Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
где S = Wy — эффективная площадь |
упругого элемента. |
Приравнивая выражения (1.6) и (1.9), |
находим |
S = —dV/dw. |
(1.10) |
Интегрируя это выражение, получаем зависимость меж ду объемом сжатого газа в упругом элементе н измене нием его эффективной площади:
W |
|
V = V0;- j Sdw. |
(1.1 n |
6 |
|
При подстановке значении (1.10) п (1.11) в выражение (1.8) находим вертикальную нагрузку на пневматиче ский упругий элемент:
P = S |
( 1. 12) |
Для амортизатора, имеющего небольшой по сравне нию с автомобильным упругим элементом ход, целесо образно принять 5 = const. Учитывая, что Vo=Sb, где b —начальная высота столба сжатого газа, получаем
P ^ S \ j u ( b j b - w ) V - p Bj. |
(1.13) |
Величина показателя политропы у зависит от усло вий теплообмена между газом и окружающей средой и является функцией скорости изменения объема газа в оболочке [46].
Для пневматической пружины можно выделить две предельные характеристики упругого элемента — адиа батическую и изотермическую. При больших скоростях изменения объема (ударном нагружении) теплосодер
жание газа можно считать |
постоянным, |
имеет |
место |
|
адиабатический |
процесс, |
описываемый |
уравнением |
|
|
РаУ* = |
Const, |
|
|
где к — адиабатический показатель процесса (для |
воз |
|||
духа х=1,41). |
скоростях деформации (статическом на |
|||
При малых |
гружении) происходит выравнивание температур между газом и окружающей средой. Состояние газа опреде ляется уравнением изотермы:
p&V=const (т. е. у = 1 ). •
14-
Адиабатический и изотермический циклы являются частными случаями политроппческого процесса, показа тель которого лежит в интервале
Для. трансформаций средней продолжительности,
близких к обычным частотам подвески, |
у » 1,3. |
Таким образом, при медленном (статическом) нагру |
|
жении зависимость упругой реакции амортизатора от |
|
прогиба будет иметь вид |
|
PCT = S[pa0(b/(b—w)—pB]. |
(1.14) |
Для получения выражений жесткости упругих характе
ристик |
достаточно |
продифференцировать выражения |
||||
(1.13) и |
(1.14). |
|
|
|
|
|
Динамическая жесткость |
|
|
|
|||
|
ЛР __ |
p ^ S |
|
|
(1.15) |
|
|
dw |
|
b |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Статическая жесткость |
|
|
|
|
||
|
_ |
(1Рет |
PMS |
( |
Ь] у |
(1.16) |
|
о т |
dw |
b |
yb — |
ш J |
|
|
|
Ыа рис. 1.4 в качестве примера изображена стати ческая н динамическая упругие характеристики для упругого элемента с эффективной площадью 5 = 35Х Х10-4 м2, высотой столба сжатого газа в статическом
положении |
b = 7-10~2 м и абсолютным давлением ряо— |
= 0,16 МПа |
(1,6-10= Н/м2), Рст= 210 Н. На рис. 1.5 по |
казаны статическая и динамическая жесткости упругого элемента с теми же характеристиками. Из графика на рис. 1.4 видно, что при изменении статической нагрузки на упругий элемент деформация w может быть опреде-
Рпс. 1.4. Статическая и динамическая упругие характеристики.
Рис. 1.5. Статическая и динамическая жесткости.
15
лена по кривой Р ст, а упругая реакция при колебаниях объекта относительно нового положения статического равновесия — по кривой Р \, аналогичной кривой P(w). При колебаниях относительно точки ш= 0 упругая ре акция амортизатора будет определяться по кривой Р. Из рис. 1.5 следует, что динамическая жесткость упру гого элемента с во всех случаях больше его статической жесткости.
Ясно, что при постоянном начальном давлении р-м в упругом элементе он может эффективно работать лишь при одной статической нагрузке. При изменении статической нагрузки изменится положение равновесия по оси w н увеличится вероятность пробоев (при уве личении статической нагрузки) или отбоев (при умень шении статической нагрузки) подвески.
Из графиков следует, что рассматриваемая система нелинейна. Вследствие того что при автоматическом регулировании жесткости изменение упругой реакции элемента при колебаниях объекта происходит согласно выражению (1.13) н единственной точкой, принадле: ж ащей статической упругой характеристике, оказывается точка статического равновесия, выражение (1.14) для статической характеристики впредь не будет представ лять для нас интереса.
