Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где S = Wy — эффективная площадь

упругого элемента.

Приравнивая выражения (1.6) и (1.9),

находим

S = —dV/dw.

(1.10)

Интегрируя это выражение, получаем зависимость меж­ ду объемом сжатого газа в упругом элементе н измене­ нием его эффективной площади:

W

 

V = V0;- j Sdw.

(1.1 n

6

 

При подстановке значении (1.10) п (1.11) в выражение (1.8) находим вертикальную нагрузку на пневматиче­ ский упругий элемент:

P = S

( 1. 12)

Для амортизатора, имеющего небольшой по сравне­ нию с автомобильным упругим элементом ход, целесо­ образно принять 5 = const. Учитывая, что Vo=Sb, где b —начальная высота столба сжатого газа, получаем

P ^ S \ j u ( b j b - w ) V - p Bj.

(1.13)

Величина показателя политропы у зависит от усло­ вий теплообмена между газом и окружающей средой и является функцией скорости изменения объема газа в оболочке [46].

Для пневматической пружины можно выделить две предельные характеристики упругого элемента — адиа­ батическую и изотермическую. При больших скоростях изменения объема (ударном нагружении) теплосодер­

жание газа можно считать

постоянным,

имеет

место

адиабатический

процесс,

описываемый

уравнением

 

РаУ* =

Const,

 

 

где к — адиабатический показатель процесса (для

воз­

духа х=1,41).

скоростях деформации (статическом на­

При малых

гружении) происходит выравнивание температур между газом и окружающей средой. Состояние газа опреде­ ляется уравнением изотермы:

p&V=const (т. е. у = 1 ). •

14-


Адиабатический и изотермический циклы являются частными случаями политроппческого процесса, показа­ тель которого лежит в интервале

Для. трансформаций средней продолжительности,

близких к обычным частотам подвески,

у » 1,3.

Таким образом, при медленном (статическом) нагру­

жении зависимость упругой реакции амортизатора от

прогиба будет иметь вид

 

PCT = S[pa0(b/(b—w)—pB].

(1.14)

Для получения выражений жесткости упругих характе­

ристик

достаточно

продифференцировать выражения

(1.13) и

(1.14).

 

 

 

 

 

Динамическая жесткость

 

 

 

 

ЛР __

p ^ S

 

 

(1.15)

 

dw

 

b

 

 

 

 

 

 

 

Статическая жесткость

 

 

 

 

 

_

(1Рет

PMS

(

Ь] у

(1.16)

 

о т

dw

b

yb

ш J

 

 

Ыа рис. 1.4 в качестве примера изображена стати­ ческая н динамическая упругие характеристики для упругого элемента с эффективной площадью 5 = 35Х Х10-4 м2, высотой столба сжатого газа в статическом

положении

b = 7-10~2 м и абсолютным давлением ряо—

= 0,16 МПа

(1,6-10= Н/м2), Рст= 210 Н. На рис. 1.5 по­

казаны статическая и динамическая жесткости упругого элемента с теми же характеристиками. Из графика на рис. 1.4 видно, что при изменении статической нагрузки на упругий элемент деформация w может быть опреде-

Рпс. 1.4. Статическая и динамическая упругие характеристики.

Рис. 1.5. Статическая и динамическая жесткости.

15


лена по кривой Р ст, а упругая реакция при колебаниях объекта относительно нового положения статического равновесия — по кривой Р \, аналогичной кривой P(w). При колебаниях относительно точки ш= 0 упругая ре­ акция амортизатора будет определяться по кривой Р. Из рис. 1.5 следует, что динамическая жесткость упру­ гого элемента с во всех случаях больше его статической жесткости.

Ясно, что при постоянном начальном давлении р-м в упругом элементе он может эффективно работать лишь при одной статической нагрузке. При изменении статической нагрузки изменится положение равновесия по оси w н увеличится вероятность пробоев (при уве­ личении статической нагрузки) или отбоев (при умень­ шении статической нагрузки) подвески.

Из графиков следует, что рассматриваемая система нелинейна. Вследствие того что при автоматическом регулировании жесткости изменение упругой реакции элемента при колебаниях объекта происходит согласно выражению (1.13) н единственной точкой, принадле: ж ащей статической упругой характеристике, оказывается точка статического равновесия, выражение (1.14) для статической характеристики впредь не будет представ­ лять для нас интереса.

