршрутных составов, более широко внед­ рять контейнерные и пакетные перевозки как важней­ шее условие повышения уровня механизации погрузоч­ но-разгрузочных работ и по существу улучшения каче­ ства перевозочного процесса в целом.

Решение этой важной задачи должно обеспечиваться внутрипроизводственными подразделениями всех прича­ стных к перевозочному процессу отраслевых линейных предприятий железных дорог через те показатели из общего их комплекса, отражающего все стороны исполь­ зования грузового вагона, на уровень которых эти под­ разделения могут оказывать непосредственное влияние. Иначе говоря, необходимо сосредоточить внимание про­ изводственных коллективов подразделений через хоз­ расчетный механизм и социалистическое соревнование на решении одной из важнейших задач — улучшении использования всех технических средств транспорта и особенно подвижного состава.

2. Улучшение критериев оценки результатов производственно-финансовой деятельности

Принцип хозрасчета — окупаемость и рентабель­ ность (прибыльность) взаимосвязан с принципом соче­ тания централизованного планирования с хозяйственно­ оперативной самостоятельностью предприятий, так как в числе плановых директивных показателей для пред­ приятий в настоящее время предусматриваются задания по прибыли и рентабельности. В условиях новой системы планирования и экономического стимулирования значи­ тельно увеличивается значение этого принципа в связи с резким возрастанием роли показателей прибыли и рентабельности в экономике как отдельных предприя­ тий, так и народного хозяйства в целом.

Претворяется ли в жизнь этот принцип во внутри­ производственных подразделениях предприятий? Если да, то каковы его механизм и пути совершенствования?

Ряд экономистов считают, что

показатели

прибыли

и рентабельности неприменимы к

деятельности

отдель-

118

ных подразделений предприятий, не выпускающих за­ конченную продукцию, которую можно было бы оценить в оптовых ценах. Следует отметить, что и по мнению некоторых экономистов железнодорожного транспорта нецелесообразно доводить прибыль даже до линейных предприятий железных дорог, не говоря уже о их вну­ трипроизводственных подразделениях, так как они не дают законченной транспортной (перевозочной) продук­ ции. Но эти предприятия выполняют определенные функции единого технологического процесса перевозок, как бы оказывая соответствующие услуги в их выпол­ нении отделению железной дороги. Объем этих услуг характеризуется величиной хозрасчетных измерителей, которые подлежат точному планированию и учету. Свою точку зрения о неправомерности установления заданий по прибыли и рентабельности для внутрипроизводствен­ ных подразделений эти экономисты аргументируют обычно тем, что прибыль является экономической кате­ горией, которая присуща лишь процессу обращения и что она реализуется только при продаже товаров.

Однако с такой точкой зрения согласиться нельзя, поскольку прибыль представляет собой по существу одну из форм реализации прибавочного продукта, кото­ рый создается в производстве. И хотя цехи, как изве­ стно, непосредственного участия в реализации продукции не принимают, все же вполне правомерно измерять вклад производственного коллектива цеха в образова­ ние общей прибыли предприятия. К- Маркс писал, что известная часть произведенной продукции «может в виде средств производства снова непосредственно войти в тот самый процесс труда, из которого она вышла как товар... Эта часть стоимости не входит в обращение. Таким образом в процесс производства входят стоимо­ сти, которые не входят в процесс обращения» *. Значит отсутствие отношений купли-продажи (товарного обра­

щения) между хозрасчетными подразделениями пред­ приятий, а также между подразделениями и предприя­ тием в целом еще не дает оснований для отрицания товарно-денежной природы хозрасчетных экономических отношений и самого внутрипроизводственного хозрас­ чета.

' М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 24, с. 74.

119