1.5.Параметры демпфирования
Без преувеличения можно сказать, что при конструи ровании амортизационных систем выбор оптимальных параметров демпфирования является более сложной за дачей, чем выбор жесткости. Хотя этому вопросу посвя щен ряд работ [29, 33—36, 38, 39, 49, 50], уместно еще раз на нем остановиться для выявления возможностей применения различных схем формирования диссипатив ных (рассеивающих) сил в подвесках с регулируемыми параметрами. Сразу следует подчеркнуть, что регулиро вание в широких пределах жесткости налагает подобные
же требования |
на демпфирование. |
Вследствие |
этого |
в амортизаторах |
с регулируемыми |
параметрами |
могут |
найти применение лишь схемы формирования диссипа тивной силы, обеспечивающие достаточно простое ее ре гулирование в широком диапазоне.
Свободные колебания механической системы в реаль ных условиях происходят при наличии сил сопротнвле-
16
ипя, вызывающих рассеивание механической энергии си стемы.
В линейной теории колебаний главным образом рас сматриваются силы сопротивления, пропорциональные скорости.
В таком случае сила сопротивления, действующая на каждую точку системы,
Ri = —bw, |
(1.17) |
где Ь— коэффициент сопротивления; w — скорость дви жения.
Уравнение свободных колебаний с затуханием имеет вид [43]
|
к'- \ - 2 h w m2w — 0. |
(1-18) |
Здесь |
2h = bjm\ /г— коэффициент затухания; а = }/~с/т-^ |
|
круговая частота собственных колебаний; |
с — жест |
|
кость; |
пг — масса. |
|
В зависимости от соотношения частоты собственных колебаний со и коэффициента затухания к движение си стемы может быть следующим.
1. |
При /г< со, т. |
е. в случае малого сопротивления, |
||||
движение системы представляет |
собой затухающие |
ко |
||||
лебания. Перемещение в этом случае выражается фор |
||||||
мулой |
|
|
|
|
|
|
|
ад = |
Ae~hi sin ([/or — /г3 / -f- <р), |
(1.19) |
|||
где А = ] / Шц + |
(w0-f- Iiw0)-/u3- — If |
— амплитуда |
колеба |
|||
ний; |
аУо — начальное |
смещение; |
ib0— начальная |
ско |
||
рость; ср — фаза, |
|
|
|
|
||
|
ctg <? = (w0- f hw0)/w0 У or — I f , |
|
|
|||
Период свободных колебаний |
|
|
|
|||
|
|
|
T= 2зт/со. |
|
(1.20) |
|
Период затухающих колебаний |
|
|
|
|||
|
|
Т* = 2т:/[Ло2 — If |
(1.21) |
Очевидно, что два соседних максимальных отклонения соответствуют полупериоду затухающих колебаний, т. е.
wt= Ae~ht и w{t+T*m = A < r Ht+T'r2)-
2 -5 4 7 |
17 |
Отношение двух последовательных наибольших от клонений системы
( 1.22)
остается неизменным во все время колебательного дви жения.
Натуральный логарифм этого отношения называют логарифмическим декрементом:
In Д = —liT*/2. |
(1.23) |
|
2. При /г>со, т. е. в случае большого сопротивления, |
||
система совершает апериодическое движение. |
апериоди |
|
3. При /г = со имеется |
предельный случай |
|
ческого движения. |
2 и 3 не имеют распростране |
|
Очевидно, что случаи |
ния в внброзащитных системах. Из рассмотрения фор
мул |
(1.19) — (1.23) следует: |
вызывают |
непрерывное |
|
1) |
силы |
сопротивления |
||
уменьшение амплитуд колебаний; |
влияет на |
|||
2) |
малое |
сопротивление |
незначительно |
частоту и период свободных колебаний, но вызывает быстрое затухание этих колебаний.
Сила сопротивления, пропорциональная скорости, имеет широкое распространение в амортизаторах с не линейными характеристиками, поскольку они основаны на применении упругих сред, и формирование демпфи
рующей силы |
проще всего осуществляется в таком |
|
случае |
посредством дросселирования упругой среды. |
|
В |
качестве |
механизма формирования демпфирую |
щей силы используется внутреннее трение в материалах (резине, пенополиуретане и т. д.). Внутреннее трение в материалах приводит к явлению гистерезиса в системе координат «сила — перемещение», что приводит к зату ханию колебаний.
Эксперименты показывают, что площадь петли гисте резиса зависит от частоты, т. е. энергия, рассеиваемая за цикл, зависит от продолжительности цикла, но не зависит от его номера. Возможные модели представ ления силы внутреннего трения приведены в литературе
[34, 49, 50].
Поскольку управлять силами внутреннего трения в материалах можно в весьма ограниченных размерах, их следует отнести в части применения в широкодиапа зонных амортизаторах к категории малоэффективных.
18