1.5.Параметры демпфирования

Без преувеличения можно сказать, что при конструи­ ровании амортизационных систем выбор оптимальных параметров демпфирования является более сложной за­ дачей, чем выбор жесткости. Хотя этому вопросу посвя­ щен ряд работ [29, 33—36, 38, 39, 49, 50], уместно еще раз на нем остановиться для выявления возможностей применения различных схем формирования диссипатив­ ных (рассеивающих) сил в подвесках с регулируемыми параметрами. Сразу следует подчеркнуть, что регулиро­ вание в широких пределах жесткости налагает подобные

же требования

на демпфирование.

Вследствие

этого

в амортизаторах

с регулируемыми

параметрами

могут

найти применение лишь схемы формирования диссипа­ тивной силы, обеспечивающие достаточно простое ее ре­ гулирование в широком диапазоне.

Свободные колебания механической системы в реаль­ ных условиях происходят при наличии сил сопротнвле-

16


ипя, вызывающих рассеивание механической энергии си­ стемы.

В линейной теории колебаний главным образом рас­ сматриваются силы сопротивления, пропорциональные скорости.

В таком случае сила сопротивления, действующая на каждую точку системы,

Ri = bw,

(1.17)

где Ь— коэффициент сопротивления; w — скорость дви­ жения.

Уравнение свободных колебаний с затуханием имеет вид [43]

 

к'- \ - 2 h w m2w — 0.

(1-18)

Здесь

2h = bjm\ /г— коэффициент затухания; а = }/~с/т-^

круговая частота собственных колебаний;

с — жест­

кость;

пг — масса.

 

В зависимости от соотношения частоты собственных колебаний со и коэффициента затухания к движение си­ стемы может быть следующим.

1.

При /г< со, т.

е. в случае малого сопротивления,

движение системы представляет

собой затухающие

ко­

лебания. Перемещение в этом случае выражается фор­

мулой

 

 

 

 

 

 

 

ад =

Ae~hi sin ([/or — /г3 / -f- <р),

(1.19)

где А = ] / Шц +

(w0-f- Iiw0)-/u3- If

амплитуда

колеба­

ний;

аУо — начальное

смещение;

ib0— начальная

ско­

рость; ср — фаза,

 

 

 

 

 

ctg <? = (w0- f hw0)/w0 У or — I f ,

 

 

Период свободных колебаний

 

 

 

 

 

 

T= 2зт/со.

 

(1.20)

Период затухающих колебаний

 

 

 

 

 

Т* = 2т:/[Ло2 — If

(1.21)

Очевидно, что два соседних максимальных отклонения соответствуют полупериоду затухающих колебаний, т. е.

wt= Ae~ht и w{t+T*m = A < r Ht+T'r2)-

2 -5 4 7

17


Отношение двух последовательных наибольших от­ клонений системы

( 1.22)

остается неизменным во все время колебательного дви­ жения.

Натуральный логарифм этого отношения называют логарифмическим декрементом:

In Д = —liT*/2.

(1.23)

2. При /г>со, т. е. в случае большого сопротивления,

система совершает апериодическое движение.

апериоди­

3. При /г = со имеется

предельный случай

ческого движения.

2 и 3 не имеют распростране­

Очевидно, что случаи

ния в внброзащитных системах. Из рассмотрения фор­

мул

(1.19) — (1.23) следует:

вызывают

непрерывное

1)

силы

сопротивления

уменьшение амплитуд колебаний;

влияет на

2)

малое

сопротивление

незначительно

частоту и период свободных колебаний, но вызывает быстрое затухание этих колебаний.

Сила сопротивления, пропорциональная скорости, имеет широкое распространение в амортизаторах с не­ линейными характеристиками, поскольку они основаны на применении упругих сред, и формирование демпфи­

рующей силы

проще всего осуществляется в таком

случае

посредством дросселирования упругой среды.

В

качестве

механизма формирования демпфирую­

щей силы используется внутреннее трение в материалах (резине, пенополиуретане и т. д.). Внутреннее трение в материалах приводит к явлению гистерезиса в системе координат «сила — перемещение», что приводит к зату­ ханию колебаний.

Эксперименты показывают, что площадь петли гисте­ резиса зависит от частоты, т. е. энергия, рассеиваемая за цикл, зависит от продолжительности цикла, но не зависит от его номера. Возможные модели представ­ ления силы внутреннего трения приведены в литературе

[34, 49, 50].

Поскольку управлять силами внутреннего трения в материалах можно в весьма ограниченных размерах, их следует отнести в части применения в широкодиапа­ зонных амортизаторах к категории малоэффективных.

18