Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
есть зазор между шариками 4 и поверхностями лунок. Если зазор отсутствует, муфта переключается на предохрани тельную. Для случая, когда зазор равен нулю, передаваемый муфтой крутящий момент
Мп = (Уп1 - |
<2з) Rcifx, |
(228) |
где ТП1 — суммарное усилие |
пружин 9\ |
Q3 — усилие, со |
здаваемое отжимным устройством и приложенное к нажим ному диску 8.
Принимаем, что сила трения Fw в шлицевом соединении втулки 5 с деталью 10 (рис. 56) равна силе трения Fw в шли
цевом соединении |
втулки 5 с фрикционными |
дисками 7. |
В этом случае |
|
|
|
<2в = <2з. |
(229) |
Рассматривая |
равновесие диска 2 и пренебрегая силами |
трения |
качения между шариками 3, 4 и поверхностями |
|
лунок, |
можно записать |
|
|
Ма = 1 & + 1 ± , |
(230) |
где Ръ — окружное усилие, приложенное к втулке 5 и воз никающее в результате взаимодействия диска 2 с шарика ми 4; dt — диаметр окружности, по которой расположены шарики 4; Р2— окружное усилие, приложенное к детали 10, возникающее в результате взаимодействия диска 2 с шари ками 3; d2 — диаметр окружности, по которой расположены шарики 3. Из условия равновесия детали 10 получаем
<?2 = Тп + Рш. |
(231) |
где Q2 — осевое усилие, возникающее в результате взаимо действия детали 10 с шариками 5; Тл — усилие пружины //;
Fm = - ^ h, |
(232) |
aUJ |
|
гдег?ш— средний диаметр шлицев детали 10; / t — коэффици ент трения скольжения между поверхностями шлицев де тали 10 и втулки 5.
143
В соответствии с рис. 56
Р* — 0-2 rJ-2 1 Рз — Оз tg |
(233) |
Подставляя значение Р2 в равенство (232), а затем получен ный результат — в равенство (231), находим
Q2 = |
____тп^ш___ |
(234) |
|
dqf1tg &2 |
|
Усилие Q3, создаваемое отжимным устройством с шари ками 4, определяется из уравнения (230) при подстанов ке в него значений Рг и Р3 из уравнения (233) и Q2 из фор мулы (234). После преобразований получаем
Q g = |
|
— |
( 2 М п — |
dm —d2/г tg a2 I |
|
|||||
3 |
|
rfi tg |
\ |
п |
|
|||||
Подставляя полученное значение Q3 в выражение (228), |
||||||||||
учитывая равенство (229), находим |
|
|
|
|||||||
" « = |
|
E ('47'..+ |
7-n -g^ |
) |
T ^ |
S E - I |
(235) |
|||
где В = Rc i; |
С = |
d2 tg a 2; Сг = |
йш; |
А = |
с?! tgo^. |
|
||||
Обозначив в |
уравнении |
(235) |
/Пр = |
f |
(приведен |
|||||
^ |
ный коэффициент трения фрикционной части муфты), / ]пр =
СС |
(приведенный коэффициент трения подвижных |
|||||
= — утг‘ |
||||||
С2 Wi |
|
|
|
|
|
|
сопряжений), получим |
|
|
|
|
||
|
•Л4П = В(АТП1 -{- Т п/ 1пр)/пр. |
|
||||
Коэффициент точности муфты |
|
|
|
|||
|
|
_ |
(АТщ + |
Tn / lnpm)fnp.m |
(236) |
|
|
|
Ут~ |
(Лгп1 + |
г „ /,прпипр.„- |
||
|
|
|
||||
Максимальный коэффициент точности рт при fx = 1 |
|
|||||
|
о _ |
(^ nl + ^n/inpm) (Л + |
2 й /„ ) |
(237) |
||
|
Рт~ |
М ^ п1 + 7У 1пр„)(Л |
+ 2В) * |
|||
|
|
144
. При износе фрикционных дисков зазор s между шарика ми и поверхностями лунок на диске 2 и втулке 5 уменьша ется. Усилие пружин 9 также уменьшается на величину 2Ы%, где X — суммарная жесткость пружин 9. Уменьшение зазора s вызывает и уменьшение угла поворота диска 2 от носительно детали 10 до защемления шариков 4, что при срабатывании муфты приводит к уменьшению деформации пружины 11 на величину б,, а следовательно, и к уменьше нию их суммарного усилия на величину б,-^, где — жесткость пружины 11.
В соответствии с изложенным запишем зависимость пере даваемого муфтой крутящего момента при срабатывании от величины износа б каждой поверхности трения фрикционных дисков:
|
МП= В Л (Гп1- б Д ) |
|
пр /„р,(238) |
|||
где 6,- = 2Si — величина износа пакета дисков. |
Если б(- = |
|||||
= |
S, то |
М п = 0, так |
как в этом случае Тпi — Q3 = 0. |
|||
в |
Основные |
параметры |
муфты |
необходимо |
определять |
|
следующей |
последовательности. |
|
|
|||
|
1. Суммарное усилие Tni пружин 9 определяем по за |
|||||
данному |
моменту М п, задавшись |
минимально-возможным |
для выбранных материалов фрикционных дисков значением
/ р — fn• Из выражения (228), |
учитывая, что при s Ф 0 ве |
|||
личина Q3 = 0, получаем |
|
|
|
|
Тп1= |
А . |
|
|
(239) |
2. Суммарное усилие Тп пружины |
11 |
находим по фор |
||
муле |
|
|
|
|
T - = 2M - i b |
i k - t |
t f |
- |
<240) |
полученной при подстановке в равенство (230) значения Р2 из равенства (233) с учетом равенства (234) для случая, ког-
да s 0 и Ps = 0.
