Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
Рис. 52. Графическое определение относительного угла закручивания полумуфт упруго-предохранительной муфты с конической пружиной
Относительная |
угловая скорость (coj — м2) в интерва |
||||
ле Ati |
в |
первом |
приближении |
равна |
величине До)!. |
Зависимость (oii — |
со2) = Ф (t) в масштабе |
показана на |
|||
рис. 52, |
а. |
Графически интегрируя |
эту разность, получаем |
в первом приближении значение ф в интервале А^. Полюс ное расстояние при интегрировании
н =
МшР/
Из графика зависимости М у — Ф (ф) по средним в ин тервале Ati значениям ф и (coi — со2) определяем значе ние М у, а из графика Мд = Ф («н — со2) — значение Мд. Графически решая уравнение (211), определяем во втором приближении Дсо2 в интервале At{, измеряя катет прямо
угольного треугольника, противолежащий углу а 2. Второй катет в этом треугольнике представляет собой в масштабе р,м значение знаменателя левой части уравнения (211). По по лученным значениям М у и Мл находим уточненное зна чение со!, а затем, пользуясь описанным методом, определя ем ф во втором приближении в интервале Ati.
В интервале At2 относительный угол ф закручивания полумуфт в первом приближении равен его значению в кон
це интервала |
А^. Определив |
ф, найдем М у. Величину |
Мл |
||
найдем, определив значение |
(ап — |
со2), |
соответствующее |
||
концу интервала АП. |
|
М = |
М\ + Мг sin |
соt |
|
Значение |
крутящего момента |
равно средней ординате графика, на котором показана эта функция в интервале Д/2. Определяя в первом приближении Acoi и Аш2, находим ф во втором приближении, а по его
среднему значению в интервале At2 уточняем |
момент М у |
в этом же интервале. |
|
Решая графически уравнения (210) и (211), |
аналогично |
находим значение ф в следующих интервалах времени At до тех пор, пока ф не станет равным фп, т. е. до начала буксова ния муфты. После этого решение следует продолжать в со-
132
ответствии с уравнениями
_______ Арф
М ± + М а sin шt — М п
До)2 |
A t |
Мп |
/2 |
до тех пор, пока величины угловых скоростей полумуфт станут равными (a»i = <а2).
Результаты решения показаны на рис. 52. Штриховы ми кривыми показана зависимость ф = Ф (t) для упругой муфты с линейной характеристикой, с жесткостью Сi =
=602 кГ ■см/рад и предельным углом закручивания ф„ =
—1,33 рад, соответствующим началу буксования.
Как видно из рис. 52, пуск машины, эквивалентную ди
намическую систему которой мы рассматривали, сопровож дается периодическим пробуксовыванием муфты. В уста новившемся режиме разгона масс динамической системы величина ф изменяется циклически с периодом Т =
=0,1655 сек, причем, муфта буксует в течение времени t6'=
=0,03 сек в период протекания каждого цикла. Величина для муфты с линейной характеристикой несколько больше
исоставляет 0,035 сек. Соответственно, углы буксования для муфт с нелинейной и линейной характеристиками за
каждый цикл фб = 0,24 рад и фб = 0,36 рад.
При установившемся движении холостого хода машины {Mi = 0; М 2 — 0) период колебаний ф как для муфты с ли нейной, так и для муфты с нелинейной характеристикой составляет 0,166 сек, т. е. равен периоду колебаний возму щающего момента. Амплитуда фу колебаний муфты с нелиней ной характеристикой (см. рис. 52) несколько меньше ампли
туды |
фу колебаний муфты с |
линейной |
характеристикой |
||
(фу = 1,111 |
рад; фу = |
1,125 рад). Сдвиг |
фаз колебаний |
||
е = |
1,39 рад, |
отношение |
= |
0,04 сек. |
|
133
МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА
СШАРИКОВЫМ ОТЖИМНЫМ УСТРОЙСТВОМ
ИЛИНЕЙНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ
Ниже изложены расчет и исследование муфты, схема которой показана на рис. 53 [33].
На валу 1 с заплечиком 2 неподвижно установлено коль цо б и подвижно — диск 4 с пальцами 7. Между диском 4 и
Рис. 53. Схема упруго-предохранительной муфты с шари ковым отжимным устройством.
кольцом 6 расположена предварительно сжатая пружина 5. В заплечике 2 и диске 4 есть лунки переменной глубины (см. сечения А —А и Б—Б) с размещенными в них шарика ми 3. Под действием пружины 5 шарики 3 перекатываются
134
в более глубокие части лунок. Если в процессе торможения диска 4 на вал 1 действует крутящий момент, то происхо дит относительное их смещение. При этом шарики, выкаты ваясь по наклонным поверхностям лунок, отводят диск 4 от заплечика 2 вправо, в результате чего пружина 5 деформи руется, сокращаясь.
Расстояние, на которое перемещается диск 4 от запле чика 2, при всех прочих равных условиях зависит от вели чины крутящего момента, передаваемого от вала 1 к диску 4.
На пальцах 7 установлены диск 8 и диски 9, а на валу 12 с направляющими шпонками — диски 13 и 10. Все диски могут перемещаться вдоль оси вала. Они сжаты пружи ной 11.
