Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 52. Графическое определение относительного угла закручивания полумуфт упруго-предохранительной муфты с конической пружиной

Относительная

угловая скорость (coj — м2) в интерва­

ле Ati

в

первом

приближении

равна

величине До)!.

Зависимость (oii —

со2) = Ф (t) в масштабе

показана на

рис. 52,

а.

Графически интегрируя

эту разность, получаем

в первом приближении значение ф в интервале А^. Полюс­ ное расстояние при интегрировании

н =

МшР/

Из графика зависимости М у — Ф (ф) по средним в ин­ тервале Ati значениям ф и (coi — со2) определяем значе­ ние М у, а из графика Мд = Ф («н — со2) — значение Мд. Графически решая уравнение (211), определяем во втором приближении Дсо2 в интервале At{, измеряя катет прямо­

угольного треугольника, противолежащий углу а 2. Второй катет в этом треугольнике представляет собой в масштабе р,м значение знаменателя левой части уравнения (211). По по­ лученным значениям М у и Мл находим уточненное зна­ чение со!, а затем, пользуясь описанным методом, определя­ ем ф во втором приближении в интервале Ati.

В интервале At2 относительный угол ф закручивания полумуфт в первом приближении равен его значению в кон­

це интервала

А^. Определив

ф, найдем М у. Величину

Мл

найдем, определив значение

(ап —

со2),

соответствующее

концу интервала АП.

 

М =

М\ + Мг sin

соt

Значение

крутящего момента

равно средней ординате графика, на котором показана эта функция в интервале Д/2. Определяя в первом приближении Acoi и Аш2, находим ф во втором приближении, а по его

среднему значению в интервале At2 уточняем

момент М у

в этом же интервале.

 

Решая графически уравнения (210) и (211),

аналогично

находим значение ф в следующих интервалах времени At до тех пор, пока ф не станет равным фп, т. е. до начала буксова­ ния муфты. После этого решение следует продолжать в со-

132


ответствии с уравнениями

_______ Арф

М ± + М а sin шt — М п

До)2

A t

Мп

/2

до тех пор, пока величины угловых скоростей полумуфт станут равными (a»i = <а2).

Результаты решения показаны на рис. 52. Штриховы­ ми кривыми показана зависимость ф = Ф (t) для упругой муфты с линейной характеристикой, с жесткостью Сi =

=602 кГ ■см/рад и предельным углом закручивания ф„ =

1,33 рад, соответствующим началу буксования.

Как видно из рис. 52, пуск машины, эквивалентную ди­

намическую систему которой мы рассматривали, сопровож­ дается периодическим пробуксовыванием муфты. В уста­ новившемся режиме разгона масс динамической системы величина ф изменяется циклически с периодом Т =

=0,1655 сек, причем, муфта буксует в течение времени t6'=

=0,03 сек в период протекания каждого цикла. Величина для муфты с линейной характеристикой несколько больше

исоставляет 0,035 сек. Соответственно, углы буксования для муфт с нелинейной и линейной характеристиками за

каждый цикл фб = 0,24 рад и фб = 0,36 рад.

При установившемся движении холостого хода машины {Mi = 0; М 2 — 0) период колебаний ф как для муфты с ли­ нейной, так и для муфты с нелинейной характеристикой составляет 0,166 сек, т. е. равен периоду колебаний возму­ щающего момента. Амплитуда фу колебаний муфты с нелиней­ ной характеристикой (см. рис. 52) несколько меньше ампли­

туды

фу колебаний муфты с

линейной

характеристикой

(фу = 1,111

рад; фу =

1,125 рад). Сдвиг

фаз колебаний

е =

1,39 рад,

отношение

=

0,04 сек.

 

133


МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА

СШАРИКОВЫМ ОТЖИМНЫМ УСТРОЙСТВОМ

ИЛИНЕЙНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ

Ниже изложены расчет и исследование муфты, схема которой показана на рис. 53 [33].

На валу 1 с заплечиком 2 неподвижно установлено коль­ цо б и подвижно — диск 4 с пальцами 7. Между диском 4 и

Рис. 53. Схема упруго-предохранительной муфты с шари­ ковым отжимным устройством.

кольцом 6 расположена предварительно сжатая пружина 5. В заплечике 2 и диске 4 есть лунки переменной глубины (см. сечения А —А и ББ) с размещенными в них шарика­ ми 3. Под действием пружины 5 шарики 3 перекатываются

134

в более глубокие части лунок. Если в процессе торможения диска 4 на вал 1 действует крутящий момент, то происхо­ дит относительное их смещение. При этом шарики, выкаты­ ваясь по наклонным поверхностям лунок, отводят диск 4 от заплечика 2 вправо, в результате чего пружина 5 деформи­ руется, сокращаясь.

Расстояние, на которое перемещается диск 4 от запле­ чика 2, при всех прочих равных условиях зависит от вели­ чины крутящего момента, передаваемого от вала 1 к диску 4.