10 |
478 |
145 |
При выборе значений углов ос2 и ocj следует руководст воваться следующими соображениями. Чем меньше значе ния а 2 и а и тем меньше суммарное усилие Ти пружины 11, тем больше чувствительность муфты к изменению величины / , и к износу б поверхностей трения. Рекомендуемые их зна
|
чения: |
ос2 = 354-50°; |
oci = |
|||||
|
= 5°-М0°. |
|
|
|
|
|||
|
|
При расчете пружин сле |
||||||
|
дует стремиться к |
возможно |
||||||
|
большим |
значениям их подат |
||||||
|
ливости, |
так |
как |
влияние |
||||
|
износа |
|
на |
величину |
Мп |
|||
|
тем меньше, чем больше подат |
|||||||
|
ливость пружин. |
|
|
|
||||
|
|
Для муфты с параметрами |
||||||
|
T „ i= |
100 кГ; |
Тп = |
540 кГ; |
||||
|
X = 6 кГ/мм; 1-1 = 25 кГ/мм; |
|||||||
|
аа = 45°; |
«1 = 5° 42'; |
Rc = |
|||||
|
|
- 70 мм; |
i = |
20; d2= |
50 мм; |
|||
|
di = 80 мм; dm= 70 мм; /р = |
|||||||
|
= |
0,1; |
/t = 0,05; |
на |
рис. 57 |
|||
дохранительной муфты с двух |
приведены зависимости М п — |
|||||||
рядным шариковым отжимным |
= |
Ф (/J |
при |
fi = |
0,05; |
ft = |
||
устройством. |
= |
fx; |
f1 = 0 |
(соответственно |
||||
|
кривы0. 2 , 1,3). |
|
|
|
||||
В соответствии с формулой |
(236) |
коэффициент точности |
||||||
рассматриваемой муфты = |
1,039 при fn = |
0,2; /„ ,= 0,4; |
fin = 0,1 и fim = |
0,15. Максимальный коэффициент точнос |
|
ти, подсчитанный |
с учетом вышеприведенных параметров |
|
в соответствии с формулой (237) рт = |
1,043 при fx = 1. |
|
Как видно из графика, кривая 1, |
рис. 57, муфта весьма |
чувствительна к изменению коэффициента трения скольже ния между поверхностями шлицев, сопрягающих детали 4 и 6. Поэтому в муфтах с сухим и полусухим трением шли цевое соединение следует заменять парами трения качения (см. рис. 58, сеч. В—В).
146
Износ поверхностей трения также оказывает большое влияние на передаваемый муфтой крутящий момент М п. Это видно из графика, приведенного на рис. 57 (прямая 4), построенного в соответствии с формулой (238) по вышеприве денным параметрам при fx = 0,2 и /, = 0,1. Коэффициенты точности ути Рт муфты близки к единице.
МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА СО СТАБИЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Упруго-предохранительная многодисковая муфта со ста бильными характеристиками, разработанная М. К. Афана сьевым, по конструкции и принципу действия похожа на муфту с двумя рядами шариков (рис. 56), но в отличие от последней, кроме очень малой чувствительности к изменению коэффициента трения скольжения между поверхностями тре ния, она обладает еще той особенностью, что передаваемый ею крутящий момент почти не зависит от износа поверхностей трения, благодаря специальному профилю кулачков.
На одном из соединяемых валов 1 (рис. 58) жестко за креплена крестовина 2, на осях которой вместо роликов расположены шарикоподшипники 3 я 5. Подшипники 3 со пряжены с рабочими поверхностями кулачков, расположен ных на торце шайбы 4, а подшипники 5 — с поверхностями кулачков, расположенных на торце втулки 6. Углы а 2 и сс( подъема торцевых поверхностей кулачков шайбы 4 и втулки 6 различные. При передаче муфтой момента М < М п меж ду подшипниками 5 и рабочими профилями кулачков есть зазор s (рис. J18, вид А). Фрикционные диски 8 сопряжены шлицами со втулкой 6, которая соединена с нажимным дис ком 9 посредством упорного шарикоподшипника. Втулка 6 соединяется с направляющей шайбой 4 при помощи шарико вых шпонок 16 (рис. 58, сечения Б—Б и В—В). Фрикци онные диски 7 входят в зацепление с корпусом 15 муфты при помощи шлицев.
10* |
147 |
Б
Рис. 58. Конструктивная схема упруго-пре дохранительной муфты с двухрядным кулач ковым отжимным устройством и стабильной характеристикой.