При увеличении крутящего момента шарики 3 выкаты ваются из лунок, отжимая диск 4 до тех пор, пока соединен ные с ним пальцы 7 не переместятся на величину зазора s,
т. е. до тех пор, пока пальцы не придут |
в соприкосновение |
с диском 10. В дальнейшем увеличение |
крутящего момента |
на валу 1 и соответствующее перемещение шариков связано с преодолением сил упругости пружин 5 и 11. Увеличивая момент до максимального, действие пружины 11 на фрикци онные диски 9, 13 ослабляется так, что передача крутящего момента прерывается. С уменьшением крутящего момента уменьшается осевое усилие шариков, действующее на диск 4, и следовательно, ослабляется давление пальцев 7 на диск 10. Усилие пружины И вновь становится достаточным для передачи заданного крутящего момента.
При наличии скосов лунок для шариков в обе стороны муфта может передавать вращение в различных направле ниях. В общем случае, когда углы ai и сс2 наклона лунок не одинаковы, моменты в период срабатывания муфты будут также различными при вращении муфты в одном и в другом направлениях.
При s > 0 муфта рассматриваемой конструкции имеет линейную характеристику и обладает упругими свойства ми. С увеличением момента до заданного, при котором муфта
135
срабатывает, зазор s уменьшается до нуля и муфта автомати чески начинает работать как предохранительная фрикци онная с шариковым отжимным устройством.
При срабатывании муфты момент без учета потерь на трение определяется по формуле
, |
|
+ |
тп2 |
|
(212) |
П |
tg «t |
|
1 |
’ |
|
|
|
||||
|
r |
|
Rjfx |
|
|
где Тп2 = -д- jj----- усилие пружины |
//; Тп] |
= М п |
------ |
||
усилие пружины 5 при s = |
0; а 4 = |
а 2 — углы |
наклона |
образующей лунки для шарика; г — радиус расположения шариков.
Формулу (212) в обобщенном виде записываем следу
ющим образом: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Mn = (T„i -J- Тп2) • |
/* |
= С^п! + |
Тп2) /,пр> |
(213) |
|||||||
где А — tgaГ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
’ |
В = RJ. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
В соответствии с принятыми обозначениями коэффициент |
|||||||||||
точности муфты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
7т |
f„ |
‘ B[m + A |
|
|
|
|
(214) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Максимальный |
момент, |
передаваемый |
муфтой |
при |
fx — 1, |
||||||
в соответствии с формулой (213) |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Мтах = |
(Гп1 + Тп2) т ^ |
г , |
|
|
|
(215) |
|||
максимальный |
коэффициент точности |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
■ _ fn В + А |
|
|
|
|
|
(216) |
||
|
|
|
|
T ~ f n (B + A) ’ |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Решая частный пример |
при М п — 250 кГ • см; |
i — 4; |
|||||||||
Rc = 80 мм; г = |
40 мм; a t = |
a 2 = |
45°; / р = |
fn= |
0,2; fm — |
||||||
= 0,4. получаем: |
А = |
40 мм; В = |
320 мм; |
Тп\ |
= |
62,5 кГ; |
|||||
ТП2 = 39 кГ; |
|
Л1тах = |
360 кГ ■см; |
уТ= 1 ,2 4 ; |
Рг = 1,44. |
136
Исследования характеристики муфты с учетом трения в по движных сопряжениях (в контакте пальцев 7 с дисками, в упорных подшипниках) показывают, что на величину ко эффициентов точности влияет не только размер угла а ь но и радиус R nокружности расположения пальцев. При умень шении Rn и увеличении ai коэффициенты точности прибли жаются к единице, а усилие пружины 5 увеличивается.
КОНУСНАЯ МУФТА с в и н т о в ы м о т ж и м н ы м УСТРОЙСТВОМ И ЛИНЕЙНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ
Рассмотрим схему муфты, представленную на рис. 54. Вал 11 муфты имеет несамотормозящую левую и правую резьбы с одинаковыми геометрическими параметрами. Дис
ки 3 и 9 с гайками, |
соединен |
|
||||
ные |
соответственно |
левой |
и |
|
||
правой резьбой с валом И, |
|
|||||
имеют отверстия для пальцевб'. |
|
|||||
На пальцах 5 установлены ко |
|
|||||
нусные диски 7 и 8, которые |
|
|||||
силой упругости сжатых пру |
|
|||||
жин 6 прижимаются к внут |
|
|||||
ренним конусам |
барабана |
4, |
|
|||
10, |
соединенного |
с валом |
1. |
|
||
Диски 3, 9, а также конусные |
Рис. 54. Схема упруго-предохра |
|||||
диски 7, 8 сопряжены с паль |
||||||
нительной муфты с винтовым от |
||||||
цами 5 на одной из подвижных |
жимным устройством. |
|||||
посадок и свободно перемеща |
|
|||||
ются вдоль их осей. |
Пружина 2 между дисками 3 и 9 может |
быть установлена в свободном или в предварительно сжатом состоянии.
В период, когда муфта не нагружена, диски 8, 9, а также 3, 7 расположены на расстоянии s. Передача движения от вала 1 к валу 11 осуществляется в результате действия сил трения, которые возникают между конусными поверхностя ми дисков.
137