На пальцах 7 установлены диск 8 и диски 9, а на валу 12 с направляющими шпонками — диски 13 и 10. Все диски могут перемещаться вдоль оси вала. Они сжаты пружи­ ной 11.

При увеличении крутящего момента шарики 3 выкаты­ ваются из лунок, отжимая диск 4 до тех пор, пока соединен­ ные с ним пальцы 7 не переместятся на величину зазора s,

т. е. до тех пор, пока пальцы не придут

в соприкосновение

с диском 10. В дальнейшем увеличение

крутящего момента

на валу 1 и соответствующее перемещение шариков связано с преодолением сил упругости пружин 5 и 11. Увеличивая момент до максимального, действие пружины 11 на фрикци­ онные диски 9, 13 ослабляется так, что передача крутящего момента прерывается. С уменьшением крутящего момента уменьшается осевое усилие шариков, действующее на диск 4, и следовательно, ослабляется давление пальцев 7 на диск 10. Усилие пружины И вновь становится достаточным для передачи заданного крутящего момента.

При наличии скосов лунок для шариков в обе стороны муфта может передавать вращение в различных направле­ ниях. В общем случае, когда углы ai и сс2 наклона лунок не одинаковы, моменты в период срабатывания муфты будут также различными при вращении муфты в одном и в другом направлениях.

При s > 0 муфта рассматриваемой конструкции имеет линейную характеристику и обладает упругими свойства­ ми. С увеличением момента до заданного, при котором муфта

135


срабатывает, зазор s уменьшается до нуля и муфта автомати­ чески начинает работать как предохранительная фрикци­ онная с шариковым отжимным устройством.

При срабатывании муфты момент без учета потерь на трение определяется по формуле

,

 

+

тп2

 

(212)

П

tg «t

 

1

 

 

 

r

 

Rjfx

 

 

где Тп2 = -д- jj----- усилие пружины

//; Тп]

= М п

------

усилие пружины 5 при s =

0; а 4 =

а 2 — углы

наклона

образующей лунки для шарика; г — радиус расположения шариков.

Формулу (212) в обобщенном виде записываем следу­

ющим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mn = (T„i -J- Тп2) •

/*

= С^п! +

Тп2) /,пр>

(213)

где А — tgaГ

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

В = RJ.

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с принятыми обозначениями коэффициент

точности муфты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f„

B[m + A

 

 

 

 

(214)

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальный

момент,

передаваемый

муфтой

при

fx — 1,

в соответствии с формулой (213)

 

 

 

 

 

 

 

 

Мтах =

(Гп1 + Тп2) т ^

г ,

 

 

 

(215)

максимальный

коэффициент точности

 

 

 

 

 

 

 

 

■ _ fn В + А

 

 

 

 

 

(216)

 

 

 

 

T ~ f n (B + A) ’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решая частный пример

при М п — 250 кГ см;

i — 4;

Rc = 80 мм; г =

40 мм; a t =

a 2 =

45°; / р =

fn=

0,2; fm —

= 0,4. получаем:

А =

40 мм; В =

320 мм;

Тп\

=

62,5 кГ;

ТП2 = 39 кГ;

 

Л1тах =

360 кГ ■см;

уТ= 1 ,2 4 ;

Рг = 1,44.

136


Исследования характеристики муфты с учетом трения в по­ движных сопряжениях (в контакте пальцев 7 с дисками, в упорных подшипниках) показывают, что на величину ко­ эффициентов точности влияет не только размер угла а ь но и радиус R nокружности расположения пальцев. При умень­ шении Rn и увеличении ai коэффициенты точности прибли­ жаются к единице, а усилие пружины 5 увеличивается.

КОНУСНАЯ МУФТА с в и н т о в ы м о т ж и м н ы м УСТРОЙСТВОМ И ЛИНЕЙНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ

Рассмотрим схему муфты, представленную на рис. 54. Вал 11 муфты имеет несамотормозящую левую и правую резьбы с одинаковыми геометрическими параметрами. Дис­

ки 3 и 9 с гайками,

соединен­

 

ные

соответственно

левой

и

 

правой резьбой с валом И,

 

имеют отверстия для пальцевб'.

 

На пальцах 5 установлены ко­

 

нусные диски 7 и 8, которые

 

силой упругости сжатых пру­

 

жин 6 прижимаются к внут­

 

ренним конусам

барабана

4,

 

10,

соединенного

с валом

1.

 

Диски 3, 9, а также конусные

Рис. 54. Схема упруго-предохра­

диски 7, 8 сопряжены с паль­

нительной муфты с винтовым от­

цами 5 на одной из подвижных

жимным устройством.

посадок и свободно перемеща­

 

ются вдоль их осей.

Пружина 2 между дисками 3 и 9 может

быть установлена в свободном или в предварительно сжатом состоянии.

В период, когда муфта не нагружена, диски 8, 9, а также 3, 7 расположены на расстоянии s. Передача движения от вала 1 к валу 11 осуществляется в результате действия сил трения, которые возникают между конусными поверхностя­ ми дисков.

137